Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ОСВЯЩЕНИЕ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА В ПЕРОВО

Опубликовано: 15 января 2018

Категории: Новости, Религиозное образование

В период рождественских Святок в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово состоялись два торжественных события, объединивших в себе активных прихожан и талантливых гостей.

12 января настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко торжественно освятил новопостроенный Духовно-просветительский Центр. Настоятелю сослужили протоиерей Димитрий Максимов и диаконы Андрей Бойчун и Антоний Данилов.

Уютное здание для познавательных встреч расположилось рядом с храмом. В этот долгожданный вечер в новом Центре собралось несколько десятков человек. Чин предварило слово настоятеля, в котором отец Андрей выразил глубокую радость о свершениях на приходе и о том, что эти достижения – плод совместных с прихожанами молитвы и труда. Последовавший за словом чин под благозвучное пение храмового хора подарил искреннюю радость всем собравшимся.

Следом за чином освящения начался Святочный концерт, который дал возможность всем собравшимся ощутить и духовное, и эмоциональное единство друг с другом. За душевным чаепитием прихожане услышали множество творческих номеров. Это были выступления инструментального дуэта Виктории Холодовой (фортепиано) и Ирина Цирульникова (скрипка). Следом несколько трогательных песен вокально исполнила самая юная участница сегодняшней сцены — Анастасия Романова. Талантливый бард, поэт и композитор Евгений Фокин порадовал слушателей песнями о Боге и душе, о Рождестве и мире, легкой грусти жизни и христианской радости. Под баянный аккомпанемент священнослужители, певчие и прихожане спели несколько рождественских колядок – сначала самостоятельно, а потом вместе с залом.

С такой творческой ноты новоосвященный Центр отныне сможет вмещать в себя лектории и кружки, мастер-классы и видных гостей, обширные трапезы и душевные беседы людей между собой.

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Первая встреча с Аленой Азоевой

На первой встрече с Аленой Азоевой было очень радостно увидеть среди слушателей интересных и вдохновленных идеями служения людей из Марфо-Мариинской обители милосердия, больницы Святителя Алексия, авторов информационных проектов о святых, сотрудников музеев, студентов, преподавателей ПСТГУ, блогеров и журналистов. Наша общая цель — совершенствование знаний о современном информационном пространстве, о продвижении социальных и благотворительных проектов, понимании актуальных тенденций работы в социальных сетях, взаимодействия с аудиторией и так далее. 

Первую встречу мы посвятили введению в тему социальной коммуникации и уже получили домашнее задание. Самый главный вопрос, над которым нам предстоит подумать: какую роль задуманный нами проект должен играть в жизни людей, к которым мы обращаемся. Казалось бы, так просто, но на самом деле правильно сформулированный ответ поможет в выборе стратегии достижения целей проекта. И второй важный момент, отвечая, необходимо обратить особе внимание на те трудности, которые перед нами возникают. 

Алена Азоева — эксперт по коммуникациям и рекламе (в том числе социальной), более 20 лет работала в международных рекламных агентствах (BBDO, Ogilvy, Leo Burnett), небольших коммуникационных компаниях и digital-агентствах, 15 лет из них в должности креативного директора.

Следующая встреча с Аленой Азоевой состоится 8 октября во вторник в 19.00 ч. — в Просветительском центре святителя Иоасафа. Вход свободный, обязательна регистрация по телефону +79253355213 или по электронной почте ioasafcenter@yandex.ru. Просветительский Центр Святителя Иоасафа Белгородского расположен в 5-ти минутах от метро Измайловская, по адресу — Заводской проезд, 23.

27 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Рождественский концерт художественного коллектива «Время человека»

12 января в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках художественный коллектив «Время человека» представил прихожанам Рождественский концерт. В программе прозвучали колядки, стихотворения в исполнении авторов, добрые советские песни о любви.

Этот коллектив особенный, т.к. его участники — люди, страдавшие различными зависимостями, пережившие тяжёлые жизненные ситуации, но с помощью Бога вернувшиеся к жизни! Поэтому они и назвали свой коллектив «Время человека», в котором отражено глубинное понимание жизни и судьбы человека в этом мире.
Благодарим наших друзей за прекрасный концерт!
С Рождеством Христовым!

15 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

«Гражданский экзамен» по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви

Стартовала всероссийская просветительская акция «Гражданский экзамен — 2020. Социальная концепция Русской Православной Церкви».

Специально разработанный «онлайн-экзамен» состоит из 17 тестовых вопросов, ответив на которые каждый может проверить свой уровень знания и понимания Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

«Экзамен» приурочен к 20-летию принятия Основ социальной концепции — документа, в котором сформулирована позиция Русской Православной Церкви по главным вопросам современного мира.

Член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора, декан Социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, доктор политических наук Александр Щипков утверждает: «Глубинная связь «Основ социальной концепции» с мировоззрением народа выразилась в том, что даже те, кто далек от Церкви, имеют общественные взгляды, близкие к ее положениям».

Координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев уверен: «Знание и понимание официальной позиции Православной Церкви по вопросам, актуальным для всего нашего общества, является необходимым элементом гражданской культуры. Вне зависимости от личного мировоззренческого выбора каждого из граждан России».

«Актуальность Основ социальной концепции Русской Православной Церкви год от года возрастает. Многие ее положения, написанные два, а по сути, три десятилетия назад, оказываются буквально пророческими. Социальная концепция Церкви учит человека оставаться человеком в условиях новейших вызовов. Поэтому важно, чтобы как можно большая часть наших современников познакомилась с этим документом», — считает член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», генеральный директор Центра гуманистической экологии и культуры Сергей Лаковский.

В акции смогут принять участие граждане России, проживающие в зарубежных странах и российские соотечественники. Команда проекта «Гражданский экзамен» рассчитывает, что в акции примут участие не менее 250 тысяч граждан России.

Каждый участник, зарегистрировавшийся на сайте гражданскийэкзамен.рф, ответивший на все тестовые вопросы и оставивший корректные контактные данные, получит электронный сертификат и справку о правильных ответах.

Акция продолжится до Рождества Христова. Планируется, что ее итоги будут подведены в ходе Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2021 года.

Общественно-просветительский проект «Гражданский экзамен» начал работу в 2019 году. Цели проекта — содействие формированию современной гражданской идентичности и гражданской культуры на основании принципов и ценностей Конституции России. Основной метод реализации проекта — онлайн-тестирование в комплексе с иными онлайн-просветительскими технологиями.

Первый «Гражданский экзамен» состоялся 12 декабря 2019 года. В акции приняли участие 200 тысяч граждан России.

В 2020 году проект «Гражданский экзамен» реализовал акции «Гражданский экзамен — 2020. Поправки в Конституцию», «Гражданский экзамен — 2020. Безопасность личности, общества и государства», «Гражданский экзамен — 2020. История и культурное наследие России. Великая Отечественная война» (к 75-летию Победы).

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5676929.html

15 августа 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up