Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 15 марта 2021

Категории: Новости викариатства, Патриарх

Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь произнес при жизни Своей слова, которые многие затем с недоумением повторяли, особенно после Его смерти, Воскресения и Вознесения. А слова такие: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Люди прожили жизнь, а Царство Небесное, пришедшее в силе, не увидели — так и возник у многих вопрос, что же означают эти слова.

Многие в первом поколении христиан, отталкиваясь от слов Спасителя, ожидали Его скорое пришествие, и этим ожиданием была проникнута вся их жизнь. Но мы знаем: те, кто ожидал скорое пришествие так, как они его себе представляли, совершенно неверно понимали миссию Христа. Ибо Господь пришел не для того, чтобы спасти только одно поколение людей, которые имели возможность видеть Его, быть Его современниками. Господь принес спасение для всего мира и для всех человеческих поколений до скончания века.

Мы живем с полным пониманием того, что слова Господа «стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», исполняются, и исполняются постоянно. О каком же Божием Царстве идет речь? В прямом смысле о том мире, о той системе духовных ценностей, которые Господь принес в мир; и последующий опыт церковной жизни, опыт святых угодников, подвижников, людей просветленных, одухотворенных, иногда возлагавших на себя тяжелейшие условия бытия и через преодоление этих трудностей достигавших огромных духовных высот, свидетельствует об истине слов Христа Спасителя.

Слова «некоторые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», относятся и к нашему поколению, и к каждому из нас. Но от нас зависит, будем ли мы способны увидеть Божие Царство или не заметим его, не поймем, в чем оно и как Господь являет Свое Царство роду человеческому.

Великий пост, который погружает нас в атмосферу воздержания, молитвы, определенных ограничений, связанных с приемом пищи, и предназначен для того, чтобы вывести нас из тяготения повседневности, наших забот, нашей суеты, чтобы мы максимально сосредоточились на том едином, что дает человеку возможность спасения, чтобы нам, земнородным, в меру наших сил, в ответ на наши скромные, но искренние усилия была приоткрыта тайна Божественного Царства.

И ведь все это возможно, потому что если бы не открывалось Божие Царство людям, то положительного религиозного опыта вообще бы не существовало и не к чему было бы стремиться. Но это Царство открывало себя многим и многим, тысячам людей — по крайней мере, всем, кого мы называем святыми, всем мученикам, которые не убоялись физической смерти, только чтобы не предать это Божие Царство; всем преподобным и богоносным людям, и прославленным Церковью, и неизвестным Церкви. Царствие Божие открывается огромному количеству людей — конечно, не как постоянная данность, но как некое просветление, как радость на сердце, которую мы обретаем и в момент богослужения, и в момент причащения Святых Христовых Таин, и тогда, когда мы бескорыстно совершаем добро, когда жертвуем собою или от себя во имя ближних. Это духовное состояние, которое посещает верующего человека и которое никак не обусловлено логикой повседневной жизни и напротив, приходит к нам вопреки этой логике, — это состояние и есть не что иное, как прикосновение к нам Божиего Царства.

Великий пост дает нам возможность вырваться из притяжения повседневности и хотя бы на мгновение прикоснуться к иной жизни, чтобы уловить эти сигналы вечности, которые Господь несомненно направляет на всех нас. Вот только с нашими приемниками беда — не всегда мы способны настроить свой внутренний приемник ума и сердца так, чтобы улавливать эту Божественную и спасительную волну. Великий пост и дается нам для того, чтобы мы починили свои приемники, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы мы научились делать добро, чтобы мы укрепились в вере, чтобы почувствовали красоту и радость богослужения и молитвы в храме.

