Престольный праздник в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Престольный праздник в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

Опубликовано: 8 июля 2019

Категории: Новости

7 июля в день праздника Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города — совершил Божественную Литургию, а в канун праздника 6 июля совершил Всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиереи: Иоанн Ермилов, благочинный храмов Рождественского церковного округа, Петр Захаров, настоятель храма, Иоанн Чиженок, почетный настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино, Феодор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе, Илья Провада (вечер), Владимир Борисов (вечер) и Георгий Иванов, клирики храма, Антоний Ершов, клирик Пятигорской и Черкесской епархии; иереи: Николай Катан (вечер), клирик Якутской епархии, Иоанн Паскевич, клирик храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове; протодиакон Валерий Щеглов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках; диаконы: Виталий Гасанов, клирик храма свв. Девяти мучеников Кизических, Сергий Шебуренков и Александр Рязанцев, клирики храма.
Высокопреосвященнейший Владыка Арсений поздравил всех прихожан с престольным праздником, пожелал здоровья и Божией помощи в трудах на благо прихода и всей Русской Православной Церкви.
Настоятель храма протоиерей Петр Захаров сердечно благодарил Владыку митрополита за совершенные Богослужения и вознесенную молитву.

  В качестве гостей присутствовал Задорожный Павел Филиппович — Верховный атаман Союза казаков России. Член Совета при Президенте РФ по делам казачества.

На Преображенке встретили икону

Великое Возвращение: Встреча Владимирской иконы Божией Матери в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

3 июня в храм Николая Чудотворца озарился светом благодати и духовной радости. В его стены торжественно доставлена икона Владимирской Божией Матери – не просто образ, а живая нить, связующая нас с историей, верой и чудесным спасением.

Этот образ – точная копия иконы, написанной выдающимся иконописцем Ефграфом Сорокиным. Оригинал, ставший свидетелем трагических событий начала XX века, был чудом спасен из Храма Христа Спасителя незадолго до его взрыва в 1931 году. Укрытая в алтаре храма Николая Чудотворца она сохранялась как драгоценное сокровище, как символ надежды и нерушимой веры.

В июне 2024 года после долгих лет забвения, святыня вернулась в возрожденный Храм Христа Спасителя. И вот теперь, по благословению Святейшего Патриарха, для храма Николая Чудотворца была создана эта дивная копия. Она словно напоминание о том, что даже в самые темные времена свет веры не угасает, а любовь Божия простирается над нами, оберегая и направляя.

Доставил икону в храм главный ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев.
По случаю возвращения списка в храм, был отслужен молебен Пресвятой Богородице.

После молебна музейная группа храма провела для протоиерея Михаила Рязанцева небольшую экскурсию по его истории. Иерей Борис Зыкунов рассказал, что на территории храма, за алтарем, находятся захоронения: праведника архимандрита Павла Прусского (Леднева), профессора Субботина Н. И. и игумена Сергия. К сожалению, могилы до сих пор не восстановлены.

Более подробно можно прочитать здесь https://xxc.ru/news/3-iyunya-2025-goda-v-prazdnik-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi-klyuchar-khrama-khrista-spaitelya-pr/

3 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ

Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым

В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.

Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?

— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.

— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.

— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».

Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.

— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…

— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.

Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:

  • Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
  • Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
  • Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
  • Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
  • Депутации от Москвы и Бородина.
  • Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
  • Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.

— Кто же сохранил этот список для потомков?

— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.

— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?

— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.

Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.

В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.

Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».

На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.

Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.

В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.

Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.

Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.

Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.

В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.

— Какое значение имеет возвращение этих образов?

— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.

Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.

История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

11 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Воспитанники посетили музей военной формы

10 мая дети 2, 3 и 4 -х классов воскресеной школы храма Живоначальной Троицы в Косино посетили музей Военной формы.

Детей ожидало две экскурсии.

Первая экскурсия была посвящена Царевичу Алексею: «Если бы я однажды стал царём».
Дети увидели уникальные экспонаты из музеев и частных коллекций: разнообразные предметы быта, игрушки, рисунки, личные вещи цесаревича и его сестёр.

На второй экскурсии «Непобедимая и легендарная» дети узнали о службе в Советской и Российской армиях, познакомились с понятием «военная форма», узнали историю униформы русских военных: от революции 1917 года до современности, проследили за изменениями военного мундира.  

Детям показали несколько видов оружия.
И, даже дали подержали подержать в руках самую прославленную винтовку России «Мосинка», которая была принята на вооружение в 1891 году.

А так же, ребята смогли рассмотреть и подержать в руках ППШ- Пистолет-пулемет Шпагина.

10 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

По материалам miloserdie.ru

3 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up