Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 28 июля 2020

Категории: Патриарх

28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение. 

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных… Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела. 

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны. 

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ. 

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ. 

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа. 

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины. 

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию. 

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067.html

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили Божественную литургию в центре Вологды — замечательного северного города, у которого особенная история и, несомненно, замечательное будущее. Это будущее рождается уже сегодня, и есть много свидетельств того, как замечательно меняется Вологодская земля. Верим, что молитвами святых угодников, в земле Вологодской просиявших, и град Вологда, и вся Вологодская земля приобретут такой внутренний строй жизни и такую внешнюю красоту и благоустроенность, о которой только мечтали многие и многие поколения, нам предшествовавшие.

Сегодня мы празднуем память святых, которые прошли особым жизненным путем, и в связи с этим днем в Церкви предлагается чтение из Послания апостола Павла к Римлянам. В этом небольшом отрывке мы находим такие слова: «Скорбь порождает терпение, терпение — опытность (по-славянски «искусство»), опытность — надежду» (см. Рим. 5:3-4).

Вот замечательная последовательность ценностей, которые сменяют друг друга. У этих ценностей есть внутренняя взаимосвязь, и в этом смысле скорбь также приобретает положительную ценностную ориентацию и содержание, потому что скорбь рождает терпение.

В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, — если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, — ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.

Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (Рим. 5:5).

Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.

Но ведь это касается не только человека. Мы с вами стоим на замечательной площади в замечательном северном русском городе Вологде, который создавался как особое место, далекое от военных конфликтов и междоусобиц, куда русские цари даже считали возможным перевозить сокровищницу государства Российского, потому что это было место безопасное, мирное, спокойное, овеянное молитвами святых угодников. Но ведь и это мирное и спокойное место не миновали тяжелые страницы истории. Мы знаем, как в Смутное время польско-литовские захватчики пришли даже сюда и подожгли величественный Софийский собор. И этот собор, который сегодня поражает своей красотой и мощью, тоже скорбел, а вместе с ним скорбели все, кто жил в городе сем, скорбела страна. Поэтому нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду. И народ наш, прошедший через многие скорби, встречавший эти скорби с великим терпением, которое поражало иностранцев, посещавших страну нашу, сегодня вправе обретать то, что является результатом терпения, а именно опытность и надежду.

Сегодня время надежды для всей нашей страны, всего нашего народа. Это время расцвета наших городов, это время постепенного, но неуклонного развития всех сторон нашей жизни, но, что самое главное, — и все вы, мои дорогие, собравшиеся на этой площади, являетесь свидетелями того, что я скажу, — несомненного духовного возрождения нашего народа. А именно духовная сила определяет силу нации и ее благополучие.

Господь молитвами святых преподобных угодников, просиявших здесь, в Вологодской земле, да укрепит сей град, всю Вологодскую землю! Пусть святые, просиявшие в земле Русской, молятся за нас, дабы Господь укрепил на правильном пути все наше Отечество и наш народ, дабы скорбь и терпение, через которые мы многократно проходили в истории, сегодня реализовали бы сформированный в сознании и душах наших людей потенциал — великую надежду, которая не посрамляет. С праздником поздравляю всех вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

21 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

В Великую Среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В Великую Среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнило трио молодежного хора православных добровольцев под управлением Анны Голик.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви клирики храмов Восточного викариатства Московской епархии к празднику Святой Пасхи удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Иже херувимы…»:

  • протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине;

права ношения палицы:

  • протоиерей Сергий Кодинцев, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья в Новокосине;
  • протоиерей Анатолий Стрельников, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • иерей Георгий Хозяшев, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Фотографии взяты с официального сайта Русской Православной Церкви

12 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

6 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Проповедь Патриарха после Литургии в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Казани

21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданный Казанский собор на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Казанском Богородицком мужском монастыре и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит!
Уважаемые высокие представители государственной власти!
Дорогие братья, православные и мусульмане! Дорогие братья и сестры!

