СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА

Опубликовано: 23 марта 2018

Категории: Патриарх

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки.

16 марта 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Я бы хотел осветить, насколько это возможно в кратком вступительном слове, тему пастырского попечения о студентах, нашей работы в вузах. Эта тема — один из пунктов повестки дня, и я надеюсь, что сегодня мы сможем ее обсудить. Но хотел бы поделиться с вами своими мыслями.

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие из вас посещали западные университеты и знают, что присутствие капеллана — это так же органично, как и присутствие светского профессора. Во многих российских вузах сегодня также создаются домовые церкви и тем самым восстанавливаются дореволюционные традиции.

В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть значение первого храма, открытого при вузе, — церкви святой мученицы Татианы при МГУ. И я хотел бы, чтобы все нас услышали и поняли: это вовсе не клерикальный поход на науку и на высшие учебные заведения, а возрождение той самой традиции, которая существовала в России и сегодня существует во многих странах Европы и Америки.

Но для того чтобы восстановить университетское священство как неотъемлемую органическую часть жизни студентов и преподавателей, нужны значительные усилия. Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям. Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели. Ведь беседы, которые он будет проводить, могут касаться не только духовных тем, но и общекультурного дискурса, который включает, в том числе, научные темы.

Священник должен быть авторитетным участником такого дискурса. Известно, что академическая сфера предполагает особую взыскательность. Благодарю Бога за то, что имел в своей жизни опыт работы в духовной академии, опыт участия в заседаниях Ученого совета при еще живых профессорах дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю, как при полном уважении друг к другу члены корпорации не допускали пустых слов, заявлений, не соответствующих действительности, и могли корректно поправить кого угодно, в том числе ректора. Это был очень важный фактор, если хотите, моего воспитания. Я понимал: если ты публично произносишь слова, ты должен нести за них ответ, потому что всегда может найтись человек, который тебя поправит, скажет, что ты неправ, и докажет твою неправоту.

Собственно говоря, научное сообщество так и функционирует. Ведь что такое защита диссертации? Это и есть разговор о том, насколько заявленная тема раскрыта, насколько сделанные заявления соответствуют истине. Поэтому дискуссии в университетской среде всегда предполагают высокий уровень ответственности, и священник должен соответствовать такого рода взысканиям и ожиданиям.

Служение университетского капеллана немыслимо без свидетельства о вере, но конечно, оно им не ограничивается, ведь молодой человек ищет ответы на острые жизненные вопросы — о призвании, о предназначении, о личностном росте, о любви. Священник должен быть помощником в этом поиске, способным поддержать, явить любовь и внимание. Молодежь внимательна и не прощает лукавства и благочестивого формализма в общении с собой. Надо быть готовым вести честный и открытый диалог. Домовая церковь должна быть местом встречи священника со студентами, преподавателями, профессорами, местом общего духовного возрастания. В стенах храма должна вестись духовническая, пастырская работа, осуществляться диалог, который, несомненно, обогатит обе стороны.

Получение высшего образования — это важнейший этап в формировании личности. Упорный труд, дружба, верность, профессионализм — всё это складывается в пору студенчества. Священник призван поддержать студента, предложить ему ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом. Храмы в вузах — это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви в целом. Для многих это первая ступень к Богу. Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о Православии. Мы должны заботиться о том, чтобы вузовские храмы были очагами любви, нравственными камертонами в университетском пространстве, чтобы благодаря этим храмам стирались стереотипы, в том числе относительно того, что наука и религия находятся в вечном конфликте. Работа капелланов призвана помочь студентам и профессорам отвечать на критические вопросы, которые обращаются в адрес Церкви. Церковь отвечает на них в меру сил, но не всегда наши ответы достигают университетской среды. Поэтому важно, чтобы диалог Церкви и общества осуществлялся и на уровне высших учебных заведений, помогая молодому поколению, будущим ученым, будущей элите нашего общества понять, что делает Церковь сегодня, какова цель ее миссии, что происходит в ее внутренней жизни, — с тем, чтобы люди могли получить внятные, убедительные ответы на вопросы, которые сегодня возникают в сфере церковно-общественных отношений. Считаю, что мы должны обратить очень большое внимание на развитие капелланства в студенческой среде.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Обращаясь к вам этим жизнеутверждающим приветствием, сердечно всех вас поздравляю с великим и мироспасительным праздником Пасхи. В сей нареченный и святый день мы преисполняемся такой духовной радости и огромной благодарности Богу, столь явно ощущаем силу и глубину любви Творца к человеку, что порою сложно найти другие слова для выражения наших чувств, кроме тех, с которыми жены-мироносицы устремились к апостолам, дабы возвестить им о чудесном событии, что они видели Господа.

