В Неделю о мытаре и фарисее Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Неделю о мытаре и фарисее Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 22 февраля 2021

Категории: Новости, Патриарх

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти великомученика Феодора Стратилата, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешним воскресным днем мы входим в подготовительные недели к Святому Посту. Таких будет три, и в течение этих недель, еще не вступив в поприще Четыредесятницы, мы направляем свои мысли, свои чувства к тому времени, предваряя дивные дни подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. А эти три недели сопровождаются особыми чтениями из Священного Писания, которые помогают нам понять смысл того, что есть покаяние, ведь именно в покаянии заключается содержание поста.

В обыденном сознании словом «покаяние» покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена — перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может.

Самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека — это когда он, подходя к исповеди, говорит: я ни в чем не грешен. И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет. Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание. Пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне, в том числе на общественную, политическую, культурную жизнь. Общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом.

Подготовительные недели к Великому посту мы должны посвятить в первую очередь внимательному наблюдению за своим внутренним, духовным состоянием. Именно на такое отношение к самим себе нас настраивают евангельские чтения в эти дни.

Вот и сегодня мы слышали чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Оба пришли в храм. Фарисей — человек благочестивый, относившийся к особому разряду людей в тогдашнем Израиле, которые неукоснительно посещали храм и исполняли все, даже мельчайшие, предписания закона. Конечно, в сознании фарисея он отличался от тех, кто не исполнял всех предписаний, кто не соблюдал закон. И вот, войдя в храм помолиться, фарисей увидел стоящего поодаль мытаря.

А кем был мытарь? Это человек, презираемый израильским обществом как коллаборант, как тот, кто служил поработителям, причем самым чувствительным для соотечественников образом, собирая подати в пользу римских оккупантов. Конечно, на сборщика податей смотрели как на отщепенца, идущего против своего народа, а значит, и против ветхозаветного закона, духовного и Божественного, которым управлялась жизнь Израиля.

И вот, взирая на мытаря, фарисей, исполнявший все предписания закона, говорит: «благодарю Тебя, Господи, за то, что я исполняю все, что Ты требуешь», перечисляет, как он дает десятины от того, что производит его хозяйство, как он старается исполнять закон, и, наконец, благодарит Бога за то, что он не такой, как этот мытарь, символ греха, презираемая личность в среде благочестивых израильтян.

Смысл притчи заключается в том, что мытарь, как говорит слово Божие, вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Нужно обратить внимание на эти слова. Фарисей не вышел осужденным — ведь он действительно старается жить по закону, исполняя все предписания. И Господь не осудил фарисея — в Евангелии мы читаем лишь о том, что мытарь вышел более оправданным. Почему? Да потому что мытарь каялся в своих грехах.

Осознание греха — это уже величайшая ценность. Если человек сознает свое несовершенство и свой грех, он уже делает шаги на пути к спасению. Потому мы и читаем рассказ о мытаре в преддверии Великого поста — с тем чтобы понять, насколько же важно покаяние. Мы знаем, как непросто сегодня соблюдать все церковные предписания, и я хотел бы поддержать тех, кто стремится их исполнять. Но если нет возможности жить строго по церковному уставу в течение Великого поста, то нужно помнить: единственная возможность оправдаться пред Богом — это повторять за мытарем удивительные слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».

В полной мере сознавая свою греховность, мытарь искренне, от всего сердца просит Бога его простить, быть к нему милостивым. Образ кающегося грешника, мытаря, который вышел из храма более оправданным, чем исполнявший предписания религиозного закона фарисей, должен пробудить в нас надежду. Если мы в течение Святой Четыредесятницы сумеем по-настоящему раскаяться в своих грехах, то, может быть, по милости Божией будем так же оправданы, как мытарь, который, по его собственному мнению и, конечно, по мнению окружавших его людей не имел никаких оснований для оправдания Богом. Но милостивый Господь Сердцеведец узрел в словах кающегося мытаря такую силу раскаяния, что вывел его из храма оправданным более, чем благочестивый фарисей.

