Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Паломнический клуб приглашает в поездку 27-28 августа к святыням Вологодской земли.

Паломнический клуб храма Спаса Нерукотворного Образа приглашает в поездку 27-28 августа к святыням Вологодской земли.

Программа предполагает посещение Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.  Наряду с Дивеевым и Шамординым, монастырь благодаря игумении Таисии (Солоповой) вскоре стал одной из трёх новооснованных «женских лавр» России.

Паломники побывают в храме святителя Николая Чудотворца в с. Сизьма. Храм был закрыт и разорен в 1937 году, а затем превращен в зерносклад. В 1960 -1980-х годах в здании храма находился сельский клуб. По инициативе верующих в конце 1980-х годов начались восстановительные работы и сейчас это действующая церковь.

Еще одним святым местом, в котором побывают паломники, станет Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном, который является самым древним каменным монастырем Русского Севера.

Запланировано посещение святых источников.

Стоимость поездки – 8500 рублей. Отдельно оплачиваются железнодорожные билеты до Вологды и обратно.

Запись в поездку, вопросы можно задавать Елене Ершовой: +7 906-790-90-95

Информационный источник: https://spasperovo.ru/news/priglashaem-po-svjatym-mestam-vologodskoj-zemli/

15 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Марфо-Мариинская обитель проводит пасхальную акцию

В пасхальные дни Марфо-Мариинская обитель милосердия проведет благотворительную акцию «Красное яичко», которую в начале XX века впервые организовала великая княгиня Елизавета Федоровна.

Акция пройдет в онлайн-формате. С 1 мая 2021 года на страничке акции любой желающий может оформить пожертвование в пользу подопечных Марфо-Мариинской обители и получить праздничную электронную открытку. Она придет в автоматическом письме от обители сразу после перевода пожертвования. На открытке изображено красное пасхальное яичко, подобное тому, что дарила великая княгиня Елизавета Федоровна. Изображение можно будет переслать по почте или сохранить его и разослать в мессенджере. Участник акции не только поздравит близких людей, но и присоединится к делам милосердия Марфо-Мариинской обители — поможет неизлечимо больным детям, одиноким пожилым и людям, попавшим в кризисную ситуацию.

В 2021 году Марфо-Мариинская обитель отмечает 130-летие пребывания великой княгини Елизаветы Федоровны в Москве. В честь этой даты решено было обратиться к истории празднования Пасхи в обители. С 1913 до 1916 года, накануне празднования Воскресения Христова, Елизавета Федоровна устраивала в Москве масштабную акцию. По всему городу проходили пасхальные базары, на которых можно было купить красное яичко или просто сделать пожертвование в поддержку детских трудовых артелей, созданных великой княгиней. В артелях жили, трудились и учились беспризорные дети Москвы.

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви»,  на You-Tube-канале и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: Диакония.ru

2 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Выставка, посвященная 500-летию основания Новодевичьего монастыря

Экспозиционно-выставочный центр, где будет располагаться структурное подразделение Государственного исторического музея, построят в Москве в 2024 году. Об этом сообщили в пресс-службе Единого заказчика в сфере строительства, который контролирует реализацию объекта.

«Четырехэтажный музейный комплекс общей площадью 10,7 тыс. кв. м построят в центре Москвы. В его стенах будет размещена историческая экспозиция, посвященная 500-летию основания Московского Новодевичьего монастыря. Здание оснастят современными мультимедийными средствами для создания выставок. Также в новом музейном центре предусмотрена возможность проведения научных конференций и семинаров. На территории объекта будет создана стоянка для посетителей музея и туристических автобусов», — рассказали в пресс-службе Единого заказчика.

В настоящее время ведется разработка и согласование проектно-сметной документации для последующего получения положительного заключения Главгосэкспертизы России. Завершить строительство центра планируется в 2024 году. Также ведется оформление договоров и соглашений с ресурсоснабжающими организациями в части технологического присоединения объекта и выноса действующих коммуникаций, попадающих в зону производства работ.

В пресс-службе Единого заказчика отметили, что на новой площадке планируется организовывать церковно-археологические, историко-культурные и искусствоведческие проекты.

Информационный источник: http://moseparh.ru/vystavka-posvyashhennaya-500-letiyu-osnovaniya-novodevichego-monastyrya-razmestitsya-v-novom-filiale-istoricheskogo-muzeya.html

12 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Православная служба «Милосердие» запустила акцию «Дари радость на Пасху»

Собранные в ходе акции средства пойдут на подарки подопечным «Милосердия»

Православная служба помощи «Милосердие» 14 марта запустила акцию «Дари радость на Пасху», которая продлится до 10 мая. В этом году собранные в ходе акции средства традиционно пойдут на подарки подопечным «Милосердия», а также на поддержку деятельности благотворительной организации.

«Сложившаяся ситуация ударила по всем нам, и уже к началу лета мы ожидаем нехватку средств на помощь нашим подопечным. Очень важно сохранить эту помощь, — сказала руководитель отдела благотворительных программ службы «Милосердие» Владлена Калашникова. — Сейчас нуждающимся людям как никогда нужна радость, и мы, конечно, не будем лишать их подарков к светлому празднику Пасхи. А средства, собранные сверх необходимой на подарки суммы, пойдут на то, чтобы помощь нуждающимся людям не прекращалась, несмотря ни на что».

Чтобы принять участие в акции, нужно зайти на страницу http://easter.miloserdie.ru/ и сделать пожертвование. В этом году планируется собрать средства на 16 тысяч подарков, каждый из которых состоит из кулича и шоколадного яйца и стоит 89 рублей. Сотрудники и добровольцы службы «Милосердие» начнут вручать подарки в пасхальное воскресенье, 24 апреля.

Подопечные службы помощи «Милосердие» — это дети и взрослые с инвалидностью, одинокие старики, малоимущие семьи, беременные и женщины с детьми в сложной жизненной ситуации, пациенты московских больниц, бездомные люди. Служба «Милосердие» поддерживает более 30 тысяч человек в год.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела в FacebookVKОК, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы – в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/sluzhba-miloserdie-prosit-ne-brosat-nuzhdayushhikhsya

15 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up