Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Опубликовано: 7 апреля 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия — родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение — это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и архангелов.

На страницах Евангелия мы встречаем Богоматерь в повествованиях о рождении Ее Сына, Господа и Спасителя нашего, Его принесения, по обычаю, в иерусалимский храм; запечатлены также некоторые иные эпизоды из жизни Спасителя, где участвует Божия Матерь, такие как претворение воды в вино в Кане Галилейской. Их немного, но это не означает, что Дева Мария была вдали от Своего Сына. Ведь служение Господа в первую очередь осуществлялось в Галилее. Назарет — родной город, где был дом Девы Марии, а значит, и земной дом Ее Сына; Капернаум был совсем рядом. А служение Спасителя в Галилее далеко не всегда сопровождалось добрым отношением слушавших Его проповеди. Мы знаем, как Спаситель учил в назаретской синагоге о том, что настало время, о котором написано у пророков, и свидетельствовал, что Он и есть Тот, о Ком говорил пророк Исаия (Лк. 4:16-30). И чем закончилось это слово Спасителя? Его схватила разъяренная толпа и повела, чтобы сбросить с обрыва в пропасть. Те, кто бывал в Назарете, знают, какой глубины пропасти окружают старый город, — по всей вероятности, в одну из них и собирались низвергнуть Господа нашего Иисуса Христа. А ведь Мать была в городе, ведь Она все знала! Вот Его схватили, повели, вот Его должны сбросить в пропасть! Что происходило с Матерью в этот момент, как надрывалось Ее сердце! Ну, а последние страдания Спасителя, Его арест, пытки, допросы и, наконец, страшная смерть на кресте? Кто рядом с Ним у креста? Его Мать. Наверное, ни одна мать даже в страшном сне не может себе представить эту жуткую картину — умирающий в страшных мучениях перед лицом ликующей толпы, ни в чем неповинный, принесший столько добра людям Сын. Какие же мысли посещали тогда Деву Марию, какую скорбь она испытывала и от созерцания страданий, и от осознания того, что великая миссия Ее Сына, на Котором не было никакого греха, Который учил добру, Который исцелял и воскрешал, заканчивается позорной смертью!

Трудно представить, через какие страшные испытания прошла Дева Мария; и потому особое почитание Божией Матери возникло еще в первенствующей иерусалимской общине христиан. Но особым образом память о Ней была усилена и обрела всемирный характер на III Вселенском Соборе, специально посвященном Божией Матери. В ту пору возникла ересь, основоположником которой был не кто иной, как архиепископ Константинопольский Несторий, учивший, что Христос был рожден как человек, а потому неправильно называть Деву Марию Богородицей, а только «Христородицей». А поелику Несторий был архиепископом града, где пребывал император, то существовала огромная опасность, что это заблуждение распространится по всему миру. Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы.

В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний день — день благой вести, главизны нашего спасения. Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви.

И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5795360.html

Продолжается набор добровольцев в Мариуполь

ВНИМАНИЕ! По благословению епископа Верейского Пантелеимона Синодальный отдел по благотворительности набирает добровольцев для восстановления частных домов в Мариуполе.

Волонтеры помогают тем, кто не может сам отремонтировать свое жилье: пожилым, одиноким инвалидам, многодетным семьям. С марта 2023 года добровольцы уже восстановили 200 домов, но масштаб разрушений в разы больше. Людей не хватает.

Если у вас есть возможность и желание помочь, приходите на курсы для добровольцев-ремонтников. Открытие курсов состоится 21 апреля в 15:00 (сбор добровольцев в 14:30) на территории храма прп. Серафима Саровского в Раеве (пр. Шокальского, 48, метро Медведково).

Записаться можно по телефону: 8 800-70-70-222 или заполнить анкету: https://bit.ly/dobroremont

Не оставайтесь в стороне

Пресс-служба Восточного викариатства

13 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 104-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем событие, овеянное определенной тайной и малопонятное с обыденной точки зрения — торжественное восшествие в иерусалимский храм отроковицы Девы Марии. Само Ее вхождение по крутым ступеням Иерусалимского храма, которые были, наверное, почти в Ее рост, уже представляется чем-то чудесным. Но Ее, в присутствии первосвященника, ввели во святая святых — туда, куда только раз в год входил первосвященник, где некогда покоились скрижали завета, данные Моисею на горе Синайской, и сосуды с манной, которой питались иудеи во время своего странствия по Синайской пустыне. В это место сосредоточения святыни первосвященником была введена обычная девочка — все это необъяснимо с точки зрения тогдашних обычаев, тогдашних правил, тогдашнего закона, но это событие прочно вошло в христианское предание с самой глубокой древности, с послеапостольских времен. То есть сомневаться в реальности этого события невозможно, потому что оно никогда не подвергалось никаким сомнениям в Церкви. Так и было: Дева Мария, Отроковица, взошла по ступеням иерусалимского храма и в сопровождении первосвященника вошла во святая святых.

