Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

28 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

День Победы в храме вмч. Димитрия на Благуше

9 мая 2023 года в храме святого вмч. Димитрия Солунского на Благуше отметили День Победы. После Божественной литургии был отслужен благодарственный молебен и заупокойная лития. В стенах храма прозвучали слова благодарности Господу о даровании мира, поминовение защитников нашей Родины, воинов и тружеников тыла: всех, кто в годы войны неустанно своим ратным и мирным трудом способствовал приближению этого светлого дня.

Празднование продолжилось на храмовой площади. Чаепитие, каша, приготовленная на полевой кухне, и пироги собрали за одним столом священнослужителей и мирян.

В исполнении прихожан прозвучали стихотворения о войне; тепло, по-домашнему вместе, были спеты песни военных лет, песни Победы.

В нынешнем году Победу мы празднуем по-особому. Прихожане во главе с настоятелем протоиреем Андреем Милкиным почтили память погибших, возложив цветы к монументу Победы на Поклонной горе.

Слава воинам-освободителям, вечная память героям. Воистину Воскресе Христос!

Источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше

10 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

Строящемуся храму в Измайлове необходима помощь в переносе теплового узла

Возобновлены работы по реконструкции храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на 9-й Парковой.

В центральной части храма заливаются бетонные перекрытия. Продолжается возведение северной пристройки, где будет расположен лифт для маломобильных прихожан. Ведется монтаж инженерных сетей в западной части храма, где будут расположены социальная служба, административные помещения и воскресная школа.

«До сентября необходимо перенести тепловой узел. Закончился срок технических условий действующего теплового узла, в соответствии с проектом строительства его нужно перенести, согласовать документацию и ввести в эксплуатацию. Все работы должны быть завершены до осени, иначе зимой храм может остаться без отопления.«, — отметил настоятель протоиерей Иоанн Ермилов.

Чтобы начать работы приходу необходимо собрать 1,5 миллиона рублей. Ознакомиться со сметой работ и помочь общине можно на сайте храма.

При храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери действует воскресная школа. Священники храма посещают Психоневрологический интернат №12 (9-я Парковая ул., д. 53), где совершают молебны о здравии с водоосвящением, литии; исповедуют и причащают больных. Летом 2013 года сформирована группа добровольцев-волонтеров, которые окормляют нуждающихся жителей района. Приход в соработничестве с фондом «Русская Береза» также оказывает помощь малоимущим семьям и одиноким людям, проживающим в отдаленных уголках нашей Родины. На приходе создана группа поддержки заключенных, которым на пожертвования верующих собирают посылки с вещами, продуктами, ладаном, свечами и др. 

Информационный источник: http://www.peschanskiy-hram.ru/2020/05/27/возобновление-строительных-работ/

14 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

Совместное богослужение владыки Пантелеимона с молодежью Восточного округа

08 июня 2021 года в храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялось вечернее богослужение, которое возглавил Преосвященный Пантелеимон, епископ Верейский. После совместного богослужения владыка Пантелеимон встретился и побеседовал с молодежью Восточного викариатства.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов;  благочинный Воскресенского благочиния Восточного викариатства г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, председатель Отдела по делам молодежи Московской городской епархии протоиерей Кирилл Сладков, ответственный за молодежной служение в Восточном викариатстве иерей Петр Иванов, ответственный за молодежной служение в храме святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово иерей Борис Седов, ответственный за молодежной служение в храме Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках иерей Сергей Брегеда, клирики означенного храма иерей Георгий Арсёнов и диакон Георгий Разумовский, клирики храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери иерей Иоанн Паскевич и диакон Захария Бегдаш, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках диакон Дмитрий Камозин ,иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона в день отдания Пасхи:

Дорогие братья и сестры! Очень рад, что в день отдания Пасхи мы с нашим молодежным хором собрались в этом храме, восстановленном подобно храму Христа Спасителя, и прославили воскресшего Христа. Я благодарен нашим замечательным певчим, которые с большим энтузиазмом, громко и радостно пели Пасху. Как будто и не прошло 40 дней, и мы перенеслись в то время, когда впервые праздновали Пасху в начале мая. Большое спасибо отцу Петру Иванову, отцу благочинному протоиерею Иоанну Ермилову, отцу Иоанну, отцу Кириллу Сладкову за то, что они организовывают и вдохновляют молодежь на разные активные действия.

Хотя попразднство Святой Пасхи заканчивается, мы должны продолжать радоваться. Есть некие обязательные правила, которые нужно соблюдать каждому христианину. Вы, наверное, знаете заповеди? Какие? «Не убий», «не укради»… Но есть еще очень важные заповеди, без которых нет христианства, нет настоящей жизни во Христе. Они звучат так: «Всегда радуйтесь, за все Бога благодарите, непрестанно молитесь» (ср.: 1 Фес. 5, 16 – 18). Это три делания, которые для нас очень важны.

Нужно не только не убивать и не воровать (я думаю, все мы стараемся так поступать, сдерживаем себя, свой гнев и свою жадность), но еще и учиться радоваться. А научиться радоваться невозможно без непрестанной молитвы. А непрестанно молиться – значит не просто склонять голову и бубнить какие-то малопонятные слова. Непрестанная молитва – это общение с Богом, память о Нем, обращение к Нему, воспоминание о Его словах в Евангелии, изучение этих слов. Молитва – это взаимодействие, беседа, а не просто слова и просьбы. И надо услышать, что Бог отвечает нам в ответ, а Он говорит через Евангелие.

Без этой непрестанной молитвы в нашем скорбном и грешном мире, юдоли страдания (особенно в период коронавируса), невозможно жить радостно. По-настоящему радоваться жизни можно только тогда, когда ты знаешь Бога, когда живешь во Христе. Когда мы говорим о Боге, многие понимают это слово по-своему, поэтому важна именно жизнь со Христом, обращенность к Нему. Тогда легко начинаешь за все благодарить: за молодость и за старость, за хорошее пение и за незнание каких-то, может быть, нот, за удачи, неудачи, за одиночество (если нет жениха) или его отсутствие.

На самом деле, когда человек свободен – это очень радостно. И зачем девушки ищут все время послушание у мужа? У незамужних – свобода, что хочешь, то и делай! А замужние придут домой – муж там сидит, надо с ним как-то общаться. Мне кажется, замужество – это сложный подвиг. Раньше девушки плакали, когда их выдавали замуж.

Но радоваться надо и тогда, когда жених есть, особенно если он хороший. Если плохой – тоже можно радоваться, но обязательно совершать подвиг, чтобы исправить его своим примером.

Так что всегда нужно радоваться, за все Бога благодарить и непрестанно молиться, не только в храме, при пении этих замечательных песнопений, но и во все дни нашей жизни. Поздравляю вас еще раз!

После богослужения владыка Пантелеимон пообщался с молодежью и отвечал на интересующие их вопросы. Также владыка задал каждому из присутствующих молодых людей вопрос об устроении молодежного служения на приходе, в котором они состоят.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

12 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up