Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым

В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.

Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?

— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.

— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.

— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».

Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.

— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…

— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.

Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:

  • Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
  • Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
  • Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
  • Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
  • Депутации от Москвы и Бородина.
  • Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
  • Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.

— Кто же сохранил этот список для потомков?

— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.

— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?

— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.

Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.

В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.

Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».

На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.

Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.

В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.

Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.

Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.

Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.

В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.

— Какое значение имеет возвращение этих образов?

— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.

Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.

История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

11 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба в Перово

29 августа 2025 года, в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово отметили престольное торжество. Праздничную Божественную литургию возглавил преосвященнейший Мефодий, епископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, врио управляющего Восточным викариатством г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово, настоятель Спасского храма протоиерей Андрей Бондаренко, а также столичное духовенство: Протоиерей Сергий Точеный, Протоиерей Андрей Милкин, Протоиерей Алексий Батаногов, Иеромонах Петр (Федин), Протоиерей Андрей Марущак, Протоиерей Михаил Зазвонов, Священник Валерий Степанов, Священник Димитрий Данилов, Священник Димитрий Сафонов, Священник Александр Волков, Священник Андрей Щенников, Священник Михаил Кривошеев, Священник Димитрий Карпов, Священник Димитрий Лактюхин, Священник Андрей Бойчун, Священник Иоанн Паскевич, Иеромонах Александр (Серпенинов), Священник Александр Сидоров, Священник Дионисий Трофимов, в том числе клирики, которые в свое время несли послушание в нашем храме.
Диаконский чин возглавил архидиакон Константин Барган, клирик Храма Христа Спасителя.

Богослужебные песнопения исполнил хор «Патриаршие добровольцы», регентом которого является прихожанка храма Анна Голик.

По окончании Литургии был совершен молебен и вознесена молитва перед Нерукотворенным Образом Спасителя.

Затем настоятель храма протоирей Андрей Бондаренко приветствовал владыку Мефодия, который впервые совершал Литургию в этом храме.

«Владыка, добро пожаловать, с любовью принимаем. Мы всегда с любовью принимали владыку Пантелеимона и сейчас с любовью принимаем Вас. Надеемся, владыка, что это будет не последнее архиерейское богослужение в нашем храме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Всегда с радостью ждем Вас здесь».
На молитвенную память от Спасского прихода в дар епископу Мефодию настоятель вручил крест и панагию.

В ответном слове Преосвященный Владыка поздравил всех с престольным праздником и тепло поблагодарил за радость общей молитвы.

29 августа 2025
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

7 июля в день праздника Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города — совершил Божественную Литургию, а в канун праздника 6 июля совершил Всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиереи: Иоанн Ермилов, благочинный храмов Рождественского церковного округа, Петр Захаров, настоятель храма, Иоанн Чиженок, почетный настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино, Феодор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе, Илья Провада (вечер), Владимир Борисов (вечер) и Георгий Иванов, клирики храма, Антоний Ершов, клирик Пятигорской и Черкесской епархии; иереи: Николай Катан (вечер), клирик Якутской епархии, Иоанн Паскевич, клирик храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове; протодиакон Валерий Щеглов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках; диаконы: Виталий Гасанов, клирик храма свв. Девяти мучеников Кизических, Сергий Шебуренков и Александр Рязанцев, клирики храма.
Высокопреосвященнейший Владыка Арсений поздравил всех прихожан с престольным праздником, пожелал здоровья и Божией помощи в трудах на благо прихода и всей Русской Православной Церкви.
Настоятель храма протоиерей Петр Захаров сердечно благодарил Владыку митрополита за совершенные Богослужения и вознесенную молитву.

  В качестве гостей присутствовал Задорожный Павел Филиппович — Верховный атаман Союза казаков России. Член Совета при Президенте РФ по делам казачества.

8 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Дети разного возраста приглашаются к участию в фестивале творчества “Свет Христов”

С 19 по 30 января 2022 года храм пророка Илии в Черкизове проводит традиционных фестиваль детского творчества “Свет Христов”. Заявки могут быть отправлены воскресными школами, дошкольными учреждениями, общеобразовательными учебными заведениями и учреждениями культуры независимо от формы собственности и подчинения. Возраст участников неограничен.

Событие разделено на две части: выставочную и концертную (из-за продолжающейся пандемии — в формате видеозаписи). Фестиваль проводится с духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания детей и подростков на основах православной культуры.

На выставку принимаются работы в двух категориях: скульптура и живопись. Творческая работа должна соответствовать одной из следующих тем:

Рождественский вертеп;

Иерусалим, Вифлеем, Палестина – в Рождество Христово (эта тема – для пейзажей, городских видов и моделей);

Ангелы (возможны многофигурные композиции);

Вифлеемская звезда;

Каждая творческая работа может быть выполнена индивидуально или коллективно. К работам прилагается информация: фамилия, имя, возраст автора(ов), класс (для школьников), название учебного заведения, ФИО учителя или воспитателя, название работы. Художественный совет фестиваля оставляет за собой право отбора лучших работ для экспозиции.

Кроме того, в оргкомитет фестиваля можно прислать видеозаписи творческих номеров на тему «Мировые традиции Христославия». Участники готовят номер, отражающий рождественские традиции любой страны мира, или просто интересно рассказывающий об этих традициях. При постановке номеров приветствуется и поощряется использование костюмов, реквизита и декораций.

Возможные жанры концертных номеров: «Инструментальное исполнительство», «Богослужебные песнопения», «Академический вокал», «Народные песни, пляски и хороводы», «Литературно-музыкальные композиции». Номер должен предваряться кратким вводным рассказом: из какой страны данная традиция, в чем ее содержание.

Творческие работы и видеозаписи номеров принимаются до 19 января 2022 года. Контактное лицо: Александр Александрович Николаев (+7 916 188 4323, e-mail: metodist@hramilii.ru).

Подведение итогов фестиваля состоится 30 января 2022 года. Участники получат дипломы, учреждения —благодарственные письма с указанием ФИО учителей, подготовивших учеников к фестивалю.

В очном формате гала-концерт фестиваля на площадке Дома творчества для детей и молодежи “Преображенский” проходил в январе 2020 года. Как это было представлено в фоторепортаже Татьяны Перец на архивном сайте храма пророка Илии в Черкизове.

***

Заявка на участие

в Рождественском фестивале детского творчества «Свет Христов» 2022
от __________________________________

(название учреждения)

  1. Фамилия, имя участника.
  2. Возраст участника. Класс (только для школьников).
  3. Название образовательного учреждения.
  4. Название творческой работы или концертного номера.
  5. Для концертного номера дополнительно указать:
    • жанр (песня, танец и т.д.);
    • название;
    • автора слов, музыки;
    • продолжительность в минутах;
    • количество участников;
    • руководителя коллектива или педагога, подготовившего номер.
  6. ФИО учителя, подготовившего ученика к фестивалю, телефон, е-mail.
  7. Ссылка на видеоматериал.
    Заявку можно оформить в виде таблицы.

Информационный источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/deti-raznogo-vozrasta-priglashayutsya-k-uchastiyu-v-festivale-tvorchestva-svet-hristov/

11 января 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up