ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Опубликовано: 25 сентября 2018

Категории: Патриарх

Мы застрахованы от ошибок только в том случае, если главным критерием выбора наших поступков будет желание, готовность соответствовать Божией воле, как она дана нам в Его Божественном законе.

21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В каждый Богородичный праздник мы за Литургией слышим послание апостола Павла Филиппийцам, где о Божией Матери ничего не говорится, — речь идет о Спасителе. Но и к Пресвятой Деве Марии могут быть отнесены слова апостола: «Он был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной, и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилась всякая тварь — земная, небесная и преисподняя» (см. Флп. 2:8-10).

В этих словах — очень важное послание, имеющее прямое отношение к жизни каждого человека. Бог превознес Сына Своего, потому что Сын смирил Себя и был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Чему же был послушен Господь Иисус Христос? Он был послушен воле Триединого Бога — Отца, Сына и Святаго Духа. Он Свою земную жизнь устроял в полном соответствии с волей Божией. И, наверное, это послание апостола Павла читается в Богородичные дни потому, что Дева Мария так же Себя смирила и была послушна воле Божией, даже до крестной смерти Сына Своего.

Слова апостола Павла, относящиеся, как я уже сказал, к Господу и Спасителю, и жизнь Пресвятой Богородицы, соответствующая этим словам, заставляют нас задать один очень важный вопрос. А именно, если самое главное в жизни человека — быть послушным воле Божией, то как эту волю узнать? Мы каждый день вовлекаемся в разные ситуации, очень часто требующие сделать выбор. Иногда этот выбор является критически важным для нас. Каждый приходской священник знает, с какими неожиданными вопросами обращаются иногда верующие на исповеди или просто спрашивая: «Мы не знаем, как нам поступить, — менять место жительства или нет, приобретать квартиру или нет, ехать куда-то или нет?» Иногда священники, в свою очередь, обращаются ко мне с просьбой помочь им найти правильные ответы, на что я обычно говорю: «В таких ситуациях вы не можете дать правильный ответ, потому что он будет от человеческой мудрости, а не от Божественного вдохновения, а нам всем — и духовенству, и монашествующим, и мирянам — нужно научиться жить в соответствии с волей Божией». И если жизнь будет устраиваться в соответствии с волей Божией, то и решения в частных ситуациях будут укладываться в общее русло нашего повиновения Божественной воле.

Но самый главный вопрос остается: а как же узнать, что есть воля Божия? У святителя Иоанна Златоуста мы находим замечательные слова: «Если вы слышите и исполняете Его заповеди, то Он исполняет ваши молитвы». В Божественных заповедях, в Божественном законе, который передается нам через слово Божие, и есть воля Божия, являемая миру через слова человеческие. Нам только нужно научиться эти Божественные заповеди применять к повседневной нашей жизни. Конечно, ни заповеди Моисея, ни заповеди Нагорной проповеди не могут покрыть все многообразие жизненных ситуаций, через которые мы проходим, когда от нас требуется сделать тот или иной выбор, но эти заповеди задают направление, которое поможет избежать ошибок.

Мы застрахованы от ошибок только в том случае, если главным критерием выбора наших поступков будет желание, готовность соответствовать Божией воле, как она дана нам в Его Божественном законе. Поэтому всякий раз, когда мы вспоминаем Деву Марию, Царицу Небесную, Матерь Божию, мы должны представить себе, что именно Она явилась воплощением того идеала, к которому Господь призывает всякого человека. Она Себя полностью предала в руки Божии, Она отдала Свою волю в руки Божии и исполняла Его волю. И сделала это в самом главном, смиренно ответив на Благовещение, принесенное Ей архангелом Гавриилом. А потом и вся Ее жизнь укладывалась в рамки полного подчинения Своей воли воле Божественного Сына.

Дева Мария велика не только тем, что родила Господа и Спасителя, не только тем, что превыше всех ангелов и архангелов и находится ближе всех к Богу, но и тем, что всех нас научила правилу жизни, следуя которому, мы никогда не совершим ошибки. Воля Божия, благая и совершенная, есть то, что каждый из нас должен стремиться осуществить в своей жизни. В послушании Божественной воле, несомненно, будут устрояться ко благу все наши человеческие дела. Этому научены мы от Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Царицы Небесной, Рождество Которой мы так торжественно празднуем как первый великий двунадесятый праздник в новому году, вспоминая Ее жизненный подвиг, Ее благочестивых родителей и, самое главное, вспоминая сам дивный образ Девы, послушной Богу до конца Своей земной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

16 октября 2022 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила в Архангельске и Божественную литургию в новоосвященном соборе. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит!
Ваше Превосходительство, господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Во-первых, хотел бы поблагодарить владыку за его добрые слова, но более всего хотел бы поблагодарить и его, и духовенство, и всех вас за то, что я обрел на этом месте.

