Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Ветераны спецназа в гостях у кадетов гольяновской школы №1598

28 октября миссионерской службой храма святых Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове была организована встреча учащихся кадетского 7 «б» класса гольяновской школы №1598 с интересными гостями: генерал-майором Спецназа Главного разведывательного управления Чубаровым Александром Сергеевичем, генерал-майором Воздушно-десантных войск Федяевым Олегом Максимовичем и ветераном Спецназа ГРУ, ныне президентом Федерации рукопашного боя Московской области, мастером спорта по боксу, самбо и рукопашному бою Дмитриевым Виктором Борисовичем. Несмотря на то что кадеты приступили к занятиям всего два месяца назад, воинское приветствие получилось у них дружное. 

  Гости рассказали кадетам о тех родах войск, в которых им довелось служить, и немного поведали о себе, в первую очередь, о том, почему выбрали такую непростую профессию. Александр Сергеевич Чубаров рассказал школьникам о том, как из частей ВДВ 69 лет назад были сформированы войска специального назначения, о том, чем занимаются спецназовцы. Из беседы с ним стало понятно, что это человек уникальный. Александр Сергеевич быстро и красиво нарисовал на доске план расположения частей своей армии и противника, объяснил, какие виды десантирования в тыл врага возможны, и какой момент считается началом войны. На вопрос: откуда он умеет так красиво рисовать, ответил, что это входит в понятие штабной культуры, и любой офицер так умеет. Немного рассказал Александр Сергеевич и о своем участии в Афганской войне и других военных конфликтах, на его счету 110 боевых выходов. И тут же предложил оценить кадетам красоту афганского языка дари, который Александр Сергеевич знает, чуть хуже, чем английский, потому что английским он владеет в совершенстве. Ну и полный восторг у присутствующих вызвало то, что генерал стал читать наизусть «Слово о полку Игореве».   Ответив на вопросы ребят, Александр Сергеевич передал слово своему другу, земляку и сослуживцу Олегу Максимовичу. Выяснилось, что оба генерала потомственные военные: и отцы, и деды, и прадеды их защищали Родину.  Олег Максимович в детстве занимался боксом, хорошая физическая подготовка определила в дальнейшем его судьбу – службу в ВДВ, о которой он мечтал. Он совершил 323 прыжка с парашютом и помнит, что при первом прыжке страха не чувствовал, потому что был очень хорошо подготовлен, знал, как себя вести в случае непредвиденной ситуации, — так хорошо их готовили в учебной части. Совсем недавно Олег Максимович написал художественную книгу, посвященную работе спецназа, в которой прототипом одного из героев стал Александр Сергеевич Чубаров.

     Судьба Виктора Борисовича Дмитриева оказалась похожей на судьбу Олега Максимовича, он тоже в детстве увлекался боксом, тоже мечтал служить в ВДВ. Куда и попал, когда настало время служить в армии. Затем его направили в спецназ. Виктор Борисович рассказывал о том, как было тяжело, потому что были колоссальные физические нагрузки. Но уйти из спецназа желания не возникало, помнит только одно свое желание – поспать. Также Виктор Борисович пригласил кадетов на занятия Самбо, которые он проводит в приходском доме расположенного неподалеку храма в честь святых Зосимы и Савватия.

     Ребят заинтересовали нагрудные значки гостей, и кадеты попросили объяснить, что они обозначают. По окончании встречи кадеты поблагодарили гостей за интересные рассказы.

А 30 октября Александр Сергеевич встретился с кадетами из 8 класса здания №1 школы №1598. Генерал рассказал ребятам, что разведка известна людям очень давно, о первых разведчиках упоминается еще в Библии, в книге Иисуса Навина. И с тех пор человечество совершенствуется в этом виде деятельности. Современная разведка насчитывает около десятка разновидностей. Александр Сергеевич коротко охарактеризовал каждый вид. От того, насколько качественно сработала бригада специального назначения разведки, зачастую зависит исход всей операции. Поэтому разведчик обязан быть всесторонне подготовленным, включая психологическую подготовку и знание иностранных языков. Сам Александр Сергеевич владеет 6 языками. Вспоминая о войне в Афганистане, генерал рассказал ребятам и о бытовых трудностях, с которыми пришлось столкнуться, находя аргументы для подтверждения своей мысли, что война – это худшее, что может случится с людьми.  Он никогда не хотел бы войны и никому не желал бы стать ее участником. Но надо готовить себя к тому, чтобы в любой момент встать на защиту своего Отечества. А для этого нужны сила, дисциплинированность, знания, умение преодолевать свою лень и отказываться от удовольствий. В конце встречи генерал-майор пожелал кадетам отличной учебы.

3 ноября 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Издательском Совете прошла конференция «Жизнь и труды свт. Феофана Затворника…»

16 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в очно-дистанционном формате прошла научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». 
Возглавил работу конференции председатель Издательского Совета, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, доктор исторических наук митрополит Калужский и Боровский Климент.

Перед началом работы в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану.

Открывая пленарное заседание на тему «Бог и человек по трудам святителя Феофана», митрополит Климент подчеркнул, что, по мнению святителя, чем бы человек ни занимался, он должен чувствовать присутствие Божие.

