ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА И ОТЦОВ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-1918 ГОДОВ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ДОМОВОМ ХРАМЕ СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА И ОТЦОВ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-1918 ГОДОВ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ДОМОВОМ ХРАМЕ СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Опубликовано: 21 ноября 2018

Категории: Патриарх

Слово «надежда» теряет всякий смысл вне религиозного контекста, потому что без веры в Бога не может быть надежды.

18 ноября 2018 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение (Лк. 8: 41-56) о двух событиях, которые связаны с проявлением одного и того же человеческого чувства: это воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление кровоточивой женщины. Действительно, в основе обоих событий, на которые Господь откликнулся Своей чудодейственной силой, было очень важное человеческое чувство — чувство надежды. Без надежды ни дочь Иаира не воскресла бы, ни женщина кровоточивая не получила бы исцеления.

Что же такое надежда? Мы очень часто используем это слово, но, наверное, мало кто, размышляя о связанном с ним понятием, усмотрел бы очень тесную, глубокую связь с другим словом — словом «вера». В замечательном словаре Даля мы можем прочитать, что надежда есть ожидаемая уверенность, — это точная формулировка нашего замечательного ученого. Так что же такое уверенность? В слове «уверенность» тот же корень, что и в слове «вера». Не может быть уверенности без веры. Ожидаемая уверенность — это и есть надежда, которая без веры существовать не может. Стало быть, слово «надежда» теряет всякий смысл вне религиозного контекста, потому что без веры в Бога не может быть надежды. А что может быть? Может быть мечта. Открываем словарь Даля — что такое мечта? Четкое определение: игра воображения.

Ожидаемая уверенность и игра воображения. Сколь далеки по смыслу эти понятия! Действительно, в нашей уверенности, в нашей надежде всегда присутствует вера. И, как замечательно сказал святитель Иоанн Златоуст, не преткнется тот, кто надеется на Бога. Действительно, человек не преткнется, если он жизнь свою вверяет в руки Божии, если его надежда оплодотворяется верой, если он живет в союзе с Богом. Тогда у него вырастают крылья, он становится действительно сильным и способным на многие, в том числе великие, поступки.

Сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз свидетельствует о том, насколько Бог близок к человеку, насколько Господь милосерд. Спаситель готов идти в дом начальника синагоги, чтобы воскресить его дочь, и не отказывает в помощи несчастной женщине, припавшей к Его одеждам, но изливает Свою благодать на ту, что возложила на Него последнюю надежду.

Надежда не постыжает (Рим. 5:5), когда она реально связана с верой. Современным людям, которые часто говорят «я надеюсь», нужно ясно понять, что без Бога и без веры не существует надежды, а есть лишь мечта, игра воображения. И как же обеднеет наша жизнь, как обеднеют межличностные отношения, если из них уйдет надежда! Нередко говорят: надежда умирает последней, и это действительно так, потому что надежда связана с верой в Бога.

Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, и в наши дни: в честь Патриарха Тихона назван наш прославленный университет, который так много сделал и делает для просвещения народа нашего, для воспитания православной интеллигенции, для подготовки кадров как для Церкви, так и для светских работ. Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали в Соловках и в других местах? Разве они могли знать, что их мучения и смерть станут известны всему миру, — когда весь мир был для них ограничен камерой пыток или комнатой допросов? Но у каждого из них была надежда на Бога.

Быть может, не сбылась их надежда на то, что они выйдут из этих камер на свободу. Но Господь уготовал им нечто иное, осуществив их надежду в полной мере. Их смерть стала семенем для современного христианства, особенно в нашей стране. Потому что невозможно быть безразличным к подвигу новомучеников и исповедников Церкви нашей. Невозможно не задумываться о силе их духа, о силе их веры, о той победе, которую они совершили над своими гонителями и мучителями.

Поэтому празднование памяти святителя Тихона, новомучеников и исповедников Церкви Русской — это, прежде всего, прославление надежды, которой они жили и которую они через свой подвиг заповедали всем нам. Надежда умирает последней, а у христианина она никогда не умирает, потому что мы надеемся не только на то, что Господь мудро управит наши жизненные пути, но и на то, что по милости Своей, в ответ на наше покаяние и наше желание жить в соответствии с Его законом, Он откроет нам врата вечности. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриаршая проповедь в день памяти прп. Марии Египетской

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 10:32-45) посвящено очень важной теме — первенству власти, стремлению быть первым; а если не первым, то, по крайней мере, быть во власти, то есть над теми, кто вокруг тебя, а, может, и над теми, кто далеко от тебя, — все зависит от человеческих амбиций. Одному хочется быть первым в небольшом коллективе, в семье, кому-то — уже в большей группе людей, ну, а кто-то стремится быть первым над многими и многими. И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы находим такие слова Господа: кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами — страшные слова! — да будет всем рабом.

