Спектакль «Война глазами детей» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Спектакль «Война глазами детей»

Опубликовано: 5 мая 2023

Категории: Новости

4 мая 2023 года в Детском музыкальном театре юного актёра состоялся показ спектакля «Война глазами детей»

Возможность побывать на этом спектакле в преддверии Дня Победы дети и воспитанники воскресной школы храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище получили благодаря подарку от викария Восточного викариатства епископа Пантелеимона.

Пьеса, основанная на реальных событиях, описанных детьми, прошедшими трагический период Великой Отечественной войны и живших в разных уголках нашей Родины, полтора часа держала зрителей в эмоциональном и завороженном состоянии.

Голод, нужда, сиротство, страдания и потери, и вместе с тем отвага, умение радоваться, бесконечная вера в добро, любовь к близким, всё это воплотилось в монологах, историях, образах, которыми пытались достучаться актеры до сердец и разума современных детей и у режиссёра спектакля это получилось!

Спектакль заставил переживать и плакать, а так же радоваться долгожданному дню Победы!

Маленькие зрители выражают сердечную благодарность владыке Пантелеимону за подарок и возможность прожить эти военные и суровые дни вместе с актёрами спектакля!

Источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

В Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль

С 14 марта по 9 апреля 2023 года в Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль.

Открытие состоится 14 марта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В основе программы концерта — московская премьера оратории современного композитора Андрея Микиты «Сохранивший веру», посвященной благоверному князю Александру Невскому. В музыкальном произведении образ святого князя раскрывается в исторической перспективе: от истоков государства Российского до наших дней. Первая часть оратории рассказывает о предках благоверного князя Александра Невского — великих князьях киевских и владимирских, вторая часть — о матери святого, четвертая — о его потомках, среди которых — благоверный князь Димитрий Донской. Центральная третья часть сочинения посвящена узловому событию в русской истории: нашествию тевтонских рыцарей и Ледовому побоищу. Финальная часть оратории прославляет святого Александра Невского как небесного защитника земли Русской. В качестве текстов для произведения композитор использовал Новгородскую Первую летопись и буллу Папы римского Гонория III, в которой он призывает крестоносцев к нашествию на Русь (фрагмент этой буллы звучит на латинском языке). Также использованы богослужебные тексты Русской Православной Церкви и стихи Михаила Ломоносова, Максимилиана Потемкина и епископа Геннадия (Гоголева).

Участники концерта-открытия VI Великопостного хорового фестиваля:

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер — народный артист России профессор Лев Конторович;
  • Смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии, художественный руководитель — Раиса Гундяева;
  • Камерный хор Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Московский Синодальный хор, художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Российский национальный оркестр, художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин.

Солисты: Елена Поповская (сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Ярослав Петряник (баритон), Александр Бокарев (бас). Дирижер оратории «Сохранивший веру» — Раиса Гундяева.

Начало концерта в 19.00.

VI Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом, Фондом содействия возрождению Синодального хора, Просветительским центром духовно-музыкальной культуры «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив. Проект является участником конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

Художественные руководители фестиваля — ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор Александр Соколов и митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. Инициатор проведения — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского народный артист РФ профессор Лев Конторович, при поддержке профессора кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреата премии Правительства Москвы Александра Соловьева. Куратор программы фестиваля — Алексей Пузаков.

Дальнейшие концерты VI Великопостного хорового фестиваля состоятся:

  • 16 марта в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, начало в 19.00;
  • 25 марта, 27 марта и 1 апреля в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; начало концертов: 25 марта в 15.00, 27 марта в 19.00, 1 апреля в 18.00;
  • 9 апреля в Историко-культурном и просветительском центре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», начало в 19.00.

В ходе музыкального смотра 15-16 марта в конференц-зале Московской государственной консерватории пройдет Международная научно-практическая конференция «Русская церковная музыка рубежа XIX-XX веков. К 150-летнему юбилею С.В. Рахманинова», организованная Научно-творческим центром церковной музыки Московской консерватории. В заседаниях примут участие священнослужители, ученые и практики из разных городов России, а также участники из Белоруссии и Франции.

Источник: http://moseparh.ru/v-moskve-projdet-vi-velikopostnyj-xorovoj-festival.html

3 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Поздравление прошло в реабилитационном центре

15 мая священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, совместно с мужским хором посетил ГБУ Кроц ОСП «Солнечный круг» (реабилитационный центр для детей с отставанием в развитии).

Отец Николай вот уже несколько лет окормляет реабилитационный центр, приобщая детей к духовно-нравственной культуре и причащая их Святых Тайн. В этом году батюшку сопровождали певчие мужского хора, которые поздравили воспитанников со святыми днями Пасхи Христовой и прошедшим праздником «Днём Победы».

Дети и воспитатели очень прониклись и от всей души поблагодарили участников концерта, подарив небольшие памятные подарки в виде домиков, сделанных своими руками.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках

17 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

XIII Георгиевские игры

3 и 4 октября 2020 года состоялись XIII Георгиевские игры среди команд православных молодежных объединений и учебных заведений Москвы и Московской области. По итогам соревнований победа в комплексном зачете досталась Западному викариатству, команда Центрального округа оказалась на втором общекомандном месте, а третье место заслуженно заняла команда Восточного викариатства.

В программу традиционно вошли соревнования по футболу, баскетболу, перетягиванию каната и Георгиевской эстафете, которые проводились на стадионе «Черемушки» 3 октября, а также соревнования по волейболу, которые состоялись 4 октября во Дворце игровых видов спорта «Содружество». В соревнованиях приняли участие православная молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, а также учащиеся столичных вузов.

С раннего утра на нескольких площадках столицы проходили соревнования по волейболу, футболу, баскетболу и перетягиванию каната. Всего в состязании приняли участие более 400 команд из Москвы и Московской области (вместе с отборочными этапами). В финальных состязаниях участвовали более 16 команд.

На торжественном открытии игр участников и гостей приветствовали председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете г. Москвы священник Павел Симонов, ответственный за молодежное служение в Восточном викариатстве священник Петр Иванов, а также представитель Департамента спорта и туризма г. Москвы Михаил Окуленко.

Перед началом соревнований был отслужен молебен на начало доброго дела, после которого отец Павел и отец Петр обратились к участникам с приветственным словом и пожелали им крепкого здоровья и хорошего выступления в предстоящем турнире.

В соревнованиях команда молодёжи Восточного викариатства заняла первое место по — Стритболу и третье место по — Футболу.

По итогам соревнований победа в комплексном зачете досталась Западному викариатству, команда Центрального округа оказалась на втором общекомандном месте, а третье место заслуженно заняла команда Восточного викариатства.

Информационный источник: Комиссия по вопросам физической культуры и спорта

6 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up