Мне приходилось неоднократно бывать в Архангельске, когда еще был закрыт Соловецкий монастырь и когда именно из Архангельска на теплоходе отправлялись экскурсии на Соловецкий архипелаг. Впервые я побывал там со своей мамой, а она была уже человеком пожилым и, кстати, очень боялась высоты. Но когда я сказал ей, что хорошо бы нам вместе посетить Соловки, она немедленно откликнулась. И даже когда я сказал, что надо будет лететь на самолете — а она не могла даже по мосту над железной дорогой переходить, так боялась высоты! — то мама на мгновение замерла, но сказала: все равно полетим.

И тому было несколько причин. Во-первых, Соловецкая святыня. Во-вторых, дед мой — исповедник, которые долгие годы провел в ссылке, в тяжких испытаниях, и на Соловках, включая карцер на Секирной горе, из которого мало кто выходил живым. Но дед по вере своей и по силе духа прошел через все эти соловецкие испытания и остался живым. А затем даже принял священный сан и трудился на Урале, в отдаленном месте, до самой смерти в 92 года, не покидая своего прихода.

То, что я говорю, связано с Соловецкой, а значит, и с Архангельской землей. И, наверное, неслучайно, потому что Архангельск всегда играл особую роль в жизни России, особенно до тех пор, пока не была создана на Балтике новая столица. Действительно, Архангельск был городом, обращенным к миру. Все торговые пути, культурный обмен — всё это шло через Архангельск. Одновременно Архангельск был притягателен и для захватчиков, и потому с глубокой древности вся эта земля была обагрена кровью защитников России. Другими словами, это место совершенно особенное и в духовном смысле, и с точки зрения истории Церкви нашей, и с точки зрения подвига новомучеников и исповедников. И опять-таки, принимая во внимание наших миссионеров, священников, проповедников, которые трудились здесь, утверждая веру православную, — это место особенное.

Так вот, когда я посещал Архангельск, в том числе на пути в Соловки, то, конечно, посещал и храм, который здесь был, и душа скорбела по поводу того, что величие этого северного города, такого важного для России, не было выражено в церковной жизни. Маленький храм, а когда я вошел в него, я увидел небольшое количество пожилых людей, и сердце как-то сжалось, — таким было мое первое посещение Архангельска.

И все эти образы минувшего прошли сегодня перед моим мысленным взором, когда я всматривался в дивную красоту кафедрального собора, построенного здесь вашей верой и вашими усилиями, заботами властей, попечением владыки и духовенства. Конечно, этот замечательный собор является символом возрожденной веры, а значит, и символом возрожденного северного края. Не может быть край не возрождающийся, когда здесь построен такой прекрасный величественный собор. Действительно, это символ воскресения наших душ, нашей жизни, обновления нашей жизни и одновременно видимый знак того, что еще многое нужно сделать для того, чтобы Русь Святая действительно обрела такую силу, чтобы никто не смел посягнуть на нее, чтобы на Руси действительно было жить хорошо, а не так, как скептически говорил об этом один революционно настроенный поэт. Чтобы действительно жизнь была мирной, спокойной, духовно сильной. Без этого никуда! На одной только хорошей зарплате ничего не получится сделать в жизни по-настоящему — обязательно нужен сильный дух, правильное целеполагание или то, что мы называем целостным христианским мировоззрением. Вот тогда мы способны совершать и подвиги в светской жизни, и подвиги духа.

Знаком духовного возрождения Севера и явился величественный кафедральный собор, и моя великая благодарность всем — и властям, и людям, которые жертвовали деньги, и тем, кто вносил решающий финансовый вклад в строительство этого храма. И, конечно, владыка, в первую очередь Вам, потому что Вы были двигателем всего этого дела. Благодарю Вас, что Вы не убоялись, не устрашились трудностей и, невзирая на очень скромную материальную сторону, все-таки приняли решение строить храм, и мы видим, что Ваши намерения завершились таким великим, добрым и святым делом.

