Состоялось рукоположение в священный сан — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялось рукоположение в священный сан

Опубликовано: 9 июня 2024

Категории: Новости

22 мая 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил богослужение в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Серафима Алпатова, старшего помощника проректора по воспитательной работе и преподавателя Сретенской духовной академии, в сан пресвитера.

Отец Серафим с малых лет был прихожанином, алтарником и чтецом храма Преображения Господня в Богородском.

Поздравляем отца Серафима с принятием иерейского сана!
Аксиос! Аксиос! Аксиос!

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» ПРИБЫЛ СЕГОДНЯ В ХРАМ СЕРГИЯ В ГОЛЬЯНОВЕ

24 и 25 февраля в храме будет пребывать чудотворный мироточивый образ Владычицы нашей Богородицы «Умягчение злых сердец».

Икона мироточит уже 17 лет и по праву называется «живой», поскольку мгновенно реагирует на те или иные события в обществе кровотечением или мироточением. Каждый, кто прикасается к этой Святыне не уходит без благодатной помощи и заступничества Божией Матери. Икону редко можно застать в Москве, так как она часто «путешествует» по всему миру и исцеляет страждущих и немощных людей. Приглашаются всех на поклонение образу в дни его нахождения в храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове города Москвы.

Справки по телефону: 8(925)727-7239

24 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРИХОЖАНЕ ХРАМОВ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА ПОЗДРАВЛЯЮТ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ПАНТЕЛЕИМОНА, ЕПИСКОПА ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО, С ТЕЗОИМЕНИТСТВОМ

Сегодня 9 августа, в день памяти великомученика Пантелеимона, празднует свой день тезоименинства епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

До своего пострижения в монашество и рукоположения в епископский сан владыка Пантелеимон в течение многих лет был известен православной Москве как ревностный и любвеобильный настоятель больничного храма во имя святого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице.

Протоиерей Аркадий (так звали владыку до пострига) организовал один из лучших приходов Москвы и при нем – Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, а впоследствии – детский дом, общеобразовательную школу и многое другое. Милующее сердце, дар слова и участливое отношение ко всем настоятеля – вот что в первую очередь запоминалось людям, переступающим порог больничного храма. И потому столь естественным оказалось назначение отца Аркадия председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в 2010 году.

В том же году отец Аркадий был пострижен в монашество и принял архиерейское достоинство. В речи при наречении во епископа Орехово-Зуевского будущий владыка вспомнил пророческие слова старца Тихона Пелиха, адресованные ему, тогда еще молодому женатому священнику, служившему на сельском приходе: «Будете епископом». Удивительно, но пострижение отца Аркадия в монашество произошло 17 июля – в день блаженной кончины старца Тихона.

Cейчас, несмотря на огромную занятость, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению остается самым родным на свете отцом и самым замечательным дедушкой четырем своим дочерям и вот уже 20 внукам.

В этот торжественный для Вас и всей окормляемой Вами паствы день молитвенно желаем Вашему Преосвященству здравия, долгоденствия и помощи Божией в Вашем служении.

9 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительная акция, посвященная Дню православной книги


12 марта 2023 года в детской Воскресной школе при Храме Николая Чудотворца на Преображенском погосте прошла благотворительная акция «Подари другу книгу с любовью». Акция была приурочена ко дню Православной книги.
Все желающие мальчики и девочки принесли в храм свою любимую книгу, чтобы подарить её нашим друзьям — детям из больницы Святого Владимира.

А 14 марта 2023 года, в день Православной книги, мы отвезли добрые подарки в больницу и принесли маленькую радость от всего сердца нашим маленьким друзьям.


Когда соединяется любовь к людям и любовь к книге, получается что-то хорошее и доброе! А добро обязательно всегда возвращается обратно! В этот день, ученики воскресной школы, тоже получили в подарок КНИГИ!

Пресс-служба Восточного викариатства и храм Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

14 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up