Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 15 марта 2021

Категории: Новости викариатства, Патриарх

Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь произнес при жизни Своей слова, которые многие затем с недоумением повторяли, особенно после Его смерти, Воскресения и Вознесения. А слова такие: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Люди прожили жизнь, а Царство Небесное, пришедшее в силе, не увидели — так и возник у многих вопрос, что же означают эти слова.

Многие в первом поколении христиан, отталкиваясь от слов Спасителя, ожидали Его скорое пришествие, и этим ожиданием была проникнута вся их жизнь. Но мы знаем: те, кто ожидал скорое пришествие так, как они его себе представляли, совершенно неверно понимали миссию Христа. Ибо Господь пришел не для того, чтобы спасти только одно поколение людей, которые имели возможность видеть Его, быть Его современниками. Господь принес спасение для всего мира и для всех человеческих поколений до скончания века.

Мы живем с полным пониманием того, что слова Господа «стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», исполняются, и исполняются постоянно. О каком же Божием Царстве идет речь? В прямом смысле о том мире, о той системе духовных ценностей, которые Господь принес в мир; и последующий опыт церковной жизни, опыт святых угодников, подвижников, людей просветленных, одухотворенных, иногда возлагавших на себя тяжелейшие условия бытия и через преодоление этих трудностей достигавших огромных духовных высот, свидетельствует об истине слов Христа Спасителя.

Слова «некоторые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», относятся и к нашему поколению, и к каждому из нас. Но от нас зависит, будем ли мы способны увидеть Божие Царство или не заметим его, не поймем, в чем оно и как Господь являет Свое Царство роду человеческому.

Великий пост, который погружает нас в атмосферу воздержания, молитвы, определенных ограничений, связанных с приемом пищи, и предназначен для того, чтобы вывести нас из тяготения повседневности, наших забот, нашей суеты, чтобы мы максимально сосредоточились на том едином, что дает человеку возможность спасения, чтобы нам, земнородным, в меру наших сил, в ответ на наши скромные, но искренние усилия была приоткрыта тайна Божественного Царства.

И ведь все это возможно, потому что если бы не открывалось Божие Царство людям, то положительного религиозного опыта вообще бы не существовало и не к чему было бы стремиться. Но это Царство открывало себя многим и многим, тысячам людей — по крайней мере, всем, кого мы называем святыми, всем мученикам, которые не убоялись физической смерти, только чтобы не предать это Божие Царство; всем преподобным и богоносным людям, и прославленным Церковью, и неизвестным Церкви. Царствие Божие открывается огромному количеству людей — конечно, не как постоянная данность, но как некое просветление, как радость на сердце, которую мы обретаем и в момент богослужения, и в момент причащения Святых Христовых Таин, и тогда, когда мы бескорыстно совершаем добро, когда жертвуем собою или от себя во имя ближних. Это духовное состояние, которое посещает верующего человека и которое никак не обусловлено логикой повседневной жизни и напротив, приходит к нам вопреки этой логике, — это состояние и есть не что иное, как прикосновение к нам Божиего Царства.

Великий пост дает нам возможность вырваться из притяжения повседневности и хотя бы на мгновение прикоснуться к иной жизни, чтобы уловить эти сигналы вечности, которые Господь несомненно направляет на всех нас. Вот только с нашими приемниками беда — не всегда мы способны настроить свой внутренний приемник ума и сердца так, чтобы улавливать эту Божественную и спасительную волну. Великий пост и дается нам для того, чтобы мы починили свои приемники, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы мы научились делать добро, чтобы мы укрепились в вере, чтобы почувствовали красоту и радость богослужения и молитвы в храме.

