ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ Г. МОСКВЫ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ Г. МОСКВЫ

Опубликовано: 30 декабря 2018

Категории: Патриарх

Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры.

30 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье на языке церковного устава именуется Неделей праотцев. Что это за праотцы? О ком идет речь? Праотцы — это все те святые люди, которые, начиная с самой глубокой древности, предшествовали Господу и Спасителю, Мессии, а многие из них о Нем проповедовали. Они жили в языческом окружении, но даже в недрах избранного народа эти святые мужи за свою проповедь нередко расплачивались собственной жизнью. Потому что они возвещали те самые идеи, которые затем были ярко представлены в Новом Завете, но с трудом воспринимались ветхозаветным сознанием.

Вот поэтому мы и вспоминаем святых праотцев — тех, кто задолго до Рождества Христа Спасителя предвозвещал Его пришествие в мир. Не только потому, что они верили в обетование, которое было дано Адаму в раю, — что Семя Жены сотрет главу змия, то есть придет Некто, Кто разрушит власть диавола в роде человеческом (см. Быт. 3:15). Но еще и потому, что они жизнью своей предвосхищали появление нового образа жизни, в основе которого — великие заповеди, принесенные роду человеческому Господом и Спасителем.

Святые праотцы принадлежали к разным сословиям. Среди них были цари, пророки, люди, умудренные опытом, имевшие очень большой авторитет в избранном народе. Мы знаем, что избранный народ первоначально возглавляли харизматические духовные вожди, которым на смену пришли цари. Древние израильтяне решили, что именно царь как светский владыка, сосредоточив в своих руках и законодательную, и исполнительную, и судебную, и военную власть, сможет обеспечить победу своего народа над врагами. Долгое время у израильтян такого лидера не было, — они верили, что ими управляет Бог, как управлял Он их предками, выведя из Египта и сохранив в море окружавшего идолопоклонства. Но слабость веры привела к тому, что в какой-то момент древние израильтяне отказались от того, чтобы Бог ими управлял. Правление, известное в истории как теократия, то есть управление Богом через духоносных мужей, именуемых судьями, сменилось установлением царской власти. И когда к последнему судье, пророку Самуилу, израильтяне обратились с просьбой поставить царя, Господь сказал Самуилу: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).

Эта история может научить многому и нас, современных людей. Конечно, речь идет не о государственном строе или светском характере государства, — все эти вопросы давно решены и, с тем или иным успехом, реализуются в истории человечества. Но главный принцип, который был включен в жизнь рода человеческого Самим Богом, не должен уходить ни из жизни тех, кто облечен властью, ни из нашей с вами жизни. Никто не должен сказать про нынешнее поколение православных людей, что они от Бога отказались. Тысячелетия отделяют нас с вами от пророка Самуила, но его слова должны запечатлеться в наших умах и сердцах. И каждый из нас должен задавать себе этот ключевой вопрос: «Не предаю ли я своего Господа и Спасителя, своего подлинного Царя и Правителя? Не отказываюсь ли я от Него? Не отдаю ли душу иной силе, чаще всего темной, которая заступает на место светлой силы?»

Наша верность Господу не предполагает сегодня никаких политических обязательств. Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры так, как хранил ее Древний Израиль, как хранили ее судьи, как хранили ее пророки, как хранили ее святые праотцы. Через библейские тексты, через богослужебные песнопения то, что было в глубочайшей древности, оживает в нашем религиозном сознании, потому что святые праотцы и для нас, людей современных, остаются авторитетами, духовными вождями, примерами в жизни.

Пусть Господь каждому из нас помогает сопротивляться греховным обстоятельствам жизни так, как сопротивлялись древние, с той лишь разницей, что древние жили до пришествия в мир Христа Спасителя, а мы — после. Древние опирались на мудрость и на свою человеческую силу, а мы можем опираться и на мудрость, и на силу, а если силы нет, то и на слабость свою, потому что подлинной силой, которая помогает христианину спасаться, является сила благодати Божией, дарованная нам и по молитвам праотцев, и по искупительной жертве Самого Господа и Спасителя нашего, через сошествие Духа Святого на апостолов, ставших последователями праотцев и проповедавших Единого Бога, в Троице покланяемого, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

19 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В КЕМЕРОВЕ

Тяжела разлука с нашими родными, близкими, любимыми, но она не вечна. Мы расстаемся не навсегда.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому Аристарху, родным и близким погибших и пострадавших при пожаре в Кемерове.

***

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Аристарху, митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому

Ваше Высокопреосвященство!

Глубоко опечален известием о трагедии, произошедшей в минувший воскресный день в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове. В результате сильного пожара погибли и пострадали многие люди.

