НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ? — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

Епископ Пантелеимон: XI межрегиональный церковный форум на Сахалине

19 октября 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Южно-Сахалинске начнется XI межрегиональная конференция по церковному социальному служению. На нее приедут представители дальневосточных епархий — руководители благотворительных проектов, главы епрхиальных социальных отделов, сестры милосердия и волонтеры.

В ходе конференции состоится обсуждение помощи бездомным, людям с инвалидностью, зависимым, семьям в кризисной ситуации, участники поговорят о создании добровольческих служб, профилактике абортов, работе сестричеств милосердия. Особое внимание будет уделено больничному служению.

Эксперты и руководители направлений Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению поделятся опытом и современными практиками помощи людям.

19 октября делегаты конференции и журналисты смогут воочию увидеть работу социальных проектов и инициатив Южно-Сахалинской епархии: приюта для женщин в кризисной ситуации «Дом милосердия» (село Троицкое); центра гуманитарной помощи; сестричества милосердия: сестры помогают пациентам Областной клинической больницы.

Гостем форума станет председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он встретится со студентами Сахалинского медицинского колледжа и с участниками конференции. Также ожидается участие в конференции главного врача крупнейшей больницы Русской Православной Церкви — Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, — Алексея Зарова.

В рамках форума сестры милосердия из Москвы проведут мастер-классы по уходу за тяжелобольными людьми. Мастер-классы пройдут для студентов медицинского колледжа и учащихся специального курса колледжа по подготовке будущих сестер милосердия. Возглавит обучение координатор Ассоциации сестричеств милосердия Русской Православной Церкви, руководитель московской патронажной службы «Милосердие» Алена Давыдова.

Пленарное заседание форума начнется в 12.30 20 октября в Историческом парке «Россия — моя история» Южно-Сахалинска. Предварит работу конференции Божественная литургия в кафедральном соборе Рождества Христова Южно-Сахалинска. Богослужение и пленарное заседание возглавят архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий и епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Конференция будет продолжаться 4 дня. Организаторы форума — Синодальный отдел по благотворительности и Южно-Сахалинская епархия.

Новая межрегиональная конференция — одиннадцатая по счету. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный отдел по благотворительности с 2010 года ежегодно проводит конференции по социальному служению для епархий, расположенных на территории одного или нескольких федеральных округов.

Предыдущая конференция для Дальнего Востока проводилась в Хабаровске в 2013 году.

Конференция в Южно-Сахалинске — второй, очный этап конференции. В 2020 году представители дальневосточных епархий уже встречались в интернет-формате на конференции по церковному социальному служению: в течение десяти дней в июне в дистанционном режиме главы крупнейших российских благотворительных фондов, эксперты, руководители направлений Синодального отдела по благотворительности делились опытом с теми, кто занимается развитием социального служения на Дальнем Востоке.

Сайт конференции в Южно-Сахалинске: http://conf.miloserdie.ru. Аккредитация СМИ по электронной почте: news.otdel@gmail.com.

На территории Дальневосточного федерального округа действует свыше 160 церковных социальных инициатив, учреждений и проектов.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

16 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Фестиваль князя Владимира прошел в Новогиреево

Широкий престольный праздник «День святого князя Владимира в Новогиреево» прошел 28 июля в приходе храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.

После Божественной Литургии общими усилиями прихожан состоялся общеприходской обед, во время которого начался праздничный концерт. На Концерте выступили Академический хор Сретенского монастыря, Валентин Хмелев, звонари храма святого князя Владимира, Наталья Стрелкова, Алексей Свиридов, Сестры Романовы и друзья, Ольга Мусатова, Евгений Южин, Молодёжный театр мюзикла «Верона», Студия ирландских танцев Бельтайн и Александр Галицкий. 

В это же время на территории храма и парка проходили мастер-классы, эстафеты и активные игры, настольный игры и другие мероприятия.

