Приход храма на Преображенской площади посетил историческую выставку на ВДНХ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Приход храма на Преображенской площади посетил историческую выставку на ВДНХ

Опубликовано: 23 февраля 2021

Категории: Новости

21 февраля 2021 года, в воскресенье, приход храма Преображения Господня на Преображенской площади с настоятелем протоиереем Борисом Потаповым, посетил мультимедийную выставку «Рюриковичи» и «Романовы» в парке «Россия — Моя история».

На выставке прихожане узнали новые факты в истории России. С помощью мультимедийного формата выставки молодому поколению было интересно «прикоснуться» к страницам истории нашей Родины. Очень радостно, что новые технологии создают доступную и увлекательную атмосферу в получении новых знаний!

Данная выставка очень понравилась прихожанам, оставив незабываемые впечатления и знания об истории нашей страны.

Информационный источник: Пресс-Служба Восточного викариатства

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Прихожане совершили прогулку по Замосковоречью

21 октября дети и родители воскресной школы храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше во главе с настоятелем храма протоиереем Андреем Милкиным совершили прогулку по Замоскворечью, посетили комплекс храмов Патриаршего Черниговского Подворья — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором и храм Михаила и Федора Черниговских, а также храм священномученика Климента Папы Римского.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был совершен молебен Иоанну Крестителю, паломники приложились к мощам святого, вынесенных для поклонения из алтаря. Встреча продолжилась экскурсией по храму. Экскурсанты узнали историю старой Москвы, познакомились с фресками, преодолели высоту 25 метров: поднявшись на колокольню увидели Москву с высоты птичьего полета.
Чай с пирогами стал приятным завершением знакомства.


От настоятеля храмов патриаршего подворья в Черниговском переулке родители получили памятный полезный сувенир — авторские книги о вере, Церкви и современной жизни «Детские вопросы и Недетские ответы». Поблагодарив хозяев за теплый прием, паломники-экскурсанты отправились в храм священномученика Климента Папы Римского. Переданный Церкви в 2003 году, восстановленный в кратчайшие сроки, храм великолепного убранства с семью приделами предстал изумленным взорам во всей красе.


Группа поднялась на хоры, где с разрешения экскурсовода соборно помолилась молитвой «Отче наш», насладившись акустикой, на мгновение ощутив себя настоящим церковным хором. Экскурсовод рассказал о святынях храма, периодах запустения и восстановления, многом другом.

Благодарим принимающую сторону за радушие, настоятеля о.Андрея за организацию душеполезного мероприятия, детей и родителей за внимание.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше

23 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

В строящемся храме прп. Саввы Сторожевского состоялся чин освящения крестов и куполов

30 июля 2020 года викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточном викариатством г. Москвы Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, совершил чин освящения куполов и крестов строящегося храма в честь прп. Саввы — Сторожевского на пл. Викторио Кодовильи вл. 1 в Северном Измайлове.

В совершении освящения куполов и крестов строящегося храма владыке Пантелеимону сослужили: настоятель строящегося храма — протоиерей Павел Куцов, благочинный Воскресенского округа — протоиерей Александр Дасаев, помощник благочинного Воскресенского округа — диакон Дмитрий Камозин.

30 июля в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре торжественно празднуют перенесение святых мощей прп. Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского, и положение их под новую сень в 1847 году. Очень радостно, что такое значимое событие для прихода, жителей района и всей столицы совпало с перенесением святых мощей прп. Саввы Сторожевского.

***

Рака и сень над
св. мощами прп. Саввы Сторожевского

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря/16 декабря 1407 года. Тело Преподобного было погребено у входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы справа, под окном. В настоящее время это место находится внутри храма, так как к нему была пристроена обходная галерея. Умножались чудеса, совершаемые по молитвам к почившему угоднику Божию, росло его почитание на Руси. В 1430-х годах чудесным образом была написана первая икона святого: преподобный Савва явился во сне игумену монастыря Дионисию и повелел написать свой образ. Известно, что уже в 1505 году на могиле преподобного служились молебны.