Всем сердцем сопереживая жителям области в постигшем их испытании, выражаю искренние соболезнования тем, кого коснулось это страшное несчастье, и молюсь, дабы Человеколюбивый Господь по неизреченной Своей милости ниспослал благодатное укрепление и утешение скорбящим, даровал скорейшее исцеление раненым.

Призываю духовенство епархии оказывать необходимую пастырскую помощь родственникам погибших и пострадавших. По моему благословению во всех храмах Русской Православной Церкви на третий день после трагедии будут совершены заупокойные богослужения.

Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10) да простит новопреставленным рабам Своим всякое прегрешение вольное и невольное и вселит их души во обители небесные, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

С любовью во Христе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

***

Родным и близким погибших и пострадавших при пожаре в Кемерове

Дорогие братья и сестры!

Болью в моем сердце отозвалась скорбная весть о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли и пострадали многие люди. Трагедия усугубляется тем, что жертвами огненной стихии стали дети. Всех нас посетила большая беда, и нет слов, которые бы могли выразить нашу общую скорбь. Искренне соболезнуя вам, дорогие братья и сестры, возношу молитвы к Богу, дабы Он приклонил Свою милость к вам и даровал силы мужественно пережить постигшее горе.

Человек смертен, но Церковь призывает нас в час скорби и печали не отчаиваться, а с верой и надеждой обратить свой взор на Господа, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Тяжела разлука с нашими родными, близкими, любимыми, но она не вечна. Мы расстаемся не навсегда. Придет время, и Создатель воссоединит нас с ними в Царствии Своем, и отрет Бог всякую слезу, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).

Особой признательности заслуживает труд тех, кто принимает участие в тушении пожара, оказывает медицинскую помощь пострадавшим, утешает и поддерживает родных и близких погибших. В эти скорбные дни вместе с вами миллионы людей, среди них и священнослужители Кемеровской епархии, готовые оказать всю необходимую пастырскую помощь.

По моему благословению 27 марта, во вторник, на третий день трагедии, во всех храмах Русской Православной Церкви будут совершены панихиды по погибшим.

Всемилостивый Господь да упокоит души новопреставленных в селениях небесных, дарует скорейшее исцеление раненым, укрепит и утешит скорбящих.

С глубокими соболезнованиями

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

27 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

18 июля 2021 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Терпение — это корень всех благ и мать благочестия». Уместно их вспомнить в связи с празднованием памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Можно ли себе представить современного человека, который бы ушел жить в дремучий лес, в опасные места? А ведь во времена преподобного Сергия Русь была терзаема разного рода набегами, в том числе людей злой воли, стремившихся через захват чужого имущества, через ограбление путников умножить свое благополучие. Другими словами, еще не было системы правопорядка, системы национальной безопасности, которые сейчас существуют и в нашей стране, и в большинстве стран мира. Человек был совершенно беззащитен; никто бы и не вспомнил о том, что некий святой старец погиб от руки беззаконных. Такова была реальность, которую нам сейчас трудно представить, а святой преподобный Сергий ушел один в дремучий лес, сам построил келью и жил там. И ему не было скучно, не было грустно, он не страдал от стрессов.

А теперь посмотрим на нашу жизнь. Мы живем в гуще людей, у нас множество возможностей общения друг с другом, мы потребляем огромное количество информации. У современного человека множество возможностей для развлечений и отдыха, приятного времяпровождения; прекрасно развита медицина — по крайней мере, по сравнению с тем, что было в прошлом; есть много средств поднять человеку настроение, избавить от угнетенного душевного состояния, от того, что мы называем стрессом.

Но что же происходит в реальности? Статистика свидетельствует о том, что все больше и больше людей подвержено стрессам, и ничто не может от них защитить — ни наука, ни продвинутые технологии, ни достаточно комфортный образ жизни; так что многие разрушают свою нервную систему под тяжестью этих стрессов, губят свою жизнь.

А вот преподобный Сергий, ушедший вглубь леса, живший в одиночестве, не был подвержен стрессам. Конечно, как всякий человек он проходил через искушения, соблазны; ему нужно было бороться с самим собой, преодолевая тяготение природы человеческой. Но, опираясь на помощь Божию, опираясь на молитву, этот угодник Божий победил самого себя и возвысился над всеми трудными, неприспособленными для уединенной жизни условиями. Другими словами, преподобный Сергий обрел огромную силу, о которой можно было только мечтать, используя исключительно духовные средства — молитву, пост, духовные размышления и, конечно, уединение.

Физическая природа людей того поколения та же, что и наша. То есть преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей — настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской.

Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас — когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа, в том числе в нынешние времена тяжелой, подчас смертельной болезни?

