8 апреля епископ Верейский Пантелеимон освятил здание приходского дома при храме Сергия Радонежского в Гольянове.
Также владыка совершил молебен на основание Сестричества Милосердия во имя святых праведных Иоакима и Анны.
Уже несколько лет добровольцы храма помогают пациентам Лосиноостровской больницы, они участвуют в миссионерской и просветительской работе, а также ежедневно находятся в больнице для уходовой помощи тем, о ком некому позаботиться.
С этого момента, момента освящения, сообщество добровольцев преобразовано в Сестричество милосердия.
Поздравляем настоятеля, иерея Петра Иванова и всех сопричастных доброму делу заботы о ближнем, а в особенности — сестер милосердия.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Сергия Радонежского в Гольянове.
6 ноября 2021 года на спортплощадке Николо-Перервинского монастыря состоялся турнир по кроссфиту в честь великомученика Димитрия Солунского среди команд православных приходов г. Москвы.
Мероприятие было организовано православным молодежным объединением Николо-Перервинского монастыря «Держава» под эгидой Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете города Москвы. Проведение турнира было приурочено к празднованию дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
В соревнованиях участвовали команды храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях, храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, храма равноапостольного великого князя Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова, храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. В турнире также приняла участие одна команда Восточного викариатства — из храма пророка Божия Илии в Черкизове.
Перед началом мероприятия в храме апостола Иоанна Богослова был совершен молебен великомученику Димитрию.
Каждой команде понадобилось около часа для выполнения комплексов упражнений и преодоления беговых дистанций. По итогам турнира участники команд были награждены медалями, а также грамотами от Комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Секретариат XXIX Международных образовательных чтений совместно с компанией «Eventicious» представили мобильное приложение для участников и спикеров чтений.
В мобильном приложении доступны актуальная программа мероприятий, контакты участников и спикеров форума, с помощью приложения можно записаться на секции, круглые столы и лекции, построить маршрут до площадки проведения конференций, заседаний и концертов, а также смотреть прямые трансляции секций, общаться с участниками, получать уведомления об изменениях в работе секций и направлений.
Скачать приложение можно по инструкции из видеоролика, опубликованного на сайте «Православное образование», или по приведенной ссылке. В ролике подробно рассказано, как установить приложение, зарегистрироваться и пользоваться им.
При возникновении проблем с получением ID или других вопросов можно писать на почту questions@pravobraz.ru, указав ФИО и по возможности приложив скриншот из приложения.
26 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон в сослужении клириков Восточного викариатства совершил чин великого освящения храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Дмитрий Макеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово; иерей Петр Иванов — настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви; диакон Дмитрий Иванов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; диакон Захария Бегдаш — клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; диакон Дмитрий Бакланов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; диакон Павел Колокольцев — клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове.
В своем архипастырском слове епископ Верейский Пантелеимон передал всем собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла и выразил сердечную благодарность за предоставленную возможность освящать этот знаковый храм.
В торжествах приняли участие представители компании-благотворителя — ПАО «ГМК «Норильский никель»»: старший вице-президент — финансовый директор С.Г. Малышев, руководитель проектов С.В. Хавронюк, главный менеджер управления капитального строительства В.М. Брундасов. От префектуры Восточного административного округа присутствовал зампрефекта А.А. Степаненко.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к помощи в строительстве храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове г. Москвы были удостоены наград следующие лица:
Иерей Дмитрий МАКЕЕВ — Права ношения палицы и наперсного креста с украшениями;
РОМАИДИ Татьяна Валерьевна — медали прп. Евфросинии Московской;
БРУНДАСОВ Василий Михайлович — медали кн. Даниила Московского;
БУКРЕЕВ Глеб Валентинович — Патриаршей грамоты;
СТЕПАНЕНКО Антон Александрович — медали кн. Даниила Московского;
ПАНИЧКИН Сергей Юрьевич — медали кн. Даниила Московского;
Проект храмового комплекса создан в неорусском стиле по мотивам, восходящим к северным образцам храмовой архитектуры XIV-XVI веков, и представляет собой здание, в котором гармонично объединяются церковь на 500 человек и приходские помещения. Композиционно первый этаж с галереей является основанием для главного храма. Здание двухэтажное, с подвальным этажом и техническим чердаком.
Генеральным подрядчиком выступило Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». К работам приступили весной 2019 года, а в эксплуатацию ввели уже в феврале 2021-го. Это стало возможным благодаря поддержке компании-мецената ПАО «ГМК «Норильский никель»».
Сегодня на приходе активно развивается социальное и просветительское служение: реализуется семейный проект «Соль земли», организован молодежный хор, проводятся регулярные лекции-беседы с прихожанами, оказывается помощь наркозависимым.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.