Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Молодежь района Богородское посетили выставку

В воскресенье 29 октября участники молодежного объединения «Феникс» при храме Преображения Господня в Богородском посетили выставку фестиваля «Видеть и слышать».

Ребята присоединились к экскурсии и узнали о развитии богатой традиции церковного искусства: создании икон, фресок, мозаик, пластики, витражей; из уст автора услышали о процессе создания мозаики.


Выставка работает до 4 ноября.
Московский Дом Художника
г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 11, стр. 1
@art_in_church

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском

30 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

На Преображенке встретили икону

Великое Возвращение: Встреча Владимирской иконы Божией Матери в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

3 июня в храм Николая Чудотворца озарился светом благодати и духовной радости. В его стены торжественно доставлена икона Владимирской Божией Матери – не просто образ, а живая нить, связующая нас с историей, верой и чудесным спасением.

Этот образ – точная копия иконы, написанной выдающимся иконописцем Ефграфом Сорокиным. Оригинал, ставший свидетелем трагических событий начала XX века, был чудом спасен из Храма Христа Спасителя незадолго до его взрыва в 1931 году. Укрытая в алтаре храма Николая Чудотворца она сохранялась как драгоценное сокровище, как символ надежды и нерушимой веры.

В июне 2024 года после долгих лет забвения, святыня вернулась в возрожденный Храм Христа Спасителя. И вот теперь, по благословению Святейшего Патриарха, для храма Николая Чудотворца была создана эта дивная копия. Она словно напоминание о том, что даже в самые темные времена свет веры не угасает, а любовь Божия простирается над нами, оберегая и направляя.

Доставил икону в храм главный ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев.
По случаю возвращения списка в храм, был отслужен молебен Пресвятой Богородице.

После молебна музейная группа храма провела для протоиерея Михаила Рязанцева небольшую экскурсию по его истории. Иерей Борис Зыкунов рассказал, что на территории храма, за алтарем, находятся захоронения: праведника архимандрита Павла Прусского (Леднева), профессора Субботина Н. И. и игумена Сергия. К сожалению, могилы до сих пор не восстановлены.

Более подробно можно прочитать здесь https://xxc.ru/news/3-iyunya-2025-goda-v-prazdnik-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi-klyuchar-khrama-khrista-spaitelya-pr/

3 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ

Проектная документация по храму прмч. вел. кн. Елисаветы передана в экспертизу

9 июля в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви начальник Отдела по строительству православных храмов ФХУ Дмитрий Борисович Ткаченко и помощник депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве, Ольга Андреевна Григорьева провели совещание по вопросам проектирования храмов в рамках Программы.

В совещании приняли участие настоятели московских храмов, архитекторы, проектировщики, сотрудники ФХУ.

18 июня была передана в экспертизу проектная документация стадии «П» храмового комплекса с храмом преподобномученицы Елисаветы Феодоровны на пересечении Сиреневого бульвара и 15-й Парковой улицы. Проектировщик: ООО «Скиф».

Информационный источник:http://www.fedmp.ru/news/peredana-v-ekspertizu-proektnaya-dokumentatsiya-po-hramu-prepodobnomuchenitsy-elisavety-feodorovny-v-moskve/

11 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Беседа с отцом Павлом Гумеровым на тему «Трудности духовного воспитания подростков»

17 октября, в четверг, в 19.00 ч. в Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского в Измайлово состоится беседа с известным батюшкой, протоиереем Павлом Гумеровым, публицистом, автором книги «Три кита семейного счастья», героем программ телеканала «СПАС» «Ответ священника», «И будут двое» и др. на тему трудностей духовного воспитания подростков.

Эту встречу нельзя пропустить, если в Вашей семье есть дети, которые вступили в пору взросления, которую принято называть возрастом «переходным». Это время новых острых и даже болезненных вопросов, неожиданных открытий, время, когда может вырасти взаимное непонимание. Душа ребенка становится все более самостоятельной и влиять на нее с позиций безусловного авторитета все сложнее. А мы по-прежнему хотим, чтобы ребенок сохранял веру и доверие. Что делать? И что на самом деле такое — духовное воспитание? В процессе беседы мы затронем и такие острые вопросы, как электронные зависимости и уход подростков из Церкви.

 Отца Павла можно назвать одним из экспертов в вопросах духовного воспитания. Он регулярно проводит семинары и беседы на темы семьи и брака, нравственного богословия, выступает на радио и телевидении. Женат, имеет двоих сыновей. Его книга «Три кита семейного счастья» признана Издательским Советом Московской Патриархии лучшей книгой для молодежи 2012 года и награждена дипломом 1 степени. Ряд работ отца Павла переведены на английский язык, несколько книг переведены на сербский и румынский языки. Протоиерей Павел Гумеров является духовником центра «Православная семья», а также несет послушание тюремного священника в следственном изоляторе № 6 в Печатниках, куда он назначен штатным клириком.

17 октября, отец Павел у нас в гостях, и это уникальная возможность пообщаться с батюшкой на самые важные для Вас темы лично. Вход свободный, но мы с благодарностью примем от Вас любое посильное пожертвование. Просим Вас подтвердить свое приставшие по адресу ioasafcenter@yandex.ru или по телефону +79253355213

Центр святителя Иоасафа Белгородского — просветительский проект Храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в #Измайлов, расположен в 5 минутах ходьбы от #метроИзмайловская по адресу: Заводской проезд, 23

10 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up