Да поможет Господь всем нам, вступая в Святую Четыредесятницу, подготавливаясь к дням Святого Поста, думать в первую очередь о покаянии, о великом воздействии на человеческую душу искреннего раскаяния пред Богом в своих грехах, без которого не может быть никакого спасения и не может быть подлинного совершенствования человеческой личности. Как это ни странно звучит для людей современных, очень часто гордых, надменных, опирающихся на свои знания, на свои материальные возможности, привыкших смотреть сверху вниз на окружающих, — нужно помнить и великим и малым, и богатым и бедным, и сильным и слабым, что подлинное спасение, а значит, и подлинное счастье невозможно без переосмысления своей жизни и без искреннего раскаяния пред Богом за свои грехи. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Архиерейское богослужение в Метрогородке

17 марта, в престольный праздник на Патриаршем подворье Апостола Андрея Первозванного в Метрогородке — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского — было совершено праздничное богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон .

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Михаил Кривошеев, иерей Владислав Павлушенко, иерей Михаил Зуев, иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, диакон Дмитрий Иванов.

По окончании торжественного богослужения прихожане разделили радость праздника за совместной трапезой.

Пресс-служба Восточного викариатства

25 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме прп. Серафима Саровского в Кожухово

31 июля 2020 года, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством г. Москвы возглавил совершения Всенощного бдения в храме преподобного Серафима Саровского в Кожухове.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Алексий Воробьев, настоятель храма прп. Серафима Саровского в Кожухово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; иерей Михаил Голубков; диакон Игорь Куликов; диакон Владислав Соколов.

Во время службы все прихожане пели акафист преподобному Серафиму.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника в храме прп. Серафима Саровского:

«Очень рад послужить Всенощное бдение в этом чудном храме. С моего последнего посещения этого храма, я вижу как многое здесь изменилось, но главное не внешнее украшение храма, а главное, что вы научились петь акафист прп. Серафиму Саровскому. Я помню, когда я был здесь первых раз, мы как-то пели не очень стройно, я вот сейчас замечательное пение и очень правильно, что вы поете и молитесь вашему небесному покровителю каждую неделю. Преподобный Серафим Саровский совершенно особый святой и у вас есть тоже особенная радость общения с ним, потому что вы молитесь в храме, который посвящён в честь него. Он конечно пребывает в этом храме особенной своей благодатью и при жизни от него никто не уходил не утешенным и как говорится в акафисте, что после его смерти все прибегающие к нему им утешаются и он всем открывает радость общения со Христом, которой сам он был преисполнен и его жизнь была посвящена открытию этой радости другим людям. Поэтому очень радостно, что вы его так почитаете и так замечательно поете всем хором и народом этот удивительный акафист.

Мы с вами знаем радость любви, но этой радости не знают люди, не знающие Бога. Им кажется, что все должны быть равны, все должно быть справедливо, но там где есть равенство и справедливость, там нет любви. Справедливость и равенство есть только в аду, а в раю, в Царствии Небесном пребывает любовь, а не справедливость. И как в этом земном мире есть некое неравенство, но оно не смягчается любовью.

Прп. Серафим Саровский и прп. Сергий Радонежский в них мы чувствуем особую благодать, особую силу, особую радость, каждый раз когда общаемся с ними. Эти святые учат нас, чтобы мы делились этой радостью с другими. Дай Бог, чтобы вы все не только хорошо пели, но и любили, помогали, поддерживали друг друга и тогда здесь прп. Серафим Саровский будет вашим помощником и покровителем всегда и во всем. Поздравляю всех с престольным праздником, благодарю отца Алексия и всех вас за усердные труды по устройству храма, всех кто помогает, поет и всех вас, за то, что вы делаете это место удивительно райским уголком в нашей суетной столице. Аминь.»

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

2 августа 2020
ПОДРОБНЕЕ

Завершились XV Георгиевские игры

21 мая 2022 года на стадионе физкультурно-оздоровительного комплекса «Яуза» (Центр физической культуры и спорта Северо-Восточного административного округа города Москвы) состоялись городские финальные соревнования XV Георгиевских игр среди православных объединений Московской епархии.

Игры проводятся с 2008 года Департаментом физической культуры и спорта г. Москвы совместно с Синодальным отделом по делам молодежи. С 2019 года соорганизатором Георгиевских игр является Комиссия по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете г. Москвы.

В соревнованиях приняли участие команды 10 викариатств, приходские команды, а также команды от высших православных учебных заведений. В программу Георгиевских игр вошли соревнования по мини-футболу, волейболу, уличному баскетболу, перетягиванию каната и традиционная эстафета «Георгиевские старты».

