ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Опубликовано: 5 сентября 2018

Категории: Патриарх

Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. А если когда-то это произойдет — сохрани Бог! — то неизвестно, что произойдет вообще с Православной Церковью.

2 сентября 2018 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем всех святых, в земле Московской просиявших, и по обыкновению служим в кремлевском Успенском соборе. Множество святых просияло на Московской земле. Это были и митрополиты, и князья, и старцы, и миряне, люди разных званий и разного положения, но всех их объединяла любовь ко Господу, стремление честно служить своему народу и не забывать о спасении своей собственной души. А в результате мы видим удивительные примеры святости, которую являли, как я уже сказал, люди разных сословий и разного положения.

Но среди всех святых, в земле Московской просиявших, особое место занимают святители Московские — те, кто возглавлял Церковь всея Руси. Это был особый подвиг, который начался еще в бытность святителя Петра митрополитом Киевским. Именно Петр по Божественному Промыслу перенес кафедру из Владимира, где она находилась после разгрома Киева, в город Москву. Особое место в истории Москвы, Русской Церкви и нашего благочестивого народа занимает также святитель Алексий. Но сегодня я бы хотел сказать несколько слов о еще одном святителе, чье житие, может быть, менее известно, — об Ионе, первом митрополите, который был поставлен епископатом Русской Церкви.

Со времен святителя Ионы началась история автокефальной Русской Православной Церкви. Этому событию предшествовали тяжелые испытания, постигшие Православную Церковь. В 1439 году император православной Византии вместе с Патриархом Константинопольским принимают решение воссоединиться с Католической Церковью, то есть, по сути, принять католичество. С этой целью Константинопольский Патриарх отправился на Запад, в итальянский город Феррару, с тем чтобы подписать на Соборе унию. Это произошло потому, что Константинополю угрожала огромная опасность, и император по чисто прагматическим соображениям, желая опереться на военную мощь Запада, решил принять католичество, воссоединиться с Римом.

Над Русью сгустились тучи. Присланный из Константинополя митрополит Киевский и всея Руси Исидор принимает в Италии унию и в кардинальском облачении, в красной шляпе и красной мантии, входит в город Москву. Он ожидал, что все преклонят пред ним колена, но этого не произошло. Великий князь Василий Васильевич изгоняет Исидора из Москвы, — это изгнание произошло при прямом участии духовенства, которое не приняло ни Исидора, ни унии.

Усилиями князя Литовского западные епархии Русской Православной Церкви отторгаются от Москвы, — какие-то из них принимают унию, какие-то остаются православными, но им запрещено поминать имя митрополита Московского и всея Руси. И мы знаем, какой трудной была история западных русских епархий, находившихся на территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, как непросто было сопротивляться политическому давлению, но, тем не менее, духовная связь всегда сохранялась. А когда при государе Алексее Михайловиче, усилиями Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1654 году происходит воссоединение Украины с Россией, наши братья, отторгнутые тяжкими историческими обстоятельствами, вновь входят в общение с градом Москвой. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий передает святителю Московскому все права на юрисдикцию над Украинской землей. Так произошло не только политическое воссоединение Украины с Россией — произошло объединение церковное, восстановление единства Русской Православной Церкви, и какое же огромное значение имело это событие для спасения Православия в западных и юго-западных епархиях!

Мы вспоминаем все это, потому что святитель Иона был избран русским епископатом и стал первым Предстоятелям автокефальной, независимой Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем, сколь много усилий он употребил для сохранения единства Русской Православной Церкви. И хотя, как уже было сказано, по политическим обстоятельствам это единство на какое-то время было разорвано, с какой же радостью православные Руси объединились вновь, составив единое тело Русской Православной Церкви.

Поэтому, вспоминая всех святых, в земле Московской просиявших, особую благодарность мы должны вознести нашим почившим первоиерархам, сохранившим единство Святой Руси и Русской Православной Церкви. Сегодня, когда идут разговоры о том, что нужно снова оторвать православную Украину от Русской Церкви, ничего нового не происходит. Это уже было в те времена, о которых мы только что говорили. Но ведь ничего не получилось, — и не потому, что некие политические силы так предопределили, а потому что духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. А если когда-то это произойдет — сохрани Бог! — то неизвестно, что произойдет вообще с Православной Церковью. Потому что духовное единство Святой Руси удерживает многих от поклонения злу, и мы должны всеми силами беречь это единство, укреплять его, памятуя о святителе Ионе и многих других святых угодниках Божиих, просиявших, в том числе, и в земле Московской, которые своими молитвами и трудами сохраняли единство Святой Руси, являющееся доныне великим достоянием, определяющим духовный путь ее развития. Их молитвами да хранит Господь Церковь Православную и землю нашу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11).

Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

В каком-то смысле вся жизнь Церкви имеет это эсхатологическое измерение, потому что все мы обращены к этому ожиданию пришествия Господа и Спасителя. Действительно, никто не ведает «ни дня того, ни часа» (см. Мф. 24:36), когда это произойдет, —если речь идет о пришествии в мир Спасителя сразу для всех людей. Но мы нередко забываем, что у каждого из нас будет встреча с Господом после нашей смерти. Это и будет суд, который определит нашу загробную участь, и потому для каждого из нас встреча с воскресшим Спасителем — это не дела какой-то отдаленной исторической перспективы, а то, что будет в нашей жизни, и никто не знает, когда это произойдет.

Вот почему то, что было справедливо для первой христианской общины, которой было дано время для приуготовления себя ко встрече со Спасителем, — справедливо и по отношению к каждому из нас. Как апостолы были призваны готовиться к этой встрече, так и мы призваны готовить себя ко встрече со Спасителем. И не в отдаленной эсхатологической перспективе, а в очень близком будущем, потому что жизнь человеческая весьма коротка, и момент, который отделяет нас от встречи со Спасителем, не за горами — в том смысле, что это будет не тысяча и не две тысячи лет, а короткие годы человеческой жизни.

Одна из самых главных задач христианина — помнить об этом. О том, что никто не избежит встречи со Спасителем, никто не избежит Его суда, и готовиться к нему. Не так, как это иногда бывает: поближе к старости, поближе к смерти подготовлюсь, тогда и помолюсь, тогда и принесу покаяние. Каждый день мы должны обращать ко Господу наше покаяние и нашу горячую молитву с просьбой исцелить наши недуги и простить наши грехи.

В обычное время у людей часто не остается возможности для того, чтобы действительно сосредоточиться в молитве. Слишком много всего, что окружает нас и что отвлекает наше внимание. Слишком много того, чем мы должны заниматься помимо того, чтобы молиться Господу, исповедовать свои грехи. Нам не хватает времени — именно поэтому святые подвижники уходили из мира, чтобы у них было время на самое главное. А вот так, чтобы оно появилось для всех сразу — такого никогда не было, за исключением наших дней. Мы с вами переживаем уникальное время, когда не одному, не двоим, не десятерым, не тысяче, а всему миру дана возможность сосредоточиться, подумать о своей жизни, о своих грехах, обратиться к Богу, принести покаяние; и неизвестно, даст ли еще Господь всем нам такую возможность.

То, что сегодня происходит, — вовсе не случайно. Господь действительно дает нам время для осмысления своей жизни, для принесения покаяния, для изменения к лучшему своих мыслей, своих чувств, своих дел. Как все проходит, пройдет и это время уединения, и снова мы погрузимся в суету ежедневных обязательств, забот, трудов. Давайте используем время, которое нам сейчас дал Господь, для духовного сосредоточения, для покаяния, для молитвы. Те, кто сомневается, — укрепитесь в вере. Те, кто не чувствует веры в сердце, осознайте, что неслучайно мир погружен в это время — время, которое дается нам для переосмысления своей жизни. Если кто-то с кем-то находится во вражде, надо примириться. Если кто-то чувствует на сердце некое угнетение, если совесть обличает за какие-то поступки и дела, — давайте раскаемся в них. Постараемся максимально очистить свой разум, свою душу, свою совесть, потому что время, которое мы сейчас переживаем, действительно оптимально для того, чтобы совершить некий духовный прорыв в своей жизни.

Пусть Господь поможет нам не в пустоте, не в суете, не в мелочных домашних развлечениях, тем более не в ссорах, не в выяснении отношений, не в конфликтах провести эти даруемые нам дни. В первую очередь в молитве, если умеем молиться. А если не умеем, то постараемся научиться молитве. В покаянии, если умеем каяться. А если не умеем — научиться каяться пред Богом и своей совестью. Вот тогда мы выйдем из этого времени уединения духовно освеженными, обновленными, сильными. Тогда это время послужит нашему физическому и духовному исцелению, приведет к изменению жизни не только отдельно взятого человека, но, если все сложится правильно, по воле Божией, то, верим, и к духовному обновлению Отечества нашего, да и всего рода человеческого.