Конечно, все это потребует усилий, но если бы не было усилий, то, наверное, и результат не был бы таким вожделенным. Все, что легко дается, быстро проходит, но то, что человек зарабатывает трудом, то, что он обретает, прилагая большие усилия, навсегда становится частью его жизни. Вот Господь и дает нам возможность, через незначительные усилия, связанные с воздержанием от определенного рода пищи, с более частым посещением храма, с более частым принесением исповеди, более частым причащением Святых Христовых Таин, отрегулировать свое естество, починить свой приемник, чтобы он хотя бы на какие-то мгновения улавливал волну Божественной благодати. Переживая эти великие мгновения жизни, человек навсегда их сохраняет в своей памяти, и эти переживания формируют то, что мы называем нашими религиозными убеждениями, — теми, что проистекают не от человеческих рассуждений, не от некой логики, не от неких доказательств, а от реального опыта, который мы переживаем, соприкасаясь с силой Божественной благодати, которая способна изменить нас, способна открыть нам двери Царства Небесного.

Великий пост — это не мрачное и скучное, как некоторые считают, и недостойное современного человека времяпрепровождение. Это замечательное время, время духовного опыта, время особых духовных упражнений, особой духовной тренировки, без которой мы не сможем усваивать силу Божественной благодати и преломлять ее в конкретные поступки нашей жизни. Великий пост открывает нам двери рая, и на пути к этой Божественной жизни, для которой каждый из нас предназначен и которая от каждого от нас ускользает по нашим грехам, мы должны сделать первый и самый главный шаг — примириться с нашими ближними. Мы должны испросить прощения, как бы тяжело для нас это ни было. Даже если наше прощение повиснет в воздухе и не получит ответа, что бывает крайне редко, — не нужно корить себя за то, что сделано, потому что если человек не простил в ответ на вашу искренность и готовность покаяться пред ним, то Бог вас прощает вместо этого человека. Господь дает нам много способов, возможностей, инструментов, если хотите, для налаживания нашей духовной жизни, а одним из важнейших инструментов и является покаяние.

Сегодняшний день мы называем Прощеным воскресеньем, потому что в канун Святой Четыредесятницы мы по обычаю церковному испрашиваем друг у друга прощение, как бы трудно это ни было. И вне зависимости от того, прощает нас человек или не прощает, принимает он нас или с удивлением пожимает плечами, мы всегда должны проходить свою часть пути, а если нет движения к нам навстречу, то Господь к нам приближается и дарует Свою благодать.

В этом и заключается тайна прощения, тайна принесения покаяния. Мы должны пройти свою часть пути, и начинается этот путь с сегодняшнего святого вечера. Испросим друг у друга прощения — у наших родных, близких и, может быть, не очень близких, а даже дальних людей. И давайте помнить: чем тяжелее у кого-то попросить прощения, тем больше нужно приложить сил, чтобы это сделать. Ведь там, где легко, там обмен словами «прости Христа ради — Бог тебя простит» происходит почти автоматически, а вот там, где действительно конфликт, где люди еще не исцелились от ожогов взаимной неприязни, там испрашивание прощения и прощение того, кто просит прощения у нас, и является хоть небольшим, но реальным подвигом, реальным шагом навстречу Воскресшему Христу Спасителю, Который явится нам во всей силе и радости в день Его Светлого Воскресения.

Да поможет нам Господь именно так — со смирением и упованием на волю Божию — пройти поприще Святой Четыредесятницы, начав это поприще с испрашивания прощения у наших ближних и дальних. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5788222.html

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ХРАМЕ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КОСИНЕ

В день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, 22 мая, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Косине.

Появление на этом месте первого деревянного храма связывают с обретением иконы святого Николая у Святого озера, что случилось задолго до первого упоминания о самом селе Косино. С XVI века принят обычай входить в Святое озеро, читая молитву; об этом свидетельствуют монеты, которые нашли на дне озера во время правления Михаила Фёдоровича и его сына Алексея Михайловича. Первое упоминание о храме самого святителя Николая Чудотворца датируется 1617 годом. Об это указывается в дарственной грамоте Михаила Фёдоровича. В 1673 году построен новый храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1818 году по проекту Дмитрия Лухманова построены два каменных храма: в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В 1920 году с икон храма святителя Николая сняли оклады. В 1939 году были сброшены кресты. В 1940 году запретили богослужение. Во время Великой Отечественной войны в зданиях находились производства. В 1947 году храм в честь святителя Николая Чудотворца сильно пострадал от пожара. В 1950 году отдан краеведческому музею. В 1990 году храм восстановлен святителя Николая, 16 ноября того же года освящён. 