Глава Издательского Совета рассказал, что со времени проведения предыдущей конференции вышли три номера научного журнала Калужской духовной семинарии «Труды по русской патрологии», в которых опубликованы тексты докладов участников чтений, посвященных святителю Феофану.

Владыка Климент также сообщил участникам конференции, что принято решение о подготовке и издании седьмого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков выступил с докладом «Воспитание человека: задачи и возможности. По трудам святителя Феофана и русских православных педагогов».

Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и студент семинарии Сергей Старостенко подготовили и представили совместный доклад «»Митерикон» как перевод святителя Феофана и его значение в современном научном сообществе». Иерей Андрей Кретов отметил, что этот перевод и в наши дни является ключевым.

Аспирант Московской духовной академии, преподаватель Калужской духовной семинарии иерей Даниил Салищев в своем выступлении на тему «Святитель Феофан Затворник как преподаватель нравственного богословия» сделал акцент на содержательных изменениях, которые, будучи преподавателем, святитель Феофан вносил в свои конспекты и тематический план.

Студент магистратуры Калужской духовной семинарии диакон Георгий Бурцев представил сравнительный анализ воли человеческой и воли Божией по трудам святителя Иоанна Тобольского и святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Заведующий кафедрой богословия и библеистики Владимирской духовной семинарии кандидат философских наук А.В. Абрамов предложил обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Темой научного сообщения старшего преподавателя кафедры философии Кубанского государственного университета, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии Е.В. Буховича стала «Проблема духовного и идеального в отношениях Бога и человека (по творениям святителя Феофана Затворника)».

В работе конференции приняли участие ученые, исследователи, преподаватели и студенты церковных и светских учебных заведений.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-izdatelskom-sovete-proshla-konferenciya-zhizn-i-trudy-svyatitelya-feofana-zatvornika-v-istorii-i-sovremennosti.html

20 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Храм преподобного Александра Свирского на востоке столицы достроят в 2026 году

Строительство храмового комплекса преподобного Александра Свирского в районе Соколиная Гора Восточного округа Москвы перейдет в завершающую стадию в этом году. Уже в конце апреля, накануне Пасхи, церковь будет увенчана куполом.

«В феврале подрядчик должен завершить кирпичную кладку и монолитный свод барабана на храме, на который позже, к предстоящим Пасхальным праздникам, будет устанавливаться купол с крестом», – сказал депутат Госдумы, советник Мэра Москвы и советник Патриарха, курирующий реализацию Программы строительства православных храмов в столице Владимир Ресин.

Комплекс также включает воскресную школу и дом причта. Все здания возводят в едином блоке.

Архитектурное решение, созданное членом Союза архитекторов Москвы Сергеем Борисовым, сочетает традиции северо-западной России времен жизни преподобного Александра Свирского.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента градостроительной политики Владислав Овчинский уточняет, что храм спроектирован одноглавым, с центральной апсидой и приделом, соединяющимся с основным зданием.

«У входа установят шатровую звонницу. Фасад украсят мозаичными иконами с образами святых, в том числе и преподобного Александра Свирского. Завершение строительства комплекса запланировано на 2026 год», – добавил Владислав Овчинский.

Жители района ожидают завершения строительства храма, который станет важным местом притяжения и объединит людей для молитвы, общения и совместной социальной работы.

Департамент градостроительной политики координирует работу по вводу в эксплуатацию церквей и храмовых комплексов в городе с 2014 года по поручению Рабочей группы Попечительского совета Фонда Поддержки строительства храмов города Москвы. Сопредседателями Фонда являются Мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Всего по результатам проведенной работы в Москве ввели 120 религиозных объектов, 14 из них – в прошлом году.

https://www.fedmp.ru/news/hram-prepodobnogo-aleksandra-svirskogo-na-vostoke-stolitsy-dostroyat-v-2026-godu/

8 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ

На курсах в Гольянове начали учебный год

На Курсах «Введение в Православие», действующих при храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, начался новый учебный год.

Первый учебный день традиционно начался в храме с молебна об учащих и учащихся. Слушатели и преподаватели собрались вместе, чтобы попросить Божией помощи в новом учебном году. Возглавил молебен руководитель Курсов протоиерей Анатолий Стрельников.

По окончании молебна отец Анатолий поблагодарил всех присутствующих за совместную молитву. В своем слове он отметил важность молитвы перед учением и объяснил, почему очень важно молиться в храме, как об успешном освоении наук, так и перед началом каждого доброго дела. После он поздравил собравшихся с наступлением нового учебного года и, преподав благословение, осенил всех пришедших крестом.

После молебна все направились в шестую аудиторию Приходского дома, где уже много лет проходят занятия Курсов «Введение в Православие».

На перемене преподаватели Курсов организовали для новых слушателей традиционное праздничное чаепитие, которое помогает пока незнакомым друг с другом людям, пришедшим за знаниями, ближе познакомиться друг с другом. А далее пройти вместе весь учебный год, стать близкими людьми, на которых всегда можно опереться, дружеские человеческие отношения с которыми не прерываются и после окончания учебы на Курсах.

31 октября 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up