Пусть Господь пребывает с каждым из нас в эти удивительные дарованные нам дни уединения. Пусть Он Своей благодатью вспомоществует нам пройти их достойно, чтобы иначе взглянуть на мир, на окружающих нас людей и иначе взглянуть на небо, чувствуя Божественное присутствие в нашей жизни. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5643120.html

29 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Пасхальное послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них – огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность.

Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остаётся неизменной и всепобеждающей.

Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошёл на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?

Церковь даёт нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путём, приводящим в жизнь вечную, когда отрёт Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

Совершив подвиг искупления, Господь Своей крестной жертвой и славным Воскресением открыл врата рая для всех. С тех пор и доныне каждому человеку даруется возможность воспринять Христа всей душой как истинного Бога и Спасителя, ниспосылающего благодатную силу для праведной жизни и деятельного участия в преображении мира.

Святитель Николай Сербский, известный богослов минувшего века, размышляя о Пасхе, писал: «Христос воскресе – значит, жизнь сильнее смерти. Христос воскресе – значит, добро сильнее зла. Христос воскресе – значит, все упования христиан оправданы. Христос воскресе – значит, все жизненные трудности разрешены» (Мысли о добре и зле). И эта пасхальная радость, радость богообщения и утверждения обновлённой жизни (Рим. 6, 4) на началах добра и справедливости достигает сердец миллионов христиан, вдохновляет на дела любви и милосердия, помогает преодолевать невзгоды, утешает в испытаниях, даёт надежду отчаявшимся, укрепляет малодушных.

В светозарный праздник Пасхи наши особые молитвы обращены к Богу о людях, находящихся в зоне военных действий. Мы как христиане не можем оставаться безучастными к бедам и лишениям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междоусобного конфликта, поэтому мы возносим ко Господу сугубые прошения о том, чтобы Он по Своей милости и благоутробию исцелил телесные, а наипаче – душевные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышедшим из единой Днепровской купели крещения, прочный и справедливый мир.

Как земной путь Спасителя был исполнен трудов и жертвенной любви к людям, так и мы призваны уподобиться Ему в служении ближним. Ведь любая, даже самая маленькая добродетель, преодоление собственного эгоизма ради блага другого человека приближают нас к Богу – Источнику жизни и бессмертия, а значит, делают счастливее.

Воскресший Господь, по Своему неложному обетованию пребывающий со Своими последователями во все дни до скончания века(Мф. 28, 20), да сподобит и нас, грешных и немощных, но жаждущих правды и взыскующих спасения, по завершении земного пути наследовать блаженную жизнь, дабы в Небесных обителях, уготованных от создания мира (Мф. 25, 34), вкупе со святыми, в вечной славе Его царствовати (свт. Амвросий Медиоланский. Гимн «Тебе Бога хвалим»). Об этой радости ожидания грядущего Царства любви, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), Церковь проповедует всегда, наипаче же – в светлые дни пасхального торжества.

Внемлем же её спасительному гласу, призывающему нас устами апостола Павла праздновать Пасху не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Внемлем и постараемся жить по Божественным заповедям, словом евангельской правды и добрыми делами, всей жизнью своей свидетельствуя ближним и дальним, что воистину воскресе Христос, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

+КИРИЛЛ,

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2023 г.

https://mospat.ru/ru/news/90238/
16 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

18 июля 2021 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Терпение — это корень всех благ и мать благочестия». Уместно их вспомнить в связи с празднованием памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Можно ли себе представить современного человека, который бы ушел жить в дремучий лес, в опасные места? А ведь во времена преподобного Сергия Русь была терзаема разного рода набегами, в том числе людей злой воли, стремившихся через захват чужого имущества, через ограбление путников умножить свое благополучие. Другими словами, еще не было системы правопорядка, системы национальной безопасности, которые сейчас существуют и в нашей стране, и в большинстве стран мира. Человек был совершенно беззащитен; никто бы и не вспомнил о том, что некий святой старец погиб от руки беззаконных. Такова была реальность, которую нам сейчас трудно представить, а святой преподобный Сергий ушел один в дремучий лес, сам построил келью и жил там. И ему не было скучно, не было грустно, он не страдал от стрессов.

А теперь посмотрим на нашу жизнь. Мы живем в гуще людей, у нас множество возможностей общения друг с другом, мы потребляем огромное количество информации. У современного человека множество возможностей для развлечений и отдыха, приятного времяпровождения; прекрасно развита медицина — по крайней мере, по сравнению с тем, что было в прошлом; есть много средств поднять человеку настроение, избавить от угнетенного душевного состояния, от того, что мы называем стрессом.

