СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Опубликовано: 7 августа 2019

Категории: Патриарх

1 августа 2019 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию под открытым небом на Преображенской площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова: «Если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Неслучайно эти слова были оглашены сегодня за Божественной литургией, потому что они, как, может быть, никакие другие, говорят о самом главном, что было присуще святому преподобному Серафиму и многим другим преподобным отцам — духе кротости.

Когда мы встречаем кроткого человека, то у большинства из нас он вызывает не самые лучшие чувства и часто воспринимается как нечто выпадающее из общего ряда привычных лиц. Когда наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский решил создать художественный образ кроткого человека, он назвал свой роман «Идиот». И это было очень правильно подобранное название, потому что никто не мог понять главного героя — человека, в полной мере являющего окружающим смирение и кротость. Казалось бы, князь, представитель образованного класса, а ведет себя как сумасшедший… Настолько непривычным, удивительным, вызывающим было явление кроткого человека в среде русской аристократии, что его называли идиотом, а на самом деле он был кротким.

Действительно, кротость и у нас нередко вызывает разные чувства. Кто-то с недоверием относится к такому человеку, пытаясь понять, что же у него на уме, не личина ли это, которая скрывает иную сущность. Другие просто не понимают таких людей, сторонятся от них. Вообще, кротость никогда не оставляет людей безразличными, и через то, как мы реагируем на кротость, явленную тем или иным человеком, обнаруживается наша способность самим быть кроткими. Если же мы, встречая кроткого, его осуждаем, с недоумением пожимаем плечами, а то и крутим пальцем у виска, значит, мы сами неспособны быть кроткими людьми.

А кротость — это не слабость, это не чудачество. Это великая сила. Иоанну Лествичнику принадлежат замечательные слова о том, что кротость делает нашу душу недвижимой, сохраняющей одно и то же состояние и в чести, и в бесчестии. Мы знаем: когда мы в почете, когда мы в благополучии, все вроде как спокойно, но стоит каким-то обстоятельствам вторгнуться в нашу жизнь, разрушить это благополучие, душа приходит в смятение. Об этом и говорит Иоанн Лествичник. А если внешние обстоятельства вводят нас в смятение, значит, у нас нет кротости. Поелику так, кротость есть действительно сила, помогающая человеку выходить из самых трудных жизненных обстоятельств, сохраняя свой внутренний мир.

Преподобный Серафим явил такую кротость. Мы знаем его житие. Удивительное житие человека, который в детстве едва не стал инвалидом, с трудом передвигался, был физически слабым. Но этот физически слабый человек оказался сильнее жизненных обстоятельств, даже сильнее суровой природы. Мы знаем, что он жил здесь, в лесах, в местах, где мы сейчас находимся. Он не боялся ни холода, ни голода, ни одиночества, ни отсутствия тепла. Этот согбенный, физически слабый человек, сердце которого было исполнено кротости, явил великую силу. Мало кто, особенно имея столь болезненную физическую природу, может повторить подвиг святого преподобного Серафима. В его образе нам явлен блистающий идеал христианской кротости.

Все, чему учит нас Слово Божие, чему учит нас пример преподобного Серафима, нам следует постараться в своей жизни осуществить. А для того чтобы наша кротость не была наигранной, искусственной, кротостью сквозь стиснутые зубы, мы должны научиться терпению. Терпение, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, — это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное или даже опасное. Давайте попытаемся — в своей жизни, в своих мыслях, в своих словах — хотя бы минимально отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим Саровский и о котором сегодня свидетельствует нам апостольское чтение.

Пусть никогда в нашем сознании дух кротости не связывается со слабостью, с убогостью, но всегда с великой духовной силой, опираясь на которую, мы становимся способными преодолевать самые трудные обстоятельства нашей жизни, не разрушая внутреннего мира, сохраняя внутреннюю целостность. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, учителя кротости, да укрепит всех нас Господь в стремлении обрести эту добродетель для спасения душ наших. Аминь.

Сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную»

В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную».

В книге рассказывается о Празднике праздников — Святой Пасхе в контексте глобальных исторических событий, с которыми человечеству пришлось столкнуться в последние годы.

Как сегодня христианину правильно построить свою жизненную траекторию? Как готовить себя к встрече с воскресшим Спасителем? Как отвечать на вызовы современности? Святейший Патриарх с пастырской заботой отвечает на эти важнейшие вопросы, напоминая, что «даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту».

Источник: Издательство Московской Патриархии

2 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери

28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в народе нередко именуют летней Пасхой. Это не случайно, потому что из всех богородичных праздников Успение имеет совершенно особое значение и очень большой спасительный смысл для каждого из нас. В событии Успения Божия Матерь явила Свою сопричастность двум мирам. С одной стороны, сопричастность миру физическому, ведь Она умерла, это факт, и потому собрались вокруг Ее гроба ученики Спасителя. Но, с другой стороны, когда на третий день ученики пошли в Гефсиманию и открыли гробовую пещеру, в которой лежало тело Девы Марии, они ведь не обрели Ее тело, а это значит, что событие смерти Богоматери было не только физическим, но, как сказали бы, философы, метафизическим. То есть таким, которое не подчиняется законам природы и принадлежит не столько физическому миру, но миру духовному.

