Встреча воспитанников воскресной школы с писателем Е.А. Каруниным — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Встреча воспитанников воскресной школы с писателем Е.А. Каруниным

Опубликовано: 6 апреля 2021

Категории: Новости

04 апреля 2021 года в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово состоялась встреча воспитанников воскресной школы с писателем и поэтом, членом союза писателей России Евгением Александровичем Каруниным.

Встреча была приурочена ко Дню Православной книги. Писатель читал авторскую поэму «Куликово поле». Детям очень понравилось узнать о непростой странице истории нашего народа в поэтической форме, что позволило эмоционально пережить те события вместе с автором.

Все дети остались под впечатлением о столь важном и трагическом моменте в истории нашей Родины.

Информационный источник: Пресс-Служба Восточного викариатства

В Гольянове прошла встреча любителей самбо

Третий год подряд в зале Приходского дома храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове собираются мальчишки, подростки, молодые люди и мужчины, увлеченные одним из видов единоборств – самбо, или «самообороной без оружия».

 В этом году матчевая встреча прошла 30 марта и была посвящена святому Илие Муромцу, память которого совершается Церковью 31 марта в составе Киево-Печерских святых.

 Ребята из действующего при нашем храме клуба «Соловецкий ратник» принимали у себя в гостях представителя комбат самбо отрядов специального назначения Италии, мастера джиу-джитсу Максимилиано Маниконе.

Синьор Маниконе вместе с инициатором и организатором встречи Виктором Борисовичем Дмитриевым были судьями. А боролись наши ратники со спортсменами из клуба «Рукопашник» города Долгопрудный.

С приветственным словом к участникам встречи обратился клирик нашего храма иерей Евгений Бадыло. Батюшка благословил юных ратников и напомнил им, что Илия Муромец не только былинный богатырь, а святой воин – защитник нашего Отечества. Что быть защитником призван каждый мужчина, поэтому нужно развивать в себе силу, выносливость, мужество. Что мериться силой нужно на борцовском ковре, а покидая его, нужно учиться крепко дружить.

Всего во встрече приняли участие более 20 самбистов. Победители были награждены почетными грамотами.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

3 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Торжественное окончание учебного года воскресной школы «Преображение»

30 апреля 2023 года в Неделю жен-мироносиц, в храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялось закрытие учебного года воскресной школы «Преображение».

После Божественной Литургии настоятель храма протоиерей Борис Потапов и клирики храма отслужили благодарственный молебен с возглашением имен педагогов и учеников воскресной школы.

По завершении молебна праздник продолжился в неформальной обстановке. В холле храма педагогов, детей и их родителей ждало вкусное угощение. Отец Борис отметил благодарственными дипломами и памятными подарками от храма родителей, которые в течение года поддерживали учебные и вне учебные процессы воскресной школы.

Все детки также получили подарки в память об очередном учебном годе. В завершении праздника отец Борис и педагоги говорили детям напутственные слова на лето, о том, как важно и вне стен воскресной школы сохранять благочестие, не забывать молиться и быть проповедниками Евангелия везде, куда бы они не пошли.

Храм Преображения Господня от всего сердца благодарит педагогов воскресной школы «Преображение», которые весь год поддерживали в детях учебный энтузиазм и родителей, которые радеют о жизни воскресной школы!

Источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня на Преображенской площади

4 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся объезд строящихся храмов в Восточном округе столицы

31 августа, Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин возглавил объезд строящихся храмов в Восточном округе столицы. В объезде приняли участие епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, испытатель отряда центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ Елена Олеговна Серова, префект Восточного административного округа города Москвы Николай Владимирович Алешин и другие.

В этот день кураторы Программы строительства проинспектировали ход выполнения работ в 7-ми храмах Восточного викариатства:

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на улице Салтыковской, напротив вл. 39; 

Храм и приходской дом построены и готовятся к вводу в эксплуатацию. До 12 сентября подрядчик должен обеспечить проведение пуско-наладочных работ и сдачу индивидуального теплового пункта. 25 августа, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил чин великого освящения храма.

Храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на 9-й Парковой улице;

Здесь идет радикальная реконструкция ветхого здания, в котором в своем время был детский садик, а затем обустроен православный храм. Демонтировать было решено поэтапно. Сначала восточную часть старых помещений – и на их месте возводить главный храм, затем – западную и под конец – центральную, чтобы можно было не прекращать богослужений.

Сегодня на месте восточной части аварийного строения высится новый белоснежный храм, с двумя приделами: верхним и нижним. Вместо западной части – трехэтажный приходской дом. В настоящее время в центральной части выполняется укрепление фундаментов, внутри возведены новые стены и перегородки, до конца октября должен быть устроен пристенный дренаж.

Храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино-Ухтомском, на улице Камова, вл. 2А;

Стены храма возведены, купола с крестами установлены, кровля смонтирована, завершается отделка нижних помещений, где размещаются классы воскресной школы. Через две недели классы будут полностью готовы.

На следующей неделе планируется подключить газовое отопление, с сентября — продолжить работы по отделке фасадов. Когда они будут выполнены, леса снимут и приступят к благоустройству территории.

Храм равноапостольного князя Владимира на улице Перовская, вл. 64;

Возведены железобетонные, монолитные своды, выполнено устройство стропильной системы основной части храма. Подрядчик обещает смонтировать барабан до 20 сентября, до конца октября — обеспечить устройство входных групп, до конца ноября – установить купола с крестами, а до конца года – закрыть контур. На будущий год намечена внешняя и внутренняя отделка. Сейчас производится корректировка проекта в части устройства внутренних помещений.

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44;  

Плита перекрытия будет выполнена до 5 сентября. При этом монолитная часть стен первого этажа уже достигла 3,5 метров. Одновременно прокладываются инженерные сети.

Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси на улице Уральская, напротив вл. 21; 

За два месяца, прошедшие с предыдущего объезда, была выполнена конструкция холодной части звонницы, а также кирпичная кладка стен центрального зала храма.

Храм преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская, напротив вл. 11.

Выполнены работы по ограждению территории строительства, завезены бытовки. В этом году планируется выйти на строительную площадку.

Официальный сайт Программы строительства — http://200hramov.ru

 

1 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up