Выставка, посвященная 500-летию основания Новодевичьего монастыря — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Выставка, посвященная 500-летию основания Новодевичьего монастыря

Опубликовано: 12 августа 2022

Категории: Новости

Экспозиционно-выставочный центр, где будет располагаться структурное подразделение Государственного исторического музея, построят в Москве в 2024 году. Об этом сообщили в пресс-службе Единого заказчика в сфере строительства, который контролирует реализацию объекта.

«Четырехэтажный музейный комплекс общей площадью 10,7 тыс. кв. м построят в центре Москвы. В его стенах будет размещена историческая экспозиция, посвященная 500-летию основания Московского Новодевичьего монастыря. Здание оснастят современными мультимедийными средствами для создания выставок. Также в новом музейном центре предусмотрена возможность проведения научных конференций и семинаров. На территории объекта будет создана стоянка для посетителей музея и туристических автобусов», — рассказали в пресс-службе Единого заказчика.

В настоящее время ведется разработка и согласование проектно-сметной документации для последующего получения положительного заключения Главгосэкспертизы России. Завершить строительство центра планируется в 2024 году. Также ведется оформление договоров и соглашений с ресурсоснабжающими организациями в части технологического присоединения объекта и выноса действующих коммуникаций, попадающих в зону производства работ.

В пресс-службе Единого заказчика отметили, что на новой площадке планируется организовывать церковно-археологические, историко-культурные и искусствоведческие проекты.

Информационный источник: http://moseparh.ru/vystavka-posvyashhennaya-500-letiyu-osnovaniya-novodevichego-monastyrya-razmestitsya-v-novom-filiale-istoricheskogo-muzeya.html

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль

С 14 марта по 9 апреля 2023 года в Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль.

Открытие состоится 14 марта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В основе программы концерта — московская премьера оратории современного композитора Андрея Микиты «Сохранивший веру», посвященной благоверному князю Александру Невскому. В музыкальном произведении образ святого князя раскрывается в исторической перспективе: от истоков государства Российского до наших дней. Первая часть оратории рассказывает о предках благоверного князя Александра Невского — великих князьях киевских и владимирских, вторая часть — о матери святого, четвертая — о его потомках, среди которых — благоверный князь Димитрий Донской. Центральная третья часть сочинения посвящена узловому событию в русской истории: нашествию тевтонских рыцарей и Ледовому побоищу. Финальная часть оратории прославляет святого Александра Невского как небесного защитника земли Русской. В качестве текстов для произведения композитор использовал Новгородскую Первую летопись и буллу Папы римского Гонория III, в которой он призывает крестоносцев к нашествию на Русь (фрагмент этой буллы звучит на латинском языке). Также использованы богослужебные тексты Русской Православной Церкви и стихи Михаила Ломоносова, Максимилиана Потемкина и епископа Геннадия (Гоголева).

Участники концерта-открытия VI Великопостного хорового фестиваля:

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер — народный артист России профессор Лев Конторович;
  • Смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии, художественный руководитель — Раиса Гундяева;
  • Камерный хор Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Московский Синодальный хор, художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Российский национальный оркестр, художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин.

Солисты: Елена Поповская (сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Ярослав Петряник (баритон), Александр Бокарев (бас). Дирижер оратории «Сохранивший веру» — Раиса Гундяева.

Начало концерта в 19.00.

VI Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом, Фондом содействия возрождению Синодального хора, Просветительским центром духовно-музыкальной культуры «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив. Проект является участником конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

Художественные руководители фестиваля — ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор Александр Соколов и митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. Инициатор проведения — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского народный артист РФ профессор Лев Конторович, при поддержке профессора кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреата премии Правительства Москвы Александра Соловьева. Куратор программы фестиваля — Алексей Пузаков.

Дальнейшие концерты VI Великопостного хорового фестиваля состоятся:

  • 16 марта в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, начало в 19.00;
  • 25 марта, 27 марта и 1 апреля в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; начало концертов: 25 марта в 15.00, 27 марта в 19.00, 1 апреля в 18.00;
  • 9 апреля в Историко-культурном и просветительском центре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», начало в 19.00.

В ходе музыкального смотра 15-16 марта в конференц-зале Московской государственной консерватории пройдет Международная научно-практическая конференция «Русская церковная музыка рубежа XIX-XX веков. К 150-летнему юбилею С.В. Рахманинова», организованная Научно-творческим центром церковной музыки Московской консерватории. В заседаниях примут участие священнослужители, ученые и практики из разных городов России, а также участники из Белоруссии и Франции.

Источник: http://moseparh.ru/v-moskve-projdet-vi-velikopostnyj-xorovoj-festival.html

3 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Миссионерская секция прошла в храме в Гольянове

В воскресенье 25 ноября в храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове состоялось заседание миссионерской секции Викариатского этапа XXXII-х Международных Рождественских образовательных чтений.

Центральной частью секции стал доклад протоиерея Олега Стеняева, миссионера храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках г. Москвы, преподавателя Сретенской Духовной семинарии: «Актуальные вопросы миссионерской деятельности на приходе»

Отец Олег рассказывал о том, как надо разговаривать с людьми других вер, избегая духа нетерпимого отношения к собеседнику: «Общая тональность религиозных бесед не должна переходить в грубые формы…Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания — вот смысл евангельской проповеди в Православии»

Доклад вызвал жаркую дискуссию и живое обсуждение участниками секции.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове

27 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

18 июля — день обретения мощей Игумена Земли Русской

17 июня накануне памяти обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского, в честь которого освящён левый крестильный придел нижнего Успенского храма, состоялись торжественные богослужения. в 16:00 был отслужен акафист преподобному Сергию, в 17:00 было совершено всенощное бдение с литиёй.

В сам день праздника 18 июля была совершена Божественная литургия. После чтения Святого Евангелия о. Настоятель обратился с проповедью к молящимся. В ней о. Афанасий акцентировал внимание на добродетелях, которыми обладал авва Сергий, и на его простых духовных наставлениях. «Внемлите себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий; единомыслие; чистоту душевную и телесную; любовь нелицемерную; к сим же страннолюбие; смирение с покорением; пост и молитву; пища и питие в меру; чести и славы не любите; паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие Христово… Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда; благодать Божия никому не дается без скорби и искушений… Любовью и единением спасемся», — научает нас Преподобный. 

 
По заамвонной молитве было совершено славление святому преподобному Сергию Радонежскому.


Преподобне отче, преблаженне авво, Сергие великий! Поминай нас любовию чтущих святую память твою!

22 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up