Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Родился в послевоенном Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После ее окончания поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

Читать далее
//vostokvk.ru/wp-content/uploads/2019/01/57743.png

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день в истории нашего Отечества был отмечен многими событиями, но, наверное, самое яркое и значительное — это Куликовская битва в 1380 году. Конечно, враг не знал, что в этот день Русь прославляет Пресвятую Богородицу, что к Ней особенно возносятся молитвы. Он начал эту битву в полной уверенности, что победа будет одержана. Но мы знаем, что этого не случилось. Непобедимый враг был остановлен, и по прошествии ста лет враг ушел, осознав, что невозможно победить этот народ и эту державу.

Вот какие замечательные события связаны с праздником, который мы сегодня отмечаем. Почему же Русь стояла так твердо? Потому что Россия сохранила свой язык, свою веру, свою культуру, и даже под иноземным владычеством продолжала развиваться наша национальная жизнь.

А теперь давайте спросим: а почему так? Ответ только один: вера православная, Церковь Православная была хранителем духовной жизни народа. Люди понимали, что отступить можно от чего угодно, но только от веры никогда нельзя отступать. Потому что, если предашь в этом Господа, ничего другое не получится и никаких успехов не будет. И эта наша верность Господу и Спасителю, в условиях иноземной власти, была угодна Всевышнему настолько, что в течение десятилетий враг не предпринимал никаких усилий, чтобы напасть на столицу. Враг стоял на реке Угре, напротив стояло наше войско, и это стояние, без видимой битвы, и стало нашей тихой победой над врагом.

Конечно, все это было связано с глубочайшей верой нашего народа. Потому что вера делает человека очень сильным, ведь она переводит его сознание от повседневности, от материальных забот к заботе о душе, о вечности. И когда в человеке сильно это измерение, связанное с вечностью, то он становится непобедимым, потому что перестает бояться смерти. А именно ведь страх смерти гонит воина с поля битвы, толкает слабого на предательство и даже на то, чтобы брату восстать на брата.

Но подлинная вера истребляет страх смерти, а значит, и всякую человеческую подлость и предательство, и является великой опорой людей в созидании их общей жизни. Вот почему вера так важна для созидания жизни и общества, и государства. И если люди отказываются от этой силы и уповают только на силу юридического закона или на силу политических групп и партий, то такого рода единство всегда временное: проходит вкус на партии и политические идеалы, и все начинает разваливаться. И потому важно, чтобы в основе нашей национальной жизни, как великий приоритет, была вера, а вместе с ней — система христианских ценностей, которые возвышают душу и ведут человека, убежденно верующего, в вечную жизнь, а потому и непобедимого.

Сегодня Отечество наше, Русь, историческая Русь проходит через тяжелые испытания. Мы знаем, что происходит на Украине. Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России. Очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало чувства, что там враг. Мы должны молиться сегодня о том, чтобы Господь укрепил братские чувства народов Святой Руси, чтобы еще более и более крепким становилось единство нашей Церкви, которое действительно является залогом мира на просторах Руси, — почему и развал нашей страны начался с попыток разорвать Церковь, создать расколы и разделения. Враг знал, что в эту точку надо ударить. И хотя мы понесли потери и возник опасный, греховный безблагодатный раскол на Украине, но одновременно там сохраняется вера православная, и наши братья и сестры, архипастыри и пастыри едины и, верю, вместе с нами продолжают молиться вокруг престола Господня и за прекращение междоусобной брани, и за восстановление мира на просторах исторической Руси.

Сегодняшний день связан с воспоминанием великой победы нашего народа, его духовного подвига, с воспоминанием того, как духовный авторитет влиял на формирование мужества и героизма. Я имею в виду, в первую очередь, благословение преподобного Сергия Радонежского, данное Дмитрию Донскому. Как все это формировало подлинную духовную силу нашего воинства, которое одержало победу в историческом сражении.

