Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в Неделю по Богоявлении

Опубликовано: 26 января 2020

Категории: Патриарх

6 января 2020 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило работу XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Литургия в Храме Христа Спасителя перед началом работы XXVIII Международных Рождественских чтений

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, монахи, монахини! Братья и сестры! Представители православной интеллигенции! Все те, кто составляет тело замечательного собрания Русской Церкви, именуемого Рождественскими чтениями!

Долгие годы после смерти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, никакие общецерковные собрания, за исключением прописанных Уставом, не проводились, — только Соборы и заседания Синода. В новое время мы добились возможности сформировать новое учреждение с участием епископата, духовенства и мирян и назвали его Межсоборным присутствием. Но до эпохи, открывшей новые возможности соборной жизни, именно Рождественские чтения были площадкой, на которой отрабатывался и совершенствовался дух соборной дискуссии.

Хорошо помню, что первые Рождественские чтения сопровождались многими проблемами — и с точки зрения руководства, и с точки зрения идейного наполнения, и с точки зрения готовности людей собираться на эти чтения. Но по милости Божией трудности первого этапа давно прошли, и сегодня Рождественские чтения являют замечательный образец активности всех тех, кто активно работает для блага Русской Православной Церкви, тех, кто во многом отождествил себя с Церковью. Мы видим стремление встречаться, обсуждать важные проблемы, вырабатывать методологию совместной работы, и я радуюсь еще и потому, что в центре внимания Рождественских чтений всегда находится такая важная отрасль нашей церковной жизни, как духовное и религиозное воспитание.

В каком-то смысле Рождественские чтения стали неофициальным квазипоместным Собором, потому что на них присутствуют все — и епископат, и духовенство, и монашествующие, и миряне. У этого собрания, конечно, нет канонической силы Поместного Собора, но есть потенциал, равный или приближающийся к потенциалу Собора. Вот почему я всегда с особым вниманием отношусь к проведению Рождественских чтений. Как часто выступающие на этих чтениях помогают понять — и мне как Патриарху, и, уверен, епископату и духовенству, чтό надлежит сегодня делать для укрепления веры православной в жизни нашего народа, чтобы Слово Божие достигало сердец людей, чтобы как можно больше молодежи приходило в Церковь, чтобы нас перестали в конце концов называть «Церковью женщин пожилого возраста». Конечно, на наших будничных богослужениях мало кто может бывать, кроме пенсионеров и пенсионерок, но сегодня этот образ пытаются транслировать на всю Церковь, а за этим предлагается вывод: посмотрите, ведь все это наверняка дело прошлого!

Наши Рождественские чтения полностью развеивают этот миф, потому что здесь, в стенах Храма Христа Спасителя, собирается наш актив, который работает над разрешением самых актуальных задач в области взаимоотношений Церкви и общества. Конечно, наиболее важным направлением этой работы является образование, в том числе преподавание основ православной культуры в школах и, вообще, преподавание в средних учебных заведениях, в том числе факультативное, предметов, которые способны открыть нашей молодежи представления о духовной жизни, о роли и значении Церкви. Все это осуществляется достаточно успешно с вашей помощью, мои дорогие, — с помощью всех тех, кто сегодня здесь присутствует.

Подводя итоги, хотел бы сказать: вы занимаетесь одним из самых важных дел, которые существуют не только в Церкви, но и в мире. Через свое слово, опираясь на свой жизненный опыт, на свою веру, вы передаете такие знания людям, в первую очередь детям и молодежи, которые помогают им соединить веру и культуру, веру и знания, стать современными православными людьми, которых не напугаешь никакими научными формулами. Потому что мы воспитываем поколение, имеющее вкус к науке, обладающее высоким уровнем знаний, соединяющее эти знания и глубокую православную веру. Другими словами, то, что сегодня происходит в системе образования Русской Православной Церкви, направлено не только на подготовку детей к жизни в Церкви, к литургическому участию в этой жизни, но и на формирование нового человека — православного человека, всеми силами своей души преданного Господу и одновременно владеющего современными знаниями, человека культурного, готового вести диалог с окружающим миром, в том числе способного, по слову апостола, давать надлежащий ответ каждому вопрошающему о его вере (см. 1 Пет. 3:15).