Для Девы Марии это было начало пути — как мы знаем, скорбного пути, исполненного многих страданий и болезней. И Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная Мать Господа и Спасителя нашего, с этого уготованного Ей пути не сошла. Она не убоялась даже того, чтобы пойти на Голгофу, где распинали Ее Сына, где страшные воины стояли вокруг распятия, в любой момент готовые пронзить копьем не только ребра Ее Сына, но и Ее Саму. Она стояла там, вокруг многотысячной улюлюкающей толпы, которая приветствовала своими криками распятие Ее ни в чем не повинного Сына. Дева Мария не отошла от того пути, на который Она вступила, входя в иерусалимский храм.

Сегодня мы вспоминаем и другое очень важное событие, связанное с новейшей историей нашей Церкви. Сегодня годовщина интронизации Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного к лику святых. Это событие произошло меньше, чем через два месяца после революции, и стало, конечно, вызовом новой власти, тем более что оно сопровождалось стечением огромного количества православных людей, какого никогда не видела Красная площадь и прилегающие площади Москвы. Тысячи и тысячи людей, с хоругвями, с крестами, с молитвой, приветствовали интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Это была общая молитва за избранного Патриарха. Это была радость по случаю восстановления Патриаршества в Церкви нашей. Но одновременно это был ответ верующего народа на уже тогда возникшее стремление власти к ущемлению прав православных людей, к гонению на Церковь. Именно так власть и восприняла все это — как некую демонстрацию силы. Но это не было демонстрацией физической силы — это была демонстрация духовной силы нашего народа, и в каком-то смысле она стала последней на многие-многие десятилетия, в течение которых Церковь наша переносила гонения, мучения и казни своих верных сынов и дочерей. Страдания, сравнимые только с гонениями, мучениями и казнями, которые Церковь претерпела в древние времена от языческих императоров.

Святейший Тихон, взойдя на Патриарший престол, по-человечески радовался этому ликованию множества людей, их верности, тому, что не убоялись они новых, опасных для них политических обстоятельств и во множестве собрались вокруг своего Патриарха на Красной площади. Но это было, наверное, последнее торжественное общенародное признание важности Патриаршего служения на Руси. Мы знаем, что очень скоро против Церкви были воздвигнуты гонения, не просто сопоставимые с языческими, а во много превосходящие всякие гонения против Церкви Христовой, где бы они ни происходили в течение всей человеческой истории. Ибо ни в одной стране мира не было ничего подобного тому, что произошло на Святой Руси.

И вот сегодня мы вспоминаем святителя Тихона. Мы молимся ему как покровителю Церкви нашей. Мы стараемся — по крайней мере все архиереи Русской Церкви, которые задумываются о подвиге святителя Тихона, — хоть в малой мере брать с него пример мужества, твердости, непоколебимой веры, способности идти против течения, противопоставляя духам злобы поднебесной (Еф. 6:12) свою веру, свое благочестие и свою молитву. Святитель Тихон умер в больнице, а поскольку никто не был свидетелем его кончины, то, когда возник вопрос о его канонизации, он не был причислен к новомученикам, но причтен к исповедникам. Возможно, он был новомучеником, но сие нам не известно, — известно лишь, что уже самые первые его шаги были направлены на защиту Церкви от безбожной власти.

Мы знаем, что новая власть, понимая, что прямым фронтальным ударом по Церкви не достичь желаемой цели, не разрушить Православие, решила использовать другую тактику — создать параллельную «церковь». Вроде такую же православную, чтобы там были «иерархи», «священники», «диаконы», чтобы все эти люди служили в православных храмах, но чтобы у этих так называемых «православных» не было законной иерархии и они были просто ряжеными, назначенными быть «митрополитами», «архиепископами», «епископами» светской безбожной властью. И борьба Святейшего Патриарха Тихона была направлена не против гонителей напрямую, а в первую очередь против ряженых «митрополитов», «архиепископов» и «епископов», которые должны были сместить законную иерархию, а значит, лишить народ наш силы благодати Божией, которая передается в Церкви только в том случае, если Церковь хранит законное преемство от Церкви Апостольской, идущей от Самого Господа, если она возглавляется каноническими, то есть законными архипастырями, рукоположение которых идет от самих апостолов. Только в этой Церкви живет и действует Святой Дух. А власть решила создать квазицерковь, подобие Церкви, ввести в заблуждение народ, поставить не законную иерархию, а ряженых, чтобы люди поверили и пришли не к источнику жизни вечной, а к пустому колодцу. Вот такая была новая стратегия борьбы с Церковью — лишить ее благодати. Странно, что этим занимались безбожники, которые не верят ни в какую благодать, но они вознамерились создать «церковь», лишенную всякой благодати, светскую организацию, в которой были бы люди, только облаченные в священные одежды. И что же произошло? А наш народ благочестивый не принял эту «церковь». В нее шли те, кто боялся гонений, люди, которым было что терять в этом мире, но их оказалось ничтожное меньшинство, а все остальные сохраняли верность Святейшему Патриарху Тихону.