Конечно, все это потребует усилий, но если бы не было усилий, то, наверное, и результат не был бы таким вожделенным. Все, что легко дается, быстро проходит, но то, что человек зарабатывает трудом, то, что он обретает, прилагая большие усилия, навсегда становится частью его жизни. Вот Господь и дает нам возможность, через незначительные усилия, связанные с воздержанием от определенного рода пищи, с более частым посещением храма, с более частым принесением исповеди, более частым причащением Святых Христовых Таин, отрегулировать свое естество, починить свой приемник, чтобы он хотя бы на какие-то мгновения улавливал волну Божественной благодати. Переживая эти великие мгновения жизни, человек навсегда их сохраняет в своей памяти, и эти переживания формируют то, что мы называем нашими религиозными убеждениями, — теми, что проистекают не от человеческих рассуждений, не от некой логики, не от неких доказательств, а от реального опыта, который мы переживаем, соприкасаясь с силой Божественной благодати, которая способна изменить нас, способна открыть нам двери Царства Небесного.

Великий пост — это не мрачное и скучное, как некоторые считают, и недостойное современного человека времяпрепровождение. Это замечательное время, время духовного опыта, время особых духовных упражнений, особой духовной тренировки, без которой мы не сможем усваивать силу Божественной благодати и преломлять ее в конкретные поступки нашей жизни. Великий пост открывает нам двери рая, и на пути к этой Божественной жизни, для которой каждый из нас предназначен и которая от каждого от нас ускользает по нашим грехам, мы должны сделать первый и самый главный шаг — примириться с нашими ближними. Мы должны испросить прощения, как бы тяжело для нас это ни было. Даже если наше прощение повиснет в воздухе и не получит ответа, что бывает крайне редко, — не нужно корить себя за то, что сделано, потому что если человек не простил в ответ на вашу искренность и готовность покаяться пред ним, то Бог вас прощает вместо этого человека. Господь дает нам много способов, возможностей, инструментов, если хотите, для налаживания нашей духовной жизни, а одним из важнейших инструментов и является покаяние.

Сегодняшний день мы называем Прощеным воскресеньем, потому что в канун Святой Четыредесятницы мы по обычаю церковному испрашиваем друг у друга прощение, как бы трудно это ни было. И вне зависимости от того, прощает нас человек или не прощает, принимает он нас или с удивлением пожимает плечами, мы всегда должны проходить свою часть пути, а если нет движения к нам навстречу, то Господь к нам приближается и дарует Свою благодать.

В этом и заключается тайна прощения, тайна принесения покаяния. Мы должны пройти свою часть пути, и начинается этот путь с сегодняшнего святого вечера. Испросим друг у друга прощения — у наших родных, близких и, может быть, не очень близких, а даже дальних людей. И давайте помнить: чем тяжелее у кого-то попросить прощения, тем больше нужно приложить сил, чтобы это сделать. Ведь там, где легко, там обмен словами «прости Христа ради — Бог тебя простит» происходит почти автоматически, а вот там, где действительно конфликт, где люди еще не исцелились от ожогов взаимной неприязни, там испрашивание прощения и прощение того, кто просит прощения у нас, и является хоть небольшим, но реальным подвигом, реальным шагом навстречу Воскресшему Христу Спасителю, Который явится нам во всей силе и радости в день Его Светлого Воскресения.

Да поможет нам Господь именно так — со смирением и упованием на волю Божию — пройти поприще Святой Четыредесятницы, начав это поприще с испрашивания прощения у наших ближних и дальних. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5788222.html

Фестиваль князя Владимира прошел в Новогиреево

Широкий престольный праздник «День святого князя Владимира в Новогиреево» прошел 28 июля в приходе храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.

После Божественной Литургии общими усилиями прихожан состоялся общеприходской обед, во время которого начался праздничный концерт. На Концерте выступили Академический хор Сретенского монастыря, Валентин Хмелев, звонари храма святого князя Владимира, Наталья Стрелкова, Алексей Свиридов, Сестры Романовы и друзья, Ольга Мусатова, Евгений Южин, Молодёжный театр мюзикла «Верона», Студия ирландских танцев Бельтайн и Александр Галицкий. 

В это же время на территории храма и парка проходили мастер-классы, эстафеты и активные игры, настольный игры и другие мероприятия.

Свои показательный выступления второй год подряд провели на нашем фестивале сотрудники Госавтоинспекции и Центра кинологической службы УВД ВАО.