Это экскурс в историю с нашей, церковной точки зрения. Эта точка зрения не присутствует в светской исторической науке, а напрасно, потому что именно этот подход к истории высвечивает самое главное — духовное измерение в жизни людей и государства, без которого победы, в условиях угасания веры и духа, становятся невозможными. Поэтому сегодня мы еще и еще раз молимся Господу, чтобы Он умирил Русь, остановил междоусобные брани, чтобы воссоединилась Русь Святая — в том смысле, чтобы никакие раздоры и разделения не терзали наследников той самой единой Святой Руси. И сегодня, когда мы вспоминаем победу нашего народа в Куликовской битве, мы просим о том, чтобы без особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа, которая бы вернула нам духовное единство, мир, благополучие и взаимную любовь.

Пусть Покров Царицы Небесной простирается над Ее уделом — над Святой Русью. Пусть святые угодники Божии, одинаково прославляемые и почитаемые в России, на Украине, в Беларуси и других уголках исторической Руси, молятся сегодня за нас, недостойных, и вооружают нас правильными мыслями, нужными словами, но, самое главное, праведными делами, через которые могли бы прийти мир и благополучие на землю Святой Руси. Аминь.

22 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь после Литургии в храме великомученицы Варвары г. Норильска

18 сентября 2022 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученицы Варвары в районе Талнах г. Норильска Красноярского края и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Агафангел! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Дорогие отцы, братья, сестры! Высокопоставленные гости!

Хотел бы всех вас поздравить с важным историческим событием. Четыре года назад Господь привел меня сюда, и я имел возможность заложить тогда камень в основание этого храма. Когда посещаешь северные регионы страны, в которых климат отличается от регионов, где живет большинство населения, когда видишь, насколько хрупкой является природа Севера, понимаешь, насколько должны быть сильными люди, чтобы здесь жить, трудиться, строить, созидать. А если принять во внимание экономическое значение Норильска, с которым мы имели возможность познакомиться, когда понимаешь, насколько всё это важно для страны, то сознаешь подвиг, который совершают здесь люди, несущие трудовую вахту и обеспечивающие все необходимое для того, чтобы здесь была достаточно благоустроенной жизнь и развивалось местное общество. Так оно и происходит.

Но совершенно очевидно: чтобы совершать здесь нечто, нужно прилагать куда больше усилий по сравнению с другими, более комфортными с климатической точки зрения регионами. На единицу сделанного труда люди, несомненно, затрачивают здесь больше энергии. Вот вчера мне довелось спуститься на глубину двух километров и увидеть там, на этой глубине, труд шахтеров. Это действительно героический труд. Находишься в зоне, где уже тепло от того жара, который внутри Земли, понимаешь, на какой же глубине ты находишься, где чувствуется нехватка кислорода, и понимаешь, что условия очень и очень непростые. И там, на это глубине, замечательно трудятся люди, и ты исполняешься глубоким уважением и признательностью ко всем тем, кто несет здесь трудовую вахту. А также и к членам семей, которые разделяют с шахтерами и другими тружениками их непростую повседневность и помогают трудиться, сохранять и доброе настроение, что очень необходимо, и здоровье.

Я хотел бы поблагодарить всех, кто здесь трудится, — господина губернатора, его команду, всех тех, кто в забое, тех, кто обеспечивает производство. А также и тех, кто занимается здесь культурой, кто учит детей, кто обеспечивает медицинское обслуживание, кто охраняет порядок, необходимый в любом человеческом общежитии. Вы делаете действительно большое, я бы сказал, великое дело. Освоение Русского Севера — это освоение территорий, в которых несметные сокровища, огромные богатства, огромный потенциал нашей страны. И когда сознаешь масштаб этого потенциала, понимаешь, как тщетны все попытки напугать нашу страну — то, что сегодня мы наблюдаем в сфере международных отношений. Вот тех «пугальщиков» привезти бы сюда и поместить в условия, в которых вы трудитесь. Чтобы они посмотрели на ваши лица, увидели эту силу — силу воли, силу духа, способность преодолевать трудности. Тогда, может быть, еще больше задумались бы, стоит обижать русских или не стоит.