Свои показательный выступления второй год подряд провели на нашем фестивале сотрудники Госавтоинспекции и Центра кинологической службы УВД ВАО.

  Прихожане храма благодарят всех, кто поучаствовал в организации праздника!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого равноапостольного князя Владимира

29 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Конкурс «Красота Божьего мира» завершился

     В 2025 году Конкурс «Красота Божьего мира» вернулся к знакомым, но вечным, а потому неисчерпаемым темам: «Красота родной природы», «Библейские сюжеты», «Моя семья, мои друзья» и др. И смелые кисти юных художников вновь воплотили образы дорогих людей, любимых уголков родины, страниц священного писания и истории Отечества.

     Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, Спаса Нерукотворного в Перово, Рождества Христова в Измайлове, св. блгв. кн. Даниила Московского в Метрогородке, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, частного общеобразовательного учреждения «Православная школа Косинская», Детской художественной школы №7. Более активно, чем в прошлые годы, участвовали ученики общеобразовательных школ 423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова, 1080, 1404 «Гамма», «Измайловской школы 1508», 1516, 1748 «Вертикаль» восточного округа. Всего 119 рисунков приняли участие в Конкурсе в этом году.

        12 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли священник храма Илии Пророка в Черкизове Александр Николаев и директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, иконописец Алимов Д. А. Награждение победителей будет проходить 29 ноября 2025 года в зале Торжеств Российского университета транспорта.

         Выставка рисунков в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове продлится до 5 ноября.

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2025 году стали:

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 9 до 12 лет:

1 место. Ананских Полина 9 лет «Рождение» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

1 место. Осипова Елизавета 9 лет «Цветочная поляна» Детская художественная школа №7.

1 место. Короткова Майя 9 лет «Ноев ковчег» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

1 место. Миронова София 10 лет «Песнь о Рае» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Мельникова Мария9 лет «Добрая весть» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Нозимбекова София 9 лет «Ночной пейзаж» ГБОУ Школа №1516.

2 место. Васильженко Александра 9 лет «Райский сад»ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

2 место. Гладких Елена 10 лет «Рождество» Детская художественная школа №7.

2 место. Фролова Валерия 10 лет «Переход через Красное море» ГБОУ Школа №1516.

3 место. Ивакина Стефания 9 лет «Я и мой пёс Дружок» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Гравес Елизавета 10 лет «Моя дорога в школу» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Петрова Мария 10 лет «Домик в горах» Детская художественная школа №7.

3 место. Булулукова Софья 10 лет «Яркое лето» Детская художественная школа №7.

3 место. Фурман Захар 10 лет «Рождество Христово» ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль».

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Задоя Ульяна 13 лет «Осенний пейзаж с церковью» Детская художественная школа №7.

1 место. Жильцова Вера 14 лет «Горный пейзаж» Детская художественная школа №7.

1 место. Новицкая Софья 15 лет «Вера» Детская художественная школа №7.

1 место. Зазвонова Александра 17 лет «Мы – русские! С нами – Бог!» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

2 место. Марухин Серафим 13 лет «Явление Господа Саваофа Моисею» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Берсенева Елена 13 лет «Солнечный уют» Детская художественная школа №7.

2 место. Степанова Ульяна 14 лет «Яблочный Спас» Детская художественная школа №7.

2 место. Калинкина Варвара 15 лет «Моя семья» Детская художественная школа №7.

2 место. Ахунжанова Ксения 15 лет «Свадьба в Йошкар-Оле» Детская художественная школа №7.

3 место. Клочкова Александра 13 лет «Золотая осень» Детская художественная школа №7.

3 место. Григорян Рузанна 13 лет «Любимый край» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Батуева Милана 14 лет «Вечер в море» Детская художественная школа №7.

3 место. Селиваненко Мария 14 лет «То были времена чудес, Сбывалися слова пророка. Сходили ангелы с Небес; Звезда катилась от востока;…» Храм Спаса Нерукотворного в Перово.

