Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 14 марта 2022

Категории: Новости, Патриарх

13 марта 2022 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.

История, которая была пройдена нашей Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей. Соприкасаясь с той или иной жизненной трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще всего считаем себя несчастными; те, кому не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что — поверхностным и второстепенным. История Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни.

Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь, нередко под пытками, под издевательствами. Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может вынести, но именно они — апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники, святые отцы — донесли до нас веру Христову. Поэтому в день Торжества Православия мы вспоминаем в первую очередь их святые имена и молимся соборно о всех тех, кто жизнью своей, словом своим, мыслью своей, чудесами своими и подвигами своими сохранил и приумножил веру, передал ее последующим поколениям, включая нас, ныне живущих на земле людей.

Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. После VII Вселенского Собора, который утвердил веру Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и спасительно, что почитание икон должно быть частью духовной жизни, в Византийской империи сменилась государственная власть. Пришел император, который под влиянием различных политических обстоятельств, в том числе всматриваясь в опыт других монотеистических религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что для консолидации многонациональной империи лучше всего отказаться от иконопочитания. И началось не просто искоренение икон, но настоящий вандализм: шедевры церковного искусства уничтожались, дивные фрески стирались или закрашивалось орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А поелику так думал и так верил император, то, по закону тогдашней политической жизни «чье царство, того и вера», и подчиненные должны были верить так же. Но поскольку отрицание иконопочитания противоречило соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, жестокие гонения. И все-таки Господь приклонил милость Свою, испытав народ Византии на верность Ему. Через приход во власть благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено, как соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила Церковь Православная.

Казалось бы, как же сильна зависимость Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Вот эта зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую власть, есть самая опасная зависимость. Все члены Церкви — законопослушные люди, мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за собой право выбора — в том случае, если власть становится безбожной и принуждает христианина к отречению от веры или, как было в случае с иконоборчеством, впадает в ересь и принуждает своих подчиненных идти за ней.

Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». И, конечно, находятся люди, как то было во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной власти, — «как бы чего не произошло, как бы батюшку не лишили хорошего прихода, как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве оккупантам», и так далее, и так далее…

Всем тем, кто «колеблется вместе с колебанием власти», нужно сказать: но ведь наша Церковь прошла через испытания этим самым колебанием и выжила, несмотря на гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы должны сказать: мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так и будет на Украинской земле, хотя сегодня даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным страха ради иудейска (Ин. 19:38).

Мы никого не осуждаем, но своим скорбящим сердцем я хочу понять таких людей. Вместе с тем я сознаю: если кто в малом неверен, то ведь он и в большом может быть неверен (см. Лк. 16:10). Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. Мы молимся и будем молиться за Украинскую Православную Церковь, чтобы Господь уразумил и укрепил епископат наш, духовенство наше, чтобы никакие позорные, оскорбительные клички, которые сегодня носители радикальных взглядов налагают на наших православных людей, обвиняя их в некоем пособничестве чуть ли не оккупантам, чтобы вся эта скверна не омрачала их души. Нужно помнить, что все мы принадлежим Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той самой Церкви, что и в Москве, и в Киеве; нашей Поместной Церкви, мученице и исповеднице. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.

Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5908325.html

Состоялось собрание духовенства Восточного Викариатства

24 октября, в храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялось собрание духовенства Восточного Викариатства г. Москвы, в котором приняли участие все свободные от общецерковных послушаний клирики Восточного Викариатства.

Основной задачей собрание был выбор трех кандидатов к представлению на рассмотрение Святейшего Патриарха для включения одного из них в Епархиальный совет г. Москвы. Были предложены три кандидатуры:

  • прот. Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского округа г. Москвы.
  • прот. Алексей Батаногов — настоятель храма св. равноап. кн. Владимира в Новогиреево.
  • иер. Вячеслав Дробышев — настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

Все три кандидатуры были единогласно поддержаны для того, чтобы быть представленными Святейшему Патриарху. Из трех кандидатов Его Святейшество выберет одного самого достойного, который начнет свою работу в Епархиальном совете г. Москвы.

Второй вопрос на повестке дня: было обсуждение Распоряжения Святейшего Патриарха о проведении катехизических бесед. Это новое Распоряжение, которое было направлено в храмы для размещения в церковные лавки и оно регламентирует порядок проведения катехизических бесед. Документ был подробно проанализирован и все клирики единодушно высказались о своевременности, необходимости и важности данного документа.