Можно только представить, как непросто было ученикам Спасителя поверить в реальность произошедшего Воскресения. Ведь еще недавно они своими глазами видели, как терзали и распинали их любимого Учителя. Еще свежи воспоминания, как полагали Его мертвое и бездыханное Тело во гроб и запечатывали тяжелым камнем холодную пещеру. И вот скорбь сменяется утверждением веры и торжеством жизни, а слезы печали претворяются в слезы радости.

Пережитый опыт реального общения с Воскресшим Христом и немеркнущая пасхальная радость окрыляли и вдохновляли апостолов, шедших до пределов земли, чтобы проповедовать прощение грехов и спасение, которые мы получили через Восставшего от гроба Господа Иисуса. Не страшась невзгод и жестоких гонений, терпя бедствия и злоключения, апостолы неумолчно и дерзновенно свидетельствовали о Христе — Победителе смерти.

И вот уже два тысячелетия Церковь живет этой вестью о Воскресении и стремится приобщить к ней каждого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). В свете Пасхи действительно все видится иначе: исчезает страх и чувство безысходности, порождаемые скорбями, печалью и житейскими неурядицами. И даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту.

Для свидетельства о Воскресшем Спасителе вовсе необязательно идти или ехать куда-то далеко, подобно апостолам, по всему миру распространившим пасхальную весть. Вокруг нас немало людей, которые нуждаются в живом примере христианской веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Бог не требует от нас непосильных подвигов. Он лишь просит нас являть любовь друг к другу, помнить, что так мы оказываем любовь и Ему тоже. Добрая улыбка, внимание и чуткость к тем, кто рядом, вовремя сказанные слова утешения и поддержки порою могут стать самыми важными делами, которые мы имеем возможность совершить ради Воскресшего Христа.

И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своем христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесенные злом и неправдой. Мы не должны поддаваться искушению врага рода человеческого, стремящегося разрушить благословенное единство между православными христианами. Горячо молю Победителя смерти Господа Иисуса и прошу вас также возносить к Нему сугубые молитвы, дабы все средостения были преодолены, восторжествовал прочный мир, а раны разделений были бы уврачеваны Божественной благодатью.

Поздравляя всех с праздником Пасхи, призываю на вас благословение Христа Воскресшего и желаю вам, дорогие мои, неоскудевающей светлой пасхальной радости, укрепляющей нас в вере, надежде и любви. Дай Бог, чтобы этот свет никогда не угасал в наших сердцах, чтобы он всегда светил миру (Мф. 5:14). А мы, освящаясь неустанно словом Божиим — чтением Евангелия, и приобщаясь Божественной благодати через участие в Таинствах Церкви, неуклонно возрастали в познании Господа и утверждались в исполнении Его заповедей, дабы люди, видя свет наших добрых дел, прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16) и вместе с нами радостно свидетельствовали, что

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова,
2022 год

25 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Каждый, кто изучает физику, знает: вечный двигатель создать невозможно, потому что энергия должна возобновляться. Но мир как творение Божие поддерживается не только действием физических законов — он поддерживается силой Духа Святого, Божественной энергией, которая никогда не исчезает.

27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения с балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с престольным праздником Троице-Сергиевой лавры, с днем сошествия Святого Духа на апостолов, с днем Святой Троицы!

Мы сегодня прославляем Духа Святаго, мы прославляем Господа Животворящего, Который пребывает в мире. Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, вознесся от мира, совершив Свою миссию. Но эта миссия не была закончена, — как и обещал Господь, Его дело продолжает Божественный Дух. А как же действует Божественная энергия? Святой Василий Великий, посвятив много времени и сил размышлениям о Святом Духе, оставил замечательные тексты, в одном из которых говорит: Дух Святой возобновляет всё то, что утрачивается, Сам же не нуждается в возобновлении сил.

Каждый, кто изучает физику, знает: вечный двигатель создать невозможно, потому что энергия должна возобновляться. Так устроен наш физический мир. Но мир как творение Божие поддерживается не только действием физических законов — он поддерживается силой Духа Святого, Божественной энергией, которая истощает себя, передавая энергию всему космосу, всему творению, всему живому и неживому, и эта энергия никогда не исчезает.

Об этом можно размышлять и в глобальных, и в простых человеческих категориях. Как часто многие из нас теряют силы и надежды, будучи обескуражены обстоятельствами, которых не предвидели, не рассчитав силы или столкнувшись с нежеланием других! Да мало ли бывает обстоятельств, чтобы пресечь наши действия или сделать так, чтобы их совершал кто-то другой! А когда у нас уходят силы, когда нам кажется, что тот, кто противостоит нам, сильнее, или когда мы просто по-человечески устаем, когда не остается сил даже подумать, — как же мы тогда нуждаемся в возмещении нашей энергии!

Одним из способов возмещения физической энергии является отдых, и мы знаем, что набираемся сил после отдыха. Но физических сил недостаточно, чтобы совершать то, что мы призваны совершить в течение жизни. Нужна особая сила — сила духа, потому что побеждает только духовно сильный человек. Никаким восьмичасовым сном эту духовную силу не восстановишь, никаким калорийным питанием ее уровень не поднимешь. Духовная сила — не от материального источника, духовная сила — от силы Духа Святаго.

Вот почему наша связь со Святым Духом — через Таинства Церкви, через молитву — является непременным залогом нашей способности творить даже тогда, когда физические силы истощаются. Творить на таком уровне, на котором никакими физическими возможностями ничего произвести невозможно.

Пусть Господь помогает нам, как Он помогал на протяжении всей человеческой истории тем, кто призывал Его святое имя, как Он помогал тихому, скромному преподобному Сергию. Физические силы Преподобного были, конечно, ограничены, но разве мог этот скромный монах, постник, подвижник сделать все, что он сделал, опираясь только на физические силы, — сохранить Русь, укрепить веру православную, так что и сейчас, спустя столетия, мы вспоминаем его святое имя? Никакими человеческими силами подвиг преподобного Сергия совершен быть не мог — только силой Божественной благодати.

Но если это по силам святым, значит, по силам и нам, при одном условии: когда мы твердо верим, когда исповедуем Господа, через пришествие в мир Которого нам дарован Дух Святой. И великая неисчерпаемая Божественная энергия, которая поддерживает все творение, поддержит и нас с вами — и в обычных наших делах, и тем более тогда, когда нужно совершить нечто, на что никакой человеческой энергии не хватит.

Силой Духа Святого да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и весь род человеческий! А в ответ мы будем воздавать Богу хвалу, обращая к Нему молитву с радостью и верой, зная, что тем самым замыкается связь между Духом Животворящим и нами, взыскующими Его Божественной силы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

31 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

7 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти прп. Марии Египетской

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 10:32-45) посвящено очень важной теме — первенству власти, стремлению быть первым; а если не первым, то, по крайней мере, быть во власти, то есть над теми, кто вокруг тебя, а, может, и над теми, кто далеко от тебя, — все зависит от человеческих амбиций. Одному хочется быть первым в небольшом коллективе, в семье, кому-то — уже в большей группе людей, ну, а кто-то стремится быть первым над многими и многими. И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы находим такие слова Господа: кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами — страшные слова! — да будет всем рабом.

Слова Спасителя раскрывают подлинный смысл того, чем должны быть человеческая власть и первенство между людьми; и чем выше и значительнее эта власть, тем бо́льшие обязанности и бо́льшую ответственность возлагает этими словами Господь. Ведь что такое слуга? Это тот, кто работает на другого, но, конечно, у него еще есть какое-то время и для себя: отработал, отслужил, пришел домой и там более или менее свободен. Но уж если ты хочешь быть действительно первым, то должен стать для всех рабом, а это значит, что даже придя домой, ты не имеешь права освободиться от той огромной ответственности, к которой Господь тебя призвал, и всех тех обязанностей, которые Господь на тебя возложил.

Чем выше по лестнице власти поднимается человек, тем большая на нем ответственность. А чем большая ответственность, тем ýже пространство всего, что касается личности. Сокращается пространство личной жизни, интересов, удовольствий, свободного времяпрепровождения — все это поглощается поразительными словами Спасителя «больший, будь как раб». То есть, ни свободы тебе, ни свободного времени, ни удовольствий, — ты должен весь отдать себя тому служению, к которому Бог тебя призвал, и только тогда будет нравственно и духовно оправдана твоя власть над другими людьми. Более того, только тогда люди будут воспринимать твое участие во власти с уважением, благодарностью и послушанием.

Было бы хорошо, если бы сегодняшнее евангельское чтение или, по крайней мере, отрывки, которые я сейчас процитировал, все начальники повесили бы у себя над кроватью либо поставили на письменный стол, и задумались над тем, что призыв быть слугой и быть рабом — это не человеческие, а Божии слова, и только так человек во власти оправдывается перед Богом и становится авторитетом и любимым лидером для народа. Кстати, это хорошо известно из прошлого. Не буду сейчас перечислять известные персоналии из нашей отечественной истории, но совершенно очевидно — чем больше царь или полководец отдавал себя делу, которому служил, чем более беззаветным и преданным этому делу был весь его образ жизни, тем больше любви стяжал такой царь или полководец среди народа.

А уж если называть по крайней мере одну историческую личность, то я бы хотел вспомнить Александра Васильевича Суворова. Генералиссимус, достигший самого высокого воинского звания — но каким же простым он был среди солдат! Его любили, как отца, он ел из миски ту же похлебку, что и рядовые военные, он был вместе с ними. Замечательная картина — «Переход Суворова через Альпы». Он не спускается по уютной дороге — он с кручи летит вместе со своими воинами. Конечно, это художественный образ, но он впитал в себя знания о жизни великого полководца.

Кто хочет быть бо́льшим, пусть будет слугой, а кто хочет быть первым — да будет рабом. И это не гипербола, не притча — это прямое указание и прямое обращение ко всем, кто во власти. Вот тогда власть становится близкой народу и поддерживается народом, а носитель такой власти становится любимым руководителем и даже национальным героем.

То же касается и Церкви, ведь и здесь власть. Власть духовная, но под этой духовной властью — многие люди. И когда священнослужитель призывается к особенно высокому служению, когда он призывается стать епископом Церкви и поднимается выше по иерархической лестнице, — как важно, чтобы с каждой новой ступенькой все отчетливее и отчетливее утверждалась мысль о том, что каждая новая ступенька, по которой человек поднимается, в том числе служа Господу в Церкви, — это новая ступенька к новым подвигам и новым трудам, вплоть до полной отдачи себя тому делу, к которому Господь нас призвал.

Конечно, эти слова имеют отношение не только к тем, кто во власти. Под властью мы обычно понимаем руководство значительными коллективами людей, но ведь то же самое — и в семьях. Когда муж с женой борются за власть, они должны понимать: тот, кто одерживает победу и становится первым, несет всю ответственность за семью, за дело, которое он решил возглавить. Ведь главный в семье — это не тот, кто переговорит другого, не тот, кто громче кричит на кухне, и не тот, кто может стукнуть кулаком по столу. Власть в семье — это в первую очередь отдача того, кто ею обладает, полная отдача себя во благо мужа или жены, детей и всех тех, кто в семье.

Если именно таким образом мы будем воспринимать власть — как служение, даже как рабство во благо других людей, — то резко сократится количество карьеристов. Человек, стремящийся только подниматься по служебной лестнице, неблагонадежен для Царствия Небесного, ведь на нем не исполнятся сегодняшние слова Господа и Спасителя, а значит, и участие во власти не принесет благо ни самому человеку, ни тем более тем, над кем он поставлен.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение вразумит и успокоит всех тех, кто стремится к большей власти, особенно тех, кто одномоментно этой власти не обретает. Успокойтесь, мои братья и сестры, подумайте. Подумайте о сегодняшних словах Господа и Спасителя, и, может быть, уже не будет такой невероятной ревности о том, чтобы вступить на еще одну ступень, которая будет возвышать вас над окружающими.

Вразумленные Божественными словами Господа, обращенными к Его ближайшим апостолам, будем и мы стараться именно таким образом относиться к тому, что есть власть или первенство в любом коллективе, от самого малого до самого большого. Тогда власть будет прочной, и узы, соединяющие людей в общности, над которой тот или иной человек поставлен, будут крепкими и нерушимыми. Может быть, от правильного понимания власти зависит и единство народа. Дай Бог, чтобы единство в нашем народе постоянно укреплялось, и чтобы власть, в том числе в нашей стране, всегда помнила те великие слова, которые сегодня Господь всем нам сказал через Свое евангельское повествование. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-5-yu-velikogo-posta-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

18 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up