В мои руки попал совсем недавно огромной важности подлинный исторический документ. Он был напечатан на машинке самим Патриархом Тихоном и подписан его рукой — это воззвание к Русской Православной Церкви. Святейший пишет, что только недавно ему дали возможность выйти из заключения — это 1923 год, до того он целый год пробыл в заточении, в полной изоляции от Церкви. Святейший пишет: «По милости Божией я обрел возможность обратиться к вам», и предупреждает об опасности обновленческого раскола, созданного властью. Он перечисляет по именам всех обновленческих лидеров и просит народ Божий не принимать этот раскол. Это послание распространялось по всей Русской Православной Церкви. Трудно сказать, в каком множестве оно разошлось, но хорошо знаю, по свидетельству своего благочестивого деда, который был борцом с обновленчеством, что человека могли быть арестовать только за то, что у него находили это послание. И мой благочестивый дед, с риском для своей свободы, а может, и жизни, распространял его в той местности, где он тогда жил, — в Нижегородской губернии; и, конечно, не только он, но и множество других благочестивых людей. И народ услышал слово Святейшего Патриарха Тихона и отверг обновленческий раскол. Святейший, выйдя на короткое время из своего заточения, сумел сделать самое, наверно, важное, что тогда можно было сделать, — остановить развитие опасного раскола, который мог лишить благодати и Церковь нашу, и народ наш.

Сегодня мне особенно хотелось рассказать вам об удивительном жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона. И хочу еще раз сказать: как Дева Мария, совершив восхождение в храм Господень, начала Свой жизненный путь, исполненный треволнений, болезней, трудов, скорбей, так и Святейший Патриарх Тихон в день сегодняшний начал свое восхождение к Голгофе и, подобно Пречистой Деве Марии, не усомнился в правде Божией, не испугался обстоятельств, но мужественно восходил по тяжелым ступеням своего жизненного пути. И когда мы сегодня наслаждаемся единством Церкви — и дай Бог, чтобы так было до скончания века, — когда мы безбоязненно можем приходить в свои храмы, когда никакие расколы в великорусской части нашей Церкви не терзают нас, мы при этом не должны забывать о расколах на Украине и молиться, в том числе святителю Тихону, о преодолении таковых. Благодаря Бога за новую историческую реальность, мы должны с благодарностью вспоминать также имена тех, кто в прямом или в переносном смысле отдал свою жизнь за единство нашей Церкви и за чистоту Православия. И среди этих угодников особое место занимает Святейший Тихон, Патриарх Всероссийский, — ему слава и поклонение от народа нашего и от Церкви нашей во веки веков. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869447.html

4 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ

Награждение богослужебно-иерархическими наградами духовенства Восточного округа

3 мая 2021 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыряепископ Мытищинский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыряпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; благочинные и клирики г. Москвы.

На богослужении присутствовали: директор Департамента здравоохранения Правительства РФ И.Н. Каграманян; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; председатель Наблюдательного совета ООД «Россия Православная» М.М. Иванов.

Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением А.Ю. Голик.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»«Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии, Патриарших подворий вне г. Москвы, ставропигиальных приходов и монастырей к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права ношения второго наперсного креста с украшениями

— протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы;

сана архимандрита

— игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря;

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»

  1. протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы;
  2. протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых, Патриаршего подворья на Соколе г. Москвы;
  3. протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы;
  4. протоиерей Сергий Киселев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в селе Здехово Московской области;
  5. протоиерей Леонид Кучерук, настоятель храма прп. Алексия, человека Божия, в Крылатском г. Москвы;
  6. протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Преображения Господня на Песках г. Москвы;
  7. протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма свт. Мартина исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы;
  8. архимандрит Михаил (Борей), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  9. архимандрит Лука (Пинаев), благочинный Данилова ставропигиального монастыря;

