Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Опубликовано: 27 декабря 2020

Категории: Новости, Патриарх

27 декабря 2020 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой Ефрем Сирин учит нас, что признак неверия — это связывать себя с земными вещами, то есть заботы повседневные ставить выше, чем заботу о собственной душе. Если некие идеалы, связанные с земной жизнью, с собственным благополучием, мы ставим выше, чем заботу о душе, то, конечно, это свидетельствует о неверии или очень слабой вере.

Можно себе представить человека, для которого главным приоритетом является, например, стяжание успехов по карьерной линии. Для достижения вожделенной цели полагаются буквально все силы. Сила разума, образование, полезные знакомства и связи, практически все время используются именно ради этого. А если бы у нас, верующих людей, было такое же отношение к главной цели бытия — к стяжанию Царствия Божиего? Разве забота о достижении этой цели занимала бы такое малое место в нашей жизни?

Чаще всего мы вспоминаем о Божием Царстве, о вере, о наших христианских обязанностях, когда мы в храме или когда собираемся в храм, когда встаем на молитву. Да и то, молясь, мы иногда об этом совсем не думаем; тем более все остальное наше время поглощено другими задачами, целями. Когда я говорю так, я имею в виду не только людей светских, обремененных семьями, заботами, разного рода профессиональными обязанностями, хотя и все это не является оправданием того, что самая главная забота и самая главная ценность жизни — стяжание Царствия Божия — оказывается на периферии. Но в этой гуще повседневной светской жизни подобное отношение можно, по крайней мере, объяснить: на работе много дел, в семье много проблем, материальные факторы не всегда складываются благополучно, со здоровьем не всегда все хорошо… Такого рода объяснения действительно помогают понять, почему человек забыл о самом главном; но оправдать его, особенно перед лицом Божественного правосудия, все это не может.

Сегодняшняя притча (Лк. 14:16-24) и учит нас тому, что есть самое главное. Вот Некто — а под этим словом подразумевается Сам Господь — приглашает людей на пир, который Он устроил. Он посылает слугу привести людей на этот пир, но один отказывается, потому что — какая величайшая причина, какое огромное достижение! — купил пять пар волов. Не могу прийти на пир, говорит этот человек посланному от господина слуге, ведь волов испытать надо. А другой? А другой землю приобрел. Нужно же посмотреть на эту землю, как же я пойду на пир, — он тоже отказывается. Ну, а третий женился — какой же пир может быть у кого-то еще, когда у меня здесь свое собственное счастье?

Эти человеческие оправдания, которые приводятся в притче, можно умножить многократно и приводить еще десятки, может быть, сотни подобных, которые мы себе придумываем, которые мы себе внушаем, когда речь идет о выборе между Божественным и человеческим. Например, выбрать между тем, чтобы посетить храм в воскресный день, или поспать; сделать доброе человеку, который в этом нуждается, или отложить на другой раз. Как много такого рода дилемм в нашей жизни, которые поставляют нас перед выбором, и как важно иметь правильную шкалу ценностей, чтобы всякий раз выбирать так, чтобы не только достигать наших человеческих целей, но чтобы наш выбор мог послужить нашему спасению, нашей вечной жизни! Конечно, не каждая дилемма приводит нас в соприкосновение с этой величайшей целью бытия, многие проблемы, которые мы решаем, не имеют отношения к вечной жизни, но если затрагиваются вопросы вечности, если на повестку дня ставятся вопросы духовной жизни, то ничто земное не должно оттеснять на периферию самое главное или, как говорит слово Божие, «единое на потребу».

Вот об этом сегодняшнее Евангелие. Оно учит нас самому главному — как определять подлинные приоритеты своей жизни и как жить для того, чтобы эти приоритеты достигались. Как поступать так, чтобы наша вера не погибала в неких терниях, чтобы наше стремление к Богу не наталкивалось на непреодолимую преграду, чтобы всегда и во всем главным приоритетом жизни было для нас устремление к подлинному человеческому благу, которое связывается с верой в Единого Бога и с исполнением Божественных заповедей.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение помогает нам делать правильный выбор в конкретных жизненных обстоятельствах. И если мы начнем с малого, то, поставив под контроль свои мысли и поступки, мы сможем и в большом достигать подлинных целей, избегая затрат сил, душевных и телесных, на достижение целей второстепенных, не определяющих и земное благополучие, и, тем более, участь в веке вечном, грядущем. Наученные мудростью сегодняшнего евангельского чтения, попытаемся эту мудрость претворять в жизнь всякий раз, когда будем оказываться перед выбором, имеющим отношение к спасению нашей души. Аминь».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5741380.html