Сегодня великий, значительный день — мы освятили кафедральный собор, вновь построенный на месте, где была обретена чудотворная икона, ставшая известной во всем мире как Казанская икона Божией Матери. Конечно, это историческое событие, ведь те, кто уничтожал в свое время святыни на этом историческом месте, были глубоко убеждены в том, что они делают доброе дело, освобождая народ от предрассудков, от всего, что мешает построить светлое будущее. У этих людей был не только личный энтузиазм и, несомненно, глубокая убежденность в собственной правоте, но и мощная поддержка всех государственных сил, и мы знаем, к чему это привело, — к попытке полностью уничтожить веру и религиозную жизнь в нашем народе. Но если бы речь шла только об идеологической борьбе, когда более прогрессивная, как считали, и научно обоснованная мысль побеждает другие мысли, именовавшиеся предрассудками, то, наверное, мы бы сегодня об этом не говорили. Однако борьба шла с опорой на всю мощь государства, и гонители не останавливались ни перед тем, чтобы репрессировать людей других взглядов, ни перед тем, чтобы уничтожать памятники духовной культуры, духовной жизни нашего народа.

Вот и здесь, на месте, отмеченном поразительным событием обретения иконы Божией Матери, по мысли тогдашних правителей не должно было остаться никаких признаков религиозной жизни. Но мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства, — построенном именно потому, что люди того пожелали. Значит, впустую была вся эта глупая борьба, сопровождавшаяся смертью, заключением, страданиями людей. Ибо невозможно было заглушить ростки духовной жизни, которые произрастали из глубины веков, которые питались соками величайшей духовной культуры и интеллектуальных прозрений нашего народа. Эта интеллектуально-духовная мощь возрастила древо православной веры, и куда уж было тем властям остановить течение его жизненных соков!

Сегодня мы с вами свидетели того, как на месте, где не предполагалось никаких проявлений религиозной жизни, освящен величественный кафедральный собор — как памятник духу, мужеству, силе и вере нашего народа. И как замечательно, что вместе с нами сегодня исламское духовенство, представители иных христианских конфессий, которые вместе с нами страдали от той самой идеологической борьбы! Не было никаких исключений, никакого снисхождения, и вот сегодня мы все вместе — как те, кто сохранял солидарность в трудные годы гонений. В этот торжественный день мы вместе, чтобы прославить единого Бога за то, что Он сохранил веру в жизни нашего народа, укрепил благочестие, привел к вере и благочестию новые и новые поколения наших людей.

Невозможно, конечно, не сказать о замечательной роли властей Татарстана. И я хотел бы с благодарностью отметить вклад и Минтимера Шариповича, и Рустама Нургалиевича, и всех тех, кто вместе с ними трудился для того, чтобы построить этот замечательный собор. Ваши имена занесены не только в историю Казани, в историю Россию, но и в историю Русской Православной Церкви. Потому что вашими трудами и вашим содействием не только построен этот собор, но и создана замечательная модель взаимодействия, братского сотрудничества, соработничества православных и мусульман. Для многонациональной России это очень дорогого стоит, потому что сила нашего народа — в единстве. Именно потому враги, которые наступали на Русь, пытались в первую очередь разделить наш народ, столкнуть одних с другими, используя, в том числе, религиозный фактор. Но ведь по милости Божией этого не случилось, и в самые страшные моменты борьбы с внешним врагом весь народ, люди разных религий объединялись, чтобы совместно защитить страну и свой народ.

