Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Опубликовано: 7 февраля 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:35-43) мы встречаемся с удивительной человеческой трагедией, которая была разрешена силой Божией. Некто слепой неотступно следовал за Спасителем, зная о Его чудодейственной силе, и кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Он просил Господа об исцелении от страшного недуга; и можно себе представить, какой силы была эта мольба, когда слепой точно знал, что перед ним Тот, Кто может его исцелить. И слепой сознавал: если он упустит эту великую для себя возможность, то уже никогда не увидит Божий свет. Тогда Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя».
Эти слова доносят до нас величайший смысл того, что есть вера в Бога, какой огромной силой исполняется человек, который верит в Бога. А почему? А потому что вместе с верой открывается и ведение; вера вводит человека в живое соприкосновение с Господом, и каждый, кто обращается к Богу с верой, обретает особый жизненный опыт.
Вся атеистическая работа с верующими людьми, направленная на то, чтобы разрушить их веру, сводилась в нашей стране к тому, чтобы рационально, опираясь якобы на некие научные достижения, доказать, что Бога нет. Несчастные пропагандисты просто не понимали, что используют совершенно иной способ убеждения, чем тот, через который люди приходят к вере в Бога. Ссылаясь на некие достижения науки, на некие логические рассуждения, атеисты стремились убедить верующих в том, что вера в Бога ничтожна, потому что Бога нет.
Почему же все это не достигло цели? Да потому что вера людей основывается не на человеческих знаниях, но на реальном духовном опыте — опыте соприкосновения с Божественной силой. И это не самовнушение, ведь никакое самовнушение не могло дать людям силу идти навстречу мучениям, смерти, вставать у расстрельной стены. Им надлежало ответить на вопрос, быть или не быть: если ты остаешься верующим — не быть, или сохранить жизнь, если отрекаешься от веры. Какое здесь могло быть самовнушение? Все отходит на второй план, наступает момент истины, главный момент человеческой жизни, — и в этот главный момент люди не через логические доказательства, а через реальный опыт общения с Богом заявляли о своей вере и не предавали Господа.
Вера не только соединяет человека с Богом. Вера возвышает человека, вера дает ему некие крылья, помогающие взлететь над обыденностью, над человеческими предрассудками и предубеждениями, над некими штампами мыслей и слова, над всякой модой — имеется в виду не мода одеваться, а мода на мысли, на политику, на определенные образцы поведения. Вера вооружает человека таким знанием, что он воспаряет над всякой повседневностью и становится неуязвимым. Все, что легко порабощает человека, все, что вводит его в плен чужих мыслей или чужих действий, искренне верующего человека поработить не может.
Вот почему всякие революции, которые стремились поставить человека в центр бытия, всегда были связаны, так или иначе, с отрицанием Бога и в первую очередь направляли острие своей борьбы против веры. Взять хотя бы наши революционные события начала XX века. Вроде как борьба была направлена против эксплуататоров — помещиков, капиталистов, но когда после 1920 года помещиков и капиталистов уже и в помине не было, борьба с верой и Церковью только нарастала. И даже в 50-е и в начале 60-х годов — какие уж тогда эксплуататоры, какие классовые враги? Никого не осталось, все позади, — а война с верой продолжалась.
И возникает вопрос: а почему так? А потому что вера приносит подлинную свободу от всякого плена человеческого, будь то плен идеологический, политический или какой-либо другой. Вера возвышает нас, приближает к Богу и помогает оценить с Божественной высоты все то, что происходит в человеческой жизни, увидеть суету этой жизни, — особенно тогда, когда в очередной раз кто-то призывает к великим героическим свершениям во имя справедливости, во имя благополучия, во имя человеческого счастья. Но мы, взирая на происходящее с остротой зрения верующего человека, должны не терять способность различать духов и оставаться свободными от всякого приражения чужими мыслями и идеями, от всякого плена идеологий и политических концепций, потому что мы пребываем только в одном плену — в плену Божественной благодати.
Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сравнительно недавно был учрежден этот замечательный праздник: в связи с том, что первой жертвой безбожного террора стал владыка митрополит Киевский Владимир, погибший у стен Киево-Печерской лавры, было принято решение поминать в этот день всех убиенных Христа ради, всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предыдущие героические поколения русских православных людей не убоялись страданий и смерти, сохранили верность Христу, а вместе с этой верностью — и способность различать духов. Вот и мы должны, обращаясь к нашим новомученикам и исповедникам, просить у них помощи, чтобы не терять способность различать духов. Помолимся и о том, чтобы Отечество наше никогда более не проходило через бунты, междоусобные брани, через страшные перемены, подобные тем, что отбрасывали страну и народ наш на десятилетия назад и мешали мирному поступательному совершенствованию всех сторон общественной жизни.
Молитвами святых новомучеников и исповедников Российских да хранит Господь страну нашу от всякой междоусобной брани, да хранит народ наш от всяких соблазнов, могущих поколебать веру, а значит, привести к утрате жизненных ориентиров. Пусть Господь укрепляет нас в вере православной, которая действительно дает возможность воспарить над повседневностью и, взирая с небесной высоты на происходящее в нашей личной или общественной жизни, сохранить правильную систему ценностей, которую мы воспринимаем через слово Божие и подлинный религиозный опыт людей, живущих в Церкви. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768793.html