Добровольцы храмов г. Москвы будут помогать пожилым и людям, находящихся в группе риска

В период распространения коронавирусной инфекции пожилым и людям из группы риска необходимо соблюдать особые правила изоляции. Чтобы облегчить условия их жизни на время карантина, православные добровольцы храмов Москвы будут закупать и доставлять им продукты, лекарства, средства личной гигиены, помогать в решении других срочных нужд.

Нуждающемуся человеку необходимо позвонить по номеру, указанному в объявлении, и оставить заявку. Также настоятели храмов столицы получили инструкции по организации добровольческого служения в условиях распространения коронавирусной инфекции.

«Чтобы ускорить процесс организации помощи нуждающимся людям, мы разработали такие типовые объявления, в которые достаточно просто вписать номер телефона приходской службы добровольцев. Также на объявлении написан круглосуточный телефон горячей линии православной службы «Милосердие» +7 (495) 542-00-00. Для настоятелей храмов мы составили подробные инструкции для организации приходской добровольческой помощи», — рассказал один из составителей объявления и инструкции, руководитель направления Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов.

Создавать добровольческие службы при храмах для помощи пожилым и людям с хроническими заболеваниями было решено рабочей группой при Святейшем Патриархе и всея Руси Кирилле по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавируса. Совместно с Молодежным отделом епархии Москвы Синодальный отдел по благотворительности подготовил объявления об оказании помощи — они были направлены в храмы для размещения на информационных стендах приходов и в приходских социальных сетях.

Также была подготовлена инструкция для настоятелей и прихожан по организации службы добровольческой помощи на приходе во время карантина.

«У нас служба добровольцев при храме действует уже несколько месяцев — волонтеры посещают медицинские и социальные учреждения, помогают пожилым и людям с инвалидностью. Сейчас мы будем переориентироваться в связи с новой инструкцией и корректировать деятельность волонтеров на время карантина», — рассказал настоятель храма святителя Николая у Соломенной Сторожки протоиерей Владимир Новицкий.

В инструкции настоятелям храмов отмечено, как организовать работу телефона по приему заявок о помощи, координировать действия волонтеров, доставлять необходимую помощь нуждающимся людям.

Инфомационный источник: http://www.diaconia.ru

29 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о блудном сыне

28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32). О том самом сыне, который, забрав полагающуюся ему часть имения, ушел на страну далече, и там, погрязнув в грехах, распутстве, пьянстве, извел все свое имущество. А когда оказался на грани жизни и смерти от голода, истощения, вероятно, болезней — хотя Евангелие об этом не говорит, но ведь всякое истощение сопровождается потерей здоровья, — вот тогда и вернулся к отцу, памятуя о том, что даже слуги отца питаются лучше, чем он, и живут куда лучше, чем он.

Отец принимает своего блудного сына, и этот поступок вызывает ропот другого сына, послушного, который всегда жил по воле отца и которому, по его словам, отец не давал ничего из того, что этот добрый и верный сын считал заслуженным. Но Господь — а ведь не кто иной, как Сам Господь открывается нам через эту притчу в образе отца, — простирает милость Свою к падшему. Потому что человек не упавший и так силен, а тот, кто упал, кто сильно ударился, кто потерял равновесие, кто потерял жизненный ориентир, тот особенно нуждается в поддержке.

Кстати, слово «блуд» в славянском языке прямо связывается с другим понятием и словом — это заблуждение, это потеря ориентира, это потеря правильного пути. В нашей художественной литературе и в обиходе под словом «блуд» подразумеваются в первую очередь греховные деяния, связанные с незаконной близостью. Но это лишь одна из разновидностей блуда, а вообще блуд — это и есть потеря ориентира, потеря правильного пути в жизни. Конечно, всякое греховное отношение с другой личностью, не благословенное Богом, — это тоже отклонение от правильного, истинного пути, и мы знаем, что это заблуждение, этот блуд никогда не приносит человеку счастья.

