Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — НЕ ДЕНЬ ДЛЯ РАЗБОРОК!

Опубликовано: 25 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).

— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия.  Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛЕБНЫ, БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК И ПРАЗДНИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ — КАК ОТМЕЧАЛИ ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ В ВОСТОЧНОМ ВИКАРИАТСТВЕ

В этом году уже в 73 раз отмечается годовщина Победы во Второй мировой войне. В храмах Восточного викариатства прошёл ряд мероприятий, посвященных Великому празднику.

Во многих храмах в день 9-го мая были отслужены благодарственные молебны и литии о погибших воинах и ушедших к нашему дню ветеранах. После Божественной Литургии добровольцы ветеранов-прихожан храмов.

Молодёжь храма Воскресения Христова на Семеновской приняла участие в шествии Бессмертного полка. «Мы вместе, шагая в одном строю, рядом с друзьями смогли почтить память наших родных, которые своим подвигом дали возможность жить нам, потомкам. Вечная память героям!» – говорят участники шествия. 

В этот день Илиинская молодежь посетила с поздравлением Свято-Спиридоньевскую богадельню и поздравила ее насельников с этим великим праздником. Ребята исполнили для насельников богадельни песни военных лет и прочли стихи. По окончании выступления, молодые люди подарили каждому по красной гвоздике. После посещения богадельни, молодежь приняла участие в традиционной акции «Бессмертный полк». Ребята прошли по центральным улицам Москвы с портретами своих погибших в Великой Отечественной Войне родственников. «Многие из моих родственников принимали участие в Великой Отечественной Войне. Все они ушли добровольцами на фронт. Например, мой двоюродный дедушка по папиной линии, был летчиком Белорусского фронта, он прошел всю войну, и дошел до Берлина. Его портрет я несла на шествии»- рассказала о своих впечатлениях Александра Малярова, регент молодежного хора “Илиинский светоч“.

В храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово организовали праздник на открытом воздухе.Самые маленькие прихожане сценку о военном времени. Затем с песенно-танцевальной программой выступила хореографическая студия «Карусель», прозвучали песни военного времени. 

В выходные, 12 мая, в храме преподобных Зосима и Савватия Соловецких в Гольянове состоялась масштабная встреча с ветеранами – в храм пришло более двадцати участников Великой Отечественной войны. В храм собрались прихожане, многодетные родители и многие жители нашего района, гостей поздравили с Днем Победы настоятель храма священник Роман Богдасаров, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора генерал-лейтенант В.Я. Шатохин и член Императорского Православного Палестинского Общества Г.Г. Гагарин. На концерте выступали с номерами учащиеся приходских школ храма, курсанты Центра гражданско-патриотического воспитания «Рубеж», другие артисты. А в храме Сергия Радонежского в Гольянове прошли концерт и страйкбольная игра.

Традиционно мероприятия посвященные празднику Победы проводятся при храмах Восточного викариатства каждый год.

12 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ В КОСИНО

Миссионерско-катехизическая группа храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино приглашает взрослых и детей старше семи лет, желающих принять Таинство Крещения в Пасхальную ночь, на цикл подготовительных (огласительных) бесед, посвященных наставлению в основах православного вероучения.

На беседы приглашаются также уже крещеные взрослые и дети, хотящие узнать азы Православия.

Планируется проведение четырех занятий на темы:

1. Бог, человек, вера, религия.

2. Диавол, грех, последствия греха, спасение.

3. Евангельская история.

4. Церковь, Таинства, христианская жизнь.

Занятия будут проводиться по субботам, в 13-00. Первое занятие состоится 24 февраля в конференц-зале прихода (Москва, улица Большая Косинская, 29). Запись производится по тел. 8-916-412-2576

7 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ В СОКОЛЬНИКАХ

В день Торжества Православия, 25 февраля, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством совершил Божственную Литургию и молебен в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.

26 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

«ЭТО, КОНЕЧНО ЖЕ, ЧУДО!» – О МАЛОМ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА КАЗАНСКОЙ (ПЕСЧАНСКОЙ) ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИЗМАЙЛОВО

4 марта в Восточном викариатстве г. Москвы произошло знаменательное событие: малое освящение храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери, которое перед воскресной Литургией совершил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Несмотря на то, что этот чудесным образом созданный на месте заброшенного детского садика храм носил название в честь чудотворной Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери с момента своего возникновения, престол в Ее честь был освящен в верхнем здании двухэтажного храмового комплекса лишь в минувшее воскресенье. Долгое время чудотворный образ Богородицы находился в нижнем храме во имя свт. Иоасафа Белгородского, где и велись службы. Путь же к созданию и освящению верхнего храма в честь Божией Матери был очень долгим и трудным, о чем и рассказал после Литургии его настоятель, благочинный Рождественского благочинияпрот. Иоанн Ермилов.

«Ваше Преосвященство, дорогой, любимейший владыка Пантелеимон, дорогие отцы, братия и сестры! Радость этого события очень сложно понять и оценить, потому что к освящению этого храма, пусть еще только и малому, наш приход шел достаточно долгое время. На этом пути было очень много препятствий: строительство началось в 2014 г., а оформление документов – намного раньше, и за это время нам приходилось преодолевать вещи, которые, на первый взгляд, казались непреодолимыми. Приступая порой к очередному этапу, я даже не представлял, как его можно преодолеть, потому что иногда встречалось не столько большое сопротивление, сколько непонимание, как это вообще можно осуществить. Но чем больше препятствий случалось на пути строительства храма, тем яснее я понимал, насколько велика помощь Божия, которая порой приходила из мест, откуда ее ждать не представлялось возможным. Более того, мы осознавали, что храм, который строится в честь Пресвятой Владычицы Богородицы, находится под Ее неусыпным покровом, и Она тоже постоянно помогала нам в его строительстве.