3 место. Фирсова Лилия 15 лет «Остров в Измайлово» Детская художественная школа №7.

Кроме этого, еще 21  детская работа вызвала симпатии жюри.

1. Плиско Елизавета 7 лет «Осень в парке» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

2. Савелий Евгращенков 7 лет «Мой храм» Воскресная школа при храме св. блгв. кн. Даниила Московского в Метрогородке.

3. Скуднова Олеся 8 лет «Мой дом» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

4. Тулинова Елена 9 лет «Синицы» Детская воскресная школа при храме Рождества Христова в Измайлове.

5. Тетерина Варвара 9 лет «Любимый храм» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

6. Щемелева Мария 9 лет «На страже земли русской» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

7. Трушков Фёдор 9 лет «В добрый путь! С Богом!» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

8. Мастетюрин Иван 9 лет «Храм Христа Спасителя» ГБОУ Школа №1516.

9. Разоренкова Василиса 9 лет «Осенний лес» ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль».

10. Окунцов Алексей 9 лет «Храм» ГБОУ Школа №1080.

11. Долгова Дарья 9 лет «Любимый храм. Церковь Даниила Московского в Метрогородке» ГБОУ Школа №1795 «Лосиноостровская».

12. Севастьянова Наталья 9 лет «Зарянка у церкви» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

13. Павлова Таисия 10 лет «Искушение Евы» Воскресная школа при храме Алексея Мечёва в Вешняках.

14. Дударев Артём 10 лет «Рождество Христово» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

15. Митина Дарья 10 лет «Мир духовный, мир земной» ГБОУ «Измайловская школа №1508».

16. Шумакова Мария 10 лет «Ночь в деревне» ГБОУ «Московская международная школа».

17. Юриченко Мария 10 лет «Гуляли в лесу, видели лису» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

18. Истомина Анна 12 лет «Обитель тихая» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

19. Тихонова Мария 13 лет и Тихонова Ольга 7 лет «Жемчужина родного края» Детская воскресная школа при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

20. Лебедев Павел 14 лет «Храм Покрова на Нерли» Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

21. Истомин Иван 17 лет «Сияние Вечной Жизни» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

От всей души благодарим участников за труд, творчество и вдохновение!

Поздравляем победителей!

Их работы будут отправлены на следующий городской этап.

20 октября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Приглашаем на экскурсию

В воскресенье 30 июня в 14:30 мы приглашаем вас на экскурсию, посвященную истории храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище и Преображенской слободы.

Вы увидите единственный в России храм с разделённым стеной надвое алтарем. Узнаете историю создания единоверческого монастыря, услышите рассказ о его настоятеле второй половины XIX века — архимандрите Павле Прусском (Ледневе).

На экскурсии вы познакомитесь с иконами, не только являющимися внутренним убранством храма, но участвующими в ежедневных богослужениях. Вы осмотрите одну из самых высоких в столице колоколен — «Преображенскую свечу», на которой в роли звонарей выступают наши алтарники, среди которых — и 15-летний юноша, и выпускник режиссерского факультета, и скрипач.

Вам также представится уникальная возможность увидеть до реставрации икону Божией Матери Владимирской, писаную в 1881 году выдающимся русским художником Евграфом Сорокиным, вывезенную в 1931 году из алтаря храма Христа Спасителя на сохранение и во спасение перед взрывом храма в декабре 1931 года. Место сбора: у памятника солдату Бухвостову на Преображенской площади (напротив почтового узла и магазина «Читай-город»), как уже сообщено выше — в 14:30.

(проезд до станции метро Преображенская площадь, последний вагон из центра, выход 13 — по подземному переходу налево, первый поворот — опять налево, далее по короткому тоннелю и выход наверх — с обеих сторон). Экскурсия — бесплатная, но по предварительной регистрации по номеру: +7(916)105-07-94

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

27 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up