И это действительно так. Дева Мария, Та, Кто выше всех ангелов и архангелов, Честнейшая херувим и Славнейшая без всякого сравнения с серафимами, сподобилась, пройдя через физическую смерть, войти в Божественное Царство со Своею плотию, потому что никогда и никем не было обнаружено Ее физическое тело. И в традиции Церкви, которая восходит к глубочайшей древности, ко II-III векам, в почитание Богоматери была включена великая тайна Ее восхождения на небо с пречистой плотью.

А если посмотреть на земную жизнь Пресвятой Богородицы? Она ведь была достаточно простой, в полном смысле человеческой жизнью. Родилась в семье благочестивых людей, воспитывалась при храме, но ведь многие, наверное, в то время воспитывались при храме. Однако благодаря особой чистоте души и плоти Она сподобилась стать вместилищем Божественного Духа, так что от Нее родился Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, воплотившийся через Ее плоть и ставший в этом мире, не отлучаясь от Своей Божественной природы, подлинным Человеком.

Почему же так произошло? Отнюдь не случайно. У апостола Павла, в послании к Филиппийцам, которое мы сегодня читали (Флп. 2:5-11), находим такие слова: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе». То есть мы должны чувствовать так же, как чувствовал Господь. Мы должны иметь такую же совесть, какую Он имел, такое же мужество отстаивать правду, которое Он имел, такую же чистоту жизни, которой Он обладал. И когда апостол говорит, что мы должны иметь те же чувствования, он говорит о великой задаче, которую в полной мере решила Дева Мария, по Своей святости и чистоте сподобившаяся тому, чтобы стать Матерью воплотившегося Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа.

Несомненно, послание к Филиппийцам подразумевало, в том числе, и дивный пример Богоматери, но ведь обращено оно было к жителям Филипп — города на севере Греции, обычной христианской общине. А через ту немногочисленную общину эти слова обращены сегодня ко всему миру и усваиваются нами, людьми, принадлежащими к Церкви. Усваиваются нашим разумом, но как важно, чтобы усваивались и образом жизни, ибо в вас должны быть те же чувствования! То есть все, что заражает человека грехом, все, что разрушает его нравственную природу, все, что помрачает его разум и нередко наносит реальный вред его телу, — все это должно быть отметено образом христианской жизни.

Конечно, мало кто может исполнить эту заповедь в полной мере — может быть, и за всю историю никто и никогда ее не исполнил до конца. И даже те, кто хоть и не исполнил в полной мере, однако спасся и стал святым, то не по своим, конечно, заслугам и не по своей способности исполнять эту Божию заповедь, а по силе благодати Божией, силой Святого Духа — Того Духа, Который снизошел на Пресвятую Деву, Того Духа, Который снизошел на всю Церковь в 50-й день после Воскресения Спасителя, Того Духа, печать Которого каждый из нас получает через таинство миропомазания. Поэтому все мы, простые люди, носящие на себе печать человеческой ограниченности, совершающие грехи, имеем возможность получать дар Святого Духа — при условии искреннего покаяния,

Пример Пресвятой Девы Марии — конечно, недосягаемый, но все-таки связанный со всеми нами через причастность Богородицы к человеческому роду, — должен быть для каждого из нас некоей путеводной звездой. А для того чтобы мы могли рационально понять, что означает эта звезда, апостол и говорит нам простыми словами: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе». Другими словами, волей своей, верой своей, убеждениями своими мы должны изгонять из жизни все то, что этим чувствованиям Спасителя противоречит, то, что эти чувства разрушает, то, что является в нашей жизни через наш личный грех.

Сегодня великий праздник. Мы прославляем Честнейшую херувим и Славнейшую без всякого сравнения с серафимами — Деву из Назарета, Которая обрела эти чувствования, Которая поднялась над всем творением силой Своего личного духовного подвига и Своей святости. И поскольку Дева Мария одна из нас — ведь Она не с Неба снизошла, Она родилась от родителей естественным образом, Она жила, Она так же подвергалась, наверное, искушениям, но эти искушения отметала, Она так же сталкивалась и с радостями, и со скорбями, и со страшной трагедией созерцания Своего Сына, зверски умерщвляемого и поруганного толпой, — в нас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. И Царица Небесная эти чувствования в полной мере осуществила. Вот почему мы преклоняем колена пред Ее изображениями, вот почему мы молимся Ей с особой силой, — потому что Она одна из нас. Она прошла дивным путем восхождения на Небо — конечно, по грехам нашим закрытого, невозможного для нас в том виде и таким образом, как совершила его Богоматерь. Но пример Богородицы дарует нам надежду на то, что через покаяние, через молитву, через искреннюю веру, через совершение добрых дел мы сможем со смирением пройти путем, который ведет нас в Небесное Божественное Царство.