Мне хорошо известно, как страдают люди, находящиеся сегодня в медицинских учреждениях в очень опасном состоянии — на искусственной вентиляции легких, на грани жизни и смерти. Таких сегодня очень много, и мы не должны проходить мимо их страданий. Давайте молиться о всех, кто сегодня страдает, кто пребывает на больничном ложе буквально перед лицом смерти, за чью жизнь борются врачи в невероятно тяжелых условиях. А ведь все это происходит на фоне достаточно благополучной жизни тех, кто здоров, кто имеет достаток, кто, пользуясь летним временем, уезжает в отпуск. Жизнь течет по своему руслу, по своим порядкам и законам, а рядом — тяжкие страдания и смерть. Понятно, что мы, не будучи врачами, ограничены в своих возможностях, но мы можем и должны помогать нашей молитвой, материальной поддержкой близких и родных, то есть делать все, что в наших силах, чтобы облегчить страдания наших братьев и сестер.

И вот еще о чем нужно помнить: всякий раз, когда мы что-то отдаем другому человеку, будь то материальные средства, наше время, внимание, заботу, всякий раз, когда мы сдерживаем свои эмоции, не раздражаясь на других, — мы совершаем богоугодное дело. И чем больше таких дел будет совершаться, тем лучше будет нам самим, и тогда будет меняться состояние нашей души, наши трудности будут все меньше влиять на наше сознание, на нашу душу, на нашу нервную систему.

Жизнь, которую прожил святой преподобный Сергий, конечно, уникальна и сравнить ее с нашей невозможно. А вот ценности его жизни — они ведь общие, единые для всех времен, для всех народов. Значит, ценности духовной жизни, в центре которой — вера в Бога как высочайшая ценность, не должны покидать и нас ни при каких обстоятельствах. Но, опираясь на эти ценности, мы используем и иное, очень важное средство преодоления недугов и болезней — молитву. Когда мы с верой обращаемся к Господу, Он слышит наши молитвы и помогает нам.

Сегодня нам всем нужно усилить нашу молитву. Может быть, отстраниться от нашей повседневности настолько, насколько это возможно, — конечно, не нарушая нормальный ход жизни, но так, чтобы было меньше суеты, меньше пустоты, меньше всего того, что рассредоточивает человека и отдаляет его от Бога.

Сегодня особое время для народа нашего. И если мы хотим выйти победителями из этих тяжких обстоятельств, мы должны меняться к лучшему. Потому что изменение к лучшему в духовном смысле означает обретение силы, а в трудных условиях выживает только сильный.

Дивный пример преподобного Сергия, который обрел великую силу без всякой человеческой поддержки, в полном уединении, только через молитву и реальное общение с Богом, должен и сегодня помочь всем нам понять, что вне зависимости от нашего положения, от состояния нашего здоровья, мы все одинаково близки к Господу, потому что Он нас всех любит и готов ответить на молитвы каждого из нас. И дай Бог, чтобы стесненные обстоятельства современной жизни помогли нам иначе взглянуть на окружающий нас мир, на наши ценности, наши занятия, наше целеполагание, задуматься, так ли мы живем, насколько наша жизнь соответствует Божией правде и может ли эта жизнь вооружить нас той силой, которую обрел через праведную жизнь преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш, страну нашу и каждого, каждого, кто с верой и надеждой обращается к Богу, прося Его милости к себе и спасения души и тела.

Всех вас поздравляю с великим для нас праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5829280.html

18 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября 2022 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы сегодня празднуем Покров Пресвятой Богородицы. Праздник в каком-то смысле уникальный, хотя событие, в честь которого этот праздник установлен, произошло в Византии, — явление Богоматери святому Андрею на воздусех, с распростертым Покровом, который символизировал избавление византийцев от нашествия иноплеменников. Казалось бы, великое явление милости Божией через Царицу Небесную, знак избавления византийцев от грозного врага, но вот что удивительно: праздника Покрова Пресвятой Богородицы в греческих Церквах не существует, и памяти об этом событии там нет…

А почему же это событие так отразилось в духовной жизни нашего народа? Да, наверное, потому, что народ наш — многострадальный, и проходил через такие испытания, через которые мало какой европейский народ проходил. Это были разрушительные набеги с Востока и жестокие нашествия с Запада. Страна постоянно боролась за саму себя, за свою веру. Народ боролся за сохранение жизни на наших необозримых просторах, и потому всякий раз, когда происходили нашествия иноплеменников, особенно обострялась потребность наших людей обращаться за помощью к Царице Небесной.