Сегодняшнее событие – лишь очередная радостная остановка на нашем дальнейшем пути созидания всего храмового комплекса. Сейчас мы приступаем ко второй очереди строительства, когда надо будет закончить административную центральную часть, западную воскресную школу, заняться еще и благоустройством территории, проложить коммуникации, сделать окончательное благоукрашение как нижнего крестильного, так и этого замечательного верхнего храма. Но мы уже понимаем, что можно увидеть плоды своих трудов: они в том, что в храме начала совершаться Божественная Литургия. Мы всем приходом благодарим Вас, Владыка, за то, что Вы сегодня возглавили Божественную Литургию и придали храму, который уже и внешне выглядел как храм, то соответствующее ему предназначение: в нем будет совершаться Божественная Литургия, соединяться земное и небесное.

Мы благодарим Вас, Владыка, и просим, чтобы Вы не оставляли нас в своих молитвах и чтобы Господь по Вашим молитвам помог нам завершить начатое строительство. Просим Вас также передать нашу сыновнюю благодарность Его Святейшеству за неусыпный контроль и внимание к нашим делам: я знаю, что он неоднократно проявлял заботу о нашем храме, интересовался, как идет строительство и отмечал наши пусть небольшие, но уже этапы и победы.

Дорогой Владыка! Как наш храм находится под покровом Пресвятой Владычицы Богородицы, так желаем и Вам в Ваших трудах, в тех трудах, которые Вы несете по благословению Святейшего Патриарха, заступничества Пресвятой Владычицы Богородицы! И просим принять в дар от нашего храма икону, которая пришла некогда к нам вся затемненная, зачерненная, но была, с помощью Божией, отреставрирована и обновлена. Будем надеяться, что Пресвятая Владычица Богородица также поможет Вам в Ваших трудах и послушаниях. Также просим принять от прихожан этот замечательный букет цветов, который говорит о нашей к Вам любви».

В ответном обращении владыка Пантелеимон также обратил внимание собравшихся на особенности создания этого храма, свидетельствующие о чудесной помощи Божией, и еще раз напомнил, ради чего строятся храмы и какая большая ответственность лежит при этом на прихожанах.

 «Дорогой отец Иоанн, сердечно благодарю Вас за Ваши, можно сказать, многолетние труды по созданию этого храма. Это, конечно же, чудо! Среди дворов, в окружении домов советской постройки, вместо детского садика – вдруг появляется храм. Как такое может произойти? Конечно, это милость Божия, конечно, это чудо, но чудо и милость Божия в ответ на Ваши и всех Ваших собратьев усердные труды, в ответ на вашу мудрость, кротость, смирение и веру в заступничество Пресвятой Богородицы.

У нас есть храмы, которые строились на выделенных участках по программе «200 храмов», но этот участок никем не выделялся, никто его в план не вносил, он возник особенным образом – как бы сам по себе, и таких храмов, мне кажется, в Москве больше нет. Несмотря на то, что ваш храм расположен во дворе жилых домов, в непосредственной близости от них, здесь нет возмущения местных жителей, никто не жалуется на колокольный звон, на то, что отпевают покойников, собирают бомжей – все это разрешается мирно и просто. Живущие рядом люди, наверное, считают его «своим» храмом, он для них стал «домашним», находящимся в шаговой доступности… Видите, Господь не посрамил вашей веры, вашего горячего желания построить храм. Сердечно Вас за это, дорогой отец Иоанн, благодарю!

И всем вам, дорогие братья и сестры, хотел бы сказать и напомнить, для чего строится храм. Храм строится для того, чтобы в нем совершалась Божественная Литургия, чтобы люди причащались Святых Христовых Таин: не только раз в год или во все посты, а, если вы ведете благочестивую жизнь, если живете по евангельским заповедям, – то и каждое воскресенье (если благословит духовник). И теперь в этом храме нужно создавать храм своей души: слышанием и хранением в ней евангельских слов, посещением Божественной Литургии и Причащением. На Литургии Господь приходит к нам и, не взирая на все наши грехи, делает нас светлыми и чистыми, делает нас Своими храмами – храмами Духа Святаго.

Но если вы не будете сюда приходить каждое воскресенье, не будете причащаться здесь Святых Христовых Таин – зачем тогда этот храм, зачем эти многолетние труды? Поэтому, конечно же, вы несете за этот храм определенную ответственность, ответственность за то, следуете ли вы призыву Бога. Ведь не отец Иоанн, не я, не Святейший Патриарх, а Сам Господь говорит: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Приимите от Меня вси, сия есть Кровь Моя… (ср.: Мф. 26 – 28).

Причащение Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа должно делать нас другими. Я думаю, что в наше время очень важно научиться смирению и кротости, без которых невозможно узнать Бога. И если Господь делает для нас Свое Тело хлебом и Свою Кровь – сладким вином, то мы также должны стать друг для друга не сухарями, не настойкой, вызывающей рвотный рефлекс, а мягким душистым хлебом, сладким веселящим вином – только тогда мы сможем преумножить дар Причастия, который получаем в храме при совершении Божественной Литургии. Я просил бы вас это запомнить и, конечно же, слушаться отца Иоанна, батюшек, которые вас назидают и помогают в вашем духовном развитии».

5 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up