Слова Спасителя раскрывают подлинный смысл того, чем должны быть человеческая власть и первенство между людьми; и чем выше и значительнее эта власть, тем бо́льшие обязанности и бо́льшую ответственность возлагает этими словами Господь. Ведь что такое слуга? Это тот, кто работает на другого, но, конечно, у него еще есть какое-то время и для себя: отработал, отслужил, пришел домой и там более или менее свободен. Но уж если ты хочешь быть действительно первым, то должен стать для всех рабом, а это значит, что даже придя домой, ты не имеешь права освободиться от той огромной ответственности, к которой Господь тебя призвал, и всех тех обязанностей, которые Господь на тебя возложил.

Чем выше по лестнице власти поднимается человек, тем большая на нем ответственность. А чем большая ответственность, тем ýже пространство всего, что касается личности. Сокращается пространство личной жизни, интересов, удовольствий, свободного времяпрепровождения — все это поглощается поразительными словами Спасителя «больший, будь как раб». То есть, ни свободы тебе, ни свободного времени, ни удовольствий, — ты должен весь отдать себя тому служению, к которому Бог тебя призвал, и только тогда будет нравственно и духовно оправдана твоя власть над другими людьми. Более того, только тогда люди будут воспринимать твое участие во власти с уважением, благодарностью и послушанием.

Было бы хорошо, если бы сегодняшнее евангельское чтение или, по крайней мере, отрывки, которые я сейчас процитировал, все начальники повесили бы у себя над кроватью либо поставили на письменный стол, и задумались над тем, что призыв быть слугой и быть рабом — это не человеческие, а Божии слова, и только так человек во власти оправдывается перед Богом и становится авторитетом и любимым лидером для народа. Кстати, это хорошо известно из прошлого. Не буду сейчас перечислять известные персоналии из нашей отечественной истории, но совершенно очевидно — чем больше царь или полководец отдавал себя делу, которому служил, чем более беззаветным и преданным этому делу был весь его образ жизни, тем больше любви стяжал такой царь или полководец среди народа.

А уж если называть по крайней мере одну историческую личность, то я бы хотел вспомнить Александра Васильевича Суворова. Генералиссимус, достигший самого высокого воинского звания — но каким же простым он был среди солдат! Его любили, как отца, он ел из миски ту же похлебку, что и рядовые военные, он был вместе с ними. Замечательная картина — «Переход Суворова через Альпы». Он не спускается по уютной дороге — он с кручи летит вместе со своими воинами. Конечно, это художественный образ, но он впитал в себя знания о жизни великого полководца.

Кто хочет быть бо́льшим, пусть будет слугой, а кто хочет быть первым — да будет рабом. И это не гипербола, не притча — это прямое указание и прямое обращение ко всем, кто во власти. Вот тогда власть становится близкой народу и поддерживается народом, а носитель такой власти становится любимым руководителем и даже национальным героем.

То же касается и Церкви, ведь и здесь власть. Власть духовная, но под этой духовной властью — многие люди. И когда священнослужитель призывается к особенно высокому служению, когда он призывается стать епископом Церкви и поднимается выше по иерархической лестнице, — как важно, чтобы с каждой новой ступенькой все отчетливее и отчетливее утверждалась мысль о том, что каждая новая ступенька, по которой человек поднимается, в том числе служа Господу в Церкви, — это новая ступенька к новым подвигам и новым трудам, вплоть до полной отдачи себя тому делу, к которому Господь нас призвал.

Конечно, эти слова имеют отношение не только к тем, кто во власти. Под властью мы обычно понимаем руководство значительными коллективами людей, но ведь то же самое — и в семьях. Когда муж с женой борются за власть, они должны понимать: тот, кто одерживает победу и становится первым, несет всю ответственность за семью, за дело, которое он решил возглавить. Ведь главный в семье — это не тот, кто переговорит другого, не тот, кто громче кричит на кухне, и не тот, кто может стукнуть кулаком по столу. Власть в семье — это в первую очередь отдача того, кто ею обладает, полная отдача себя во благо мужа или жены, детей и всех тех, кто в семье.