Помогай Бог в это непростое время каждому из нас трудиться на своем месте, укрепляя силу нашей страны, могущество нашего Отечества, которое сегодня является синонимом нашей общей безопасности и общего благополучия. Верим, что так оно и будет. А всех вас, мои дорогие, я хотел бы еще и еще раз сердечно поблагодарить за тот труд, который вы несете здесь, в этих непростых условиях. За то, как вы благоустраиваете этот замечательный край, как развиваются образование, культура, наука, общественная жизнь в далеко не простых и не легких климатических условиях. Пусть Господь помогает всем вам, укрепляет ваши силы душевные и телесные. Особенно моя молитва о молодежи, о детях, которые должны от нашего поколения принять вахту служения Отечеству, но, что самое важное, вахту сохранения православной веры. Потому что сила народа всегда связана с силой веры. Когда ослаблялась вера, тогда и народ становился слабее. Как мне говорили многие из тех, кто сражался во время войны на переднем крае, в окопах атеистов не бывает. А когда я спрашивал, как же так, советское же время было, партийные были среди офицеров и солдат, — ответ был такой: на передовой, особенно перед тем, как через несколько минут раздастся команда «В атаку!», атеистов в окопах не бывает. Каждый предстоит вечности, Богу. Эта внутренняя глубинная вера нашего народа помогла и тогда, в тяжелые годы войны, и способна помогать нам сегодня в трудных обстоятельствах жизни.

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем вам, сил, крепости, здоровья. Берегите свое здоровье, потому что климатические условия достаточно непростые здесь, на Севере, но, самое главное, сохраняйте веру и любовь к Отечеству, которые являются двумя крыльями, на которых взлетает человек. А если хотя бы одно из этих крыльев подбито, то и другому крылу недостанет силы, чтобы поднять вверх человека, его личность, его совесть. Пусть Господь хранит эту землю, такую богатую, процветающую и одновременно такую непростую для того, чтобы жить здесь и осваивать те богатства и сокровища, которые Бог даровал стране нашей.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5960552.html

20 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверных князей

12 сентября 2022 года, в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Благодарю вас, дорогой владыка, и за добрые слова, и за прекрасный образ, и за то, как поддерживается молитвенная, духовная жизнь в сей святой обители, которая является одной из центральных обителей нашей Церкви. Во-первых, потому что она наидревнейшая в городе Москве, а, во-вторых, именно здесь — официальный центр Русской Православной Церкви.

Обитель сия открыта для многих людей, и радуется мое сердце, что с течением времени верующих становится не меньше, а больше, особенно в эти последние тревожные годы. Так уж получается по пословице русской: гром не грянет — мужик не перекрестится. И когда все благополучно, спокойно, Бог остается где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: пошел в церковь — хорошо, не пошел — ну что ж, занят сегодня, не могу. А вот внешние обстоятельства чаще всего — и дай Бог, чтобы так было всегда — мобилизуют наше религиозное чувство и наше осознание причастности к Церкви.

Вот и сегодня такое время — время тревожное, даже очень тревожное. И мы должны молиться, чтобы все опасности миновали нашу Родину, чтобы остались ни с чем те, кто мечтает сокрушить Россию как независимое, подлинно независимое государство. Такие государства можно перечислить на пальцах одной руки, все прочие так или иначе зависят от мировых центров власти; но Россия не зависит ни от каких центров власти, которые находятся за пределами ее суверенной территории. Это великая привилегия, но это и огромный крест, потому что всегда находятся те, кто хотел бы ввести в орбиту своего влияния такую богатую, сильную страну, как Россия.

Мы знаем, что в мире неспокойно, а Россия продолжает свое по-настоящему суверенное историческое бытие, и, если взглянуть на нашу историю, мы поймем, что во многом этот суверенитет определялся силой духа русских людей, силой духовного влияния Церкви на наше Отечество. Мы знаем, какую огромную роль Церковь сыграла в освобождении Руси от иноземных сил. Мы знаем, что именно Церковь вдохновляла воинов на исторические сражения, в результате которых Родина оставалась суверенной и свободной. Мы знаем, как святые угодники молились за страну, за воинство, за великого князя, а потом и за царя.

Вот и сегодня наступило время, когда мы должны особенно молиться за Отечество наше, за Президента нашего — какая разница, как называется глава государства! — за воинство наше. Чтобы были у страны силы сохранить свою подлинную независимость от самых могущественных сил, господствующих сегодня над большинством стран мира.

