Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

В Неделю о мытаре и фарисее Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 22 февраля 2021

Категории: Новости, Патриарх

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти великомученика Феодора Стратилата, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешним воскресным днем мы входим в подготовительные недели к Святому Посту. Таких будет три, и в течение этих недель, еще не вступив в поприще Четыредесятницы, мы направляем свои мысли, свои чувства к тому времени, предваряя дивные дни подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. А эти три недели сопровождаются особыми чтениями из Священного Писания, которые помогают нам понять смысл того, что есть покаяние, ведь именно в покаянии заключается содержание поста.

В обыденном сознании словом «покаяние» покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена — перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может.

Самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека — это когда он, подходя к исповеди, говорит: я ни в чем не грешен. И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет. Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание. Пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне, в том числе на общественную, политическую, культурную жизнь. Общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом.

Подготовительные недели к Великому посту мы должны посвятить в первую очередь внимательному наблюдению за своим внутренним, духовным состоянием. Именно на такое отношение к самим себе нас настраивают евангельские чтения в эти дни.

Вот и сегодня мы слышали чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Оба пришли в храм. Фарисей — человек благочестивый, относившийся к особому разряду людей в тогдашнем Израиле, которые неукоснительно посещали храм и исполняли все, даже мельчайшие, предписания закона. Конечно, в сознании фарисея он отличался от тех, кто не исполнял всех предписаний, кто не соблюдал закон. И вот, войдя в храм помолиться, фарисей увидел стоящего поодаль мытаря.

А кем был мытарь? Это человек, презираемый израильским обществом как коллаборант, как тот, кто служил поработителям, причем самым чувствительным для соотечественников образом, собирая подати в пользу римских оккупантов. Конечно, на сборщика податей смотрели как на отщепенца, идущего против своего народа, а значит, и против ветхозаветного закона, духовного и Божественного, которым управлялась жизнь Израиля.

И вот, взирая на мытаря, фарисей, исполнявший все предписания закона, говорит: «благодарю Тебя, Господи, за то, что я исполняю все, что Ты требуешь», перечисляет, как он дает десятины от того, что производит его хозяйство, как он старается исполнять закон, и, наконец, благодарит Бога за то, что он не такой, как этот мытарь, символ греха, презираемая личность в среде благочестивых израильтян.

Смысл притчи заключается в том, что мытарь, как говорит слово Божие, вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Нужно обратить внимание на эти слова. Фарисей не вышел осужденным — ведь он действительно старается жить по закону, исполняя все предписания. И Господь не осудил фарисея — в Евангелии мы читаем лишь о том, что мытарь вышел более оправданным. Почему? Да потому что мытарь каялся в своих грехах.

Осознание греха — это уже величайшая ценность. Если человек сознает свое несовершенство и свой грех, он уже делает шаги на пути к спасению. Потому мы и читаем рассказ о мытаре в преддверии Великого поста — с тем чтобы понять, насколько же важно покаяние. Мы знаем, как непросто сегодня соблюдать все церковные предписания, и я хотел бы поддержать тех, кто стремится их исполнять. Но если нет возможности жить строго по церковному уставу в течение Великого поста, то нужно помнить: единственная возможность оправдаться пред Богом — это повторять за мытарем удивительные слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».

В полной мере сознавая свою греховность, мытарь искренне, от всего сердца просит Бога его простить, быть к нему милостивым. Образ кающегося грешника, мытаря, который вышел из храма более оправданным, чем исполнявший предписания религиозного закона фарисей, должен пробудить в нас надежду. Если мы в течение Святой Четыредесятницы сумеем по-настоящему раскаяться в своих грехах, то, может быть, по милости Божией будем так же оправданы, как мытарь, который, по его собственному мнению и, конечно, по мнению окружавших его людей не имел никаких оснований для оправдания Богом. Но милостивый Господь Сердцеведец узрел в словах кающегося мытаря такую силу раскаяния, что вывел его из храма оправданным более, чем благочестивый фарисей.

Да поможет Господь всем нам, вступая в Святую Четыредесятницу, подготавливаясь к дням Святого Поста, думать в первую очередь о покаянии, о великом воздействии на человеческую душу искреннего раскаяния пред Богом в своих грехах, без которого не может быть никакого спасения и не может быть подлинного совершенствования человеческой личности. Как это ни странно звучит для людей современных, очень часто гордых, надменных, опирающихся на свои знания, на свои материальные возможности, привыкших смотреть сверху вниз на окружающих, — нужно помнить и великим и малым, и богатым и бедным, и сильным и слабым, что подлинное спасение, а значит, и подлинное счастье невозможно без переосмысления своей жизни и без искреннего раскаяния пред Богом за свои грехи. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Очередная встреча настоятеля храма Успения Богородицы в Вешняках с прихожанами

11 декабря после вечернего богослужения на приходе состоялась встреча настоятеля иеромонаха о. Афанасия с прихожанами храма. Темой встреч является объяснение последовательности и смысла богослужений Русской Православной Церкви.

