Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе

Опубликовано: 31 мая 2022

Категории: Новости, Патриарх

29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.

Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.

Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.

Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.

Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).

Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.

Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5931598.html

Экскурсия в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

6 июля молодежь храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище посетила с экскурсией  Богородице — Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

 Для гостей  экскурсию  проводила благочинная монастыря матушка Сергия. Она рассказала  об историческом прошлом и современной жизни обители и показала  ее святыни, к  которым паломники имели возможность приложиться.

Паломники были тронуты таким радушным приемом,  сердечно поблагодарили Игумению Викторину, матушку Сергию и сестер монастыря за экскурсию и оставили в своем сердце самые положительные отзывы о посещении женской обители.

9 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Семейная программа «Русские традиции» для людей разных культурных традиций в Черкизове

29 февраля на приходе храма Ильи Пророка в Черкизове в Воскресной школе будет организована просветительская программа для всей семьи «Русские традиции».

Ее участники познакомятся с древней интеллектуальной игрой таврели, или «Русские шахматы», в которую можно играть родителям с детьми буквально с ранних лет.

«Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры. Насколько можно судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя). Думаю, что русские шахматы очень скоро найдут многих поклонников как у нас в России, так и во всем мире», — отмечает чемпион мира по шахматам, вице-президент Федерации русских шахмат Анатолий Карпов.

Также для гостей всех возрастов будет организовано русское чаепитие — с самоварами, баранками, сушками, пирогами и десертами. Детям и взрослым расскажут, как правильно ставить самовар и почему на Руси так полюбился этот заморский напиток, став довольно быстро символом русского добродушия и национального гостеприимства.

Начало программы в 12.00. Место проведения: историческая резиденция Московских митрополитов в Черкизове (ул.Большая Черкизовская, 17, деревянное здание за храмом пророка Илии и напротив Черкизовского парка). Приглашаются все желающие вне зависимости от возраста.

Праздник особенно может быть интересен людям разной культурной традиции, в том числе иностранным студентам, обучающимся в российских вузах. Организаторы программы ответят на вопросы о специфике менталитета русского народа и как обычаи влияли на его формирование, от чего зависит «русская смекалка» и из чего веками складывалось «русское здоровье». Семейная программа «Русские традиции» — уникальная межрелигиозный и межнациональный культурологический проект, успешно прошедший апробацию в десятках стран мира и регионах Российской Федерации.

Черкизово выбрано в качестве основной площадки проведения мероприятий проекта на территории Москвы во второй раз. Впервые модули «Русских традиций» состоялись в рамках Илиинских торжеств в августе 2019 года.

26 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

В Марфо-Мариинской обители стартовала акция в поддержку социальных проектов монастыря

В ставропигиальном женском монастыре — Марфо-Мариинской обители милосердия стартовала благотворительная акция «Подарок обители», приуроченная ко дню основания монастыря. 23 февраля обители исполнится 114 лет. Все желающие могут принять участие в акции и сделать подарок монастырю и подопечным его социальных проектов.

Чтобы принять участие в акции, можно принести в Марфо-Мариинскую обитель жизненно необходимые для подопечных товары. Список можно посмотреть на странице акции «Подарок обители». Также можно перейти по ссылке и сделать пожертвование. Сотрудники обители приобретут все необходимое для людей, получающих помощь в рамках социальных проектов монастыря.

Адрес Марфо-Мариинской обители милосердия: г. Москва, улица Б. Ордынка, д. 34 (метро «Третьяковская», «Полянка», «Новокузнецкая»).

В продолжение традиций милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны в настоящее время в обители помогают людям в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, детям с инвалидностью, одиноким пожилым людям.

При монастыре действуют восемь социальных проектов: Елизаветинский детский дом, Елизаветинский сад для детей с ДЦП, патронажная служба, Группа работы с просителями, Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр реабилитации детей с ДЦП, Детская выездная паллиативная служба, телефонная справочная служба. Вся помощь оказывается безвозмездно.

В 1909 году великая княгиня Елизавета Федоровна решила приурочить открытие Марфо-Мариинской обители милосердия к началу Великого поста. 9 февраля (по старому стилю) она вернулась из Санкт-Петербурга, куда ездила молиться у гробницы праведного Иоанна Кронштадтского, и окончательно переехала в Марфо-Мариинскую обитель. Следующий день, 10 февраля (23 февраля по новому стилю), стал днем официального открытия обители. Перед сестрами, которых на тот момент было шесть человек, стояла задача помогать больным и нуждающимся людям. К концу 1909 года в обители подвизались 30 сестер, к 1918 году их было уже 105.

Источник: http://moseparh.ru/v-marfo-mariinskoj-obiteli-startovala-akciya-v-podderzhku-socialnyx-proektov-monastyrya.html

22 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Председатель ФХУ: совещание по строительству храма в Новогирееве

22 декабря 2020 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон провел совещание по строительству храма равноапостольного великого князя Владимира в Новогирееве (ул. Перовская, вл. 64).

В мероприятии приняли участие настоятель храма равноапостольного князя Владимира протоиерей Алексий Батаногов, помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов, генеральный директор ООО «Юнистройпроект» (компании-подрядчика) С.Ю. Паничкин, главный специалист отдела по строительству префектуры Восточного административного округа И.А. Захаренко, другие ответственные лица.

Храм равноапостольного князя Владимира готовится к сдаче в эксплуатацию. Однако предстоит выполнить ряд важных работ:
— провести тепло, воду, выполнить устройство канализации;
— смонтировать индивидуальный тепловой пункт;
— обеспечить внутреннюю вентиляцию;
— произвести работы по отделке внешнего цоколя и входных групп из гранита;
— произвести работы по внутренней отделке храма, выполнить устройство железобетонного основания для иконостаса;
— выполнить благоустройство территории.

Вместимость храма — 300 прихожан. Архитектура Владимирской церкви базиликального типа. Храм одноглавый с элементами византийской и романской архитектуры: базилика с примыкающими ассиметричными элементами, в том числе звонницей.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru

23 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up