У России особый исторический путь. Когда все благополучно, спокойно, мы как-то мало об этом задумываемся; а вот когда наступают времена тревожные, начинаешь особенно сознавать всемирную судьбоносную миссию Руси. Так было в древности, так и сегодня эта особая миссия возвращается и возлагается на плечи нашего народа.

Мы молились сегодня святому благоверному великому князю Даниилу и отцу его святому благоверному великому князю Александру Невскому, которые по должности своей совмещали и возглавление государства, и возглавление воинства. А ведь как это было непросто! Ведь там, где войско, там меч, а где меч, там и смерть. И какую же нужно было иметь духовную силу, как же нужно было осознавать свою нравственную и духовную ответственность за то, чтобы, возглавляя страну и воинство и имея меч при бедре, остаться святым человеком! Великие князья Александр Невский и Даниил Московский, которых мы сегодня вспоминаем, сумели совместить эту политическую и воинскую миссию со святостью. А ведь, наверное, такое совмещение и является залогом того, что страна, имеющая такое возглавление, никогда не будет совершать военных преступлений. Потому что если во главе Отечества, во главе воинства человек святой, да и, может быть, не святой, но верующий, православный, крещеный, сознающий свою ответственность пред Богом, Церковью, страной, то страна гарантирована от всякого рода военных авантюр, страна может быть уверена в том, что меч при бедре будет вынут из ножен только тогда, когда это нравственно, морально и даже духовно оправданно.

Вот и сегодня мы, еще раз хочу сказать, живем в очень непростое время, и потому наша особенная молитва — о главе нашего государства, о верховном главнокомандующем Владимире Владимировиче Путине, на котором лежит особая ответственность, а также о всех военачальниках и тех, кто во власти. Чтобы Господь умудрил, укрепил, вразумил, оградил от грехов и ошибок и одновременно вдохновил на действия, которые принесли бы Отечеству нашему защиту от всяких внешних, даже, может быть, самых опасных и страшных угроз.

Святой Даниил Московский, преподобный князь, особым образом соединивший в себе духовное и государственное служение, являет замечательный пример того, как в одной личности может быть соединено как бы несовместимое. В каком-то смысле святой Даниил есть некий образец для всех тех, кто принимает на себя верховную власть в России. И, несомненно, князь Даниил в молитвах своих, и в этом можно быть уверенным, не оставляет мыслью тех, кто возглавляет Русь, все Отечество наше. И верим, покуда будут на Руси почитаться святые князья — правители земли нашей, соединившие духовное и материальное, небесное и земное, политическое, государственное служение и личный духовный опыт, духовный подвиг, — будет действительно крепка наша земля.

Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвами святого благоверного великого князя Даниила Московского да хранит Господь землю Русскую, град Москву, Петербург, все наши грады и веси, дабы укреплялась духовная и материальная сила России, дабы страна наша до скончания века была по-настоящему свободной, независимой и, в первую очередь, сохраняла веру и благочестие, объединяя народ наш любовью и молитвой. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5958411.html

13 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Всероссийского Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем мученическую кончину святого Иоанна Предтечи, который был по приказу царя Ирода усечен мечом. Сей день Церковь призывает проводить в строгом посте, поскольку именно невоздержание стало причиной произошедшего трагического события. Роскошная трапеза с обилием вина так изменила сознание правителя, что он решил казнить пророка Божия, которого, будучи в трезвом состоянии, «боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его» (Мк. 6:20).

Дабы мы не потеряли духовной бдительности, Русская Церковь, как любящая мать, установила особый День трезвости, возродив замечательную дореволюционную традицию. Опираясь на Божественное Откровение и огромный святоотеческий опыт, Она неустанно свидетельствует о том, что излишества в пище и невоздержанность в употреблении хмельных напитков не могут иметь добрых последствий, что мы и видим на примере царя Ирода.

Любые смущения и тревоги, заботы и трудности, с какими бы людям ни приходилось сталкиваться в жизни, успешно преодолеваются не с помощью алкоголя и других одурманивающих средств, но крепкой верой и преданием себя воле Создателя. Только так в сердце воцаряются мир и радость, которые позволяют человеку адекватно оценивать все происходящее, делать верные выводы и принимать правильные решения.