Таков смысл и таково значение сегодняшнего дивного праздника. Еще раз хочу сказать, как в простом народе называют сей день, — летней Пасхой. Потому что Дева Мария подлинно вышла из гробовой пещеры и была силой Божественного Сына Своего восхищена с телом в Небесное Царство.

Пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Да хранит Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная, Отечество наше, ограждая его от врагов внешних и внутренних. Да помогает Пречистая Богородица сохранять единство Православных Церквей, сегодня разрываемое силами зла. И мы знаем, что происходит сегодня во Вселенском Православии, как эти силы, используя тяжелейшее положение, сложившееся на Украине, стараются разорвать единство Православной Церкви и в чем-то успевают — примером тому является греховное и малообъяснимое посещение Константинопольским Патриархом Киева и его сослужение с раскольниками. Это событие еще раз свидетельствует нам о том тяжелейшем пути, которым идет Церковь Христова. Но верим, что, несмотря на разделения и расколы, благодатью Божией Церковь сохранится и доведет своих верных чад до конца истории. И в этой надежде на непоколебимую силу благодати, живущей в Церкви, и коренится наша надежда на способность в личной своей жизни преодолевать грех и неправду и устремляться к спасению, дарованному нам во Христе Иисусе, пришедшем в мир через Пречистую Матерь Свою Деву Богородицу, преславное Успение Которой мы торжественно прославляем. Аминь.

http://moseparh.ru/v-prazdnik-uspeniya-presvyatoj-bogorodicy-predstoyatel-russkoj-cerkvi-sovershil-liturgiyu-v-xrame-xrista-spasitelya.html

28 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ

Когда человек делает над собой усилие, вырываясь из круговерти забот, и, оставаясь наедине с самим собой, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни — встреча с Богом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.

Сегодня Церковь вспоминает встречу Младенца Иисуса и старца Симеона, мужа праведного и благочестивого (Лк. 2:25). Многие годы ветхий старец напряженно ожидал прихода Спасителя в мир, и Духом Святым Бог открыл ему, что Ребенок, лежащий на руках Марии, и является тем долгожданным Мессией, который станет для всех людей светом во откровение языков (Лк. 2:32).

Сретение — это праздник встречи души со Христом. Безусловно, Господь действует в жизни каждого из нас. Но, погруженные в суету повседневных попечений, мы не всегда замечаем Его присутствие и благодатную помощь. Жизнь современного человека, особенно если он молод, здоров и активен, проходит на высоких скоростях, и это часто мешает ему задуматься о главном: о том, что наполняет его существование подлинным смыслом и ценностью. И когда человек делает над собой усилие, вырываясь из круговерти забот, и, оставаясь наедине с самим собой, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни — встреча с Богом.

Желаю всем вам, дорогие мои, чтобы эта однажды состоявшаяся встреча со Христом Спасителем стала для вас всежизненным Ему предстоянием и Служением, ибо, как писал святитель Феофан Затворник, «мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа» (Слово на Сретение Господне, 1861 г.).

Молю Господа Иисуса, дабы Он укрепил ваши сердца в вере, ниспослал силы и Свою неоскудевающую помощь во всех добрых делах и начинаниях.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

17 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств.

Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима.

Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте — является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмет на Себя наши немощи, понесет наши болезни (Ис. 53:4) и спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя.

В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)! 

В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесенные накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Пасха стала для человечества переходом от рабства греху к свободе Царства Небесного, в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Только благодаря Воскресению Спасителя мы обретаем подлинную свободу, о которой свидетельствует всехвальный Павел, призывающий нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сколько раз мы читали или слышали эти слова? А теперь задумаемся: не живем ли мы сегодня так, будто и не было вовсе Воскресения Христова? Не размениваем ли вдруг открывшееся нам богатство вечности на бесконечные заботы, вновь пленяясь суетой мира сего, поддаваясь преходящим страхам и забывая о нетленных духовных сокровищах и истинном призвании христианина служить Господу в святости и правде пред Ним (Лк. 1:75)? 

Однако чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак. 1:27) в том и состоит, чтобы по примеру, явленному нам в Евангелии Пастырем Добрым, снисходить друг ко другу любовью и терпением, помогать и поддерживать друг друга в испытаниях. Никакие внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство и отнять у нас ту настоящую духовную свободу, которую мы все обрели чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего нам возможность называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1).

Одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) у всех верных чад Церкви, ибо порознь мы члены, а вместе — Тело Христово, и ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). А потому те, кто не имеет возможности сегодня в силу объективных причин прийти в храм и помолиться, пусть знают, что о них помнят и молятся. Вера дает нам силу жить и с помощью Божией преодолевать различные недуги и испытания, в том числе и то, что пришло в нашу жизнь через распространение опасного вируса.

Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а здоровые ограждены были от опасной инфекции.

Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной.

Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности пасхальных слов:

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2020 год

Москва

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5621965.html

19 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up