Мне кажется, Россия вообще переживает сейчас особый период своей истории. Мне приходилось много путешествовать по миру в силу тех должностей, которые я занимал в Церкви. Мне довелось побывать в 119 странах мира, причем в разные исторические эпохи. Мало кто может сказать, что побывал в одной и той же стране в абсолютно разные исторические эпохи, при разных политических режимах, и потому в каком-то смысле у меня особенный опыт знания того, что в мире происходит. Так вот, отталкиваясь от своего опыта, скажу: нигде в мире не происходит сегодня ничего подобного тому, что происходит в России. Везде храмы закрываются, перепрофилируются — в лучшем случае в мечети, потому что мусульманские общины в Европе растут, а мусульмане люди благочестивые, им нужно молиться. Очень часто христианские храмы продают или сдают в аренду мусульманам, и это не самое плохое — хуже, когда там устраивают казино, рестораны или еще какие-то центры увеселения. Но ведь это факт, и он свидетельствует о глубочайшем духовном упадке! А если это происходит, значит, та цивилизация нежизнеспособна. Потому что жизнеспособна только та цивилизация, которая сильна духом, — вся история об этом говорит, и тем более этому учит наша русская история.

Думаю, все, что я сейчас сказал, становится особенно убедительным при созерцании этого святого храма. Построен Божий храм. Еще раз скажу: храмы строятся только тогда, когда в них есть потребность, и, покуда будет эта потребность в народе нашем, Россия непобедима. Потому что нельзя соотнести силу духа народа, который верит в Бога и любит свою Родину, с условной силой тех, кто расслабился в комфорте, забыл, что такое любовь к Отечеству, и кто движется только одним устремлением получить больше денег и получше их потратить. Очень важно, чтобы мы не утратили это духовное измерение нашей личной, семейной и общественной жизни. И еще раз хочу сказать, что этот величественный кафедральный собор является свидетельством именно такого, духовно ценного и целостного пути нашего исторического развития, который сейчас имеет место.

Но при всем этом мы должны помнить, что враг рода человеческого силен. Искушения, соблазны посещают каждого человека. Кто-то не имеет возможности сопротивляться этим соблазнам, — а их множество и в светской, да и в церковной жизни, — когда враг рода человеческого подталкивает к плохим мыслям, плохим словам, а иногда и к плохим действиям. И очень важно, когда мы попадаем в полосу таких искушений, вспоминать о великой духовной истории нашего народа, его героических подвигах. Вспоминать и о том, что даже в это непростое время мы все являемся свидетелями освящения этого величественного собора как видимого знака живой веры русских людей здесь, на севере страны нашей. И пусть Господь помогает всем нам и дальше идти вперед, сохраняя веру в сердце, совершая добрые дела, к которым Господь нас призывает, — ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2:26), — проявляя внимание, любовь и заботу друг о друге.

Вот об этом хотел бы особенно сказать. Забота друг о друге называется на языке общественном солидарностью, но «забота» более теплое слово, чем «солидарность». Если мы заботимся, особенно о тех, кто нуждается в помощи, если мы заботимся друг о друге, если мы в семьях стараемся не раздражать друг друга, не ссориться по мелочам, не обижать, хранить супружескую верность, созидать дом как общее пространство не только материальной, но и духовной жизни, — вот тогда будет, несомненно, укрепляться жизнь всего нашего народа. Невозможно строить сильную страну — и разрушать семьи. Невозможно говорить о солидарности общественной — и разрушать брак. Невозможно говорить о будущем — и не заботиться о воспитании детей и молодежи. Поэтому сегодня всё это — задачи, которые стоят на нашей общенациональной повестке дня и в решении которых, по милости Божией, принимает активное участие наша Церковь.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, владыка Корнилий, все духовенство, местные власти и вас, мои дорогие, за сей величественный храм. Ну, а теперь самое главное, чтобы этот храм всегда наполнялся вами. Когда нет храма — проходишь мимо, и в сердце ничего не двинулось. Но когда проходишь или проезжаешь мимо храма, особенно в воскресенье, слышишь колокольный звон, а сам в храм не идешь, то это звоночек нашей совести. Ведь храмы строим для того, чтобы люди туда приходили, молились, становились лучше и сильнее. Не упускайте этого шанса, и в этом величественном соборном храме стяжите души ваши (Лк. 21:19), как говорит слово Божие. Хотел бы пожелать помощи Божией, крепости сил всем нам и процветания героической Архангельской земле — земле, которую населяют сильные, мужественные и добрые люди. Храни вас всех Господь!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5968017.html

