Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

В хосписе прошло совещание социальных работников

12 февраля в Первом Московском Детском Хосписе прошло рабочее совещание рабочей группы социальных работников Восточного викариатства, посвященное организации церковной помощи семьям с неизлечимо больными детьми, которые проживают на территории викариатства. Также были затронуты новые аспекты социальной помощи детям, находящимся в Первом Московском Детском Хосписе.

«Мы считаем, что семьям с неизлечимо больными детьми, детьми, которые имеют паллиативный статус и являются подопечными детского хосписа, нужна не только медицинская помощь, которую хоспис оказывает в полном объеме, но и безусловно, социальная поддержка Православной Церкви, которую мы готовы оказывать, согласно запросам каждой семьи» — рассказывает по итогам совещания ответственная за социальное служение Восточного викариатства Екатерина Борисенкова.

Пресс-служба Восточного викариатства

14 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВИКАРИАТСТВА ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ ВОСТОЧНОГО ОКРУГА

В минувший понедельник ответственный за религиозные образование в Восточном викариатстве иерей Александр Алешин и ответственный за миссионерскую работу в Восточном викариатстве Конопатченков Алексей Вячеславович приняли участие в межрайонном совете директоров школ.

В своём выступлении отец Александр представил советников от Восточного викариатства, ответственных за взаимодействие с межрайонным советом директоров.

Алексей Вячеславович рассказал о работе методического кабинета Восточного викариатства, сопровождении деятельности учителей предметной деятельности ОРКСЭ. В своём выступлении он сделал акцент на участие детей разных возрастных групп в школьных олимпиадах и ученических конкурсах, а педагогов — к участию в конкурсах творческих проектов и профессионального мастерства. Для учащихся, родителей и педагогов был представлен план экскурсий, выездных семинаров по храмам Восточного викариатства, в целом Москвы и Московской области. В качестве площадок для трансляции преподавательского опыта директорам было предложено участие в Рождественских чтениях, Дне православной книги и других мероприятиях, координируемых на уровне викариатства.

22 ноября 2017
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ НАГРАДА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ МАТУШЕК ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

28 января 2018 г. в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино удостоилась Патриаршей награды наша прихожанка матушка Елена Малевич, супруга священника, мама 16 детей, бабушка 32 внуков. 

Вручал Патриаршую награду благочинный Рождественского благочиния протоиерей Иоанн Ермилов.

В этот день Патриаршие награды и материальную помощь получили ряд многодетных священнических семей.

30 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЖАВОРОНКИ РАЗЛЕТЕЛИСЬ ПО ХРАМУ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА СЕМЁНОВСКОМ КЛАДБИЩЕ

26 марта 2017 г. воспитанники Воскресной школы нашего Храма с большой радостью пекли жаворонков в память Сорока Севастийских мучеников.

Птички получились пышные и румяные, и как настоящие жаворонки вмиг разлетелись по Храму. Дети угощали родных и близких, духовенство, педагогов Воскресной школы и работников Храма.

30 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up