Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Благотворительный концерт в память почившего Василия Жданкина

17.10.2021 г. в 17-00 ч. в актовом зале при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва, ул.Красноармейская 2а,с.6, Актовый зал) состоится благотворительный концерт в память почившего 02.09.2019 г. православного барда и кобзаря Василия Жданкина.

На вечере выступят: певица Ирина Леонова, ансамбль «Казачий круг», священники, общественные деятели, деятели культуры.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ,
КТО ЛЮБИЛ ВАСИЛИЯ ЖДАНКИНА!

11 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Вешняках собрали очередную партию помощи

В субботу, 17 февраля, представители храма Введения Богородицы в Вешняках отвезли в «Бункер ZaCВOих» очередную партию помощи для наших бойцов-десантников в зоне СВО.

Обогреватели, окопные свечи, теплая одежда и продовольствие были переданы для отправки на передовую.

Настоятель храма отец Максим Кравченко освятил помещение для сборов и сортировки грузов и обратился к труженикам тыла с кратким словом благодарности.

Сердечно благодарим всех, принявших участие в закупке и сборе помощи для наших бойцов.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения Богородицы в Вешняках

17 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Встреча с бойцами Росгвардии

18 марта 2025 года, в день возвращения Крыма в Россию, в Псково-Печерском монастыре, находящемся на западных рубежах страны, прошел новый этап Великопостного молитвенного стояния за военнослужащих Росгвардии.

Делегацию от Синодального военного отдела возглавил настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами. Накануне молитвенного стояния была проведена встреча с начальником территориального управления Росгвардии по Псковской области полковником полиции Игорем Алексеевичем Ивановым.

Были проведены переговоры по развитию духовно-нравственной работы с военнослужащими региона и намечены планы совместных мероприятий. В память о встрече Игорю Алексеевичу была вручена икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Далее прошла встреча с личным составом территориального управления Псковской области, военнослужащими ОМОН и СОБР.

19 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Поздравление прошло в реабилитационном центре

15 мая священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, совместно с мужским хором посетил ГБУ Кроц ОСП «Солнечный круг» (реабилитационный центр для детей с отставанием в развитии).

Отец Николай вот уже несколько лет окормляет реабилитационный центр, приобщая детей к духовно-нравственной культуре и причащая их Святых Тайн. В этом году батюшку сопровождали певчие мужского хора, которые поздравили воспитанников со святыми днями Пасхи Христовой и прошедшим праздником «Днём Победы».

Дети и воспитатели очень прониклись и от всей души поблагодарили участников концерта, подарив небольшие памятные подарки в виде домиков, сделанных своими руками.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках

17 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up