16 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения

20 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения.
Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Круглые, а тем более юбилейные даты, через которые проходит человек, в первую очередь должны побудить его к осмыслению пройденного пути. Совершить некий суд над самим собой — наедине, пред своей совестью и пред лицом Божиим. Сказать, что удалось сделать, чего сделать не удалось, что было добрым, а что, может быть, достаточно печальным, сложным; как вообще пройден участок пути, оставшийся позади. Наверное, каждый по-своему отвечает на многие вопросы, которые невольно возникают у человека, проходящего через круглые и юбилейные даты. Вот, конечно, и я о чем-то подумал и думаю.

И первое, что мне хотелось бы сказать и чем бы я хотел поделиться с вами: я благодарю Господа за все. За радости и скорби; за родителей своих и за дальних предков, большинство из которых так или иначе связали свою жизнь с Церковью. Кто-то из них был исповедником и страдал за веру, кто-то жил в достаточно спокойных условиях в Петербурге, но всегда был верен Церкви и сохранял веру в сердце. Конечно, вспоминаю о своих родителях — о приснопамятном протоиерее Михаиле и матушке Раисе, о подвиге их жизни. Молюсь о тех людях, кто рядом со мной сегодня, кто помогает мне нести крест, который Господь возложил на меня. Всех благодарю и прошу прощения, если кого-то по-человечески обидел, быть может, или к кому-то не был достаточно внимателен.

Сегодня такой день, когда нужно беспристрастно посмотреть на самого себя пред лицом Божиим. Раскаяться в том, что было греховным, что омрачает душу, и возблагодарить Господа за все, что было радостным, светлым. Да и за скорби нужно благодарить Бога, потому что все это уроки жизни, то, что действительно дает человеку возможность идти вперед, стараясь освободиться от недостатков и по мере сил и по благодати Божией делать лучше то, что ты обязан делать.

Еще и еще раз хочу сказать большое спасибо, выразить великую благодарность всем тем людям, которые были со мной и которые сейчас со мной — и ближним, и более отдаленным. Благодарю епископат нашей Церкви за единомыслие, за поддержку Патриарха. Мы с вами прошли за последние годы через достаточно сложный путь больших перемен, а мы знаем, что в Церкви это всегда дело очень рискованное. С понятием «реформа» в сознании нашего народа связываются расколы, разделения, но по милости Божией мы можем свидетельствовать, что те глубинные перемены, которые произошли в последние годы в жизни нашей Церкви, не привели к разделению. Можно задать вопрос: а почему не привели? А потому что каждый, кто был вовлечен в эти перемены, нечто получил для себя — новые возможности, новые силы, новое видение. Когда люди получают для себя и для того дела, которому они служат, нечто положительное и доброе, тогда перемены не сопровождаются никакими потрясениями. Благодарю Бога за то, что значительные перемены в нашей церковной жизни, в устройстве нашей Церкви за последние годы — я имею в виду не только административное устройство, но и большие перемены в жизни приходов, монастырей, епархий, — что все это было поддержано и ныне поддерживается всей Полнотой нашей Церкви. За это вас всех, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно благодарю и надеюсь, что и далее со смирением, с упованием на волю Божию мы пойдем тем путем, который Господь нам указывает, устремляясь к самой главной цели — к спасению человека. А спасение — это жизнь вечная во Христе, в Боге и в Царстве Его, но это также особое состояние души в этой земной жизни. Спасение начинается здесь и простирается в вечность. Дай Бог, чтобы мы все шли по этому пути спасения, уже здесь обретая мир, покой, радость во Святом Духе и надежду на жизнь вечную в Божественном Царстве.

Еще раз сердечно всех вас благодарю. Никого не называю поименно, потому что назвать невозможно. Благодарю всю Церковь нашу — епископат, духовенство, монашествующих, верующий народ. Благодарю большую часть нашей общественности, которая с пониманием и с добрым чувством сопровождала мое служение в течение последних лет в качестве Патриарха. Благодарю родных и близких для меня людей, которые тоже разделяли трудности. Конечно, не могу не поблагодарить и власть предержащую, нашего Президента Владимира Владимировича Путина за то, что именно в годы его правления произошли и происходят такие добрые перемены, в том числе в жизни нашей Церкви, потому что общий климат в стране, несомненно, влияет на состояние церковной жизни.