Но что же происходит в реальности? Статистика свидетельствует о том, что все больше и больше людей подвержено стрессам, и ничто не может от них защитить — ни наука, ни продвинутые технологии, ни достаточно комфортный образ жизни; так что многие разрушают свою нервную систему под тяжестью этих стрессов, губят свою жизнь.

А вот преподобный Сергий, ушедший вглубь леса, живший в одиночестве, не был подвержен стрессам. Конечно, как всякий человек он проходил через искушения, соблазны; ему нужно было бороться с самим собой, преодолевая тяготение природы человеческой. Но, опираясь на помощь Божию, опираясь на молитву, этот угодник Божий победил самого себя и возвысился над всеми трудными, неприспособленными для уединенной жизни условиями. Другими словами, преподобный Сергий обрел огромную силу, о которой можно было только мечтать, используя исключительно духовные средства — молитву, пост, духовные размышления и, конечно, уединение.

Физическая природа людей того поколения та же, что и наша. То есть преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей — настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской.

Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас — когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа, в том числе в нынешние времена тяжелой, подчас смертельной болезни?

Мне хорошо известно, как страдают люди, находящиеся сегодня в медицинских учреждениях в очень опасном состоянии — на искусственной вентиляции легких, на грани жизни и смерти. Таких сегодня очень много, и мы не должны проходить мимо их страданий. Давайте молиться о всех, кто сегодня страдает, кто пребывает на больничном ложе буквально перед лицом смерти, за чью жизнь борются врачи в невероятно тяжелых условиях. А ведь все это происходит на фоне достаточно благополучной жизни тех, кто здоров, кто имеет достаток, кто, пользуясь летним временем, уезжает в отпуск. Жизнь течет по своему руслу, по своим порядкам и законам, а рядом — тяжкие страдания и смерть. Понятно, что мы, не будучи врачами, ограничены в своих возможностях, но мы можем и должны помогать нашей молитвой, материальной поддержкой близких и родных, то есть делать все, что в наших силах, чтобы облегчить страдания наших братьев и сестер.

И вот еще о чем нужно помнить: всякий раз, когда мы что-то отдаем другому человеку, будь то материальные средства, наше время, внимание, заботу, всякий раз, когда мы сдерживаем свои эмоции, не раздражаясь на других, — мы совершаем богоугодное дело. И чем больше таких дел будет совершаться, тем лучше будет нам самим, и тогда будет меняться состояние нашей души, наши трудности будут все меньше влиять на наше сознание, на нашу душу, на нашу нервную систему.

Жизнь, которую прожил святой преподобный Сергий, конечно, уникальна и сравнить ее с нашей невозможно. А вот ценности его жизни — они ведь общие, единые для всех времен, для всех народов. Значит, ценности духовной жизни, в центре которой — вера в Бога как высочайшая ценность, не должны покидать и нас ни при каких обстоятельствах. Но, опираясь на эти ценности, мы используем и иное, очень важное средство преодоления недугов и болезней — молитву. Когда мы с верой обращаемся к Господу, Он слышит наши молитвы и помогает нам.

Сегодня нам всем нужно усилить нашу молитву. Может быть, отстраниться от нашей повседневности настолько, насколько это возможно, — конечно, не нарушая нормальный ход жизни, но так, чтобы было меньше суеты, меньше пустоты, меньше всего того, что рассредоточивает человека и отдаляет его от Бога.

Сегодня особое время для народа нашего. И если мы хотим выйти победителями из этих тяжких обстоятельств, мы должны меняться к лучшему. Потому что изменение к лучшему в духовном смысле означает обретение силы, а в трудных условиях выживает только сильный.

Дивный пример преподобного Сергия, который обрел великую силу без всякой человеческой поддержки, в полном уединении, только через молитву и реальное общение с Богом, должен и сегодня помочь всем нам понять, что вне зависимости от нашего положения, от состояния нашего здоровья, мы все одинаково близки к Господу, потому что Он нас всех любит и готов ответить на молитвы каждого из нас. И дай Бог, чтобы стесненные обстоятельства современной жизни помогли нам иначе взглянуть на окружающий нас мир, на наши ценности, наши занятия, наше целеполагание, задуматься, так ли мы живем, насколько наша жизнь соответствует Божией правде и может ли эта жизнь вооружить нас той силой, которую обрел через праведную жизнь преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш, страну нашу и каждого, каждого, кто с верой и надеждой обращается к Богу, прося Его милости к себе и спасения души и тела.