Еще раз хочу сказать, что очень ценю работу всех, кто объединен вокруг Рождественских чтений. Пусть это замечательное движение в нашей Церкви — движение наших педагогов, интеллектуалов, богословов, представителей духовенства и народа — никогда не ослабевает, но, наоборот, набирает силу, дабы этим движением были подхвачены новые поколения молодежи, которые были бы способны прийти к Богу и стать верными Его апостолами, верными Его сподвижниками, верными Его чадами. Пусть Господь хранит всех вас. Ценю ваши труды и призываю на них Божие благословение. Аминь.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Исполнение обязанностей должно сочетаться с глубочайшим смирением и пониманием того, что Бог есть источник власти над людьми. Тогда наслаждение властью уйдет, и на его место придет чувство ответственности за справедливое и угодное Богу исполнение тех властных полномочий, которые оказались в наших руках.

21 февраля 2018 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от пороков — духа праздности, уныния, любоначалия. Если праздность и уныние — это пороки, которые разрушают личность человека, то любоначалие или, по-русски, властолюбие не только вредит духовной жизни самого грешника, но и влияет губительно на окружающих его людей. Тот, кто достигает власти, даже самой незначительной, нередко наслаждаются ею. А наслаждение властью — это не просто эмоциональные переживания, не просто осознание своего превосходства, но очень часто еще и действия, направленные против подчиненных. Властолюбивый человек должен доказывать себе, что действительно обладает властью, и это доказательство тяжким бременем ложится на окружающих.

Ветхий Завет учит нас тому, что есть человеческая власть. Из Библии мы знаем, что Бог сотворил мир, Бог — начальник мира, Который обладает абсолютной властью над всем творением. Стало быть, всякая человеческая власть несоизмерима с властью Божественной — это лишь ничтожное отображение того, что можно себе представить о Божественной власти. Но представить масштабы этой силы и власти мы неспособны, потому что не знаем, что есть Бог. Мы знаем только то, что Бог Сам о Себе сказал нам, но это не означает, что Он сказал о Себе всё. В этой Божественной тайне скрывается смысл Его власти над всем мирозданием, над всем космосом, над всем творением видимым и невидимым.

В Ветхом Завете народ избранный, как повествует нам Библия, сознавал силу Божественной власти и долгое время не считал возможным подчинять себя власти земных начальников. Вначале власть принадлежала патриархам — основоположникам родов. Потом к власти избирались особо просвещенные, духовно сильные люди, которых в Израиле называли судьями. Ну, а позднее, вследствие упадка веры, народ потребовал себе царя. Людям было мало того, что через судей они подчиняли себя Богу, что судьями были пророки, — они захотели земного царя, как то было у народов, их окружавших. Народ счел, что именно от земного царя будут зависеть их благополучие, безопасность, победы в войнах. Последним судией в истории Израиля был пророк Самуил, и когда израильтяне потребовали себе царя и избрали им Саула, Бог сказал Самуилу удивительные слова: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).

Ветхий Завет дает нам ясное понимание того, что всё — от Бога, в том числе власть человеческая. Это налагает очень большую ответственность на носителей власти — нравственную и даже духовную. Если же власть теряет духовную ответственность, ответственность пред Богом, то происходит ее девальвация, утрата ее авторитета. Поэтому каждый правитель, у которого сохраняется вера в сердце, должен помнить о своей зависимости от Бога, и это памятование духовной связи с небом, особой ответственности пред Господом укрепляет авторитет земных правителей.

Когда мы говорим о властолюбии, речь, конечно, идет не только о тех, кто имеет власть политическую, государственную, судебную, военную, церковную. Мы говорим и о самих себе, поскольку человеческое общество состоит из множества групп, начиная с семьи, а ведь в семье тоже есть глава, обладающий властью. Власть может быть и в небольших коллективах, когда у одного человека больше авторитета и ответственности, чем у других. Это означает, что прошение, которое мы обращаем к Богу через молитву преподобного Ефрема, имеет отношение ко всем нам, в том числе простым людям, которые по закону человеческого общежития участвуют в разного рода группах и иногда получают формальную или неформальную власть над другими. Никогда, ни при каких обстоятельствах, исполняя свои обязанности по отношению к другим людям, мы не должны наслаждаться, тешить себя, развивать в себе похоть власти. Не власть греховна сама по себе, но похоть власти, наслаждение ею является тяжким грехом пред Богом и всегда приносит скорбь. Поэтому исполнение обязанностей должно сочетаться с глубочайшим смирением и пониманием того, что Бог есть источник власти над людьми. Тогда наслаждение властью уйдет, и на его место придет чувство ответственности за справедливое и угодное Богу исполнение тех властных полномочий, которые оказались в наших руках. И да поможет нам Господь следовать словам, которые мы произносим в молитве святого Ефрема Сирина, испрашивая помощи в правильном устроении отношений с окружающими нас людьми. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ Г. МОСКВЫ

Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры.