Пусть Господь благословит народ наш, Церковь нашу, страну нашу, всех тех, кто сегодня хранит в сердце веру и стремится жить по Божиему закону. Пусть Господь укрепит в вере сомневающихся, пробудит веру в тех, кто еще не обрел этот великий, священный и спасительный дар, дабы иметь возможность не только устроять добрую жизнь здесь, в пределах земного бытия, но также иметь надежду на жизнь вечную в Боге. Еще раз всех вас благодарю и прошу не забывать меня в своих святых молитвах, коими я реально поддерживаю свои силы духовные и физические. Да поможет всем нам Господь и далее идти по тому пути, который Он всем нам указывает ко спасению. Благодарю вас сердечно за ваши молитвы».

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Неделю жен-мироносиц Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Рудого) во епископа Талгарского, викария Астанайской епархии (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан).

По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта; епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин; епископ Зарайский Константин; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; насельники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков храмов Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»: протоиерей Игорь Федоров, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриаршего подворья в Черневе

права ношения наперсного креста с украшениями : протоиерей Максим Шевцов, настоятель храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке;

права ношения палицы: иерей Евгений Бадыло, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; иерей Дионисий Гудзь, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице; иерей Андрей Дорохин, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке; иеромонах Косма (Карташев), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Иоасаф (Перепелкин), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;


права ношения наперсного креста золотого цвета: иеромонах Трофим (Судакевич), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;


права ношения камилавки: иерей Константин Кокора, клирик храма Воздвижения Креста Господня, Патриаршего подворья в Митине;

права ношения набедренника: иерей Георгий Пигарь, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком;


права ношения камилавки: протодиакон Николай Пянзин, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.


На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Талгарского Вениамина на служение. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, совершая память Никодима, тайного ученика Спасителя, и жен-мироносиц, невольно обращаешь свой взор в сравнительно недавнее прошлое нашей страны. Конечно, молодое поколение не помнит и не знает всего того, что было в то время, а люди среднего и старшего поколения все прекрасно помнят и знают: нельзя было человеку, который занимал более или менее заметное положение в обществе, открыто прийти в храм. Тут же доложили бы куда надо, и такой смелый человек лишился бы работы, положения, получил бы взыскание, был бы записан в черный список, и на этом закончилась бы его карьера. Поэтому — люди старшего поколения помнят — в то время в храмах стояли в основном женщины, так же, как у креста Христова оказались только женщины.

Удивительно: ученики, которые видели Его чудеса, которые были к Нему так близки — все разбежались. Только Иоанн Богослов остался — самый молодой и, видимо, просто не знавший, что такое страх, мало что еще знавший о жизни. А остались рядом со Христом женщины, мироносицы, которые были вместе с Ним в дни Его земной жизни, во время Его служения.

Можно себе представить, как это было страшно: их Учитель висит на кресте, как разбойник, подвергшийся самой позорной казни, а мимо проходит ревущая толпа. Каково было встать рядом с крестом? Это значило отождествить себя  с Ним, значило сказать: и нас распинайте, мы ничего не боимся! И кто же стоял? Стояли жены-мироносицы, которые оказались верными Христу даже до смерти.

И еще раз обратимся к тяжелому атеистическому прошлому: храмы были в то время наполнены исключительно женщинами, женами-мироносицами, не убоявшимися улюлюканья толпы, не убоявшимися потерять что-то в своей жизни. Мужья боялись, а жены не боялись, и ведь они создавали этот удивительный образ молящейся Церкви Русской Православной, многомиллионной Церкви, которая в их лице не устрашилась гонителей.

Поэтому мы никогда не забудем, — как не забывает Церковь подвиг святых жен-мироносиц, — и тот подвиг православных женщин, которые в трудное атеистическое время не отвернулись от Церкви, продолжали ходить в храмы, крестили, часто тайно, своих детей, несмотря на нередкие окрики своих мужей. Эти женщины исповедовали свою веру и сохранили ее для нас с вами. Сегодня и их праздник. Многие из них уже ушли ко Господу, но мы вспоминаем наших жен-мироносиц, действительно сохранивших веру православную и передавших ее следующему поколению, которое сейчас составляет нашу паству.

