Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Вечная память дорогому протоиерею Владимиру Бушуеву

Опубликовано: 10 мая 2020

Категории: Новости

Его Высокопреподобию,

прот. Иоанну Ермилову,

 благочинному Рождественского округа,

клиру и прихожанам собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово,

Любови Петровне Бушуевой, Ирине Владимировне Романовой, Елене Владимировне Федюкевич, родным и близким прот. Владимира Бушуева

9 мая, Праздник Великой Победы, в этом году был омрачен для всех нас известием о кончине после тяжелой болезни нашего дорогого отца Владимира.

Несмотря на все наши старания помочь ему преодолеть заболевание пагубным поветрием, от которого сейчас страдает весь мир, недуг одержал победу.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, которой молился об о. Владимире  во время его болезни, узнав о его кончине, был очень опечален и просил меня передать искренние соболезнования Любови Петровне Бушуевой и всем близким и родным батюшки.

Я прошу принять и мои сердечные соболезнования, дорогая матушка, дорогие Ирина и Любовь, дорогие отцы, братья и сестры.

Я давно был знаком с о. Владимиром, очень любил служить в храме на Измайловском острове, храме, который был восстановлен во всей своей красоте его трудами

Я часто бывал в этом храме и всегда удивлялся тому количеству людей, которое наполняло его. Несмотря на отдаленность от жилых домов храм был всегда полон народу. Благоговейная обстановка, чинное богослужение, молитвенное пение хора привлекало сюда многих. О. Владимир собрал и воспитал в храме замечательных священников, добрых пастырей, которые помогали ему в духовном окормлении прихожан.

Мы верим, что ушедший от нас на Пасху в День Победы, прот. Владимир Бушуев сподобится по милости Божией, по молитвам всех любящих его войти в победный чин духовных воинов Царя Небесного, празднующих Вечную Пасху в Царствии Божием!

Вечная память отцу Владимиру!

Христос Воскресе!

С любовью о Христе Воскресшем,

ПАНТЕЛЕИМОН,

епископ Орехово-Зуевский

Воспитанники Воскресной школы побывали в Елоховском соборе

В первый день весны, в прощеное воскресение маленькие воспитанники Воскресной школы храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе исповедались и причастились за утренней Божественной Литургией, попросили прощения друг у друга и у взрослых.

Потом вместе с родителями и преподавателями ребята отправились в маленькое, но самое настоящее паломничество — в Богоявленский кафедральный собор города Москвы, который носит еще одно название — Елоховский. Там миссионер Алексей доступно и очень интересно рассказал про удивительную историю собора, судьба которого тесно переплетена с историей русского народа.

7 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

ХОР «ПРЕДТЕЧА» СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ФЕСТИВАЛЯ «СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА»

Старший хор «Предтеча» храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском стал лауреатом I-й степени 11 Международного детского пасхального вокально-хорового фестиваля «Светлая седмица». Конкурсные прослушивания проходили 10 апреля в Центральном Доме работников искусств.

Выступление хора состояло из 4 произведений:

  1. Тропарь пасхи Афонского распева;
  2. Песнопение «С нами Бог» напева Соловецкого монастыря;
  3. Хор «Ночка» Сергея Васильевича Рахманинова;
  4. Песня Дунаевского «Весна идет» (солист Борис Басанский).

Всего в конкурсе было более ста участников, в том числе семь коллективов воскресных школ. Гала-концерт фестиваля и церемония награждения проходили в Камерном зале Дома музыки 15 апреля.

Также, в рамках фестиваля, хор стал участником Божественной литургии 13 апреля в храме Христа Спасителя, в составе сводного детского хора участников фестиваля.

Международный Детский Пасхальный вокально-хоровой фестиваль «Светлая седмица» начал свое существование в 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и совместной инициативе Детского вокально-хорового ансамбля «Юность России» и Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г.Москвы.

Фестиваль «Светлая седмица» — творческий социально-миссионерский проект, направленный на содействие возрождению, сохранению и приумножению традиций певческой и духовной культуры православной Руси.

22 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВИДЕОСЮЖЕТ О МОЛОДЕЖНОМ КЛУБЕ ХРАМА В ГОЛЬЯНОВЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «СПАС»

24 октября вышел видеосюжет о молодежном клубе «Адриан и Наталия» в эфире программы «Новый день» на православном телеканале «Спас».

В нем рассказали о деятельности клуба при храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, о том, как молодые пары обрели счастье совместной жизни.

Настоятель храма отец Роман рассказал корреспонденту телеканала о том, как начался развиваться Молодежный клуб. Также о работе с молодежью и распорядке занятий рассказал диакон Виталий, ведущий клуба. Участники клуба, создавшие в нем свои семьи, дали интервью о истории своих отношений.

24 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up