Всех вас поздравляю с великим для нас праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5829280.html

18 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти апостола Андрея Первозванного

13 декабря 2020 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в этот воскресный день, мы празднуем память святого апостола Андрея Первозванного, одного из ближайших учеников Спасителя, брата апостола Петра. В самые важные моменты новозаветной истории, которые нашли отражение в евангельских текстах, мы видим, что вместе со Спасителем — Петр, его брат Андрей, а также Иаков и Иоанн; эти четыре апостола как-то выделяются Евангелием из остальных Двенадцати.

Андрею, одному из приближенных ко Господу и Спасителю нашему апостолов, была вручена особая миссия. Когда все апостолы направились с проповедью по лицу земли, апостол Андрей пошел на север от Иерусалима. Предание доносит до нас замечательное повествование о том, как Андрей достиг того места на проливе Босфор, где позже будет построен Константинополь, столица Византии, центр Вселенского Православия, и где просияет множество святых угодников Божиих.

Но святой Андрей Первозванный не остановился на берегах Босфора, но, как свидетельствуют летопись и церковное предание, пересек Черное море и по реке Днепр поднялся до киевских холмов, где поставил крест и пророчествовал о том, что на этом месте будет основан город великий.

Есть предание и о том, что Андрей, поднимаясь вверх по Днепру, достиг северных земель Руси, в том числе тех, где позднее будет основан Новгород, второй крупный город Древней Руси, и только потом вернулся на юг, пройдя большим путем апостольского служения.

Апостол Андрей, в соответствии с преданием, которое сохранил для нас Нестор Летописец, считался и считается покровителем Руси — и совершенно неслучайно, потому что его апостольские стопы касались нашей земли. Именно апостол Андрей Первозванный заложил на нашей большой земле основы веры Христовой.

Важно отметить, что апостольский подвиг святого Андрея прочно вошел в нашу историческую память и отобразился, в том числе, в наших государственных символах. Главный орден России, так же как и старший орден Русской Православной Церкви, назван в честь святого Андрея Первозванного. Орденом Андрея Первозванного награждаются те, кто особенно отличился перед государством Российским, а церковным орденом — перед Церковью Русской. Учреждение высших орденов имени святого Андрея Первозванного свидетельствует о глубочайшей традиции почитания святого апостола как просветителя нашей земли.

Святой Андрей Первозванный особым образом почитается и на российском флоте. Известно, что флаг российского флота несет на себе изображение креста, на котором был распят апостол Андрей. Этот апостол-великомученик — покровитель нашей земли, и, может быть, неслучайно, потому что множество испытаний выпало на долю нашего народа за более чем тысячелетнюю историю христианства на нашей земле — множество страданий, скорбей, гонений, притеснений. После гонений в Древнем Риме не было ни одного места на земле, где были бы такие массовые казни и пытки тех, кто исповедовал Господа и Спасителя. И, наверное, все это является неким знаком, обращенным к нам: Господь и нас призывает быть верными даже до смерти Его святому имени, повторить подвиг наших предшественников, если это потребуется; а во времена мирные, благополучные, которые мы сейчас переживаем, нести со смирением и терпением испытания, которые выпадают на нашу долю.

Ныне народ наш страдает от опасной болезни, охватившей весь мир, и требующей изоляции. Если речь идет о сельских жителях, то эта изоляция не такая уж и трудная — можно выйти во двор, пройтись, воздухом подышать. А вот для городских жителей это, действительно, огромное испытание, и многие не выдерживают, срываются на своих близких и родных. Для того чтобы мы укрепились духом, сосредоточились, не позволяли своим эмоциям выплескиваться и обижать окружающих нас людей, нам и надлежит сегодня вспомнить о подвиге апостола Андрея, просветителя Руси, просветителя всех племен, которые жили на нашей земле и которые объединились в великую державу Российскую.

Пусть Господь хранит сегодня всех нас, в том числе ограждая от тяжких последствий злого поветрия. Пусть Господь дает нам терпение и понимание того, что наши нынешние скорби — это капля в море по сравнению со скорбями, которые претерпевал наш народ на протяжении истории, и, конечно, не более чем пылинка по отношению к скорбям, которые претерпевали святые мученики, исповедники, среди которых одним из первых был святой апостол Андрей, покровитель Русской земли. Его молитвами да хранит Господь Русь Святую, все государства на просторах этой Руси, весь наш исторический русский народ, который, живя сегодня в разных странах, по-разному себя именует, но это тот самый народ, который был просвещен светом Христовой истины трудами множества святых, начиная с апостола Андрея Первозванного, — исповедников, мучеников, святителей, утвердивших веру православную в исторической памяти и в сегодняшней жизни нашего народа. Их же молитвами да хранит Господь всех нас! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5734536.html

14 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up