Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Новогоднее паломничество прошло в Черкизово

Новогоднее паломничество объединило семьи преподавателей и воспитанников Черкизова

3 января 2025 года воскресная школа Илиинского прихода в Черкизове совершила путешествие в старинный русский город Углич, расположенный в живописном месте за 230 км от Москвы, где Волга совершает свой крутой излом.

Углич, наряду с Плесом, называют городом живописцев, богатым волжскими пейзажами и узорочьем старинных памятников архитектуры. Паломники посетили Угличский кремль – исторический центр города, палаты царевича Димитрия («палаты угличских удельных князей»), Богоявленский зимний собор, монументальный Спасо-Преображенский собор с ажурной колокольней.

Илиинцы побывали в церкви Димитрия-на-Крови, построенной на месте гибели царевича Димитрия Иоанновича. Стены храма расписаны старинными фресками. Посетили паломники и один из угличских монастырей – Алексеевский, где находятся великие святыни: чудотворные иконы Божией Матери «Свеча Неугасимая» и святителя Николая Чудотворца. После этого путешественники посетили одно из старейших сел Ярославской области – Троицкое – образовавшееся вокруг мужского монастыря Троицы Живоначальной в 1492 году.

Завершилась поездка развлекательной программой на Конном дворе, где собраны представители различных верховых и рысистых пород. Украшением коллекции является легендарная русская тройка, а также рысаки – настоящие спортсмены, которые совсем недавно соревновались на Московском ипподроме. Также воскресная школа посетила музей лошади, где представлена экспозиция утвари, старинной амуниции и экипажей.

Всех желающих покатали на санях, запряженных лошадью, угостили чаем из самовара у костра и специально для группы Илиинских паломников устроили катание по заснеженным русским просторам на настоящей русской тройке.

https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/novogodnee-palomnichestvo-obedinilo-semi-prepodavatelej-i-vospitannikov-cherkizova/

3 января 2025
ПОДРОБНЕЕ

Воспитанники Воскресной школы поздравили отца настоятеля с Днем Хиротонии

После воскресного Богослужения к настоятелю храма прп. Александра Свирского на Соколиной Горе, отцу Василию Щуру обратились ученики и преподаватели Воскресной школы. Они искренне и сердечно поздравили отца настоятеля с десятилетием священнического служения, пожелали помощи Божией во всех начинаниях, поблагодарили его за новую Воскресную школу, которая заработала в этом учебном году, пропели ему «Многая лета», вручили цветы и подарки.

«У нас все получится, если мы будем вместе, будем едины в молитве и благодарности Богу, за то, что Он даровал нам раскрытие заложенных в каждом из нас талантов. Для этого, прежде всего, надо быть послушными – Богу, родителям и наставникам» – обратился отец Василий к детям. Обращаясь к учителям, батюшка подчеркнул, что Господь даровал нам нести Слово Божие в детские сердца. Мы отвечаем за то, чтобы делать это без лености, с чистым сердцем. Через этот труд происходит спасение и нашей души», – отметил батюшка.

«Очень рад, что вы помните о дне, когда меня рукополагали. Ведь настоятель – глава прихода, с которого Господь будет спрашивать за всех. Спасибо, что молитесь обо мне и о нашем храме, ибо молитва многое может и в духовном плане, и в мирском. Через храм, который мы сейчас строим, идет и строительство нашей жизни духовной» — сказал отец Василий в ответном слове.

8 ноября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Приход храма прпп. Зосимы и Савватия принял паломников из Томской митрополии

С 31 июля по 2 августа храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове принимал группу паломников, которые приехали поклониться святыням Москвы из Томской митрополии по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава.

Группа насчитывала 23 человека,большинство из которых были дети из православных семей. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского с группой встретился настоятель храма иерей Роман Богдасаров. На совместной трапезе отец Роман поздравил всех с памятью великого русского святого, рассказал об истории нашего прихода и его почитаемых святынях.

Руководитель паломнической группы Ирина в свою очередь поблагодарила отца Романа за радушный прием и заботу.

5 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

Московский церковный «Дом для мамы» после ремонта может принять почти в два раза больше женщин и детей

В столичном кризисном центре «Дом для мамы» православной службы «Милосердие» после ремонта могут одновременно размещаться до 36 человек — 18 женщин и 18 детей, что почти в два раза больше, чем было. Центр оказывает бесплатную помощь беременным женщинам и женщинам с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию и оставшимся без крыши над головой, независимо от регистрации, национальности и вероисповедания.

«До ремонта сотрудники «Дома для мамы» располагались на первом этаже приюта, на других этажах были жилые комнаты. После ремонта все комнаты в Центре стали жилыми, а административная часть переехала в соседнее здание. Это позволило нам предоставлять жилье большему количеству женщин с детьми. Теперь у нас смогут одновременно проживать 18 женщин и 18 детей», — рассказала руководитель кризисного центра «Дом для мамы» Мария Студеникина. — Ремонт можно смело назвать «народным», средства жертвовали тысячи человек. Поддержали нас и крупные благотворили, среди которых звезды российского шоу-бизнеса. Самый крупный вклад в ремонт составил два миллиона рублей».

Работа «Дома для мамы» направлена на профилактику абортов и отказов от детей, а также защиту семьи, материнства и детства. Женщинам предоставляют духовно-психологическую, социальную, юридическую, гуманитарную помощь и временный приют. В 2022 году 88 женщин с детьми получили временное жилье, 1134 семьи в Москве и области — гуманитарную помощь, 334 семьи — материальную помощь. Сотрудники центра ответили на 11217 обращений, провели 527 юридических и 311 психологических консультаций, 1218 консультаций дал социальный работник. Кроме того, было собрано 41,5 тонн гуманитарной помощи, из которых 36,8 тонн отправлено в регионы.

За 11 лет существования в «Доме для мамы» проживали 851 женщина и ребенок. Все беременные женщины сохранили жизнь своим детям, и практически ни одна из женщин, получившая комплексную помощь, не отказалась от своего ребенка. Центр является пилотной площадкой по обмену опытом, благодаря чему за последние годы было открыто еще 76 таких же домов по всей России и 211 центров гуманитарной помощи. Всего «Дом для мамы» оказал гуманитарную помощь более 70000 человек.

Открытие и освящение приюта «Дом для мамы» состоится 20 февраля в 12.00 по адресу: г. Москва, ул. Станиславского, д. 22, стр. 1.

Приглашаются представители СМИ, которые смогут пообщаться с подопечными и сотрудниками кризисного центра.

Контакты для СМИ: ln@miloserdie.help, +7 (903) 204-14-47 (Лолита Наранович); for.bogacheva@gmail.com, +7 (977) 474-68-96 (Анастасия Богачева); olga_stefanova@list.ru, +7 (916) 783-86-73 (Ольга Стефанова).

Источник: http://moseparh.ru/moskovskij-cerkovnyj-dom-dlya-mamy-posle-remonta-mozhet-prinyat-pochti-v-dva-raza-bolshe-zhenshhin-i-detej.html

17 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up