Пример жен-мироносиц, как тех, древних, так и современных, помогает нам понять, что подлинная вера изгоняет страх. Страх могут изгонять убеждения, вернее, убеждения могут сделать человека настолько мужественным, что, несмотря на страх, он будет идти до конца. Но это удел немногих, а пример, который дает нам стоящая у креста жена-мироносица, может быть воспринят каждым. А ведь такая верность Господу и сейчас нужна. Потому что как много сейчас того, что отвлекает нас от Господа, от посещения богослужений! Мы живем в светском мире, который как бы не борется с верой, со Христом, но современная культура почти не связана с верой в Бога. Сейчас, правда, эта связь начинает формироваться, и мы благодарим Господа за тех, кто сегодня созидает нашу культуру. Но в целом культура остается светской, далекой от Бога, и опять-таки надежда на жен-мироносиц, на тех наших православных женщин, которые и сегодня продолжают оставаться верными Христу, которые воспитывают в вере своих детей, которые вразумляют своих мужей и которые несут великое служение верности Господу и Спасителю.

И поэтому я в первую очередь сегодня благодарю всех наших женщин — православных христианок, которые сохранили и сохраняют верность Господу, которые воспитывают в вере своих детей и внуков, которые остаются рядом со Христом, даже когда множество людей не понимает их жизненной позиции. Дай Бог, чтобы это служение не пресекалось в нашей Церкви и в нашем народе. А потому сегодня наша особенная молитва за православных русских женщин, за матерей, за жен, за сестер — за всех, кто во многом определяет лицо современной православной России. Дай вам всем Господь сил, в первую очередь, сохранять верность Христу и готовность быть вместе со Христом до конца, даже если это потребует стояния около Креста Господня. И дай Бог, чтобы эта сила, которая помогла пронести свидетельство о Спасителе через тяжелейшие периоды нашей отечественной истории, сохранялась в сердцах, в душах, в сознании наших жен-мироносиц — православных женщин Русской Православной Церкви XXI века.

Сегодня моя молитва за всех вас, мои дорогие сестры, чтобы Господь укреплял вашу веру, благословлял вашу жизнь, давал вам мудрость и силу передавать свою веру и детям, и внукам, и не вполне воцерковленным мужьям. На вас лежит огромная ответственность, каковая лежала и на женах-мироносицах. И дай вам Бог оставаться верными Христу и нести достойно эту ответственность, от которой несомненно зависит будущее и народа нашего, и страны нашей. Храни вас всех Господь! Христос Воскресе!»

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В СТРОГИНЕ Г. МОСКВЫ

Если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если Божий закон становится законом нашей жизни, то мы побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех и диавол, но побеждаем по существу, потому что эта победа дарует нам иное миробытие.

14 августа 2018 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я совершил освящение этого святого храма. Вспоминаю, как я впервые побывал здесь, объезжая стройки по «Программе-200». Храм уже был построен, однако даже войти в него было трудно. Вход был занавешен, но отец Георгий завел меня и показал храм, который произвел на меня очень сильное впечатление. Я подумал, что именно такой храм должен прославлять память новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в XX веке. А когда пришло время и я узнал, что храм полностью готов к освящению, при первой же возможности я прибыл к вам. «При первой возможности» не значит «немедленно», поскольку повестка Патриарха такова, что даже при самом добром расположении не всегда можно быстро сделать то, чего ты всем сердцем желаешь. Но Господь по-своему управляет наши пути, и, наверное, неслучайно, что освящение состоялось именно сегодня, в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста — лучше так называть этот день, потому что название «Происхождение Честных Древ» часто вводит людей в заблуждение. В действительности речь идет не о происхождении, а об изнесении креста.

Был такой замечательный обычай в Константинополе, приуроченный к 1 августа, к началу очень тяжелого месяца, который обычно сопровождался распространением эпидемий. Жара, нечистоты в Босфоре, люди заболевали многими инфекционными заболеваниями и умирали… Тогда не было антибиотиков, справиться с этим было невозможно, поэтому каждый август уносил большое количество жизней в Константинополе. Вот почему 1 августа по повелению императора из его ризницы износилось Честное Древо Животворящего Креста Господня — часть подлинного Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Крест износился за пределы дворца, и торжественным ходом проносился по всем улицам Константинополя, — вот такой замечательный день, такое замечательное событие.