Если именно таким образом мы будем воспринимать власть — как служение, даже как рабство во благо других людей, — то резко сократится количество карьеристов. Человек, стремящийся только подниматься по служебной лестнице, неблагонадежен для Царствия Небесного, ведь на нем не исполнятся сегодняшние слова Господа и Спасителя, а значит, и участие во власти не принесет благо ни самому человеку, ни тем более тем, над кем он поставлен.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение вразумит и успокоит всех тех, кто стремится к большей власти, особенно тех, кто одномоментно этой власти не обретает. Успокойтесь, мои братья и сестры, подумайте. Подумайте о сегодняшних словах Господа и Спасителя, и, может быть, уже не будет такой невероятной ревности о том, чтобы вступить на еще одну ступень, которая будет возвышать вас над окружающими.

Вразумленные Божественными словами Господа, обращенными к Его ближайшим апостолам, будем и мы стараться именно таким образом относиться к тому, что есть власть или первенство в любом коллективе, от самого малого до самого большого. Тогда власть будет прочной, и узы, соединяющие людей в общности, над которой тот или иной человек поставлен, будут крепкими и нерушимыми. Может быть, от правильного понимания власти зависит и единство народа. Дай Бог, чтобы единство в нашем народе постоянно укреплялось, и чтобы власть, в том числе в нашей стране, всегда помнила те великие слова, которые сегодня Господь всем нам сказал через Свое евангельское повествование. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-5-yu-velikogo-posta-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

18 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В 40-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА) ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

Жизнь твоя измеряется тем, что ты сделал во имя Божие.

5 сентября 2018 года, в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем 40-летие со дня кончины приснопамятного Преосвященного владыки митрополита Никодима, который в тяжелейшие годы управлял Петербургской епархией и с именем которого связано возрождение, несмотря на все трудности, церковной жизни в этом городе. Но не только в этом городе, потому что владыка посеял такие мощные семена в почву нашего благочестивого народа, что они взошли замечательными плодами, явив святителей, священников, богословов, приходских активистов и всех тех, кто своими трудами во многом подготовил церковные перемены конца ХХ столетия.

Известно, что владыка Никодим обладал многими дарами от Господа, — об этом вчера было замечательно сказано на мемориальном вечере в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Действительно, от Бога ему было дано очень многое: крепкое здоровье, очень мощный интеллект, феноменальная память, сильная воля, благочестивое сердце. Но, несмотря на физическую мощь, он умирает в 48 лет от седьмого инфаркта. Казалось бы, где же природная сила, закаленное крепкое тело? Все было сильным, кроме одного — слабого сердца. Те, кто помнит владыку, знают: он мог быть строгим, взыскательным, он мог пробивать стены тогдашнего отчуждения мира от Церкви, но его сердце оставалось открытым, мягким и очень чувствительным. Иначе его смерть объяснить нельзя. Если бы ничто не затрагивало сердце владыки, он прожил бы долгую жизнь, но это была бы жизнь другого человека.

В этой личности соединились сила и слабость. Но слабость не от греха, не от каких-то злоупотреблений, не от того, что так часто разрушает здоровый организм современного человека, а слабость от чувствительного, доброго сердца, которое было открыто, в том числе, восприятию многих и многих болезненных ударов, которыми сопровождалась его жизнь — жизнь святителя, ставшего особым образом на защиту нашей Церкви, воспитавшего плеяду архипастырей, множество священнослужителей, многие из которых и сегодня вместе с нами совершают здесь молитвенное поминовение своего аввы.

Говорят, каждый человек должен оставить какой-то след: дерево посадить, дом построить, детей родить, и, наверное, все это правильно. Но если человек отказывается и от семьи, и от детей, и от дома, полностью посвящая себя служению Церкви, то его плод оценивается по другим критериям, и первый из них: что же ты сделал для Церкви Божией? Вне зависимости от того, какое место ты занимаешь, — являешься ли ты известным иерархом, богословом, священнослужителем, или ты мирянин, в лучшем случае раз в неделю приходящий в храм, — все равно жизнь твоя измеряется тем, что ты сделал во имя Божие.