Итак, «будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6), дабы жизнь наша протекала во всяком благочестии и чистоте, в чем да поможет нам Милостивый Спаситель по молитвам Своего Предтечи и Крестителя Иоанна.

Информационный источник: http://moseparh.ru/obrashhenie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-po-sluchayu-dnya-trezvosti-6.html

11 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

6 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее поздравление учащим и учащимся духовных учебных заведений

Ректорам, преподавателям, наставникам и студентам духовных учебных заведений!

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, преподаватели и наставники, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с началом нового учебного года.

Время обучения в духовной школе — это не только пора получения богословских знаний, новые знакомства и открытие жизненных перспектив, но и нелегкий период внутренней работы над собой, взросления и самосовершенствования. Апостол Павел дает своему ученику Тимофею добрый совет и наставление: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (I Тим. 4:16). В этих словах четко определена высшая цель ваших образовательных трудов: спасение себя и тех, кто вас слушает или будет слушать. И на пути к этой цели необходимо постоянство во внутреннем делании и учении. Внимательно относитесь к себе, испытывайте себя, старайтесь не совершать ошибок и не уклоняться от евангельского духа. Будьте прилежны в усвоении преподаваемых дисциплин, ревнуйте в добром всегда (Гал. 4:18).

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является подражание наставникам. Апостол Павел призывает подражать вере наставников, которые проповедовали вам слово Божие (Евр. 13:7). Вот как об этом рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский: «Подражание есть одно из самых употребительных орудий для образования и направления жизни и деятельности во всех видах, <…> и самое слово раскрывается и образуется посредством подражания» (Слово в день памяти Преподобного Сергия). Глубоко убежден, что в каждой из духовных школ нашей Церкви есть множество достойных подражания архипастырей, священников, профессоров и преподавателей. Отечески призываю студентов дорожить временем и не упустить ценную возможность душеполезного личного общения с учителями и друг с другом.

В сей праздничный день желаю всем вам крепости сил, мира, щедрой помощи Вседержителя и успехов в учении и трудах во славу Божию и на пользу ближних.

Благословение Господа нашего Иисуса Христа да пребывает с вами неизменно.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Информационный источник: http://moseparh.ru/patriarshee-pozdravlenie-uchashhim-i-uchashhimsya-duxovnyx-uchebnyx-zavedenij-s-nachalom-uchebnogo-goda.html

2 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии

28 августа 2022 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, размышляя на тему сегодняшнего праздника Успения Пресвятой Богородицы, особым образом подчеркнул значение славянского слова «преставилася»: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота (тропарь праздника Успения Божией Матери). Слово это означает «переход», «преставился» значит «перешел», и это очень точно отражает смысл того, что произошло, когда как бы закончилось физическое бытие Богоматери. Она не умерла — Она преставилась, Она перешла в другой мир.

Это понимание, что смерть есть преставление, переход, вошло в наш обиход. Мы говорим об умершем: он преставился, он не умер. Смерть — это конец бытия, но вера Христова не позволяет нам полагать, что человек смертен, что он заканчивает свое бытие через физическое прекращение бытия его тела. Существует множество свидетельств о том, что человеческая жизнь продолжается после физической смерти. Множество свидетельств об этом преставлении, о переходе, на чем, собственно, и основывается наша вера в бессмертие души. Конечно, о бессмертии говорит нам Священное Писание, говорит Сам Бог, но и опыт человеческой жизни, соприкосновение людей с иным миром, а в каких-то особых случаях передача информации о ином бытии людям живущим, несомненно, содействовало еще большему укреплению веры в то, что окончание физического бытия, прекращение функционирования нашего тела не означает смерти человека, а означает переход его бессмертной души из одного состояния в другое.

Страх смерти парализует человека. Отсутствие страха перед смертью делает человека непобедимым. Вот почему очень часто вера православная помогает тем, кто на поле брани, кому нужно идти в атаку, кто сознает, что может не выйти своими ногами из этой атаки — а идти надо, чтобы защищать Родину. И если человек в этот момент руководствуется своими глубокими религиозными чувствами и своей верой, то он идет смело в атаку, сознавая, что с прекращением его физического бытия жизнь не прекращается — она продолжается.

