Программа строительства: церковный комплекс с храмом на улице 9-я Парковая, д. 4а — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Программа строительства: церковный комплекс с храмом на улице 9-я Парковая, д. 4а

Опубликовано: 14 октября 2021

Категории: Новости

Церковный комплекс с храмом Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на улице 9-я Парковая, д. 4а, в Восточном округе столицы строится с 2014 года. Это одна из самых необычных строек московской программы.

Храм с таким посвящением — единственный в Москве. Нижний придел освящен в честь святителя Иоасафа Белгородского. Благодаря этому подвижнику и была обретена икона Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери.

Ранее приходской храм был устроен в ветхом здании бывшего детского сада, которое со временем окончательно пришло в аварийное состояние. Было принято решение провести поэтапную реконструкцию старого строения.

Новый проект храма разработали в стиле старомосковской архитектуры с использованием характерных фасадных элементов и приемов. Трехчастное членение фасада с арочными завершениями, развитый карниз, архитектурная пластика деталей (наличников окон и дверей, барабанов и глав) помогают созданию изящного образа, характерного для московской архитектуры XVII-XVIII веков.

К строительству приступили в сентябре 2014 года. Первым этапом демонтировали восточную часть постройки, и на ее месте воздвигли двухэтажный храм. Затем демонтировали западное крыло и возвели трехэтажный приходской дом с мансардой. В центральной части укрепили фундамент и перекрытия, возвели перегородки. Частично выполнена отделка помещений: штукатурка стен, черновой пол.

За последние два месяца в центральной части было завершено устройство железобетонной лестницы: из подвала до 3-го этажа, а на территории храма – устройство двух канализационных насосных станций.

Водомерный узел частично смонтирован, в октябре приступают к монтажу нового теплового узла.

Предстоит еще один значимый этап – внешняя отделка. Планируется выполнить утепление с последующей шпаклевкой и окраской фасадов центральной и западной частей комплекса. Приход ищет средства.

Кроме того, на приходском участке возведен подвальный этаж отдельно стоящего небольшого приходского дома, проложен дренаж вокруг здания, выполнена обратная засыпка. Ранее был введен в эксплуатацию еще один небольшой церковно-приходской дом (в два этажа с подвалом).

Все это время на приходе не прекращались регулярные богослужения. Сначала – во временном храме, затем – в основном. При храме открыта воскресная школа, организованы различные кружки, семейный центр «Песчанский остров», созданы Молодежный клуб, Социальная служба, работает православный психолог.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/zavershayutsya-obshhestroitelnye-raboty-na-hramovom-komplekse-na-9-j-parkovoj-ulitse-v-moskve/

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

В воскресной школе стартовал кинопроект

Доброе семя слова

🎥 16 сентября 2023 года Духовно-просветительский центр Патриаршего Подворья при храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке г. Москвы  по благословению настоятеля иерея Михаила Кривошеева присоединился к проекту «Киноуроки в школах России и мира». 

🎬 Всероссийский кинопроект разработан в помощь родителям и учителям в деле воспитания в детях лучших человеческих, духовно-нравственных качеств личности на примере ребят школьного возраста с такими же проблемами, переживаниями и важными жизненными вопросами. 

📺 На первом занятии состоялся показ фильма «Первое дело». В ходе родительского собрания взрослые обсудили перспективу реализации проекта, как дополнения к урокам в Воскресной школе, а также поделились положительными впечатлениями от кинопросмотра.

👧👦 На открытии сезона присутствовали дети 5-6 классов. Также вместе с родителями пришли малыши от 3 до 7 лет, которых особенно впечатлил сюжет с брошенными животными, после чего дети выразили желание взять по одному щенку из приюта или покормить бездомных кошек и собак. Ребят 10-12 лет воодушевил пример главного героя и большинство участников поделились рассказами о тех добрых делах, которые они инициируют и регулярно совершают.

20 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Завершается строительство храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе

2 февраля 2021 года председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон провел рабочую встречу с настоятелем строящегося храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе (ул. Гаражная, вл. 3) иереем Василием Щуром.

В совещании также приняли участие представители проектной организации ООО «Инрекон».

Главной целью встречи стало знакомство председателя ФХУ с проектной организацией, которую настоятель планирует пригласить для работы над проектом храма. Первоочередная задача — откорректировать имеющуюся проектную документацию.

Стены подземного этажа храма возведены, на прошлой неделе залили последний отрезок. Выполняется армирование плиты перекрытия. В цокольном этаже осталось залить плиту, возвести кирпичную кладку межкомнатных перегородок, залить бетоном лестничные марши.

Вместимость храма — 550 человек. Высота храма до основания креста — 16 метров. Архитектор: С.В. Борисов, член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» Московского архитектурного института.

«Окружающая участок застройка, образованная промышленными и жилыми зданиями второй половины XX — начала XXI веков, лишена художественной выразительности и стилевого единства и является фоновой, что не создает каких-либо определенных требований к архитектуре нашего храма, — рассказывает о своем проекте С.В. Борисов. — Образно-художественное решение храма преподобного Александра Свирского представляет синтез традиций севера и северо-запада России времен жизни преподобного. Скатные крыши образуют традиционные фронтоны, прикрытые аттиками незначительной кривизны, вторящими абрису центрального пологого купола. Шатровая кровля колокольни корреспондируется с рундуком лестницы, акцентирующей главный вход. Аркады крылец и порталов галереи образуют ритмические ряды, создающие многоплановость фасадных решений, вводя пространство в объем здания. Скромные декоративные элементы, набор которых ограничен арочными наличниками над окнами и поддерживающими пилястры ступенчатыми выпусками кладки, вместе с традиционными для древнерусской архитектуры кладочными кирпичными элементами, создают приближенный к человеческому восприятию уровень масштабности. Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен».

Информационный источник: http://moseparh.ru/zavershaetsya-stroitelstvo-xrama-prepodobnogo-aleksandra-svirskogo-na-sokolinoĭ-gore.html

2 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Большие радости маленького прихода

В минувшее воскресение Православная Церковь отмечала великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы.

В храме св. Александра Свирского на Соколиной горе собрались люди, желающие поблагодарить Пресвятую Богородицу. Необычное благодарение подготовил народный хор, появившийся по благословению настоятеля в конце прошлого года. Певчие этого хора – обычные прихожане. Любой желающий может петь в народном хоре. Народный хор пел акафисты по воскресным дням, потом вечерню. А в день Благовещения Пресвятой Богородицы народный хор исполнил антифоны и Херувимскую песнь за Божественной Литургией.

8 апреля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up