Торжественное открытие Георгиевских игр началось с молебна на начало доброго дела, который совершил председатель Комиссии по вопросам культуры и спорта иерей Павел Симонов. После богослужения отец Павел обратился к участникам соревнований с приветственным словом. Священник поздравил их с праздником Светлого Христова Воскресения, пожелал крепкого здоровья и удачного выступления на соревнованиях.

В турнире по футболу первое место заняла команда Центрального викариатства, второе — команда Юго-Восточного викариатства, третье — команда Северо-Западного викариатства.

В уличном баскетболе сильнее всех оказалась команда Северо-Восточного викариатства, второе место завоевала команда Центрального викариатства, третье — команда Восточного викариатства.

В волейболе золотые медали получила команда Южного викариатства, серебряные — команда Северо-Западного викариатства, бронзовые — команда Юго-Восточного викариатства.

По итогам общекомандного зачета первое место заняла команда Западного викариатства, второе — команда Восточного викариатства, третье — команда Юго-Восточного викариатства.

Информационный источник: http://moseparh.ru/zavershilis-xv-georgievskie-igry.html

23 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

«ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАБОМ И СЛУГОЙ ВСЕМ ТЕМ, КТО ЕГО ОКРУЖАЕТ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ» — БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В СОКОЛЬНИКАХ

В воскресенье, 25 марта, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский совершил Божественную Литургиюв на Патриаршем Подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

После богослужения Преосвященный владыка обратился с проповедью к собравшимся прихожанам, в которой рассказал о предстоящем празднике Входа Господня в Иерусалим, рассказал о прочитанном во время Литургии Евангельском отрывке, и поблагодарил настоятеля храма, иерея Вячеслава Дробышева, за его внимание к благоустройству храма

«Сегодня последнее воскресенье святой Четыредисятницы. Вчера, последний раз в этом году, мы пели с вами окаянные песнопения на Всенощном бдении, сегодня слышали Евангелие о том, как Господь предупреждает своих учеников о том, что Ему нужно идти в Иерусалим, чтобы там быть поругану, быть распяту за грехи всего мира. И хотя мы живём через больше, чет 2000 лет после Рождества Христова, живём тогда, когда Он вошёл на небеса, и ждём Его Второго Страшного Суда, но, тем не мене, мы, Церковь, вспоминаем те события, которые были тогда, и готовимся встретить Христа, как встретили Его в Иерусалиме. Мы будем с ветками вербы. Встречали Его с пальмовыми ветвями, как Царя. Будем встречать Его через неделю в храмах, и затем будем сопутствовать Ему в Его Страданиях, в Его Страстях…

..Мы с вами слышали в Евангелии сегодня, как два ученика Христа просили их поставить начальниками, просили их сделать бо́льшими между другими. Господь сказал, что: «Кто хочет из вас быть большим, будь всем слугой» (Марк. 10: 35–43). Кто хочет быть главным, будь всем рабом. И вот христианин, конечно же, должен быть рабом и слугой всем тем, кто его окружает, вне зависимости от того, чем он занимается: архиерей он или священник, певчий или пенсионер, ребёнок или старик, муж или жена. Но, конечно же, вот это стремление всем послужить, всем быть слугой — оно есть как бы истинная жизнь по Евангелию, истинная христианская жизнь. И особенно должны об этом думать те, у кого есть такое желание, чтобы сделать большее, чем обычно делается. У кого есть ви́дение того, как можно что-то исправить, изменить — вот надо начать исправлять с себя. Начать себя самого смирить, начать с того, что себя самого сделать слугой другим, и тогда, конечно же, будет меняться и наша душа, в которой многое у нас с свами нужно изменить и исправить. И будут меняться люди, которые нас окружают. Будет меняться тот мир, в котором мы с вами живём. Мир, который, к сожалению, отходит от Бога; мир, который не знает о всём том, о чём мы сегодня с вами вспоминаем; мир, который не приобщён к этому Таинству, общения со Христом Богом, к Таинству спасения…

..Я Вас сердечно благодарю, дорогой отец Вячеслав, за Ваше служение в качестве настоятеля в этом храме. Видим, что храм наполняется народом. Видим, что Вы очистили завалы, которые были внизу, где невозможно было пройти, не сломав ногу. Видим, что Вы готовитесь к ремонту этого храма. И очень я благодарен Вам за то, что Вы так усердно занимаетесь служением, уделяете много времени храму.»

 

Так же Преосвященный владыка осмотрел храм св. Марии Магдалины, обустраевыемый в одном из административных зданий на территории Подворья.

26 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up