Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

Опубликовано: 28 ноября 2021

Категории: Новости, Патриарх

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

Призеры олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» — 2020

Стали известны победители исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» – 2020.

К сожалению, в этом году не было традиционной для данной олимпиады очной защиты исследовательских работ, и жюри оценивало участников по предоставленным дистанционно презентациям, макетам или фотографиям в зависимости от выбранной номинации.

Олимпиада этого года дала возможность участникам исследовать историю различных культурных событий, явлений, изменений в жизни страны на примере произведений искусства, архитектурных объектов и исторических памятников в культурно-образовательном пространстве России. Несмотря на то, что географические границы олимпиады расширились: в прошлом году объектами исследования могли быть только храмы столицы, а в этом году – храмы всей необъятной России, несколько школьников решили посвятить свою работу храму прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

У некоторых ребят выбор был связан с тем, что им дорог именно храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Также стоит отметить, что изменился и возраст участников, если год назад желание заняться исследовательской работой возникало у учащихся младшего школьного возраста, то в этом году — трое из четырех авторов учатся в средней школе. Так семиклассник Артем, который вместе со своей мамой интересуется историей нашего храма, второй год подряд принимает участие в Олимпиаде. Артем исследует вопрос: почему наш храм получил посвящение преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. На данный момент есть три достаточно обоснованные версии происхождения названия храма.  Первые две, связанные: одна — с пчеловодством, а другая – со старцем Елеазаром Анзерским, были рассмотрены Артемом в прошлом году, а третью, относящуюся к истории старообрядчества в районе Гольяново, он подробно осветил в своей работе этого года.

Учащаяся школы №368 Мария Никогосян, которая не только молится в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких , но и помогает в церковной лавке, заинтересовалась историей появления при строительстве каменной Зосимо-Савватиевской церкви придела в честь святых Адриана и Наталии, а также личностью княгини Натальи Сергеевны Трубецкой и ее ролью в этом строительстве.

Восьмиклассник Всеволод рассмотрел и описал все изображения святых Зосимы и Савватия, расположенные в храме, и постарался выяснить историю их появления. Третьеклассница Виктория изучала, какие предметы утвари и интерьера остались в восстановленном храме от того, который был осквернен и частично разрушен в советское время. Среди сохранившихся предметов особенного внимания заслуживает напрестольное праздничное Евангелие в красивом окладе, переданное в 1813 году тогда еще деревянному храму Зосимы и Савватия Соловецких.

В этом году исследовательские работы всех четверых участников Олимпиады-2020 были высоко оценены жюри и стали призерами. Поздравляем юных победителей!

На фотографиях слайды из презентаций исследовательских работ.

Информационный источник: http://hramgolyanovo.ru

24 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка в Ярославль

5 июня 2022 года после ранней Божественной литургии прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках с настоятелем иеромонахом Афанасием совершили паломническую поездку в древний русский город Ярославль.

Во время поездки паломники посетили:
 — Свято – Введенский Толгский монастырь. 
Экскурсия по монастырю (в настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. Введенский собор – построен в 1681–1683 гг. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Самый древний из монастырских храмов – храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1625 г. Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, построен в 1672 году.  Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский) построен в конце XVII — начале XVIII века. Храм в честь святой великомученицы Варвары построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. 
Святыни монастыря: чудотворная Толгская икона Божией Матери, явленной в 1314 году; частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа; мощи святителя Игнатия Брянчанинова; чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса» и другие святыни.

– Казанский монастырь. (храмы монастыря: Казанский собор, в 1609–1610 годах была построена первая деревянная Казанская церковь, современное здание собора строилось с 1835 по 1838 годы; храм во имя Сретения Господня – построен в  1881 году; храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – построен в 1821 году. 

Святыни монастыря: чудотворный список Ярославской Казанской иконы Божией Матери, чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского; мощевики с частичками мощей угодников Божиих.

– Церкви Ильи Пророка (была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом и возведена в 1647–1650–х годах). В храме три придела: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии – частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (так называемых эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага);

– Церкви Спаса на Городу (свое название получила, так как располагалась на «городском торгу». После опустошительного пожара в 1658 году, когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 году. Имеет 3 придела. Святыни храма: икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век), икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, икона – мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, икона– мощевик всех Киево–Печерских святых, икона– мощевик «Умягчение злых сердец», чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»;

– Успенского кафедрального собора (первый каменный храм Ярославля, расположенный на Стрелке Волги и Которосли, освящен в 1219 г.) Святыни храма: Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев;

– Храм Ильи Пророка.

В Толгском женском монастыре о. Афанасию и прихожанам благословили совершить молебен у древней Толгской иконы Божией Матери.

Прикосновение к древним святыням христианства на Руси оставило неизгладимое впечатление на прихожан.

После посещения храмов была организована небольшая прогулка по набережной Ярославля, в конце которой паломники посетили новую стрелку, где сливается великая русская река Волга со своим притоком Которослью.

Информационный источник: храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

7 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Список иконы «Богоматерь Владимирская» возвращен в Храм Христа Спасителя

13 июля 2024 года, в Храм Христа Спасителя был принесен список иконы «Богоматерь Владимирская», вывезенный из Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя перед его разрушением в 1931 году.

Икону встретил Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев. 10 апреля 2024 года в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище г. Москвы был обретен список иконы «Богоматерь Владимирская» XIX века, вывезенный из Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя перед его разрушением в 1931 году.

Святыню, считавшуюся утраченной, при сборе материалов для очередного номера обнаружил ответственный секретарь журнала «Храмоздатель», настоятель храма Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине г. Москвы протоиерей Владимир Клюев.

https://xxc.ru/news/13-iyulya-2024-goda-v-khram-khrista-spasitelya-byl-prinesen-spisok-ikony-bogomater-vladimirskaya-vyv/

16 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Олимпиада «В начале было Слово…» включена в перечень государственных олимпиад

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации опубликован Приказ от 27 августа 2020 года № 1125 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год».

В документе упоминаются 83 соревнования по различным предметам и направлениям подготовки, в числе которых олимпиада школьников «В начале было Слово…» Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Олимпиада Российского православного университета на протяжении нескольких лет входит в данный перечень по двум гуманитарным предметам — по истории и литературе. В 2020/21 учебном году по профилю «История» был повышен уровень ее проведения, что дает возможность победителям и призерам получить еще больше льгот при поступлении в высшие учебные заведения.

Олимпиада школьников «В начале было Слово…» проводится Российским православным университетом восьмой год для обучающихся 8-11 классов по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

В 2020/2021 учебном году регистрация участников на сайте олимпиады будет проходить с 1 октября по 30 ноября, отборочный этап — с 1 по 13 декабря, заключительный этап пройдет с 1 февраля по 5 марта 2021 года.

С Положением и Регламентом проведения олимпиады в 2020/2021 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете олимпиады по тел. +7 (495) 626-85-15, e-mail: olimp.rpu@mail.ru.

VIII олимпиада школьников «В начале было Слово…» в 2020/2021 учебном году проводится при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по взаимодействую с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru

11 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up