Вот почему так важно всем нам вспоминать наших наставников. И сегодня замечательный день для нас, тех, кто знал и помнит дорогого владыку Никодима, обновить нашу память, соотнести все, что мы знаем, с историческим фоном, на котором развивалась жизненная драма владыки митрополита Никодима. Понять, какую жертву он принес, каких целей достиг и какую цену заплатил за то, чтобы сегодня мы все вместе были в этом храме и чтобы следующее поколение Преосвященных архипастырей и духовенства могло достойно трудиться, утверждая веру Христову в жизни нашего народа в наисложнейшем XXI веке.

Мы сейчас совершим заупокойную панихиду, а затем проследуем на кладбище, где совершим литию. Я бы призвал к особой молитве за приснопамятного владыку митрополита Никодима, и прошу всех вас — Преосвященных архипастырей, духовенство, верующих людей, студентов и преподавателей духовных школ — помнить имя этого выдающегося сына Русской Православной Церкви. Его трудно сравнивать с кем бы то ни было в истории, но есть иерархи самого переднего плана. Так, среди Предстоятелей Церкви мы всегда с благодарностью вспоминаем святителя Макария, который во времена Ивана Грозного сумел провести Поместный Стоглавый Собор и во многом повлиять на жизнь Церкви. Мы, несомненно, вспоминаем также святителя Платона, который своими трудами изменил систему духовного образования в Русской Православной Церкви, — жил он в веке восемнадцатом. И, конечно, вспоминаем двух выдающихся светильников века девятнадцатого — митрополита Филарета (Дроздова) и святителя Иннокентия Иркутского, а затем Московского. Вот в этом ряду — и владыка митрополит Никодим. Его вклад имеет огромные исторические необратимые последствия для истории нашей Русской Православной Церкви. Очень надеюсь, что те, кто застал владыку, до конца дней сохранят молитвенную память о нем. А те, кто его не знал, из книг, из слов моих, сказанных сегодня, сделают важный вывод, что таких святителей земли Русской нужно всегда хранить в своей благодарной памяти и возносить их имена в молитвах.

Теперь помолимся об упокоении души усопшего раба Божиего приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима, дабы Господь в Своих небесных обителях изливал на него Свою любовь и Свою благодать. А нам с вами нужно помнить это имя и не переставать о нем молиться. Всех вас приветствую в этот памятный день. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

10 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2022 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Михаил Ефимович, первый президент Якутии! Уважаемый Айсен Сергеевич! Дорогие братья и сестры!

Сегодня здесь, в главном храме всея Руси, мы торжественно вспоминаем юбилейную дату со дня основания русской крепости на берегах Лены. Трудно себе представить, как в далеком XVII веке можно было преодолеть все эти огромные сибирские пространства и, выбрав место на реке Лене, основать крепость и начать там жить.

Даже сегодня для некоторых людей, привыкших к крупным российским городам, переезд в глубинку — не то что сибирскую, но даже и в европейской части России — сопровождается определенным стрессом. Людям трудно привыкнуть к иной жизни, к отсутствию благ цивилизации, которые есть в больших городах. Каково же было русским казакам, которые отправились в дальний поход, достигли реки Лены, переправились на правый берег и основали крепость! Конечно, это настоящий подвиг, который заключался не только в том, чтобы пересечь огромные тысячекилометровые пространства в тяжелых климатических условиях, но и в том, чтобы остаться там жить. И не просто остаться жить, а стать своими для этих мест. Есть в современном политическом лексиконе такое слово «инкультурация» — когда человек входит в культуру другой страны, другого народа, этот процесс всегда сопровождается определенными сложностями, внутренними противоречиями, разрывом со старым, обретением чего-то нового. Все это очень непросто; но когда речь идет о переселении целого народа, то, конечно, это особый подвиг духа. И, наверное, никогда бы он не был таким успешным, если бы не вера православная. В отличие от многих завоевателей, которые покоряли Африку, Северную и Южную Америку и, колонизируя эти земли, несли насилие, смерть и разрушения, ничего подобного в России не происходило. Может возникнуть вопрос: а почему? А ответ очень простой: вера православная. Люди, воспитанные в православной вере, не могли нести смерть, разрушения, пожары, насилие — это просто не соответствовало духовному устроению русского человека.