Так было в Смутное время. Тяжелейшая эпоха в истории народа, когда и внутренние, и внешние силы работали на разрушение страны, и это разрушение могло обернуться, в том числе, изменой Православию. И тогда, мы знаем, было явление Казанской иконы Божией Матери, перед ней совершались молитвы, и явила Царица Небесная милость над народом нашим и над страной нашей.

Ну, а другое страшное историческое бедствие — нашествие Наполеона? Для нас это уже давно прошедшее время, о котором мы знаем по учебникам, по художественным произведениям. На самом же деле это была мировая война! Весь Запад ополчился на Россию. Это не просто Наполеон, с группой вооруженных французских воинов, а это объединенная Европа напала на Россию, чтобы захватить наше Отечество, чтобы переформатировать нашу жизнь, оторвать нас от источников нашей веры и превратить нас в некую колонию могущественных западных держав. И что же происходит? Тогда является дивный Смоленский образ Божией Матери, с которым Михаил Илларионович Кутузов и пришел на Бородинское поле. И хотя, как утверждают исследователи, силы наступавшей французской — а вообще-то общеевропейской — армии превосходили силы русских, мы знаем, что наша армия, как бы не одержав видимой победы, добившись некоей «ничьи» в Бородинской битве, на самом деле одержала великую победу. Потому что Наполеон понял, что есть сила, способная быть, по крайней мере, равной его силе. Изгнание Наполеона из Москвы, а затем из России имело своей первопричиной ту самую битву на Бородинском поле, когда был принесен дивный Смоленский образ Пресвятой Богородицы.

И мы знаем, что в момент тягчайших революционных потрясений в нашей стране, когда на волоске повисло само существование исторической России, был явлен другой — Державный — образ Пресвятой Богородицы. Царь был свергнут, трон остался свободным, и на этот трон более не взошел ни один человек в России, ибо никто не был достоин через это высочайшее служение управлять народом. Но явился Державный образ Божией Матери, и люди восприняли это как воцарение Царицы Небесной на престоле всея Руси.

Конечно, если рассказать все это людям сторонним, не знающим нашу историю, не сопереживающим нам, то, наверное, они и не поймут, о чем речь. Но мы-то понимаем: речь идет о явлении Божией Матери в самые критические моменты нашей истории, и через это явление — даровании нам спасения.

Вот и сегодня достаточно непростые обстоятельства, связанные происходящим на внешних рубежах нашего Отечества. Опять восстают силы, которые мечтают разрушить и покорить Россию. Сегодня все это облекается в иные словесные формы, но за всем этим стоит неизбывная мечта тех, кто нападал с Запада на Русь: разрушить наш суверенитет, лишить нас свободы, а затем использовать все ресурсы богатейшей страны мира для своих собственных целей. И вот сегодня с совершенно особым чувством возносится молитва к Пресвятой Богородице и с особым чувством вспоминаются события, связанные с прославлением Царицы Небесной, восседающей на троне. Мы верим, что Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной — над нами, над нашей страной, над нашим народом, и так будет, покуда мы будем хранить веру.

А сейчас мое слово особенно к тем, кто сомневается в вере, кто топчется на месте в своей духовной жизни, кто не отрицает веру, но и не принимает до конца, кто говорит: «Ну да, там, наверное, что-то есть», но за этими словами ничего нет, и нет никаких перемен в реальной жизни такого человека. Вот ко всем этим сомневающимся мое слово сегодня: не время сомневаться! Сегодня время мобилизовать наши духовные силы, просить Господа и Пречистую Царицу Небесную, чтобы была дана свыше сила народу нашему остановить неприятеля и защитить рубежи нашего Отечества, а значит, сохранить независимость и свободу Руси, за которую она боролась на протяжении всей своей истории и, обретая эту свободу, становилась великой державой.

Мы просим Царицу Небесную, чтобы Она простерла над нами Свой державный Покров, как это было над предыдущими поколениями православных жителей России. И верим, что по молитвам пред лицом Пречистой Царицы Небесной, которые будут проистекать от чистых сердец и от искренней глубокой веры, будет и ныне дарована нам победа, и сохраним мы свою свободу, свою независимость, свое право жить по великим традициям, которые предначертали нам предшествующие героические поколения. И по вере своей надеемся, что именно такая жизнь будет содействовать и духовному возрождению нашего народа. Мы молимся обо всем этом и надеемся, что Царица Небесная приклонит Свою милость над Русской землей и над народом нашим, укрепляя нас на путях нашего исторического движения таким образом, чтобы неповрежденными остались душа народа, его вера и его возможность жить в свободной и независимой стране, которую подарили нам наши предшествующие поколения. Да хранит Царица Небесная землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой обращается с просьбой, чтобы простерт был над ними Покров Пречистыя Богородицы во спасение наших душ и тел. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5967443.html

14 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up