  Прихожане храма благодарят всех, кто поучаствовал в организации праздника!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого равноапостольного князя Владимира

29 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

НА ПЕРВОМ В ЭТОМ ГОДУ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА ОДОБРЕНЫ КАНДИДАТУРЫ ДЛЯ РУКОПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЩЕННЫЙ САН

27 февраля в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище состоялось первое в этом году заседание Совета Восточного викариатства. На заседании специальная комиссиия рассмотрела кандидатуры, представленные приходами храмов викариатства  для рукоположения в священный сан.

В заседании приняли участие члены Экзаменационной комиссии Московской епархии.

Кандидаты в священники: диакон Борис Векленко и диакон Димитрий Кельманов.

Испытуемые кандидаты прошли экзамен, на котором им задавали вопросы, касающиеся особенностей их будущего служения. После проверки их знаний и навыков все кандидатуры были одобрены членами Комиссии. Совет викариатства во главе с управляющим Восточным викариатством, епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, принял решение всем кандидатам дать рекомендации Святейшему Патриарху Московскому и всея Русси Кириллу, чтобы Святейший Патриарх благословил представленных кандидатов на служение в Церкви.

27 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ФЕСТИВАЛЬ «У КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА» НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Перово просит поддержать фестиваль День святого Владимира в грантовом конкурсе «Хочу Делать Добро».

Сообщество храма Добровольцы князя Владимира ежегодно организуют Фестиваль «День святого Владимира» и также небольшие семейные праздники на Святки,ЗаговеньеКрасную горку
Наши праздники уже посетили более 12 000 гостей, на фестивалях собираются не только прихожане, но и жители района Перово, многие приезжают специально на праздники из разных уголков Москвы. В организации участвовало более 400 добровольцев.

Поддержать можно проголосовать за проект на сайте конкурса:
1. Пройдите по ссылке и нажмите «Войти с помощью ВКонтакте» 
https://проекты.добровольцыроссии.рф/login 
2. Пройдите по ссылке и нажмите «Проголосовать» 
https://проекты.добровольцыроссии.рф/projects/праздни.. 
Ждём и надеемся на вашу помощь!

10 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

Прихожане храма в Гольянове посетили город Владимир

18 ноября 2023 года группа паломников храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове отправилась в однодневную поездку по святыням Владимира и его окрестностей.

Программа поездки была очень насыщенной, день морозный и солнечный.

Участники экскурсии посетили главную святыню города Владимира — Успенский кафедральный собор, где почивают мощами великие святые: святой благоверный князь Александр Невский, князь Андрей Боголюбский, его дети, а также многие Владимирские святители. Собор знаменит сохранившимися фресками Андрея Рублева и Даниила Черного, образом Владимирской Божией матери. В пешей доступности находится Дмитровский собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Этот собор украшен богатейшей резьбой по камню (в похожей технике выполнен и алтарь нового храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове). Эти соборы пережили нашествие хана Батыя, много невзгод, но и поныне являются жемчужинами архитектуры, ради которых стоит ехать во Владимир.

Далее экскурсанты посетили Богородице-Рождественский мужской монастырь, в котором в 1263 году был погребен святой благоверный князь Александр Невский.

Обедали участники экскурсии в Свято-Боголюбского женском монастыре, где посетили собор, помолились перед Боголюбской иконой Божией матери, написанной после явления Богородицы князю Андрею Боголюбскому.

Затем путь паломников лежал к маленькому, но знаменитому, белокаменному храму Покрова на реке Нерль, ещё одной жемчужине древнерусской архитектуры, храм построен князем Андреем Боголюбским в память о погибшем в битве сыне Изяславе в XII веке во времена расцвета Владимиро-Суздальской Руси.

Вечером экскурсанты приехали в город Суздаль и успели посетить Покровский женский монастырь, приложились к мощам св.Софии Суздальской, а также помолились в двух храмах, Кресто-Никольском и Казанском.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове

23 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up