30 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье на языке церковного устава именуется Неделей праотцев. Что это за праотцы? О ком идет речь? Праотцы — это все те святые люди, которые, начиная с самой глубокой древности, предшествовали Господу и Спасителю, Мессии, а многие из них о Нем проповедовали. Они жили в языческом окружении, но даже в недрах избранного народа эти святые мужи за свою проповедь нередко расплачивались собственной жизнью. Потому что они возвещали те самые идеи, которые затем были ярко представлены в Новом Завете, но с трудом воспринимались ветхозаветным сознанием.

Вот поэтому мы и вспоминаем святых праотцев — тех, кто задолго до Рождества Христа Спасителя предвозвещал Его пришествие в мир. Не только потому, что они верили в обетование, которое было дано Адаму в раю, — что Семя Жены сотрет главу змия, то есть придет Некто, Кто разрушит власть диавола в роде человеческом (см. Быт. 3:15). Но еще и потому, что они жизнью своей предвосхищали появление нового образа жизни, в основе которого — великие заповеди, принесенные роду человеческому Господом и Спасителем.

Святые праотцы принадлежали к разным сословиям. Среди них были цари, пророки, люди, умудренные опытом, имевшие очень большой авторитет в избранном народе. Мы знаем, что избранный народ первоначально возглавляли харизматические духовные вожди, которым на смену пришли цари. Древние израильтяне решили, что именно царь как светский владыка, сосредоточив в своих руках и законодательную, и исполнительную, и судебную, и военную власть, сможет обеспечить победу своего народа над врагами. Долгое время у израильтян такого лидера не было, — они верили, что ими управляет Бог, как управлял Он их предками, выведя из Египта и сохранив в море окружавшего идолопоклонства. Но слабость веры привела к тому, что в какой-то момент древние израильтяне отказались от того, чтобы Бог ими управлял. Правление, известное в истории как теократия, то есть управление Богом через духоносных мужей, именуемых судьями, сменилось установлением царской власти. И когда к последнему судье, пророку Самуилу, израильтяне обратились с просьбой поставить царя, Господь сказал Самуилу: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).

Эта история может научить многому и нас, современных людей. Конечно, речь идет не о государственном строе или светском характере государства, — все эти вопросы давно решены и, с тем или иным успехом, реализуются в истории человечества. Но главный принцип, который был включен в жизнь рода человеческого Самим Богом, не должен уходить ни из жизни тех, кто облечен властью, ни из нашей с вами жизни. Никто не должен сказать про нынешнее поколение православных людей, что они от Бога отказались. Тысячелетия отделяют нас с вами от пророка Самуила, но его слова должны запечатлеться в наших умах и сердцах. И каждый из нас должен задавать себе этот ключевой вопрос: «Не предаю ли я своего Господа и Спасителя, своего подлинного Царя и Правителя? Не отказываюсь ли я от Него? Не отдаю ли душу иной силе, чаще всего темной, которая заступает на место светлой силы?»

Наша верность Господу не предполагает сегодня никаких политических обязательств. Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры так, как хранил ее Древний Израиль, как хранили ее судьи, как хранили ее пророки, как хранили ее святые праотцы. Через библейские тексты, через богослужебные песнопения то, что было в глубочайшей древности, оживает в нашем религиозном сознании, потому что святые праотцы и для нас, людей современных, остаются авторитетами, духовными вождями, примерами в жизни.

Пусть Господь каждому из нас помогает сопротивляться греховным обстоятельствам жизни так, как сопротивлялись древние, с той лишь разницей, что древние жили до пришествия в мир Христа Спасителя, а мы — после. Древние опирались на мудрость и на свою человеческую силу, а мы можем опираться и на мудрость, и на силу, а если силы нет, то и на слабость свою, потому что подлинной силой, которая помогает христианину спасаться, является сила благодати Божией, дарованная нам и по молитвам праотцев, и по искупительной жертве Самого Господа и Спасителя нашего, через сошествие Духа Святого на апостолов, ставших последователями праотцев и проповедавших Единого Бога, в Троице покланяемого, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

30 декабря 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили Божественную литургию в центре Вологды — замечательного северного города, у которого особенная история и, несомненно, замечательное будущее. Это будущее рождается уже сегодня, и есть много свидетельств того, как замечательно меняется Вологодская земля. Верим, что молитвами святых угодников, в земле Вологодской просиявших, и град Вологда, и вся Вологодская земля приобретут такой внутренний строй жизни и такую внешнюю красоту и благоустроенность, о которой только мечтали многие и многие поколения, нам предшествовавшие.

