НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ? — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

Прошел молебен у мощей блаженной Матроны

Вечером 22 марта православная молодёжь со всех концов столицы по инициативе Отдела по делам молодёжи Московской епархии собралась на молебен у мощей блаженной Матроны Московской в Покровском ставропигиальном женском монастыре.

Молебное пение возглавил клирик Белгородской епархии, сотрудник Молодёжного отдела Московской епархии священник Николай Бабкин в сослужении клирика храма святителя Николая в Покровском г. Москвы священника Иоанна Попова и клирика храма Казанской (Песчанской) Божьей Матери в Измайлово диакона Захарии Бегдаша.

В числе сонма молящихся были представители приходов Восточного викариатства.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской (Песчанской) Божьей Матери в Измайлово под управлением Е.П. Резниковой.

В конце молебна богомольцы приложились к мощам святой угодницы Божией и получили пастырское благословение.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) Божьей Матери в Измайлово

28 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ

Благодатный огонь раздадут в двух храмах Восточного округа

1 мая 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд апостола Андрея Первозванного «планирует доставить в Москву Благодатный огонь из храма Воскресения Христова в Иерусалиме», однако, по рекомендации Роспотребнадзора, в этом году не состоится массовая встреча Благодатного огня в аэропорту Внуково.

Пятнадцать московских храмов получат Благодатный огонь в пасхальную ночь, сообщили в пресс-службе Фонда апостола Андрея Первозванного.

При этом желающим получить огонь необходимо принести собственную лампаду и «соблюдать все меры предосторожности, рекомендованные Роспотребнадзором».

Фонд планирует доставить Благодатный огонь в следующие храмы:

  1. Богоявленский кафедральный собор в Елохове;
  2. Знаменский храм Патриаршего подворья храмов в Зарядье;
  3. Живоначальной Троицы в Старых Черемушках;
  4. Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе;
  5. Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове;
  6. Всех святых во Всехсвятском на Соколе;
  7. Всемилостивого Спаса в Митине;
  8. Новомучеников и исповедников Российских в Строгине;
  9. Преображения Господня на Преображенской площади;
  10. Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  11. Георгия Победоносца на Поклонной горе;
  12. святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе;
  13. Живоначальной Троицы в Карачарове;
  14. иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще;
  15. святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском.

Информационный источник: http://moseparh.ru/blagodatnyj-ogon-razdadut-v-pyatnadcati-xramax-moskvy.html

28 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

«Песчанский хор» побывал в паломнической поездке

27 и 28 июля «Песчанский хор» и молодежный клуб храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово побывали в паломнической поездке в старинных русских городах Суздаль и Владимир.

Мероприятие организовал Молодёжный отдел Московской городской епархии.

Участники посетили, храм Покрова на Нерли и присоединились к Божественной Литургии в соборе Свято-Боголюбского женского монастыря в день празднования Крещения Руси.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово

4 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

Фестиваль “Черкизовская осень” приглашает школьников

Фестиваль пройдет 22 октября 2023 года в исторической резиденции Московских митрополитов храма Илии Пророка в Черкизово

Участников ждут:
-рассказы о добродетелях в истории и культуре русского народа
-чаепитие с ильинскими пирожками
-пение вместе с настоящим фольклорным коллективом «Измайловская слобода»

Принимаем к участию первые 10 заявившихся команд с 1 по 11 класс, в пределах 10 человек в команде.

От каждой команды требуется подготовить:

  • -сделанный вручную плакат с пословицами, поговорками и цитатами об избранных командой нравственных качествах,
  • -сделать поделки
  • -за 5 минут раскрыть перед зрителями выбранную добродетель, рассказав также о русских людях, отличившихся ею.

Заявку об участии необходимо подать на электронную почту metodist@hramilii.ru или по мессенджерам на телефон +7 916 188 43 23 (диакон Александр Николаев)

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Илии Пророка в Черкизово

1 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up