Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Архиерейское богослужение в Новокосино

2 февраля 2020 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил освящение приставного Престола в храме. Владыке сослужили клирики Восточного викариатства, храма и региональных епархий.

Престол освящен в честь новомученика Ни­ко­лая Гусева (1919 — 1937). В тридцатых годах Николай подвизался вблизи нашего района (Салтыковский лес). Расстрелян 9 октября 1937 года. Погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. Новомученик Николай особо почитается в храме, являясь небесным покровителем Воскресной школы.

За Божественной литургией епископу Пантелеимону сослужили священнослужители из разных епархий страны. Духовенство приехало в столицу, чтобы пройти в Москве церковные курсы повышения квалификации для руководителей социальных отделов. В Москве батюшки встречаются с различными специалистами, посещают церковные благотворительные проекты. На приходе развито социальное служение, особенно работа с глухими людьми. Поэтому для духовенства было очень важно посетить общину глухих и слабослышащих людей.

Богослужение в храме ведется с участием сурдопереводчика, который помогает молиться глухим и слабослышащим прихожанам. В случае слепоглухих людей все куда сложнее, ведь каждому из них нужен персональный тифлосурдопереводчик, который переводит службу посредством дактилологии и языка жестов, передаваемых тактильно и выстукиванием на ладони. После богослужения Владыка Пантелеимон по традиции зашел в гости к общине глухих. Они всегда очень рады Владыке, поэтому уговорили его задержаться и разделить с ними трапезу.

По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Николай Козулин поблагодарил Владыку за совместную молитву и преподнес ему в дар образ новомученика Ни­ко­лая Гусева.


4 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Ночная молодежная Литургия в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи

В связи с тем, что при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново уже несколько лет действует миссионерский центр, координирующий свою работу с Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы, Управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон благословил совершить в храме первую молодежную ночную Литургию на день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, в ночь на 11 сентября.

Данная служба прошла в обстановке благоговения и молитвенного настроя всех молящихся. На Литургии молилось более пятидесяти человек. На богослужении было прочитано обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня трезвости. Этот день выбран в напоминание об особой духовной значимости трезвого образа жизни и о трагических последствиях злоупотребления алкоголем. После Литургии был также отслужен молебен о страждущих недугом винопиянства и наркомании. После службы все молящиеся проследовали в трапезную прихода, где в дружеской атмосфере за чашкой чая состоялась беседа о личности Иоанна Крестителя и церковных традициях, связанных сего почитанием.

Также на службе присутствовали сотрудники Росгвардии. Храм прпп. Зосимы и Савватия окормляет военнослужащих Центрального округа ФСВНГ РФ и отряда спецназа «Пересвет». Для некоторых сотрудников Росгвардии ночная Литургия – это единственная возможность спокойно помолиться в храме, не привлекая к себе постороннего внимания и не сокращая время на выполнение своих служебных обязанностей.

21 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Волонтеры в Лавре

Перед празднованием Дня Святой Троицы участники молодежного движения Храма Рождества Христова в Измайлове побывали волонтёрами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Послушания были разнообразными, а теплота и сердечность, с которыми принимают здесь приезжающих потрудиться во славу Божию, удивительны. Для проживания есть специальный домик рядом с Лаврой. Волонтёрам в обители преподобного Сергия всегда рады и послушание найдётся для каждого.

«Глубоко впечатлило послушание в пятницу — именно в этот день делали букеты для батюшек, монахов, певчих и волонтёров. Во время него радость приближающегося праздника ощущалась ещё сильнее! — поделилась впечатлениями ребят руководитель молодёжного движения Храма Рождества Христова в Измайлове Серафима Зуева. — Когда пришло время покидать Лавру, уезжать совсем не хотелось!»

Храм Рождества Христова в Измайлове сердечно благодарит Свято-Троицкую Сергиеву Лавру за необыкновенное гостеприимство и любовь.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

5 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка многодетных семей в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

8 марта 2021 года, состоялась традиционная паломническая поездка многодетных семей перед Великим Постом по святым местам. В этом году для поездки был выбран храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. В поездке приняло участите более 150 паломников под руководством иерея Павла Огрызкова, настоятеля Патриаршего подворья — храма в честь Святых Царственных страстотерпцев в Южном Измайлове.

«В храме был отслужен молебен о умножении любви, чтобы Господь помог, укрепил наши отскудевающие сердца любовью, особенно это важно в великопостный период времени.», — сказал отец Павел Огрызков.

В этой поездке приняло участие около 40 многодетных семей общей численностью более 150 человек. После молебна была организована экскурсия по храму. В конце экскурсии состоялась агапа в нижнем храме с вкушением блинов и пирогов. После нее отец Павел Огрызков вместе с многодетными семьями провозгласил благодарение Богу и многолетие настоятелю архимандриту Мелхиседеку и всем прихожанам храма.

***

Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества. Тип храма крестово-купольный. Центр храма представляет собой подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. Все центральное пространство в плане образует крест. Храм увенчивается золотым куполом, символизирующим небесную славу, а малые купола синего цвета, украшенные звездами, говорят о том, что храм посвящен Богородице.

Благословение на созидание новой святыни в первопрестольном граде было дано приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в цокольном этаже Покровского храма создан уникальный архитектурный проект «Икона Святой Земли». В одном месте собраны точные копии пяти величайших святынь христианства: Вифлеемской звезды, Голгофского креста, Камня Помазания, Гроба Господня, Гробницы Богородицы, а также копии Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе украшен по строгим византийским канонам. Мозаичные изображения расположены по определенной системе. Его убранство делится на части, соответствующие тройственному единству Неба, Рая и земного мира.  Общая площадь мозаик Покровского храма составляет 2 500 м². Покровский храм по своей уникальности, художественной ценности и площади мозаичного убранства не уступает мировым шедеврам церковного зодчества эпохи Византии. В конхе алтарной апсиды Покровского храма расположена великолепная мозаичная ком позиция с изображением Христа Пантократора, площадью 45 м². Величественный Спаситель в золотом сиянии благословляет молящихся.  Завершающий этап благоукрашения Покровского храма — облицовка стен и выкладка великолепных мозаичных полов из мрамора, оникса и смальты. Библейская история рассказывает, что ониксами были устроены берега райских рек, украшены ветхозаветная скиния и великолепный храм царя Соломона.

В 2006 году им был подписан указ о назначении настоятелем строящегося храма игумена (ныне архимандрита) Мелхиседека (Артюхина), являющегося также настоятелем храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь.

Претворился в реальность необыкновенный замысел архимандрита Мелхиседека (Артюхина) по воссозданию в стенах храма образов святых мест Палестины, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Место Рождества Христова в Вифлееме, Крест на Голгофе, Камень Помазания, Кувуклия с Гробом Господним, Гробница Пресвятой Богородицы — эти святыни Покровского храма сопричастны благодати Святых мест, которые находятся на Святой Земле. Они сделаны из настоящего иерусалимского мрамора, максимально близки по размерам и форме оригиналам, освящены молитвами и присутствием предметов из этих Святых мест: землей, камнями, текстами… И все это для того, чтобы помочь человеку приблизиться к Богу, встать на путь личной встречи со Христом и Его Пресвятой Матерью.

12 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up