И вот они пришли на берег реки Лены. Конечно, все было очень непросто, такие движения больших народных масс никогда не бывают простыми, но по милости Божией произошло соединение двух культур и двух народов. А когда происходит такое мирное соединение, всегда не только одна сторона играет положительную роль, но обе стороны. Подобно тому как крепость брака зависит от каждого из супругов, так и тогда и от одного, и от другого народа зависело, произойдет ли соединение, смогут ли эти народы на протяжении столетий жить вместе. И ведь всё получилось! Не было страшных страниц насилия, выселения, геноцида — ничего подобного! Как жил народ якутский, так и живет. Пришли русские и не стали чинить тех страшных злодеяний, которые обычно чинят колонизаторы, — ведь совесть-то была православной! Именно Православие явилось той скрепой, которая соединила два народа. Конечно, в современной жизни возникают проблемы, вызовы, и необходимо, преодолевая эти вызовы, на что-то опираться. И я думаю, что если говорить о Якутии — о якутах, о русских, живущих в Якутии, — то совместное преодоление трудностей, движение вперед обусловлено совершенно удивительным состоянием межнационального мира и спокойствия.

Меня Господь привел в Якутию, я там бывал, и самые теплые и светлые воспоминания остались у меня от посещения Якутской земли, от той атмосферы — доброжелательной, открытой, сердечной, — с которой я соприкоснулся, посещая Якутскую землю. Сегодня у нас в Якутии, на этих огромных географических просторах, епархия, которую возглавляет владыка архиепископ Роман, и я хотел бы Вас поблагодарить и за устроение церковной жизни, и за вклад в созидание добрых межнациональных отношений.

Моя особая благодарность властям, и предыдущим, и ныне действующим, потому что без вашей инициативы, без вашего руководства многое могло бы пойти иным путем. И то, что сегодня все так благополучно складывается во взаимодействии двух народов, в созидании национальной жизни Якутии, в развитии ее экономики, в совершенствовании инфраструктуры и всего прочего, о чем известно и нам, живущим за тысячи километров от Якутии, — все это, конечно, имеет под собой основу, которая в первую очередь связана с добрыми межнациональными отношениями. Вот дай Бог, чтобы так было и дальше, чтобы Якутия являла пример добрых межнациональных отношений, чтобы замечательные национальные черты якутского народа и соответствующие черты русского народа, соединяясь, умножали общую силу и общую возможность достигать тех целей, которые сегодня сама жизнь ставит перед Якутией.

То, что сегодняшнее торжество происходит в главном храме всея Руси, свидетельствует о том, какое большое значение для Патриарха, для нашего епископата, для всего нашего народа имеет тот праздник, который сегодня мы все отмечаем вместе с Якутией. И молитвы наши были о сохранении Якутии, ее народа, ее замечательной природы, тех сокровищ, которыми она обладает. Чтобы все это служило благу народа Якутии и помогало ему развивать свой потенциал, восходить от силы к силе. Мы верим, что так оно и будет. И потому еще и еще раз возносим Богу благодарность за межнациональные отношения, которыми отмечена сегодня повседневная жизнь Якутии, за все то, что Он даровал якутскому народу через великие сокровища, заложенные в недрах и лесах Якутии. Благодарение Господу и за то, что якутский народ, пройдя очень непростым историческим путем, достиг сегодня той высоты, на которой он находится. И то, что мы отмечаем — еще раз хочу подчеркнуть — этот праздник в самом центре всея Руси, в Патриаршем Успенском кафедральном соборе, свидетельствует о глубоком уважении, которое вся Церковь и народ наш русский имеют по отношению к народу Якутии. Дай Бог, чтобы связи, которые заложены нашими предками, и сегодня сохранялись, развивались и служили благу Якутии, якутского народа и всех народов России.

Благословение Божие да пребывает над Якутией, над народом Якутии, над ее руководством и над Православной Церковью. Пусть Господь хранит всех нас на многая и благая лета. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5982874.html

5 декабря 2022
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В НИКОЛЬСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. АРМАВИРА

Попытки оспорить идолопоклонство вызывают ожесточенное сопротивление, и мы знаем: большинство войн и революций, и в прошлом, и в наши дни, происходит потому, что кто-то захотел создать нового идола и заставить множество людей ему поклоняться.

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Армавира. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы празднуем сегодня Воздвижение Честнаго Креста Господня, и поэтому все наши мысли обращены ко кресту. На протяжении христианской истории крест всегда находился в центре внимания христиан, потому что проникновение в тайну и смысл креста помогает людям обрести подлинный смысл жизни.

