Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день 75-летия Великой Победы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день 75-летия Великой Победы

Опубликовано: 9 мая 2020

Категории: Новости, Патриарх

9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово. 

75 лет назад закончилась самая страшная война в истории человечества, унесшая миллионы и миллионы жизней. И среди жертв, которые принесли на алтарь победы многие народы и страны, наибольшую принесли воины и мирные жители нашего Отечества. Разные называют цифры, потому что, наверное, невозможно подсчитать всех погибших, но даже если принять, что война унесла 27 миллионов человеческих жизней, трудно себе представить, что это означает. Мы знаем, какой большой город Москва, однако в его исторических границах — лишь десять с небольшим миллионов жителей, не считая приезжих. Можете себе представить: 27 миллионов — это почти три Москвы! Это наши отцы, наши старшие братья и сестры, это наш народ. Это те, кто потерял всякую возможность иметь потомство. Их жертва, принесенная на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, тяжело сказалась на народонаселении нашей страны. Мы потеряли не только множество людей во время войны, но и детей тех, кто должен был их родить, но не родил, потому что погиб во время войны. Мы потеряли внуков тех, которые должны были родиться от живших во время войны, но они не родились, потому что их отцы погибли. Страшная печать войны, ее тяжелейшие последствия самым жестоким образом отразились на жизни нашего народа.

Нынешнее поколение, особенно молодое, воспринимает Отечественную войну как что-то очень отдаленное. Но для того чтобы приблизить эту трагедию к жизни современного человека, достаточно сказать, что нас было бы гораздо больше, мы жили бы гораздо лучше, страна была бы, несомненно, более организованной и удобной для жизни, мы совершили бы многие и многие великие дела на благо своего Отечества, если бы вместе с нами были те, кто погиб во время войны, кто не родился во время войны, их дети и внуки. Последствия войны не столь остро не переживаются нынешним поколением, но они, несомненно, ослабили великий потенциал нашего Отечества. Мы живем в эпоху, когда раны войны изгладились из памяти или, по крайней мере, не производят такого тяжелого впечатления, как в послевоенные годы. Страшные эпизоды той войны изгладились из памяти даже у тех, кто ее застал. Ну, а все остальные могут судить о войне только по фильмам, по книгам, которые, конечно, очень далеки от той страшной реальности.

Последствия войны, несомненно, наложили тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни. Но вот началась война — и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.

Религиозное возрождение нашего народа во время войны — это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход. Потому что верующий человек исполняет свой долг, имея ответственность не только перед начальником, который над ним поставлен, но и перед своей совестью и, самое главное, пред Богом. А ведь именно Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Господь призвал нас быть готовыми отдавать свою жизнь за других, и если в мирное время эта заповедь не воспринимается как очень актуальная, то в военное время она сделалась для многих руководящим принципом их жизни.

Как мне говорили фронтовики, и я об этом уже неоднократно говорил, в окопах не было неверующих. Потому что встать по команде из окопа, подняться во весь рост и идти навстречу смерти может только человек, который победил страх. Если страх господствует, если он сковывает сознание и парализует волю, то воин не может подняться и идти навстречу смерти. Но если человек верит в бессмертие, если он, может быть, не столько умом, сколько сердцем своим чувствует, что отдать жизнь свою за други своя есть не только доблесть, но и возвышеннейшее требование, которое Бог обратил к людям, то исполняется силой разум, укрепляется воля, и человек побеждает страх.

Мы верим, что сила Божия присутствовала среди наших солдат и укрепляла их. Перед отправкой на фронт многие зашивали в свои гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», и, как рассказывали мне участники боевых действий, перед атакой рука тянулась к словам великого псалма, и, коснувшись священного текста, многие с упованием на волю Божию обретали и смелость, и мужество.

В результате войны обновилась религиозная жизнь, открылись многие храмы, монастыри. Время от времени в нашей стране еще проводились разного рода атеистические кампании, но уже никто не осмеливался за посещение храма или за открытое исповедание веры посылать людей в заточение, в ссылку, подвергать другим суровым наказаниям. Хоть и не было полного благоприятствования для веры Христовой, но вера в нашем народе укреплялась, и, наверное, чувство присутствия Бога в жизни помогало и послевоенным поколениям людей справляться с трудностями, которые выпадали на их долю.

Мы сегодня вспоминаем в первую очередь тех, кто героически отстоял наше Отечество от страшной оккупации. Мы не можем даже представить, что было бы, если бы враг победил; об этом не хочется и думать. Но совершенно очевидно, что мы с вами не стояли бы сегодня здесь, в этом храме, и вместе с нами сегодня не совершали бы благодарственные заупокойные богослужения тысячи и тысячи людей, вспоминающих о бессмертном подвиге тех, кто своей жизнью и своей смертью сохранил для нас, в том числе, возможность исповедовать веру в Господа и Спасителя и жить по законам православной веры. За многое мы должны поблагодарить героев, которые отдали свою жизнь на полях битв Великой Отечественной войны. Благодарность Церкви — это всегда молитва. И мы совершили заупокойную панихиду, вспоминая каждый своих, молясь за своих родных и близких, тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, или кто пропал без вести, как мой родной дядя Владимир, в честь которого я и был назван Владимиром. Он был одним из тех, кто в первый день войны встретил полчище оккупантов, потому что служил связистом под Брестом, и, наверное, погиб в тот же день, исполняя свой воинский долг.