Блуд есть потеря правильного пути, что очень часто случается с людьми, — и не только тогда, когда они вступают в незаконную близость. Когда люди отказываются от Бога, отказываются признавать единственно правильным тот путь в жизни, который Господь предначертал, они также блуждают по жизни. И мы знаем, что это блуждание часто сопровождается очень болезненными ударами о препятствия, с которыми человек поневоле встречается на своем пути.

Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам понять: для того чтобы не сбиться с жизненного пути, для того чтобы не впасть в трудности и искушения, через которые проходит человек, потерявший жизненные ориентиры, нужно иметь путеводителя по жизни, очень мощный ориентир, некий компас, который действительно помогает человеку не заблудиться. Этим компасом, этим ориентиром является Сам Господь, и если мы живем по Его заповедям, если мы принимаем Его слово, если мы руководствуемся Его учением в той мере, в какой способны все это осуществить, то, несомненно, обретаем возможность, даже сбившись с пути, выйти на единственно спасительную дорогу в жизни.

Но как же мы можем вернуться на правильный путь? Через что мы должны пройти, чтобы обрести спасение, чтобы выйти из некоего жизненного заблуждения? Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что искренним и сердечным покаянием пред Богом мы можем, даже утратив верный путь в жизни, снова его обрести. И это евангельское чтение, которое предлагается нам в преддверии Великого поста, должно всех нас настроить на правильный духовный лад. Каждый проходит через искушения, на пути каждого — соблазны, и дай Бог, чтобы через покаяние, дарованное нам Самим Господом, особенно в течение Святой Четыредесятницы, мы могли преодолеть искушения и соблазны и вновь вернуться в отчий дом, в то место, где обретается спасение через общение с Самим Господом. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

28 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

13 июня состоялось заседание Высшего Церковного Совета

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов».

Патриарх Кирилл считает, что забота Церкви о молодежи должна быть абсолютным приоритетом в деятельности духовенства. 
Он подчеркнул, что в Церкви уже давно назрела необходимость специальных «программ очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту». 
По его мнению, «для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители». 
Кроме того, Патриарх Кирилл предложил «интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы – не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные». 
Вместе с этим, говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, Предстоятель РПЦ напомнил, «что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети». 
По словам Патриарха, слишком часто социальные сети «становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход». 
Именно поэтому, обращаясь к священникам, Святейший Владыка в очередной раз подчеркнул, что «работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место», потому что, по его словам, «забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом». 

17 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся практический семинар в рамках сотрудничества проекта «Московское долголетие» с Русской Православной Церковью

06 августа 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточное викариатство совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы организовало практический семинар по программе «Московское долголетие».

В семинаре приняли участие: Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством, Филиппов Владимир Эдуардович — заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Авшарян Левон Николаевич — начальник отдела методологии Управления проектов в сфере благополучия и долголетия, Скоробогатова Анна Геннадьевна — начальник Управления УСЗН ВАО, Бондаренко Алла Олеговна — заместитель директора по вопросам экономики и организационно-аналитической работе ГКУ «РЦРСК», Шакурова Людмила Амировна — куратор проекта «Московское долголетие» отдела социального служения Русской Православной Церкви, а также отцы-настоятели храмов Восточного викариатства, главные бухгалтера и ответственные за социальную работу на приходах. В практическом семинаре приняли участие 75 человек.

Проект «Московское долголетие» уже давно активно сотрудничает с организациями Московской городской Епархии РПЦ. Цель проекта «Московское долголетие» – увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.

Семинар был посвящен практической стороне участия приходов в «Московском долголетии». Участники семинара узнали, как организовать работу, составить бухгалтерскую отчетность и т.д. Были рассмотрены уже имеющиеся на сегодняшний день успешные примеры работы приходов по программе «Московское долголетие».

Эта программа позволяет поддержать старшее поколение, а в случае включения в нее православных приходов, приобретает важное миссионерское значение, поскольку дела любви – лучшая проповедь о Христе.

Приходской опыт свидетельствует, что процесс включения в программу не требует множества затрат и ресурсов. При этом польза от данной деятельности, с точки зрения социального эффекта, весьма значительна.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

10 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up