Сегодня мы чествуем также Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу, потому что в этот же день в XII веке одновременно произошли два замечательных события. Андрей Боголюбский, преклонив главу перед иконой Божией Матери и горячо Ей помолившись, разбил превосходящие силы противника. То были волжские булгары, и князь, понимая, что собственными силами, силой своей дружины он не мог нанести такое поражение врагу, воспринял это как милость Божию, явленную через образ Царицы Небесной. В этот же день происходит другая битва — император Мануил дал сражение сарацинам, которые угрожали захватить Константинополь, уничтожить Православие. Это была историческая битва. Мануил совершил то же, что и Андрей Боголюбский, — молился пред образом Пресвятой Богородицы о ниспослании победы, и победа была дарована.

Вот какой замечательный день — 1 августа по старому стилю, когда мы вспоминаем изнесение из императорских покоев в Константинополе Честных Древ Животворящего Креста, которое совершалось, чтобы по молитвам жителей Константинополя, по благодати, исходящей от Креста, люди были предохранены от тяжких инфекционных заболеваний.

Многое изменилось с тех пор, но воспоминание изнесения Честных Древ Животворящего Креста всегда сопровождается 1 августа (14 по новому стилю) особым литургическим празднованием. Сюда же вплетается и наша народная традиция — к этому времени уже гонят первый мед, и благочестивые крестьяне всегда именно к этому дню приносили в храм мед, чтобы его освятить. Этот день назвали Первым Спасом, потому что Крест выносили; а народ усвоил празднику свое наименование — Медовый Спас, что и вошло в наши историю, культуру, фольклор. Я радовался тому, что имел сегодня возможность освятить здесь, перед алтарем Божиим, начатки меда, замечательного продукта, который действительно, как мы слышали из слов молитвы, имеет силу исцелять людей.

Сегодняшний день, исполненный столь глубокого смысла, должен всем нам помочь понять, как Господь действует в истории, действует в жизни каждого человека. Он не являет себя в громе и молнии, но в ответ на молитву совершает великие чудеса. Он помогает одерживать потрясающие военные победы, как то было на Руси и в Константинополе в этот день, но, что самое главное, Господь милостью Своею помогает каждому из нас одержать самую главную победу — победу над самим собой. Если эта победа одерживается, если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если Божий закон становится законом нашей жизни, то мы побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех и диавол, но побеждаем по существу, потому что эта победа дарует нам иное миробытие. Победа над грехом вводит нас в иной мир, она дает нам силы побеждать не только наши личные грехи, но и бороться и с неправдой в человеческих отношениях, укреплять мир между людьми, укреплять веру в самих себя и в тех, с кем мы общаемся.

«Сия есть победа, победившая мир, вера ваша», — говорит апостол (1 Ин. 5:4). И ведь это не пустые слова. Вера является действительно «победой, победившей мир», и когда мы идем с верой по жизни, призывая в ответ на нашу веру Божественную помощь, мы действительно становимся непобедимыми, способными поражать полки чужих, как это было в Константинополе и на Руси в XII веке, и совершать иные дела — может быть, не такие значительные, но не менее значимые для каждого, кто побеждает зло и неправду своей собственной жизни.

Силой Честнаго Животворящего креста да хранит Господь Церковь нашу от разделений, расколов, всякой неправды, ересей, от всего того, что в течение двух тысяч лет враг рода человеческого пытался использовать, чтобы разделить, раздробить и уничтожить наследие Христово. Верим, что этого никогда не произойдет, потому что «Христос сегодня, и вчера, и во веки тот же» (Евр. 13:8).

Помолимся также и о том, чтобы Господь сохранил Отечество наше от врагов внешних и внутренних. Мы живем в неспокойное время, у некоторых появляется чувство страха, неуверенности. Многие задают вопрос: может, не надо так уж отстаивать суверенитет своей страны, может, не надо так уж отделять себя от тех, кто хочет подчинить нас себе? У нас нет альтернативы. Россия православная может быть либо суверенной, либо ее не будет. И поэтому даже самые трудные внешние обстоятельства мы должны воспринимать не только так, как их воспринимают политики, — анализируя, делая прогнозы, — но и всегда преломлять их через наше религиозное сознание, сопровождая каждый день горячей молитвой об Отечестве нашем, о Церкви нашей и о народе нашем.

Пусть сила Креста Господня ограждает нас всех от всякаго зла! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оцените материал

15 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up