23 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ «НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ» В ХРАМАХ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

В храмах Восточного викариатства уже второй год проходит благотворительная акция, приуроченная к воспоминанию исцеления расслабленного при Овчей купели. В 2018 году православная Церковь отмечает Неделю о расслабленном 29 апреля.

В этот день за богослужением вспоминается чудо исцеления Господом парализованного человека или по-славянски, расслабленного. Последовать примеру Господа каждый прихожанин может, приняв участие в акции помощи больным, находящимся в паллиативном отделении Больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

Больным необходимы средства гигиены и ухода:

— памперсы №№2,3,4;

— влажные салфетки в больших упаковках;

— бумажные полотенца;

— пеленки одноразовые 90х60 см;

— пенки для ухода за лежачими больными.

Сбор проходит всю неделю, с 23 по 29 апреля.

Акция проводится по благословению Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, управляющего Восточным викариатством, который возглавит 29 апреля совершение Божественной Литургии в храме Всех Святых в земле Российской просиявших, в Новокосино.

В храме третий год действует община больных рассеянным склерозом, которых и называют по-славянски расслабленными. На данный момент — это единственная православная Община РС в России. Участники общины регулярно проводят встречи с духовенством, совершают совместные паломничества, а также запустили службу помощи в Таинстве Причастия на дому для лежачих больных.

Также, в храме находится чтимая икона «Исцеление расслабленного».

Справка: Рассеянный склероз — неизлечимое аутоиммунное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Хотя в разговорной речи «склерозом» часто называют нарушение памяти в пожилом возрасте, название «рассеянный склероз» не имеет отношения ни к старческому «склерозу», ни к рассеянности внимания. «Склероз» в данном случае означает «рубец», а «рассеянный» означает «множественный».

27 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АЛЕШИН НАЗНАЧЕН НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ В КУСКОВО

29 августа 2018 года клирик Восточного викариатства г. Москвы священник Александр Алешин был назначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом настоятелем храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове.  

Сердечно поздравляем дорогого отца Александра и желаем ему помощи Божьей в его высоком служении.

Протоиерей Борис Токарев назначен почетным настоятелем означенного храма с вынесением благодарности за понесенные труды.

30 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

На Зеленом проспекте был заложен храм ветеранских организаций участников боевых действий

14 февраля, накануне 30-й годовщины вывода советских войск из Афганистана, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, освятил закладной камень на начало строительства храма священномученика Игнатия Богоносца в Новогирееве. Адрес: Зеленый проспект, вл. 26-28.

В закладке приняли участие депутаты Государственной Думы ФС РФ, депутаты Мосгордумы, представители префектуры, ветеранских и общественных организаций, кадеты, верующие жители района.

Сначала состоялась церемония возложения цветов к мемориалу «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане». Затем все проследовали к месту строительства будущего храма.

Представительницы Комитета солдатских матерей вложили под закладной камень капсулу с землей из Афганистана. Представители города вложили капсулу с землей из Сирии.

К месту торжеств была доставлена звонница из семи колоколов, отлитых в московской мастерской Ильи Дроздихина. После окончания строительства храмового комплекса колокола этого завода займут свое место на колокольне. В качестве звонаря выступил директор завода Илья Дроздихин.

«Сегодняшний день является примером соработничества Церкви, гражданского общества и ветеранских организаций в деле патриотического воспитания и созидания нашей родной, любимой России!»


— настоятель прихода священномученика Игнатия Богоносца иерей Виктор Родин.

Новый храм станет местом молитвы ветеранов боевых действий и локальных конфликтов. Статус главного храма ветеранских организаций участников боевых действий будущему комплексу был присвоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Символично, что этот храм заложили именно накануне Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Будущий храм будет органично дополнять и развивать уже существующий мемориальный комплекс в Афганском сквере.

Приводится по: 200hramov.ru

14 февраля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up