У преподобного Ефрема Сирина находим такие слова: «Крест разрушает идолов». Преподобный знал, о чем говорил, — он жил в постъязыческую эпоху, когда последствия язычества еще были очевидны и в жизни людей, и в тогдашней культуре; но он знал, что христианская вера разрушила идолов и люди, оставив идолов, стали поклоняться Святому и Животворящему Кресту Господню.

Что же такое идол? Идол — это ложная ценность, которая человеческой фантазией, или в силу предрассудков, или злыми внушениями извне возводится в ранг абсолютной ценности, требующей поклонения. Именно так создавались древние языческие боги, и люди поклонялись рукотворным истуканам как воплощению абсолютной ценности, пока эти идолы не были сокрушены верой Христовой.

Так было в древности, а что же происходило в последующие времена? И в последующие времена сохранялась традиция поклоняться ложным ценностям. А для того чтобы ложной ценности поклониться, ее нужно опять-таки абсолютизировать, т.е. сделать абсолютно непререкаемой, которая никем не оспаривается и требует лишь поклонения. Так на месте рукотворных истуканов стали появляться истуканы другого рода — плоды человеческих мыслей, рассуждений, философских построений. И мы знаем, что нередко политические концепции, политические идеи становились такими идолами, которые требовали полного подчинения и почти религиозного поклонения. Не так давно и наша страна освободилась от поклонения подобным идеологическим идолам, и дай Бог, чтобы наш народ никогда больше не соблазнился ни на что подобное.

Но так было не только в нашей стране. Мы знаем, что политические идеи нередко формулируются и передаются людям таким образом, чтобы убедить род человеческий, будто очередная идея есть апогей человеческой мысли и следовать ей значит построить благополучное, процветающее и справедливое общество. И вновь, как в нашем недалеком национальном прошлом, так уже в масштабах всей планеты развивается поклонение некоему идолу, который называется современным обществом, словно современное общество уже достигло максимума в своем развитии и больше за этим ничего не последует. Людей склоняют принимать всё это на веру и поклоняться как идолу; попытки оспорить идолопоклонство вызывают ожесточенное сопротивление, и мы знаем: большинство войн и революций, и в прошлом, и в наши дни, происходит потому, что кто-то захотел создать нового идола и заставить множество людей ему поклоняться.

Но есть и другой идол — это богатство. Богатство привлекает человека, потому что придает ему силы, расширяет его возможности. Действительно, богатство позволяет достигать того, что хочется, а человек чаще всего желает успеха и наслаждения. Успех без наслаждений — уже неполный успех, но когда успех позволяет наслаждаться во всей полноте, возникает еще один идол — пустота, которой люди нередко посвящают всю свою жизнь, отдают все силы.

Но святой преподобный Ефрем говорит: «Крест разрушает идолов». Никакая идеология, оспаривающая господствующую в том или ином месте, в то или иное время, неспособна разрушить идола, — просто один идол меняется на другого. А крест Господень разрушает любого идола, потому что, взирая на крест, мы понимаем: не силой, не деньгами, не властью, не наслаждением побеждены были грех, диавол и смерть, но Христом, Который принял образ раба и взошел на крест, чтобы Своей жертвой искупить наши грехи и спасти весь род человеческий.

Именно подвиг Христа распятого, отдающего Свою жизнь ради других, сокрушил и сокрушает сегодня всех идолов. И если мы хотим быть свободны от идолопоклонства, иногда почти незаметно проникающего в наше сознание и нашу жизнь, мы должны крепко держаться за веру православную, исповедовать Господа Иисуса Христа распятого своим Спасителем и Богом, Его учением напитывать свой разум и свое сердце и тем самым обретать великую свободу от любого человеческого внушения, от любых идолов, которые создаются для очередного порабощения людей.

Когда преподобный Ефрем сказал, что крест разрушает идолов, он имел в виду не только победу христианства над язычеством, но прозревал великую, уже внеисторическую победу Христа распятого над всяким человеческим идолопоклонством, что непременно влечет за собой освобождение человека, подлинную свободу от рабства греху и идолам, свободу, которая наполняет счастьем, смыслом нашу земную жизнь и открывает перед нами врата вечности.

Пусть крест Христов не только ограждает нас от сил вражиих, но и наполняет нашу жизнь великим смыслом, открывающим двери Божественного Царства. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up