сана протодиакона

— диакон Родион Ильин, клирик храма свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

Перед причастием протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского церковного округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы, огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом:

«Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем светоносного праздника Святой Пасхи, который мы по сложившейся уже традиции молитвенно отмечаем в Патриаршем Успенском соборе.
Совершая Божественную службу в этих стенах, невольно обращаешься взором в историю, когда в этом храме возводились на Патриарший престол русские патриархи, когда здесь венчались на царство русские цари, когда этот храм был центром духовной жизни русского народа, всей огромной Руси. И по милости Божией, несмотря на исторические потрясения и потери, которые привели к разрушению тысяч храмов, сотен монастырей, осквернению огромного количества святынь, этот Божий храм сохранился, хотя топографически находился в центре безбожной страны. И мы радуемся тому, что имеем возможность именно здесь во второй день Пасхи прославлять Воскресшего Спасителя, как бы соединяя времена в едином богослужении, прославляющем Воскресшего Господа. 
Я хотел бы сердечно поздравить со Светлым Христовым Воскресением все наше духовенство в лице тех владык и отцов, которые сегодня мне сослужили. К сожалению, по обстоятельствам, связанным с распространением эпидемии, мы не можем проводить сегодня богослужения с большим количеством священнослужителей и мирян. Но когда совершаешь Евхаристию, великое Таинство Тела и Крови Спасителя, всё, что является человеческим, становится второстепенным. Евхаристия совершается, даже когда вообще нет народа, когда один совершающий предстоит Богу. И поэтому даже нынешние стесненные обстоятельства никак не омрачают совершение святейшего Таинства Тела и Крови Спасителя, как не омрачают, хотя, конечно, несколько сокращают масштабы Пасхального празднования.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность нашим архипастырям, которые несут служение в разных уголках нашего исторического Отечества — России, Украины, Белоруссии и прочих стран канонической ответственности Московского Патриархата. Я хотел бы поздравить с этим святым праздником наше духовенство, наших монашествующих и, конечно, наш благочестивый православный народ. И молитва сегодня о том, чтобы Господь приклонил милость ко всем нам, чтобы Господь сохранил мир на земле, чтобы оградил Отечество наше от всяких напастей внешних и внутренних, видимых и невидимых. Чтобы дал возможность мирному и спокойному развитию страны и народа, чтобы приклонил милость над Церковью Своею Русскою, исповедницей, прошедшей такими тернистыми путями в минувшем веке. Верим, что Господь услышит наши молитвы и дарует нам все потребное к тому, чтобы достойно совершать великое служение, в центре которого — свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем. Аминь. С праздником Святой Пасхи поздравляю вас!»

В завершение Предстоятель Русской Церкви вновь обратился со словом к участникам богослужения: 

«Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы и братья, сердечно поздравляю со светлым праздником Воскресения Христова! Радуюсь вместе с вами совершить богослужение в этом историческом храме и призываю на всех благословение Божие, чтобы Господь хранил нас, народ наш, Церковь нашу, Отечество наше от всяких внешних и внутренних неприятностей, чтобы возрастала в вере и благочестии Русь Святая. Об этом наши молитвы. Потому что именно с духовным ростом народа и связывается — и ни с чем другим так, как с этим — подлинное благополучие и счастье людей. И чем больше наших соотечественников будут знать об этом и верить в это, тем более поступательным и значимым будет развитие и страны, и народа. 

Христос Воскресе!»

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5805921.html

3 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась экскурсия для студентов в музей иконы

11 и 14 марта в рамках духовного окормления колледжей в Восточном округе г. Москвы прошли экскурсии в Музей Русской Иконы для студентов и преподавателей Технологического колледжа N 21 и КАИТ 20.

Организатором экскурсий стал священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках.

После знакомства с историей музея экскурсоводы рассказали посетителям о том, как изготовить доску для иконы, как приготовить краски из натуральных материалов, описали процесс написания и реставрации икон. Затем последовала обзорная экскурсия и рассказ о самых ценных иконах музея.

После каждой экскурсии у студентов была возможность пообщаться со отцом  Николаем, чтобы задать дополнительные вопросы по увиденному и рассказать о своих впечатлениях.

Некоторых студентов настолько впечатлило знакомство с русской иконой, что у них появилось желание хоть раз в жизни попробовать свои силы в написании иконы. Желаем студентам успехов в учебе. До новых встреч!

14 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up