Третий вопрос на повестке дня: обсуждение циркулярного письма о направлении почивших священнослужителей и монашествующих в патолого-анатомическое отделение ЦКБ МП свт. Алексия, Митрополита Московского. Довели до сведения духовенства о том, что появилась возможность направлять тела почивших священнослужителей и монашествующих в церковную больницу для приготовления к погребению.

31 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ НАГРАДА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ МАТУШЕК ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

28 января 2018 г. в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино удостоилась Патриаршей награды наша прихожанка матушка Елена Малевич, супруга священника, мама 16 детей, бабушка 32 внуков. 

Вручал Патриаршую награду благочинный Рождественского благочиния протоиерей Иоанн Ермилов.

В этот день Патриаршие награды и материальную помощь получили ряд многодетных священнических семей.

30 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

Студенты СПбГУ посетили храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В рамках реализации основных образовательных базовых программ бакалавриата  и магистратуры по направления «История искусства» студенты Санкт-Петербургского Государственного университета проходили ознакомительно-учебную практику, в ходе которой посители наш храм Успения Пр. Богородицы в Вешняках.
Студентам была предложена обзорная экскурсия по территории храма, в ходе которой они познакомились с историей создания Успенской Церкви боярами Шереметьевыми.
В самом храме студенты осмотрели интерьер, иконы и познакомились ос святынями храма. 
Большое впечатление произвёл на студентов храм Воскресения Словущего, находящийся на втором этаже. Его шатровое завершение переносит нас в вечность, которая возсияла верным от Живоносного Гроба Спасителя. Так же студентов заинтересовали иконы XVI — XVII, находящиеся в нашем храме.
К святыни ушедшего XX века — первому списку с иконы Божией Матери «Державная» студенты проявили огромный интерес.
Особое внимание учащихся было обращено на необычную архитектуру храма, благодаря которой можно проследить его эволюцию сквозь столетия. 

На всех студентов экскурсия в храме Успения Пр. Богородицы произвела незабываемые впечатления и у студентов остались самым положительные отзывы.

11 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Синодальный отдел по благотворительности направил добровольцев для помощи беженцам в церковных штабах Белгорода и Ростова-на-Дону

7 августа 2022 года в Белгород и Ростов-на-Дону отправились пять первых добровольцев, которые будут помогать в работе региональных церковных штабов помощи беженцам. Они прошли специальные краткосрочные курсы, которые организовал Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

С 27 июля по 2 августа для добровольцев прошло три занятия. На курсы подали заявки 50 человек, завершили обучение 20 добровольцев. Все они уже имеют опыт добровольческого служения — это добровольцы Марфо-Мариинской обители милосердия, московского штаба помощи беженцам, православной службы помощи «Милосердие» и бывшие добровольцы «красных зон» московских больниц.

«Задача состояла в том, чтобы собрать группы волонтеров, уже имеющих опыт добровольческого служения, для того чтобы помочь нашим церковным штабам в Ростове-на-Дону и в Белгороде. Эти штабы встречают приблизительно такое же количество беженцев в день, как и в церковном штабе в Москве, но волонтеров им не хватает», — рассказала координатор московского церковного штаба помощи беженцам Наталья Кульева.

Для добровольцев, которые прошли собеседование, состоялось три занятия. Первое занятие провела психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская. Она рассказала о трудных моментах и эмоциональных сложностях, которые могут возникнуть при работе с беженцами. Также волонтерам рассказали о том, как устроена работа церковных штабов помощи беженцам в Белгороде и Ростове-на-Дону и с чем им предстоит столкнуться.

На втором занятии добровольцы стажировались в церковном штабе помощи беженцам в Москве. Руководитель штаба Наталья Ерёмичева и куратор добровольцев штаба Сусанна Гудаева познакомили участников курсов со структурой штаба, с тем, как организована работа добровольцев на приеме беженцев, в центре гуманитарной помощи, на выдаче продуктов и вещей.

Заключительное занятие для добровольцев провел председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. Он рассказал о духовных основах милосердия.

Все добровольцы, прошедшие курсы, будут направляться в Белгород и Ростов-на-Дону сменами. Одна смена будет состоять из 7 рабочих дней. В обязанности добровольцев будет входить сортировка вещей, формирование гуманитарных пакетов, распределение очереди, работа с детьми.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/sinodalnyj-otdel-napravil-dobrovolcev-dlya-pomoshhi-bezhencam-v-cerkovnykh-shtabakh-belgoroda-i-rostovanadonu#

7 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up