На этой встречи прихожане подробно познакомились с содержанием богослужебных книг, используемых при совершении ежедневного богослужения.
После основной части встречи каждый желающий задал вопросы, касающиеся веры и Церкви.

Следующая встреча состоится 25 декабря, в среду, после вечернего богослужения.

11 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

Рождественский концерт художественного коллектива «Время человека»

12 января в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках художественный коллектив «Время человека» представил прихожанам Рождественский концерт. В программе прозвучали колядки, стихотворения в исполнении авторов, добрые советские песни о любви.

Этот коллектив особенный, т.к. его участники — люди, страдавшие различными зависимостями, пережившие тяжёлые жизненные ситуации, но с помощью Бога вернувшиеся к жизни! Поэтому они и назвали свой коллектив «Время человека», в котором отражено глубинное понимание жизни и судьбы человека в этом мире.
Благодарим наших друзей за прекрасный концерт!
С Рождеством Христовым!

15 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

В рамках конкурса «Лето Господне» состоится очередной дистанционный брэйн-ринг

13 августа 2020 года пройдет дистанционный брэйн-ринг в рамках VI сезона Международного детско-юношеского конкурса им. Ивана Шмелева «Лето Господне».

Интеллектуальное состязание будет проводится на странице конкурса в социальной сети «Вконтакте».

«Новый брэйн-ринг посвящен русским святым, судьбам мучеников, пострадавших за веру», — сообщается в пресс-релизе организаторов.

Начало в 14.00.

Мероприятие организовано с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5673543.html

10 августа 2020
ПОДРОБНЕЕ

Портал Милосердие.ru проведет круглый стол «Инклюзия в школе: барьеры, мотиваторы, ошибки»

2 ноября 2020 года портал Милосердие.ru проведет на площадке «Благосфера» круглый стол «Инклюзия в школе: барьеры, мотиваторы, ошибки».

О том, могут ли дети с особенностями учиться в обычных школах, продолжается жаркая дискуссия. По закону — любая школа должна обеспечить доступ к инклюзивному образованию. На деле — родители особых детей сталкиваются не просто с препятствиями, а с активным противодействием, школы воспринимают инклюзию как обременение, а родители обычных детей видят в особом ребенке в своем классе угрозу. При этом понятие инклюзии часто трактуется ошибочно: то ли это особый ребенок, который просто присутствует (неясно зачем) в обычном классе, то ли это отдельный класс для не тянущих программу детей с особенностями в обычной школе, что тоже вызывает множество вопросов.

В ходе круглого стола состоится обсуждение следующих вопросов:

  • Что является, а что не является инклюзией в школе? Почему появляются подмены и за инклюзию выдается то, что ею не является?
  • Что является целью инклюзии для ребенка с особенностями? А для обычных детей в инклюзивной школе?
  • Что мотивирует школу внедрять инклюзию? Какие первые шаги разумны и ведут к успеху?
  • Тиражируемый ли это массово опыт, или это «ручная работа» энтузиастов?
  • Как родителю добиться доступа к инклюзии?
  • Опасения вокруг инклюзии.
  • Какие барьеры для организации правильной инклюзии наиболее заметны сегодня? Как их преодолеть?

Участники дискуссии:

  • Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, член Экспертного совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра (РАС);
  • Вероника Назарова, мама особого ребенка, ученика школы № 2123 имени Эрнандеса, Москва;
  • Юлия Губаревич, мама ребенка с РАС, пытается добиться инклюзии по месту жительства в Подмосковье (подробнее о том, как школа пожаловалась на маму в опеку);
  • Артур Луцишин, директор московской школы №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова, работающей по инклюзивной технологии «ресурсный класс»;
  • Елена Багарадникова, руководитель Региональной общественной организации помощи детям с РАС «Контакт»;
  • священник Александр Лаврухин, директор негосударственной Димитриевской школы (проект службы «Милосердие»), в которой в этом году был открыт инклюзивный класс.

Модератор — главный редактор портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова.

Круглый стол пройдет в формате онлайн-трансляции. Начало в 11.00. Аккредитация журналистов — по ссылке.

Мероприятие проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Трансляция будет доступна по ссылке с 11.00 2 ноября.

Информационный источник: http://moseparh.ru

29 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up