Но страх смерти очень силен, и я приведу пример того, как страх смерти сковал, парализовал не кого-то, а первоверховного апостола Петра. Когда при Нероне начались страшные гонения на христиан, Петр, будучи Предстоятелем Церкви Римской, главой христианской общины Рима, решил, движимый страхом, из Рима уйти, убежать. Но на пути из Рима, совсем недалеко от города, ему является Господь, и спрашивает Петр: «Куда идешь?» («камо грядеши» по-славянски, «quo vadis» по-латыни). Почему употребляю это латинское выражение? Потому что на этом месте в Риме сейчас стоит храм, который так и называется — «Quo vadis», «Камо грядеши».

Одного только слова Спасителя хватило апостолу Петру, чтобы прийти в чувство, чтобы осознать свою греховность, свою слабость. И апостол вернулся в Рим, точно зная, что будет умерщвлен. Но без всякого страха Петр шел туда, где ему должно было быть как Предстоятелю местной Церкви. И мы знаем, что апостол был жестоко казнен. Его решили распять на кресте, по образу Креста Его Учителя, но апостол попросил мучителей, чтобы его повесили вниз головой, дабы не уподобляться Кресту Христову. Эта просьба была исполнена, и апостол мученически скончался, не убоясь смерти в самый страшный час.

Но ведь вопрошание «Куда идешь?» применимо к каждому из нас. Замечательно, если у нас хватает сил, разумения, воли, чтобы задать себе этот самый главный вопрос жизни: куда я иду, Господи? Это путь к Тебе? Это путь в Твое Царство, или я, помраченный соблазнами этого мира, круговертью того, что нас окружает, теряю возможность найти правильный жизненный ориентир и иду туда, куда не надо, потому что не этот путь ведет ко спасению? Поэтому замечательные слова «камо грядеши?» каждый из нас должен время от времени задавать самому себе. Камо грядеши? Куда идешь? Идешь ли ты туда, где свет, где Божие Царство, где полнота бытия, или, увлеченный некими временными интересами, страстями, заботами, идешь на поводу соблазнов бренной жизни?

Сегодня мы вспоминаем Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, Ее Успение. Мы молимся перед изображением Ее плащаницы, мы молимся Той, Которая не убоялась претерпеть мучения и даже смерть во имя Сына Своего и стояла у Креста. Какое еще могло быть более яркое и сильное свидетельство того, что Она со Своим Сыном, со Спасителем, так что никакой человеческий страх не отогнал Ее прочь? Она была готова принять смерть вместе с Ним, но Господь сподобил Ее другого жизненного пути. Пресвятая Дева прожила долгую жизнь, Она собрала вокруг Себя апостолов, Она стала Матерью Церкви, Матерью первой общины последователей Ее Сына и Бога нашего. И сегодня, вспоминая Успение Пресвятой Богородицы, мы благодарим Господа за многие и многие славные явления Божественной силы. Сам факт того, что мы с вами исповедуем сегодня веру в Господа и Спасителя, что мы окружаем честную плащаницу Богоматери, что мы противостоим многим соблазнам, искушениям и диавольским наваждениям, целью которых является отрыв человека от Бога, есть знамение милости Пресвятой Богородицы ко всем нам. И сегодня наша молитва к Ней о том, чтобы Ее державный Покров простирался над народом нашим, ограждая от искушений и соблазнов, укрепляя в вере православной, чтобы Ее державный Покров простирался над Отечеством нашим, ограждая его от всякого врага и супостата, чтобы внутри Отечества сохранялась вера православная, возрастая и укрепляясь в сынах и дочерях Церкви нашей. И верим, что тогда и здесь, на земле, нас ждет славное будущее, но, самое важное, мы и после смерти сподобимся войти в тот мир, где Пресвятая Богородица являет Свою вечную славу.

Покров Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да пребывает над народом нашим, над Отечеством нашим, над Церковью нашей и над каждым из нас. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5954819.html

29 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

19 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up