Сегодня мы празднуем память святых, которые прошли особым жизненным путем, и в связи с этим днем в Церкви предлагается чтение из Послания апостола Павла к Римлянам. В этом небольшом отрывке мы находим такие слова: «Скорбь порождает терпение, терпение — опытность (по-славянски «искусство»), опытность — надежду» (см. Рим. 5:3-4).

Вот замечательная последовательность ценностей, которые сменяют друг друга. У этих ценностей есть внутренняя взаимосвязь, и в этом смысле скорбь также приобретает положительную ценностную ориентацию и содержание, потому что скорбь рождает терпение.

В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, — если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, — ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.

Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (Рим. 5:5).

Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.

Но ведь это касается не только человека. Мы с вами стоим на замечательной площади в замечательном северном русском городе Вологде, который создавался как особое место, далекое от военных конфликтов и междоусобиц, куда русские цари даже считали возможным перевозить сокровищницу государства Российского, потому что это было место безопасное, мирное, спокойное, овеянное молитвами святых угодников. Но ведь и это мирное и спокойное место не миновали тяжелые страницы истории. Мы знаем, как в Смутное время польско-литовские захватчики пришли даже сюда и подожгли величественный Софийский собор. И этот собор, который сегодня поражает своей красотой и мощью, тоже скорбел, а вместе с ним скорбели все, кто жил в городе сем, скорбела страна. Поэтому нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду. И народ наш, прошедший через многие скорби, встречавший эти скорби с великим терпением, которое поражало иностранцев, посещавших страну нашу, сегодня вправе обретать то, что является результатом терпения, а именно опытность и надежду.

Сегодня время надежды для всей нашей страны, всего нашего народа. Это время расцвета наших городов, это время постепенного, но неуклонного развития всех сторон нашей жизни, но, что самое главное, — и все вы, мои дорогие, собравшиеся на этой площади, являетесь свидетелями того, что я скажу, — несомненного духовного возрождения нашего народа. А именно духовная сила определяет силу нации и ее благополучие.

Господь молитвами святых преподобных угодников, просиявших здесь, в Вологодской земле, да укрепит сей град, всю Вологодскую землю! Пусть святые, просиявшие в земле Русской, молятся за нас, дабы Господь укрепил на правильном пути все наше Отечество и наш народ, дабы скорбь и терпение, через которые мы многократно проходили в истории, сегодня реализовали бы сформированный в сознании и душах наших людей потенциал — великую надежду, которая не посрамляет. С праздником поздравляю всех вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

21 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРИВЕТСТВИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА УЧАСТНИКАМ ФОРУМА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Сегодня, когда технический прогресс развивается стремительно и неудержимо, вопросы, связанные с моральной ответственностью и сохранением нашего национального культурного кода, являются особенно значимыми.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам Форума молодых ученых «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности», который проходит 25-27 апреля 2018 года в Новосибирске.

Организаторам и участникам Форума молодых ученых

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые гости! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на сибирской земле, в городе, являющимся крупным научным центром России.

Проведение нынешнего замечательного мероприятия стало возможным благодаря консолидации усилий федеральной и региональной власти, представителей науки, общественных организаций и Русской Православной Церкви.

Отрадно, что в качестве главной для предстоящих дискуссий избрана одна из самых важных и актуальных ныне тем: «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности».

Сегодня, когда технический прогресс развивается стремительно и неудержимо, вопросы, связанные с моральной ответственностью и сохранением нашего национального культурного кода, являются особенно значимыми. Искренне убежден, что вера и наука призваны к творческому взаимодействию ради благополучия современников, ради созидания достойного будущего нашего народа. Это весьма важно сознавать юному поколению ученых, тем, кому еще предстоит сказать свое слово в отечественной и мировой науке и от внутренней целостности мировоззрения которых во многом зависят пути развития нашей страны, судьбы многих людей.

Выражаю надежду, что данный форум, ставший ярким проявлением взаимного стремления представителей Церкви и научной корпорации к конструктивному и уважительному диалогу, внесет свой вклад в благое дело утверждения в обществе традиционных нравственных ценностей, в духовное и культурное просвещение наших сограждан.

Желаю всем вам помощи Божией в ваших начинаниях и плодотворных дискуссий на полях открывающегося ныне форума.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

28 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up