Знаю, что практически нет семьи, где люди не вспоминали бы сегодня тех, кто погиб или был изувечен, защищая родину, тех, благодаря кому мы сегодня имеем возможность жить в свободной стране и свободно исповедовать свою веру. Поэтому заупокойная молитва сегодня соединяется у нас с молитвой об Отечестве нашем, чтобы Господь сохранил народ наш, страну нашу от врагов внешних и внутренних, чтобы Господь дал нам силы возрастать в вере, в благочестии, в любви к Отечеству, в любви друг к другу, чтобы Он укрепил нас в подвиге служения друг другу, как это делали воины на поле брани Великой Отечественной войны, когда жизнь ближнего, жизнь друга, жизнь солдата, находившегося рядом, были настолько значимы, что люди ради жизни ближнего были готовы отдать свою собственную жизнь. Дай Бог, чтобы не только в экстремальных условиях, но и в обычных, даже достаточно комфортных условиях современной жизни мы оставались способными иметь такую любовь к ближнему, о которой Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Пусть Господь хранит нашу страну, нашу землю, наш народ, всю историческую Русь от врагов, от потрясений, от междоусобной брани, от смертей. Сейчас мы особо молимся о том, чтобы Господь оградил всех нас от страшного поветрия, которое пришло в этот юбилейный год к нам, которое унесло и уносит жизни людей. Пусть память о великих героях Отечественной войны поможет нам быть более мужественными и в условиях этой напасти, чтобы мы думали не только о своей собственной жизни, но и о жизни тех, кто рядом с нами, — по примеру героев Великой Отечественной войны. Да хранит Господь Отечество наше, народ наш, Церковь нашу от всякого зла, и благословение Его пусть пребывает со всеми нами. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5633969.html

Благотворительный бал прошел в летнем лагере

25 июля в лагере многодетных семей Восточного викариатства «От мала до велика» прошло главное знаковое событие: Благотворительный бал, посвящённый памяти Царственных Страстотерпцев.

Каждая семья подготовила изделия ручной работы для продажи на благотворительной ярмарке и все работы будут переданы в Свято-Владимирскую волонтерскую службу при детской городской больнице Св. Владимира. 

Средства от продажи пойдут на покупку настольных игр, подгузников, подарков и др.вещей, облегчающих жизнь детей, проходящих длительное лечение.

Важным моментом помимо сбора средств было проведение бесед с детьми о важности благотворительности как одной из форм христианского делания,  т.к. искреннее участие христианина в благотворительной деятельности во славу Божью соответствует двум главным заповедям: о любви к Богу и о любви к ближнему (Лк.10:27).

На Балу были исполнены исторические бальные танцы эпохи правления последнего российского императора (полонез, испанский вальс, полька-тройка, детский хоровод, кадриль, регтайм, фигурный вальс, венский вальс, па де Грасс, медленный вальс, Бранль Мальтийский) .

В перерывах между танцами студент 4го курса Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского певец Михаил Огрызков исполнил романсы Эдварда Грига «Я люблю тебя», романс П.И.Чайковского «Нет, только тот, кто знал», поэта И. Сельвинского и композитора М. Блантера «Черноглазая казачка».

Бал получился праздничным и торжественным, гости и участники Бала погрузились в атмосферу того времени и будто оказались в прошлом на несколько часов.

Пресс-служба Восточного викариатства

30 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон возглавил совершение вечернего Богослужения в Кожухове

31 июля, в среду, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством г. Москвы возглавил совершения Всенощного бдения в храме преподобного Серафима Саровского в Кожухове.

Во время службы все прихожане пели акафист преподобному Серафиму.

1 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

Владыка Пантелеимон возглавил Всенощное бдение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

07 августа 2021 года в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством совершил Всенощное бдение под воскресный день в 7-ю Неделю по Пятидесятнице.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: иеромонах Афанасий (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; клирик храма иерей Александр Подпалов; клирик храма протоиерей Василий Клочков; клирик храма иерей Георгий Фирсов, клирик храма диакон Дмитрий Бакланов, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона под воскресный день в 7-ю Неделю по Пятидесятнице:

Дорогие отцы, братия и сестры! Каждый раз, когда мы приходим в храм, мы поклоняемся Кресту Христову, прославляем Его воскресение и слушаем евангельский рассказ о том, как Господь являлся Своим ученикам и ученицам, как Ангелы возвещали им о Воскресении, как уверовали в него апостолы.