Новый кафедральный собор в городе Казани содержит в себе значительные элементы традиции — православной культурной традиции. А что такое традиция? Это слово по происхождению своему нерусское, оно имеет латинский корень. А в русском языке есть его синоним — предание; и каждому русскому человеку ясно, что такое предание — это то, что передается из поколения в поколение, от отца к детям. Нашему с вами общему преданию более тысячи лет; и ведь предание, подлинная традиция, не предполагает передачу временных, преходящих, быстро меняющихся элементов человеческой жизни. В первую очередь это передача того, без чего народ жить не может, без чего народ перестает быть народом. Передаются вера, нравственные ценности, культурный код нации, и результатом этого предания, то есть передачи из поколения в поколение ценностей веры и культуры, является, в том числе, этот замечательный собор, Он построен в наше время, с использованием современных технических средств, это очень современное здание, но посмотрите вокруг: даже стены несут в себе печать предания, то есть передачи духовных, культурных, нравственных ценностей народа, которые отобразились и в иконах, и в архитектуре, и в церковном пении, и в совершении богослужения.

Наше современное бытие сталкивается с огромным количеством вызовов. Сегодня мир стал очень тесным, появляется огромное количество линий взаимного влияния и одновременно линий очень сильного напряжения. Мы знаем, что в некоторых странах мира это приводит к кровопролитию, к междоусобной брани, к разобщению. Но наша страна — и я бы хотел особенно отметить землю Татарстана — несет в себе замечательный пример того, как общие духовные и культурные ценности многонационального народа могут объединять людей, снимать напряжение, которое так или иначе возникает в человеческом общежитии, и созидать прочный фундамент для общегосударственного, национального, духовного и религиозного развития.

Говоря все это, я хотел бы тем самым выразить благодарность и уважение государственному руководству Татарстана, православным и мусульманским священнослужителям, всем нашим братьям и сестрам, как православным, так и мусульманам, которые на бытовом уровне, на уровне человеческого общения поддерживают добрые отношения и тем самым, несомненно, помогают укреплять единство нашего Отечества, опирающегося на жизнь многих народов, многих культур и многих национальностей.

Пусть Господь хранит Россию — уникальную страну, которая обеспечивает атмосферу и, сказал бы даже сильнее, философию общего дома для всех людей, несмотря на их этнические, национальные и культурные различия. И как же мы должны ценить этот исторический опыт России! Как мы должны все вместе работать на то, чтобы этот опыт, так повлиявший на предыдущие поколения, простирал бы свое влияние и на нашу молодежь, на будущее нашей страны!

Хотел бы еще раз, подчеркивая важность всего того, что происходит здесь, на земле Татарстана, выразить благодарность всем, кто в значительной мере сформировал или поддерживал эту замечательную атмосферу межнациональных и межрелигиозных отношений. Мы сегодня совершили богослужение в храме, о котором я сказал, что он есть видимое выражение нашей традиции. Но материальные носители традиций погибают, если не оплодотворяют собой жизнь последующих поколений. Взгляните на египетские пирамиды, на множество других памятников, к которым с любопытством приезжают туристы, фотографируют их. Но кто связывает с египетскими пирамидами свои идеалы? Кто питается от них духовно и морально? Никто! Памятники, некогда очень важные и для религиозной жизни, стали абсолютно нежизнеспособными, за исключением их вклада в понимание культурного развития человечества. Но мы не можем допустить, и верю, никогда не допустим, чтобы наши храмы стали только архитектурными памятниками. А для того чтобы это не произошло, мы все должны хранить веру в Бога в сердцах наших — и православные, и мусульмане. Мы никогда не должны забывать о том, что вера — высочайшая ценность уже потому, что она связывает нас с Богом, Творцом мира, Промыслителем, в руках Которого жизнь вселенной и каждого из нас. И моя молитва сегодня о том, чтобы путь России, благословенной многонациональной страны, был мирным и спокойным, созидательным, и чтобы каждый человек, вне зависимости от его религиозной или национальной принадлежности, чувствовал себя дома в этой большой и гостеприимной стране.

Да благословит Господь Россию, да благословит Господь землю Татарстана, да благословит Господь каждого, кто возносит к Нему молитву, испрашивая у Всевышнего помощи и благословения в своей жизни. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5830581.html

22 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up