Владыка Пантелеимон совершил Всенощное бдение в храме ап. Андрея Первозванного

23 января 2021 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом совершил Всенощное бдение в храме апостола Андрея Первозванного в Метрогородке.

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Михаил Кривошеев, благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, клирик храма иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма диакон Владислав Павлушенко, клирик храма диакон Михаил Зуев, иерей Михаил Голубков, диакон Андрей Постнов.

По окончании богослужения Преосвященнейший Пантелеимон обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.

Когда мы собираемся на воскресное всенощное бдение, главное, что мы на нем слышим, – это чтение Евангелия. Сегодня читался 11-й отрывок из Евангелия от Иоанна, который рассказывает о явлениях Воскресшего Христа. Важно отметить и то, как заканчивается данное Евангелие: «Есть же и многое другое, что сотворил Иисус: если бы о всем том писалось, думаю, что и самому миру не вместить тех книг, которые стали бы писать» (Ин. 21:25).

Действительно, не все дела, которые Господь сотворил в период Своего пребывания на земле, вошли в Евангелие. Но для нас очень важно то, что Он и сейчас продолжает действовать в этом мире. Ведь наша с вами вера – это вера в Бога умершего, воскресшего, взошедшего на небеса и пребывающего с нами во все дни до скончания века. У каждого из нас – свой путь: кого-то Господь приглашает следовать за Собой, о ком-то у Него особый Промысел. Тем не менее, все мы призваны обрести общение со Христом, учиться все больше познавать Его каждый день нашей жизни.

Господь пребывает в этом мире тайно, как и во времена жизни на земле. Даже Его воскресение из мертвых – событие, поставленное во главу нашей Церкви, – произошло в тайне, так как Господь не являлся никому, кроме Своих учеников. И до сих пор Он пребывает с нами таинственно, что можно увидеть на примере Божественной Литургии. Завтра, во время совершения Евхаристии, хлеб станет Телом Христовым, а вино – Его Кровью. Причем эти хлеб и вино по вкусу ничем не будут отличаться от неосвященного хлеба и вина.

Во времена жизни Господа на земле многие люди Его не узнавали. Одни думали, что это человек, пророк, другие осуждали Его и говорили, что в Нем бес. Так что мы должны Бога благодарить за то, что нам открыта великая тайна Боговоплощения, тайна пришествия Его в этот мир. У нас с вами есть радость обладания этой тайной, которая дана для того, чтобы мы все больше и больше узнавали Христа, чтобы мы жили с Ним.