Можно даже сказать, что каждый из этих рассказов – о вере и неверии, об узнавании Христа и о том, каким образом это происходило. Ученики не сразу поверили в Воскресение Христово, вначале они не доверяли свидетельству своих собратьев, жен-мироносиц, их не удостоверили в этом явления Ангелов. А кто-то из них, как, например, апостол и евангелист Иоанн Богослов в сегодняшнем рассказе, уверовал в воскресение, даже не видя Христа и не слыша ангельского благовестия.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слушали рассказ о том, как ко гробу пришла Мария Магдалина, ближайшая ученица Христа, из которой Господь изгнал семь бесов и которая стояла у Креста. Пришла и увидела, что камень отвален от гроба и там нет тела ее возлюбленного Учителя, которое она хотела помазать миром. Она в ужасе побежала и рассказала об этом апостолам Петру и Иоанну.

Апостолы Петр и Иоанн побежали ко гробу. Апостол Иоанн, как более молодой, прибежал первый, но во гроб не вошел, а только увидел погребальные одежды Учителя. А апостол Петр, как более горячий, вошел во гроб и тоже увидел пелены, которые завязывались на главе умершего. Но не сказано, что он уверовал. Сказано лишь, что уверовал Иоанн Богослов. И Мария Магдалина не уверовала, пока не увидела Христа. Так и апостол Фома не поверил другим апостолам, которые рассказали ему о воскресении Христовом. Поверил, только когда Господь явился ему Сам.

Вы видите, как по-разному приходили люди ко Христу, по-разному Его узнавали, не сразу веровали в Его Воскресение. Но мы с вами приходим в храм, несомненно веруя в воскресение Христово. К сожалению, наша вера очень слабая, мы иногда ее теряем, часто живем так, будто никакой веры не имеем: смущаемся какими-то событиями, озлобляемся поступками наших близких, вернее, наше собственное сердце нас озлобляет.

Но в храме, куда мы пришли, тоже нет Воскресшего Христа. Здесь есть амвон, знаменующий собой камень, который был отвален от дверей гроба. Есть Престол – как камень, на который было положено Тело Спасителя. На Престоле находится антиминс с изображением Плащаницы – погребальных пелен Господа нашего Иисуса Христа. Здесь есть иконы, слышны слова Евангелия, но Самого Господа, каким Его видели ученики до вознесения на небо, здесь нет.

Но, конечно же, Он невидимо здесь пребывает. Один великий святой сказал, что наш Искупитель «ныне сокрылся в церковных Таинствах, и церковные Таинства являют нам воскресшего Христа», пребывающего с нами во все дни до скончания нашей жизни и этого века. Как же мы можем увидеть Его в Таинствах? Для этого нужна вера. Вера живая, крепкая, сильная, несомненная, вера, которая двигает горами. Завтра мы с вами услышим рассказ о том, как двое слепцов пришли ко Христу и попросили у Него исцеления, а Он им сказал: «По вере вашей да будет вам», и поскольку вера у них была – они тут же прозрели.

Мы должны заботиться об укреплении нашей веры. Если она у нас слабая, мы все равно должны предпочесть ее агрессивным уверениям безбожного мира в том, что жить нужно в свое удовольствие, заботиться о теле и проч. Если, несмотря на слабость нашей веры, мы все равно будем жить по ней – она будет только укрепляться. Мы должны верить, что Господь с нами, что волос с нашей головы не упадет без Его воли.

Нужно верить, все, что посылает нам Господь, посылается нам на пользу: и коронавирус, и болезни, и самая смерть, если мы живем скверно, если принимаем ее как встречу со Христом. И бедность, и богатство, и радость, и печаль, и скорбь, и молодость, и старость – все мы должны принимать как посланное от Бога.

Одного только мы не должны принимать – своих греховных наклонностей и соблазнов, которые видим вокруг себя. Также не надо никого осуждать. Люди больны грехом, они порой почитают безумие за здравие, а здравие – за безумие, здравие ума.

Нам всем, собираясь здесь, нужно просить Бога об укреплении нашей веры. Дай Бог, чтобы, выйдя из храма, мы с вами поступали по вере, не стеснялись ее и не боялись. Что бы ни случилось – с нами Господь, воскресший из мертвых и обещавший быть с нами во все дни до скончания века. Аминь!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства


11 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

Прошел круглый стол для студентов колледжей

23 апреля 2024 года Восточное викариатство совместно с Свято-Димитриевским училищем сестер милосердия и Медицинским колледжем № 1 стали организаторами круглого стола «Плечом к плечу» для студентов медицинских колледжей г. Москвы

Специальными гостями Круглого стола стали:

  • -протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, ведущий телепередачи «Прямая линия. Ответ священника» на телеканале «Спас»
  • -имам Шамиль Арсланов, имам Московской Соборной мечети.

Во время круглого стола участники обсудили культурное разнообразие нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Отец Алексей и имам Шамиль рассказали, как сохранить и укрепить традиционные ценности, которые являются нашим национальным достоянием. Подчеркнули, насколько важно, независимо от религиозных взглядов, плечом к плечу сплотиться, чтобы преодолеть все проблемы современного мира.

Специальными гостями мероприятия стали настоящие герои — Ислам Халилов и Артем Донсков, которые вывели из Крокус Сити Холла более 100 человек.

27 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up