Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Патриарха Московского и всея Руси

26 февраля на заседании Священного Синода было принято решение об избрании заместителя управляющего делами Московской Патриархии, настоятеля храма Илии пророка в Черкизове архимандрита Саввы (Тутунова) викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский» (журнал № 4). 

Место наречения и хиротонии во епископа архимандрита Саввы, за которым сохраняется несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии, оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

26 февраля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение прошло на Семеновской

Антипа‌сха – первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8-й день.


27 апреля в храме Воскресения Христова на Семёновском кладбище, в престольный праздник храма, викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, управляющий Восточным викариатством епископ Егорьевский Мефодий совершил Божественную литургию.


Его Преосвященству сослужили благочинный Воскресенского благочиния протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова на Семёновском кладбище архимандрит Августин (Пиданов), и клирики храма — протоиерей Андрей Голованов и протоиерей Сергий Богомолов.
Диаконский чин возглавил клирик Перервинской обители диакон Николай Кузнецов.

В завершение богослужения владыка обратился к духовенству и молящимся с проповедью о Христовом Воскресении, о богословском значении исповедания апостола Фомы «Господь и Бог мой» и о небходимости для христиан быть готовыми брать крест свой и следовать за Христом.

28 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Открытие православной гимназии в Бердянске

1 сентября 2023 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятель храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше протоиерей Андрей Милкин принял участие в открытии православной гимназии в г. Бердянске Запорожской области вместе с управляющим епархией епископом Бронницким Лукой и главой администрации города Александром Фёдоровичем Сауленко.

Обращаясь к детям, учителям и гостям, собравшимся на торжество, отец Андрей напомнил, что роль образования не сводится только к преподанию учащимся набора научных знаний: ребёнку мало сообщить определённые сведения, нужно воспитывать его душу.

Отметим, что православная гимназия, открытая сегодня в Бердянске — первая в истории региона.

На фото: епископ Бронницкий Лука, управляющий Бердянской епархией, А. Ф. Сауленко, глава администрации г. Бердянска, учителя и учащиеся гимназии

Пресс-служба Восточного викариатства и храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше

4 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба в Косино

2 ноября в храме Живоначальной Троицы в Косино отметили малый Престольный праздник в честь святого мученика Уара.

Позднюю литургию в день праздника совершил преосвященный  Мефодий, епископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха, управляющий Восточным викариатством города Москвы. При освященном владыке сослужил благочинный рождественского благочиния протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин и духовенство храма.

 После Божественной Литургии было совершено славление святому мученику Уару. В своей проповеди владыка затронул тему молитвы святым и пожелал прихожанам храма ревности в духовной христианской жизни.

 После литургии преосвященный Мефодий освятил мастерскую, в которой женщины плетут маскировочные сети для фронта. Также владыка осмотрел воскресную школу прихода.

2 ноября 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up