Мы приходим в храм не только потому, что там красиво поют и можно постоять в тишине, отвлечься от земных хлопот, помолиться перед иконой. Именно в храме, во время совершения Евхаристии, Господь отдает нам Свои Тело и Кровь, а Святой Дух сходит на предлежащие Дары и на каждого, кто открывает Ему свое сердце. В этом принятии Дара Духа Святаго мы, грешные и недостойные люди, преображаемся. Эта радость должна быть главной составляющей нашей жизни. Мы должны ее искать, преумножать, а если мы ее не чувствуем, то должны пытаться понять и уразуметь причину, должны усиленно очищать свое сердце, чтобы Господь мог в него войти. Он не может к нам прийти, если наше сердце находится за завесой греха, если оно осквернено страстями, если мы не исполняем Евангелие и не следуем Его словам – в этом случае Господь не может нам открыться.

Замечательно, что у нас есть возможность собираться вместе и пребывать с Богом. Не только на Литургии, но и на всех богослужениях является Царство Божие, нисходит благодать Святаго Духа. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Об этом нельзя забывать.

Я очень рад, что мы сегодня собрались в храме, где с нами пребывает Господь, радость Его воскресения, радость праздника Богоявления. Желаю вам всегда пребывать в этой радости и преумножать ее молитвой, делами, любовью. С праздником!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

24 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Ежегодное собрание настоятелей

26 апреля 2023 года в храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялось ежегодное собрание настоятелей Восточного и Юго-Западного викариатств.

Собрание возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным и Юго-Западным викариатствами г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон. Темой собрания стал вопрос укрепления Церковного единства на всех уровнях.

Отцы-настоятели храмов Восточного и Юго-Западного викариатств делились рассказами о том, какие средства используются на их приходах для укрепления единства общины. В числе прочих были упомянуты социальные и молодёжные мероприятия, паломнические поездки, учебные занятия и даже пикники на свежем воздухе!

На собрании было принято решение о развитии межприходского общения. Совместные богослужения, общие детские и молодёжные активности, а также информирование о проведении приходских мероприятий через викариатский канал в Телеграм может помочь православным лучше познакомиться друг с другом и укрепить межприходские связи.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства

27 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась хиротония клирика из Измайлово

25 февраля в Николо-Перервинской обители во Литургии в день престольного праздника – памяти Иверской иконы Божией Матери — епископ Егорьевский Мефодий рукоположил в сан диакона Романа Черкасова, клирика Покровского храма в Измайлово.

День Иверской иконы празднуется несколько раз в году. Первый установлен в память об обретении святыни монахами Афонского монастыря. Считается, что Божия Матерь сама выбрала место для иконы в обители: сначала образ находился в соборе, но неоднократно его обнаруживали над воротами. Тогда икону поместили у входа в монастырь и стали называть «Вратарница» («Портаитисса» — греч.).

https://pererva.org/novosti/1007-prestolnyj-prazdnik-v-chest-iverskoj-ikony-bozhiej-materi-2025

5 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Прошло первое занятие духовно-просветительских лекций

Накануне праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла состоялось первое занятие пилотного проекта духовно-просветительских лекций для сотрудников подразделения вневедомственной охраны спецобъектов. Данная инициатива состоялась впервые, благодаря подписанному между Русской Православной Церковью и Росгвардией соглашению о взаимном сотрудничестве.

Занятие провел настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий сектором Росгвардии иерей Роман Богдасаров. Помимо сотрудников, находящихся в основном расположении спецподразделения, также по видеоконференцсвязи в беседе со священнослужителем участвовали сотрудники аналогичных подразделений на территории России.

Отец Роман рассказал про память святых апостолов Петра и Павла, о семейных ценностях, церковных традициях русского народа, о заповедях Божьих и верном пути устроения жизни в рамках нравственного учения Православной Церкви.

В дальнейшем планируется на регулярной основе проведение подобных лекционных занятий для сотрудников спецподразделений, а также практических тематических семинаров, посвящённых русским традициям и церковным праздникам.

Ближайшая встреча запланирована на 26 июля,  накануне памяти покровителя войск национальной гвардии равноапостольного великого князя Владимира и праздника Крещения Руси.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

12 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up