Преподобный Савва был канонизирован на Московском Соборе 1547 года, возглавляемом митрополитом Макарием. На этом соборе были канонизированы многие местночтимые святые, коим и являлся преподобный Савва. Днем памяти святого был установлен день его успения – 16 декабря. Инок Новгородского Антониева Монастыря Маркелл составил житие и службу святому.

Первое обретение мощей преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 1 февраля (19 января) 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года. Так был установлен второй праздник преподобному Савве Сторожевскому.

После войны 1812 года была восстановлена сначала рака преподобного, а в 1847 году была сооружена новая бронзовая сень над ракой с украшениями из накладного серебра. Средства на новую сень собирались по всей России. Сам праздник 17/30 июля прошел очень торжественно, при большом стечении богомольцев. Возглавил торжества святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На время работ святые мощи были перенесены в придел преподобного Саввы, а потом вернулись на прежнее место. Поэтому праздник и получил название перенесения святых мощей и положения их под новую сень. С тех пор 30 июля – местночтимый праздник святого в Саввиной обители. После вступления епископа Леонида (Краснопевкова) в должность настоятеля монастыря в 1859 году была установлена традиция крестных ходов 17/30 июля из скита преподобного Саввы в монастырь. С 1997 года традиция крестного хода восстановлена.

Пресс-служба Восточного викариатства

30 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Выездное совещание на приходе строящегося храма на Шоссе Энтузиастов

10 ноября помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви по строительству храмов иерей Александр Привалов провел выездное совещание по подготовке к сдаче в эксплуатацию храмового комплекса с храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44.

В совещании приняли участие настоятель прихода иерей Димитрий Макеев; инженер по надзору за строительством Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Владимир Андреевич Северинов; Наталья Анатольевна Сулима, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве; представители подрядной организации ООО «Юнистройпроект».

В рамках повестки дня обсуждались вопросы, связанные с окончанием строительных работ, с подготовкой исполнительной документации, с постановкой объекта на кадастровый учет и др.

Напомним, храм и приходские помещения запроектированы в одном здании-блоке. На сегодняшний день здание возведено; купола и кресты установлены; кровля смонтирована; выполнена отделка фасадов (обмазка кирпичной кладки известковым раствором) и внешнего цоколя (песчаник). Окна и внешние двери установлены.

За последнюю неделю в храме были завершены работы по укладке полов из мрамора; на приходской территории — по благоустройству: дорожки и проезд уложены гранитной брусчаткой, грунт размещен в местах, где запланировано разбить газоны.

В настоящее время завершается отделка приходских помещений и классов воскресной школы. Остается также подкрасить стены в храме, где была проведена электрика; смонтировать противопожарные двери; установить колокола на звоннице; облицевать купель в крестильном храме. По всему комплексу надо установить светильники, в храме – паникадило. В открытой галерее необходимо выполнить отделку потолка аквапанелями. Проложена труба водопровода, рабочая документация сдана на согласование.

Владимир Андреевич Северинов поручил подрядчику подготовить сводный план сетей.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru/news

***

Проект

Проект храмового комплекса создан в неорусском стиле по мотивам, восходящим к северным образцам храмовой архитектуры XIV-XVI веков. Пространственно-планировочная структура продиктована градостроительными особенностями участка. Композиционно первый этаж с галереей является основанием для основного храмового объема. Объемно-планировочная структура храма представляет собой ассиметричную композицию со ступенчатым подъемом здания с запада на восток. Прямоугольный объем храмовой части венчает световой барабан с главкой и крестом.

Ассиметрично расположенная колокольня с шатровым завершением повторяет форму и стилистику завершения храма.

Храмовый комплекс представляет собой здание, в котором гармонично объединяются храм на 500 прихожан и приходские помещения. Здание – двухэтажное с подвальным этажом и техническим чердаком, расположенным в подкровельном пространстве части помещений.

12 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up