Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Малое освящение храма преподобного Сергия в Гольянове

Опубликовано: 25 мая 2023

Категории: Новости

25 мая 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове и возглавил Божественную литургию.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов; настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново протоиерей Роман Богдасаров; клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы, помощник благочинного Воскресенского благочиния иерей Дмитрий Камозин; клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению иерей Михаил Голубков; клирик храма Успения Богородицы в Косино диакон Дмитрий Иванов; клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках диакон Дмитрий Бакланов; клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице диакон Дмитрий Коновалов и приглашенное духовенство.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон вручил Патриаршую Грамоту Балашовой Елене Викторовне. Данной награды Елена Викторовна была удостоена за многолетние труды на ниве духовно-нравственного просвещения.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове

Великое освящение храма в честь Святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогиреево

16 апреля 2022 года, в Неделю 6-ю Великого поста, в Лазареву субботу, Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон, управляющий Восточным викариаством совершил чин великого освящения храма в честь Святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогиреево г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма Святого равноапостольного и великого князя Владимира в Новогиреево; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; протоиерей Николай Емельянов — клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, проректор по учебной работе ПСТБИ, проректор по стратегическому развитию ПСТГУ, проректор по воспитательной работе; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Дмитрий Иванов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино, диакон Дмитрий Бакланов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, клирики храма и столичное духовенство.

Архипастырское слово епископа Верейского Пантелеимона:

Святейший Патриарх Кирилл благословил меня сегодня возглавить освящение этого храма, за что я ему очень благодарен, потому что чин Великого освящения – особое событие.
В молитвах и священнодействиях, которые мы сегодня совершаем, нам являются слава и премудрость Божия. Приходя в храм, мы иногда забываем, что это земное небо, что здесь нас слышит Бог, что здесь с нами славословят Бога Ангелы, что храм нашей души и тела должен быть подобен видимому храму.
Святейший Патриарх просил меня поблагодарить Вас, дорогой отец настоятель, и всех Ваших помощников за труды, которые вы предприняли для создания храма. К сожалению, награды приготовить к освящению не успели, но они вас ждут. Ждут награды не только на земле, но и на небе, всем тем, кто потрудился.

 И от себя лично тоже хочу поблагодарить Вас, дорогой отец Алексий, и всех Ваших помощников за труды. С освящением храма и началом здесь богослужений начинается новый период жизни вашей приходской общины.
Я помню, как лет 20 тому назад Вы ко мне приходили и говорили, что хотите построить здесь храм. Господь на Ваше желание призрел и его исполнил. У вас покровитель – св. благ. воин Феодор Ушаков, Вы и сами известный мореплаватель, любите путешествия. И новый храм в честь св. равноап. князя Владимира приобретает сейчас особую значимость для нас, потому что князь Владимир крестил весь русский народ: и тех, кто живет в Киеве и его окрестностях, и тех, кто заселяет остальное пространство великой Святой Руси.

В жизни Спасителя было время младенчества, проповеди, крестных страданий, время Воскресения, восшествия на небо, пребывания с учениками. В жизни каждого человека тоже есть время, чтобы учиться, трудиться, принимать и отдавать, время страдать и умирать.
Очевидно, что мы с вами вступили в новую трудную эпоху, исполненную скорбей и страданий. Этот храм в честь св. равноап. кн. Владимира должен напоминать нам о всех, кто находится сейчас по ту сторону границы. Многие из них нам противостоят, но, тем не менее, они едины с нами в вере, веруют, как и мы, во Христа, молятся Ему о мире и единомыслии.
Мы не должны забывать, что военная операция идет не только в соседней стране, но совершается часто в каждой семье, в душе каждого человека. Внутри каждого из нас воюют Бог и дьявол, и мы призваны одержать победу над злом. Видимые военные действия лишь являют то, что происходит втайне. Втайне погибают души, отступают от Христа, убивают других своим гневом и ненавистью.
Война выявляет скрытый перелом в жизни человечества. Это очень печально, грустно и скорбно, но в этом нет ничего нового. Все началось с Каина, еще тогда появились первые братоубийственные войны, которые продолжаются и будут продолжаться до конца времен.

Мы с вами, дорогие друзья, должны хранить мир в своем сердце и мир с нашими близкими, обязаны жить и служить там, где Бог нас поставил. Не нужно пребывать в ложном виртуальном пространстве и там переживать, сочувствовать, ужасаться. Мы должны жить здесь, в реальном мире.

Мы можем и должны молиться о тех, кто находится сейчас на полях сражений, в разрушенных городах, в подвалах и больницах. Но мы должны устраивать мир и вокруг себя: с детьми, соседями, коллегами по работе, с нашими братьями и сестрами. Всем тем, кто нас окружает, мы должны являть мир и любовь. Каждый из нас должен стать храмом, в котором обитает Бог. Это наша с вами задача, и новый храм должен помочь нам в этом делании.

Каждый из нас должен жить в живом общении со Христом, которое нельзя не почувствовать, нельзя не переживать. Оно не может быть каким-то абстрактным, но здесь нужно быть очень осторожными, чтобы не впасть в прелесть. Тем не менее, мы должны стремиться жить в чувстве единства со Христом.

Дай Бог, чтобы богослужения в новом храме, ваши труды и проповеди, молитвы и пение помогали всем вам жить и радоваться! Тогда Господь силен всякую скорбь претворить в радость, уврачевать всякую болезнь, воскресить всех усопших и невинно погибших – всех ввести в Небесное Царство мира и любви.

