10 марта 2022 года в храме храме Святой Живоначальной Троицы при Свято-Владимирской детской больнице г. Москвы состоялась литературная встреча посвященная творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама.
В чем гениальность поэта? В частности в том, чтобы быть актуальным во все времена, несмотря на то что прошло почти столетие с момента написания строк. На встрече настоятель храма иерей Владимир Суханов и прихожане храма прочли стихотворения, обсудили чем тронули строки, о чем заставили задуматься, и даже прослушали несколько музыкальных произведений на стихи Мандельштама.
Участники литературной встречи благодарят настоятеля храма отца Владимира Суханова за совместное обсуждение и интересное сравнение творчества О.Мандельштама и А.Ахматовой. Особая благодарность была выражена матушке Елене Орехановой за возможность погрузиться в тонкий мир творчества Осипа Эмильевича, который словно соткан из множества разных нитей: нежных и романтичных, и одновременно скорбящих, тягостных, в которых чувствуешь боль страданий и лишений.
Все участники выразили однозначное мнение, что таких литературных вечеров должно быть как можно больше!
Информационный источник: Храм Святой Живоначальной Троицы при ДКГБ св.кн. Владимира г. Москвы
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Сопредседателем конкурса является руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального ОРОиК, президент АНО «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»» иеромонах Трифон (Умалатов).
Организаторы конкурса — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и АНО «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»».
В состав жюри вошли:
М.Н. Белогубова, советник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе на общественных началах, сопредседатель Конкурсной комиссии конкурса «За нравственный подвиг учителя»;
Т.И. Хресина;
А.П. Волков, заслуженный художник России, педагог ГБОУ ВПО г. Москвы «Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки»;
Ю.А. Нуждина, педагог дополнительного образования ГБУ ДО г. Москвы «Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом»;
М.Ю. Шраменко, продюсер;
Л.М. Донченко, учитель школы с углубленным изучением английского языка № 1352 г. Москвы, член Московской ассоциации учителей православной культуры, кандидат педагогических наук.
Список победителей:
Победителями конкурса стали:
В номинации «Основная тематика», первая возрастная группа (9–12 лет):
1-е место — Царегородцева Мария (12 лет), «Дворовые баталии», Салехардская епархия; 2-е место — Зайцева Софья (11 лет), «Плотник Петр Михайлов на Голландской верфи», Орловская епархия; 2-е место — Янайт Никита (12 лет), «Петр I: Кто положит душу своя за други своя», Казанская епархия; 3-е место — Золотарева Дарья (11 лет), «Полтавская битва», Орловская епархия; 3-е место — Толкачев Марк (10 лет), «Достижения Петра», Мурманская епархия; 3-е место — Онучина Виктория (10 лет), «Потешный полк», Архангельская епархия.
В номинации «Основная тематика», вторая возрастная группа (13–17лет):
1-е место — Курашкина Екатерина (16 лет), «Гангут. Абордаж шведского судна», Белевская епархия; 2-е место — Гончаров Дмитрий (14 лет), «Епископ Митрофан и Петр 1. Воронежскому флоту быть», Россошанская епархия; 2-е место — Васильев Арсений (13 лет), «Потешный флот», Тверская епархия; 3-е место — Желтикова Алена (15 лет), «Дружина юного Петра», Мичуринская епархия; 3-е место — Бабкова Анна (16 лет), «Становление», Орловская епархия; 3-е место — Михайлюк Валерия (16 лет), «Люблю тебя, Петра творенье…», Ванинская епархия.
В номинации «Православная икона»:
1-е место — Иванова Христина (17 лет), «Святитель Митрофан благословляет Петра I», Воронежская епархия; 2-е место — Невзорова Екатерина (15 лет), «Беседа святителя Митрофана Воронежского и Петра I», Московская городская епархия; 2-е место — Джумбаев Азиз (Арсений) (13 лет), «Апостол Петр», Гатчинская епархия; 3-е место — Котлярова Дарья (17 лет), «Святитель Митрофан Воронежский», Липецкая епархия; 3-е место — Руденко Владислава (17 лет), «Копия Каплуновской иконы, бывшей при воинах в день Полтавской победы», Ейская епархия; 3-е место — непресуждалось.
В номинации «Роспись по фарфору»:
1-е место — Савченко Ксения (15 лет) «Детство Петра», Саратовская епархия; 2-е место — Корнилова Анастасия (15 лет) «Пётр I», Нижегородская епархия; 2-е место — Васильев Роман (16 лет) «Так начинался Петербург», Тверская епархия; 3-е место — Лашкина Анна (17 лет) «Россия в эпоху Петра I», Нижегородская епархия; 3-е место — Тяпкина Ксения (16 лет) «Сражения и победы Петра I», Кемеровская епархия; 3-е место — Фадеева Валерия (17 лет) «Петр I», Кемеровская епархия; 3-е место — Букин Дмитрий (17 лет) «Троице-Сергиева лавра», Санкт-Петербургская епархия.
В номинации «Рассказ»:
1-е место — Голышева Лидия (13 лет) «Хорошая примета», Санкт-Петербургская епархия; 2-е место — Нерослова Александра (17 лет) «Только бы жила Россия…», Рославльская епархия; 2-е место — Бычкова Екатерина (16 лет) «Художник», Гатчинская епархия; 3-е место — Потахина Диана (15 лет) «Детство и юность Петра I», Александровская епархия; 3-е место — Мурзина Виктория (13 лет) «Истинный царь», Выксунская епархия; 3-е место — Заика Алена (14 лет) «Петя из Петербурга», Тобольско-Тюменская епархия.
Награждение победителей, занявших первые места, состоится в рамках Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Награждение победителей, занявших 2 и 3 места, состоится в рамках ХХX Международных Рождественских образовательных чтений.
05 августа 2020 года в Восточном викариатстве состоялась благотворительная акция, в ходе которой около более 150 семей получили молочную продукцию (детские творожки) и печенье.
Благотворительная акция проходила в трех храмах Восточного викариатства, а именно: святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово, священномученика Ермогена в Гольянове, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
Православная скаутская дружина имени Ильи Муромца при храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино отметила пятилетие
6 октября после поздней Божественной Литургии братья-следопыты посмотрели художественный фильм о поддержке людей с ограниченными возможностями и взаимопомощи, а после состоялась торжественная часть программы.
По традиции, начали с построения и молитвы, а после на «скаутском ралли» как опытные следопыты, так и новички, дружно исполнили знакомые песни и пообщались в тесном кругу вокруг костра.
После мероприятия состоялось общее застолье, не обошлось и без традиционного задувания торта со свечками в честь памятной даты.
Пресс-служба Восточного викариатства и храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино