Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии

Опубликовано: 29 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

28 августа 2022 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, размышляя на тему сегодняшнего праздника Успения Пресвятой Богородицы, особым образом подчеркнул значение славянского слова «преставилася»: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота (тропарь праздника Успения Божией Матери). Слово это означает «переход», «преставился» значит «перешел», и это очень точно отражает смысл того, что произошло, когда как бы закончилось физическое бытие Богоматери. Она не умерла — Она преставилась, Она перешла в другой мир.

Это понимание, что смерть есть преставление, переход, вошло в наш обиход. Мы говорим об умершем: он преставился, он не умер. Смерть — это конец бытия, но вера Христова не позволяет нам полагать, что человек смертен, что он заканчивает свое бытие через физическое прекращение бытия его тела. Существует множество свидетельств о том, что человеческая жизнь продолжается после физической смерти. Множество свидетельств об этом преставлении, о переходе, на чем, собственно, и основывается наша вера в бессмертие души. Конечно, о бессмертии говорит нам Священное Писание, говорит Сам Бог, но и опыт человеческой жизни, соприкосновение людей с иным миром, а в каких-то особых случаях передача информации о ином бытии людям живущим, несомненно, содействовало еще большему укреплению веры в то, что окончание физического бытия, прекращение функционирования нашего тела не означает смерти человека, а означает переход его бессмертной души из одного состояния в другое.

Страх смерти парализует человека. Отсутствие страха перед смертью делает человека непобедимым. Вот почему очень часто вера православная помогает тем, кто на поле брани, кому нужно идти в атаку, кто сознает, что может не выйти своими ногами из этой атаки — а идти надо, чтобы защищать Родину. И если человек в этот момент руководствуется своими глубокими религиозными чувствами и своей верой, то он идет смело в атаку, сознавая, что с прекращением его физического бытия жизнь не прекращается — она продолжается.

Но страх смерти очень силен, и я приведу пример того, как страх смерти сковал, парализовал не кого-то, а первоверховного апостола Петра. Когда при Нероне начались страшные гонения на христиан, Петр, будучи Предстоятелем Церкви Римской, главой христианской общины Рима, решил, движимый страхом, из Рима уйти, убежать. Но на пути из Рима, совсем недалеко от города, ему является Господь, и спрашивает Петр: «Куда идешь?» («камо грядеши» по-славянски, «quo vadis» по-латыни). Почему употребляю это латинское выражение? Потому что на этом месте в Риме сейчас стоит храм, который так и называется — «Quo vadis», «Камо грядеши».

Одного только слова Спасителя хватило апостолу Петру, чтобы прийти в чувство, чтобы осознать свою греховность, свою слабость. И апостол вернулся в Рим, точно зная, что будет умерщвлен. Но без всякого страха Петр шел туда, где ему должно было быть как Предстоятелю местной Церкви. И мы знаем, что апостол был жестоко казнен. Его решили распять на кресте, по образу Креста Его Учителя, но апостол попросил мучителей, чтобы его повесили вниз головой, дабы не уподобляться Кресту Христову. Эта просьба была исполнена, и апостол мученически скончался, не убоясь смерти в самый страшный час.

Но ведь вопрошание «Куда идешь?» применимо к каждому из нас. Замечательно, если у нас хватает сил, разумения, воли, чтобы задать себе этот самый главный вопрос жизни: куда я иду, Господи? Это путь к Тебе? Это путь в Твое Царство, или я, помраченный соблазнами этого мира, круговертью того, что нас окружает, теряю возможность найти правильный жизненный ориентир и иду туда, куда не надо, потому что не этот путь ведет ко спасению? Поэтому замечательные слова «камо грядеши?» каждый из нас должен время от времени задавать самому себе. Камо грядеши? Куда идешь? Идешь ли ты туда, где свет, где Божие Царство, где полнота бытия, или, увлеченный некими временными интересами, страстями, заботами, идешь на поводу соблазнов бренной жизни?

Сегодня мы вспоминаем Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, Ее Успение. Мы молимся перед изображением Ее плащаницы, мы молимся Той, Которая не убоялась претерпеть мучения и даже смерть во имя Сына Своего и стояла у Креста. Какое еще могло быть более яркое и сильное свидетельство того, что Она со Своим Сыном, со Спасителем, так что никакой человеческий страх не отогнал Ее прочь? Она была готова принять смерть вместе с Ним, но Господь сподобил Ее другого жизненного пути. Пресвятая Дева прожила долгую жизнь, Она собрала вокруг Себя апостолов, Она стала Матерью Церкви, Матерью первой общины последователей Ее Сына и Бога нашего. И сегодня, вспоминая Успение Пресвятой Богородицы, мы благодарим Господа за многие и многие славные явления Божественной силы. Сам факт того, что мы с вами исповедуем сегодня веру в Господа и Спасителя, что мы окружаем честную плащаницу Богоматери, что мы противостоим многим соблазнам, искушениям и диавольским наваждениям, целью которых является отрыв человека от Бога, есть знамение милости Пресвятой Богородицы ко всем нам. И сегодня наша молитва к Ней о том, чтобы Ее державный Покров простирался над народом нашим, ограждая от искушений и соблазнов, укрепляя в вере православной, чтобы Ее державный Покров простирался над Отечеством нашим, ограждая его от всякого врага и супостата, чтобы внутри Отечества сохранялась вера православная, возрастая и укрепляясь в сынах и дочерях Церкви нашей. И верим, что тогда и здесь, на земле, нас ждет славное будущее, но, самое важное, мы и после смерти сподобимся войти в тот мир, где Пресвятая Богородица являет Свою вечную славу.

Покров Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да пребывает над народом нашим, над Отечеством нашим, над Церковью нашей и над каждым из нас. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5954819.html

БАТЮШКИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА ОНЛАЙН

Во многих храмах возле церковной лавки можно увидеть ящичек с объявлением: «Здесь можно оставить письмо с вопросом батюшке». Ответы на такие вопросы даются либо по указанным в письме контактным данным, либо на встречах духовенства с приходом. Всё большую популярность в соцсетях набирает формат ответов на вопросы, когда пользующийся некоторой известностью священник в заданное время отвечает на присланные ему онлайн вопросы.

В храме святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве объединили два этих явления — теперь вопросы батюшкам (и отцу настоятелю, протоиерею Алексею Батаногову, в частности), можно задать через сайт храма, а ответ получить в видеоформате. В группе храма в социальной сети опубликовано уже два выпуска ответов на вопросы прихожан, в одном из которых отец Алексей пообещал сделать такие записи регулярными.

18 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь произнес при жизни Своей слова, которые многие затем с недоумением повторяли, особенно после Его смерти, Воскресения и Вознесения. А слова такие: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Люди прожили жизнь, а Царство Небесное, пришедшее в силе, не увидели — так и возник у многих вопрос, что же означают эти слова.

Многие в первом поколении христиан, отталкиваясь от слов Спасителя, ожидали Его скорое пришествие, и этим ожиданием была проникнута вся их жизнь. Но мы знаем: те, кто ожидал скорое пришествие так, как они его себе представляли, совершенно неверно понимали миссию Христа. Ибо Господь пришел не для того, чтобы спасти только одно поколение людей, которые имели возможность видеть Его, быть Его современниками. Господь принес спасение для всего мира и для всех человеческих поколений до скончания века.

Мы живем с полным пониманием того, что слова Господа «стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», исполняются, и исполняются постоянно. О каком же Божием Царстве идет речь? В прямом смысле о том мире, о той системе духовных ценностей, которые Господь принес в мир; и последующий опыт церковной жизни, опыт святых угодников, подвижников, людей просветленных, одухотворенных, иногда возлагавших на себя тяжелейшие условия бытия и через преодоление этих трудностей достигавших огромных духовных высот, свидетельствует об истине слов Христа Спасителя.

Слова «некоторые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», относятся и к нашему поколению, и к каждому из нас. Но от нас зависит, будем ли мы способны увидеть Божие Царство или не заметим его, не поймем, в чем оно и как Господь являет Свое Царство роду человеческому.

Великий пост, который погружает нас в атмосферу воздержания, молитвы, определенных ограничений, связанных с приемом пищи, и предназначен для того, чтобы вывести нас из тяготения повседневности, наших забот, нашей суеты, чтобы мы максимально сосредоточились на том едином, что дает человеку возможность спасения, чтобы нам, земнородным, в меру наших сил, в ответ на наши скромные, но искренние усилия была приоткрыта тайна Божественного Царства.

И ведь все это возможно, потому что если бы не открывалось Божие Царство людям, то положительного религиозного опыта вообще бы не существовало и не к чему было бы стремиться. Но это Царство открывало себя многим и многим, тысячам людей — по крайней мере, всем, кого мы называем святыми, всем мученикам, которые не убоялись физической смерти, только чтобы не предать это Божие Царство; всем преподобным и богоносным людям, и прославленным Церковью, и неизвестным Церкви. Царствие Божие открывается огромному количеству людей — конечно, не как постоянная данность, но как некое просветление, как радость на сердце, которую мы обретаем и в момент богослужения, и в момент причащения Святых Христовых Таин, и тогда, когда мы бескорыстно совершаем добро, когда жертвуем собою или от себя во имя ближних. Это духовное состояние, которое посещает верующего человека и которое никак не обусловлено логикой повседневной жизни и напротив, приходит к нам вопреки этой логике, — это состояние и есть не что иное, как прикосновение к нам Божиего Царства.

Великий пост дает нам возможность вырваться из притяжения повседневности и хотя бы на мгновение прикоснуться к иной жизни, чтобы уловить эти сигналы вечности, которые Господь несомненно направляет на всех нас. Вот только с нашими приемниками беда — не всегда мы способны настроить свой внутренний приемник ума и сердца так, чтобы улавливать эту Божественную и спасительную волну. Великий пост и дается нам для того, чтобы мы починили свои приемники, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы мы научились делать добро, чтобы мы укрепились в вере, чтобы почувствовали красоту и радость богослужения и молитвы в храме.

Конечно, все это потребует усилий, но если бы не было усилий, то, наверное, и результат не был бы таким вожделенным. Все, что легко дается, быстро проходит, но то, что человек зарабатывает трудом, то, что он обретает, прилагая большие усилия, навсегда становится частью его жизни. Вот Господь и дает нам возможность, через незначительные усилия, связанные с воздержанием от определенного рода пищи, с более частым посещением храма, с более частым принесением исповеди, более частым причащением Святых Христовых Таин, отрегулировать свое естество, починить свой приемник, чтобы он хотя бы на какие-то мгновения улавливал волну Божественной благодати. Переживая эти великие мгновения жизни, человек навсегда их сохраняет в своей памяти, и эти переживания формируют то, что мы называем нашими религиозными убеждениями, — теми, что проистекают не от человеческих рассуждений, не от некой логики, не от неких доказательств, а от реального опыта, который мы переживаем, соприкасаясь с силой Божественной благодати, которая способна изменить нас, способна открыть нам двери Царства Небесного.

Великий пост — это не мрачное и скучное, как некоторые считают, и недостойное современного человека времяпрепровождение. Это замечательное время, время духовного опыта, время особых духовных упражнений, особой духовной тренировки, без которой мы не сможем усваивать силу Божественной благодати и преломлять ее в конкретные поступки нашей жизни. Великий пост открывает нам двери рая, и на пути к этой Божественной жизни, для которой каждый из нас предназначен и которая от каждого от нас ускользает по нашим грехам, мы должны сделать первый и самый главный шаг — примириться с нашими ближними. Мы должны испросить прощения, как бы тяжело для нас это ни было. Даже если наше прощение повиснет в воздухе и не получит ответа, что бывает крайне редко, — не нужно корить себя за то, что сделано, потому что если человек не простил в ответ на вашу искренность и готовность покаяться пред ним, то Бог вас прощает вместо этого человека. Господь дает нам много способов, возможностей, инструментов, если хотите, для налаживания нашей духовной жизни, а одним из важнейших инструментов и является покаяние.

Сегодняшний день мы называем Прощеным воскресеньем, потому что в канун Святой Четыредесятницы мы по обычаю церковному испрашиваем друг у друга прощение, как бы трудно это ни было. И вне зависимости от того, прощает нас человек или не прощает, принимает он нас или с удивлением пожимает плечами, мы всегда должны проходить свою часть пути, а если нет движения к нам навстречу, то Господь к нам приближается и дарует Свою благодать.

В этом и заключается тайна прощения, тайна принесения покаяния. Мы должны пройти свою часть пути, и начинается этот путь с сегодняшнего святого вечера. Испросим друг у друга прощения — у наших родных, близких и, может быть, не очень близких, а даже дальних людей. И давайте помнить: чем тяжелее у кого-то попросить прощения, тем больше нужно приложить сил, чтобы это сделать. Ведь там, где легко, там обмен словами «прости Христа ради — Бог тебя простит» происходит почти автоматически, а вот там, где действительно конфликт, где люди еще не исцелились от ожогов взаимной неприязни, там испрашивание прощения и прощение того, кто просит прощения у нас, и является хоть небольшим, но реальным подвигом, реальным шагом навстречу Воскресшему Христу Спасителю, Который явится нам во всей силе и радости в день Его Светлого Воскресения.

Да поможет нам Господь именно так — со смирением и упованием на волю Божию — пройти поприще Святой Четыредесятницы, начав это поприще с испрашивания прощения у наших ближних и дальних. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5788222.html

15 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся межприходской интерактивный квест «На пути к Пасхе»

17 апреля 2022 года, в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово состоялся долгожданный интерактивный квест по православным праздникам «На пути к Пасхе» для новых друзей, детей и родителей, а также для прихожан из Храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово.

Участник интерактивного квеста разгадывали загадки, собирали пазл, творили свои собственные пальмовые ветви и многое другое.

В конце квеста участники собрали круг карточек всех двунадесятых праздников, поблагодарили Бога и друг-друга за новую дружбу, радость общения!

В завершении все участники собрались за чашечкой какао и фруктовыми пирогами.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

19 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась встреча владыки Пантелеимона с молодежью Восточного викариатства

29 мая 2021 года на территории Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась встреча Преосвященного Пантелеимона, епископа Верейского с молодежью Восточного викариатства. Тема беседы – Божественная Литургия, разговор шел о важности всего, что на ней происходит. На встрече присутствовали ответственный за молодежное служение Восточного викариатства – иерей Петр Иванов и более 30 человек с разных приходов Восточного округа.

Епископ Пантелеимон выделил 5 основных действий, которые необходимо совершать на Божественной Литургии:

1. Благодарить (Ευχαριστία в переводе с греческого  — «благодарение») — нам всегда есть, за что благодарить Бога.

2. Вспоминать о Христе, Его жизни и Его благодеяниях для нас. Для того, чтобы знать о Христе, нужно читать Евангелие.

3. Быть в мире с ближними. Жить ради других. В этом главное правило подготовки к Литургии.

4. Молиться на богослужении о ниспослании Духа Святаго.

5. Молиться о Церкви (молиться святым, молиться за своих близких, о живых и почивших православных христианах).

В ходе встречи был задан вопрос о том, является ли Литургия продолжением ветхозаветного жертвоприношения. Владыка сказал, что Литургия — взаимная жертва Бога за нас, и участие в Литургии — ответная жертва нашей жизни Богу.

Еще прозвучал вопрос о том, имеет ли Литургия объединяющий эффект, на что владыка ответил, что участие в Литургии, совместное причащение Христовых Таин — высшая форма единства.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

30 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up