Еще раз, дорогие друзья, всех вас благодарю и поздравляю с замечательным событием Великого освящения храма!

Ответное слово настоятеля прот. Алексия Батаногова:

Выражаем Вам, дорогой Владыка, свою благодарность! Передайте от нас нижайший поклон и благодарность Святейшему Патриарху, который благословил Вас освятить сегодня наш храм. Награды не подоспели, но я этому даже рад. Может быть, мы сподобимся наград на небе.

Владыка, в 2014 г., около 8 лет назад в Великую Субботу, накануне Пасхи, Вы освятили наш деревянный храм чином малого освящения. И с того самого дня в нашем храме совершаются регулярные богослужения. За 8 лет собралась община.

На ограде нашего храма была очень глубокая, как мне кажется, надпись: «Строителем храма может стать каждый». С одной стороны, каждый человек может принять участие в строительстве каменного храма (я думаю, здесь нет никого, кто не приложил бы к этому усилия), а с другой стороны, каждый должен построить храм в своей душе.

Я верю и надеюсь на то, что новый храм вместит большее количество богомольцев, наша община возрастет, и большее число людей будет жить христианской духовной жизнью, станет воздвигать храм внутри своей души.

Дорогой Владыка! Мы хотим Вам преподнести памятный подарок на память о сегодняшнем дне освящения храма – икону князя Владимира и Феодора Ушакова – небесных покровителей нашего храма.

Как Вы уже сказали, образ святого князя Владимира действительно приобретает в наше время особенный смысл, мы ему молимся в эти трагические события, вспоминаем, что у нас общая купель Крещения с теми людьми, которые живут за границами Российской Федерации.

Также очень символично, что в 2014 г, когда мы освящали деревянный в храм во имя св. Феодора Ушакова, непобедимого российского адмирала, Крым вновь присоединился к России. Я думаю, не вызывает сомнений, что во многом усилиями Феодора Ушакова была одержана победа русских воинов в тех русско-турецких войнах, когда Крым стал российским.

Наша община растет, и мы искренне надеемся, что в сердцах все новых и новых людей будет загораться вера Христова. Дорогой Владыка, самая искренняя благодарность Вам за то, что Вы в этот день с нами!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

16 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках будет отреставрирован

Главгосэкспертиза России рассмотрела результаты инженерных изысканий и проектную документацию на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. По итогам государственной экспертизы было выдано положительное заключение.

По проекту, рассмотренному Главгосэкспертизой России, планируется укрепление фундамента и входа в подвал, замена перекрытий, ремонт кирпичных сводов Монье. Будет обновлена гидроизоляция стен, отреставрировано крыльцо главного входа с устройством на нем пандуса. Трещины кирпичной кладки наружных стен будут инъектированы, обновленный штукатурный слой также подлежит восстановлению. Предусмотрены восстановление водостока с кровли, замена поздних оконных и дверных блоков, а также другие работы.

«Среди реставрационных работ в том числе предусмотрена реставрация сохранившихся окон XIX века. Особо стоит отметить консервацию и реставрацию монументальной живописи, а также работы по реставрации иконостасов», — сказал главный эксперт проекта службы главных экспертов проекта Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Кирилл Кунаков.

Проектную документацию работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения подготовило ООО «Инженерная геология исторических территорий».

***

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках представляет собой уникальный образец храмовой архитектуры середины XVII века, где сочетаются как купола, так и шатровые навершия — остроконечные крыши, характерные для древнерусского зодчества. Это двухэтажная каменно-кирпичная церковь на подклете с приделами и колокольней, которые были возведены позже. Успенский храм был действующим до 1940 года. Во время Великой Отечественной войны в нем располагались склад, мастерская по ремонту танковых двигателей, затем столовая и конюшня. В 1947 году храм был возвращен верующим.

Сейчас в архитектуре храма присутствуют элементы XVII, XVIII и XIX столетий, сохранилась академическая масляная живопись в интерьерах, старинные иконостасы и отдельные иконы, подписанные художником XVII века Тихоном Филатьевым, а также ажурная металлическая ограда, двери и окна.

Информационный источник: http://moseparh.ru/xram-uspeniya-presvyatoj-bogorodicy-v-veshnyakax-budet-otrestavrirovan-2.html

15 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

В праздник Собора новомучеников, была совершена Литургия на Бутовском полигоне

29 мая 2021 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, в том числе многих священнослужителей и мирян, ныне прославленных в сонме новомучеников.

Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря митрополит Воскресенский Дионисий, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Мытищинский Феофилакт, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, духовенство г. Москвы и Московской области.

На богослужении присутствовал глава Ленинского городского округа Московской области Д.А. Абаренов.

За Литургией молились настоятельницы московских женских монастырей и многочисленные паломники.

Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под управлением Т.И. Королевой.

На заупокойной ектении были возглашены молитвы о всех, «за веру и правду страшные страдания, истязания и мученическую кончину в годы лихолетия претерпевших и на месте сем погребенных, их же имена Ты Сам, Господи, веси».

Проповедь перед причастием произнес настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Реутова Московской области протоиерей Максим Максимов.

По окончании Литургии были совершены молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойная лития по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне.

Затем митрополит Павел обратился к верующим с архипастырским словом.

Информационный источник: https://mepar.ru/news/2021/05/29/134078/

31 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up