Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Открытие молодежного клуба — «Анастасис»

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы возобновляет работу после летнего перерыва молодёжное объединение — «Анастасис».

Открытие молодёжного клуба запланировано на 13 октября в 19:00 ч.

Планируется наметить основные направления работы с молодёжью на приходе, обсудить организационные моменты, а главное — ближе познакомится друг с другом и провести время с пользой для души.

7 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дорогие братья и сестры во Христе!

Поздравляю всех вас с праздником святителя Николая, святого, которого мы особенно чтим и любим!
Его кроткий и смиренный образ, его доброта соединены в нем с бескомпромиссностью в делах веры, с решительностью при защите обидимых, с мужеством и стойкостью.
Его жертвенная любовь подобна Христовой любви и согревает всех, обращающихся к нему за помощью.
Вчера, в среду в храмах должен был читаться отрывок из Евангелия (Лк. 21, 5-7, 10-11, 20-24), краткое толкование которого свят. Феофаном Затворником, я бы очень хотел вам напомнить:
«Ученики указывали Господу на красоту здания и утварей храма, а Он сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено«. Это подпись всему красному мира сего.
На вид кажется прочно и вековечно; но день-другой, смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит силу разрушительную, которая <…> состоит в непрестанном действии и все течет к своему концу.
«Проходит образ мира сего. Убо образом ходит человек: сокровиществует и не весть, кому соберет я». А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое, словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владеемому нами, конца не чаем. И что еще? Остановившись, как нам представляется, хорошо, уверены что стоим твердо, как на утесе; тогда как положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чуем этого и предаемся беспечному наслаждению текущим, как будто всегда имеющим пребывать.
Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть.»

Да поможет нам своими святыми молитвами святитель Николай утвердиться в делании добра, которое и является единственной непоколебимой основой для непреходящей радости!

С любовью, еп. Пантелеимон.

19 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Церкви открыли специальный сайт в поддержку беженцев и пострадавших мирных жителей

Начал работу специальный сайт в поддержку беженцев и пострадавших мирных жителей. Его запустил Синодальный отдел по благотворительности Русской Православной Церкви. Сайт аккумулирует информацию о церковной помощи вынужденным переселенцам и мирным жителям в зоне конфликта. Он дает возможность узнать, где и какую помощь можно получить, а также как ее оказать.

На портале также представлена информация о региональных штабах помощи, даны их телефоны, адреса и время работы. В церковных штабах помощи можно получить продукты, одежду. Здесь помогают с приобретением билетов, оплатой переводов документов и медосвидетельствования, оказывают психологическую, духовную, юридическую, социальную, медицинскую помощь и помощь в оформлении правового статуса. На сайте есть возможность стать волонтером церковных штабов. Информация о церковных штабах помощи будет добавляться.

«Церковь всегда с теми, кто страдает. Мы были одними из первых, кто организовал медицинскую помощь в Мариуполе, ежедневно сотни беженцев приходят за помощью в Москве и наших приграничных социальных центрах. Именно Церковь организовала курсы для добровольцев по уходу, и они сейчас помогают больным в России и на Донбассе. Для того чтобы была возможность присоединиться к этой помощи и узнать, где ее получить, мы и создали наш сайт», — рассказал пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.

На сайте открыт сбор средств на организацию помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям. Здесь можно сделать разовое пожертвование или оформить ежемесячную подписку, что позволит стабильно помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также на сайте будут регулярно публиковаться отчеты о поступивших средствах, их целевом расходовании, гуманитарной, адресной, духовной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, новости и ежедневные сводки.

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта. В России Церковь собрала, закупила и передала более 1900 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, из них более 1200 тонн направлено в Донецкую, Луганскую, Горловскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую, Бердянскую епархии. Беженцев приняли в 53 церковных учреждениях России, Германии и на Украине.

Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно онлайн-переводом прямо на специальном сайте или отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования (например, «Беженцы 300»).

Беженцы могут обратиться за помощью по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222 (звонок бесплатный на территории России).

Ежедневные сводки о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям публикуются на официальном сайте Московского Патриархата и на сайте Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/v-cerkvi-otkryli-specialnyj-sajt-v-podderzhku-bezhencev-i-postradavshikh-mirnykh-zhitelej#

6 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Олимпиада «В начале было Слово…» включена в перечень государственных олимпиад

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации опубликован Приказ от 27 августа 2020 года № 1125 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год».

В документе упоминаются 83 соревнования по различным предметам и направлениям подготовки, в числе которых олимпиада школьников «В начале было Слово…» Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Олимпиада Российского православного университета на протяжении нескольких лет входит в данный перечень по двум гуманитарным предметам — по истории и литературе. В 2020/21 учебном году по профилю «История» был повышен уровень ее проведения, что дает возможность победителям и призерам получить еще больше льгот при поступлении в высшие учебные заведения.

Олимпиада школьников «В начале было Слово…» проводится Российским православным университетом восьмой год для обучающихся 8-11 классов по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

В 2020/2021 учебном году регистрация участников на сайте олимпиады будет проходить с 1 октября по 30 ноября, отборочный этап — с 1 по 13 декабря, заключительный этап пройдет с 1 февраля по 5 марта 2021 года.

С Положением и Регламентом проведения олимпиады в 2020/2021 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете олимпиады по тел. +7 (495) 626-85-15, e-mail: olimp.rpu@mail.ru.

VIII олимпиада школьников «В начале было Слово…» в 2020/2021 учебном году проводится при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по взаимодействую с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru

11 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up