В Москве на бульваре Генерала Карбышева и на Ходынском поле развернулись экспозиции VII ежегодной фотовыставки под открытым небом «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов».
Экспозиции посвящены социальным проектам православных приходов, созданных в столице благодаря Программе строительства православных храмов в г. Москве.
Организаторы — Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата.
Первая выставка состоялась в 2016 году. В течение пяти лет она проходила в центре города, на Гоголевском бульваре. В ответ на многочисленные просьбы жителей города размещать экспозиции не только в центре, но и в других округах столицы, Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы принял решение об изменении традиционной локации.
В 2022 году выставка открылась в двух административных округах: Северном (на Ходынском поле, рядом с выходом № 2 со станции метро «ЦСКА») и Северо-Западном (на бульваре Генерала Карбышева, рядом с памятником военачальнику).
Цель фотовыставки — рассказать людям о социальном служении православных храмов, о том, как меняется к лучшему жизнь в тех районах Москвы, где образуются православные общины.
Новые приходы помогают многодетным семьям, одиноким и пожилым гражданам, людям, с ограниченными возможностями, беженцам. При храмах создаются центры помощи семьям, члены которых страдают от алкоголизма и наркотической зависимости. Открываются воскресные школы, секции и кружки по самым разным направлениям, в том числе, спортивные. Организуются районные праздники и паломнические поездки. Храмовые комплексы Программы становятся не только духовными, но и культурными, социальными центрами в своих районах.
На территории Восточного викариатства расположены общежитие и кампус учебного заведения, клирики храмов викариатства на регулярной основе проводят встречи и беседы на темы духовной жизни и приглашают студентов, преподавателей и сотрудников вуза к участию в обшецерковных и приходских проектах.
В своём поздравлении епископ Пантелеимон пожелал ректору МИРЭА сил и Божией помощи в трудах и выразил открытость к диалогу и сотрудничеству. Протоиерей Алексей Батаногов с теплотой вспомнил о годах учёбы в стенах МИРЭА и пожелал С.А. Куджу с Божьей помощью продолжать труды на научно-образовательном поприще.
19 мая по благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Александра Дасаева состоялась паломническая поездка в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.
Монастырский экскурсовод провёл замечательную обзорную экскурсию по монастырю. Затем все паломники смогли поклониться святыням монастыря.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Воскресения Христова в Сокольниках
Духовенство и прихожане храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново приняли участие в мероприятиях памяти митрополита Иоанна (Вендланда).
25 марта 2024 года исполнилось 35 лет со дня кончины митрополита Иоанна (Вендланда). Владыка на протяжении 17 лет управлял Ярославской кафедрой. Именно митрополит Иоанн в 1972 году тайно рукоположил в сан священника Глеба Александровича Каледу, будущего известного всероссийского пастыря протоиерея Глеба. Отец Глеб много лет и до самой кончины Владыки приезжал к нему на исповедь как к своему духовнику.
В памятный день молитвенно почтить память архипастыря в Феодоровском соборе Ярославля, рядом с которым погребен владыка Иоанн, собрались священнослужители и миряне. Панихиду у могилы совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.
За панихидой молился митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново иерей Роман Богдасаров, клирик храма протоиерей Анатолий Стрельников, священнослужители и миряне.
После панихиды в Ярославской духовной семинарии состоялся вечер памяти митрополита Иоанна (Вендланда), в которых также приняло участие духовенство храма Зосимы и Савватия Соловецких. Открыл вечер памяти митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.
На вечере были показаны видео воспоминаний архиепископа Михея (Хархарова) и протоиерея Игоря Мальцева, долгие годы служивших вместе с владыкой Иоанном, и Любови Башировны Шишхановой, народной артистки России. В актовом зале, где проходила встреча, была организована выставка фотографий и личных вещей владыки, бережно хранящихся духовными чадами.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.