Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 24 октября 2021

Категории: Новости, Патриарх

24 октября 2021 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9:6-11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Совершенно очевидно, что апостол Павел использует эту аналогию, этот пример из сельскохозяйственной жизни, потому что точно знает: его слово поймет каждый человек. Ведь большинство из тех, кто слушал апостола, имели отношение к земле и хорошо понимали: чем лучше засеешь, чем больше вложишь в землю, тем больше и получишь.

Но Павел, конечно, не давал инструкций своим слушателям относительно того, как им вести собственное хозяйство, потому что в этом они разбирались, наверное, лучше, чем сам апостол. Используя сельскохозяйственный образ, Павел, несомненно, отнес свои слова к совершенно иному. Кто лучше сеет, тот лучше и пожинает. О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.

Вот о каком сеянии и каком урожае говорит апостол Павел. И, конечно, эта тема имеет отношение к любому человеку вне зависимости от того, занят ли он в сельском хозяйстве или в какой-то другой сфере деятельности. Эти слова — для всех нас; кстати, они отразились и в народной мудрости: «что посеешь, то и пожнешь». То есть можно погубить сеяние, погубить все труды, или, напротив, получить результаты своих трудов с избытком.

Если вдуматься, мысль апостола Павла вполне соответствует всей жизненной логике. В самом деле, скажу сейчас современным языком: чем эффективнее инвестиции, тем больше прибыль. Сеяние — это и есть наша инвестиция в самих себя. Это самая важная инвестиция, более важной не существует, потому что в результате — не прибыль предприятия, а спасение нашей души, а значит, наше подлинное счастье и благополучие. Не призрачное, которое ищут в ночных барах, ресторанах, развлекательных заведениях, всячески желая себя развеселить и подменяя подлинное счастье весельем. Многие по опыту знают, что веселье, особенно сопровождавшееся распитием спиртных напитков, чаще всего не радостью заканчивается, а горькими слезами. Иногда люди волосы на голове рвут: ну что же я наделал, зачем все это было? А потому что весело было… Другими словами, эти инвестиции размером во всю жизнь должны быть вложены каждым человеком в самое прибыльное дело. И каково же это дело? Куда нам с вами вкладывать свои инвестиции, то есть свой разум, свою волю, свои чувства, свои знания, свой опыт? Мы должны вкладывать все это в дело, которое откроет перед нами врата Божественного Царства и не только после смерти, но уже здесь, на земле, сделает нас счастливыми.

Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Сейчас существует множество различных консалтинговых групп, множество различных письменных руководств — куда и как вложить деньги, чтобы разбогатеть. Но у нас с вами есть лучшее руководство, которое прошло проверку на протяжении тысячелетий и ни разу не дало сбой. Исполняя предписания этого руководства, человек всегда выигрывал. Этим руководством является слово Божие. Нужно лишь внимательно слушать слово Божие, применять его и в большом, и в малом в своей собственной жизни. С женой поссорился — а что Слово Божие говорит, как мне из этого кризиса выйти? С детьми нет общего языка, сердце матери надрывается — как поступить, куда идти, в какую консультацию? Да откройте вы Евангелие, внимательно прочитайте и получите все консультации! А уж если что-то не поняли — к батюшке идите, он растолкует.

У нас с вами есть инструкции, но, самое главное, у нас с вами есть начальный капитал, который может стать самой правильной инвестицией. Этим капиталом является наша жизнь, наш разум, наше нравственное чувство и, конечно, знания, которые необходимо иметь. Знание Божественного закона — самого главного закона; знание опыта святых людей, которые в жизни своей достигли того, о чем мы сейчас с вами говорим. Другими словами, у нас есть все, чтобы распорядиться своим капиталом так, чтобы получить избыточную прибыль — полноту жизни здесь, абсолютно правильную систему жизненных координат, и жизнь будущего века.

А теперь давайте соотнесем эту задачу со всеми другими, которыми мы занимаемся каждый день. Вот мы выходим из храма — у нас, конечно, много забот и задач, и каждая из них имеет смысл и значение, чаще всего не только материальное, но и духовное. Потому что за этими задачами стоит либо забота о здоровье, своем или ближних своих, или воспитание детей, или какая-то помощь другим людям, или исполнение государственных задач. Все это серьезно, все это нужно исполнять. Но для того чтобы достичь окончательной цели, о которой мы сейчас говорим, нужно помнить, что самой великой нашей заботой и самой большой ответственностью является забота и ответственность о своей душе и о душах наших ближних, родных нам людей.

Вот почему я всегда говорю, что религия — это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера — это № 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, — № 1. А если № 1, то и жить мы должны соответствующим образом, начиная с посещения храма, чтения Священного Писания, с построения жизненных отношений с другими людьми — не на основе советов неких специалистов, а на основе слов главного Советчика — Самого Спасителя, которые дарованы нам и запечатлены на страницах Евангелия.

Я уверен в том, что абсолютное большинство людей имеет своим приоритетом именно то, о чем я говорю. Потому что если бы это было иначе, то вряд ли бы наш народ прошел через все страшные исторические испытания. И даже тогда, когда формально люди отреклись от веры, назвали себя атеистами, они ведь по инерции жили евангельскими заповедями. Нигде в марксизме не сказано, что нужно грудью броситься на амбразуру, ни в одном воинском уставе так не сказано. А люди вставали, шли и грудью закрывали амбразуру. По какому закону? По какому требованию? Да по той самой Божественной заповеди — блажен, кто душу свою положит за други своя (см. Ин. 15:13).

Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, — это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела — это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, — ну, теперь и в церковь схожу. Это самое важное дело, поверьте мне, — особенно в воскресный день. С чего еще может начинаться у православного человека воскресный день, как не с посещения храма? И чем больше людей будут наполнять наши храмы, чем больше они будут соприкасаться с духовным опытом, принесенным к нам сквозь тысячелетия от апостолов, от святых, от наших благочестивых предков, тем сильнее, мудрее мы будем. А ведь без мудрости никакого счастья не построишь.

В этот святой воскресный день я бы хотел еще и еще раз пожелать всем нам неформально относиться к своей вере. Ходить в храм не в силу привычки, но сознательно, понимая, что вера и жизнь по вере, слышание слова Божия и жизнь по этому слову есть самый высокий приоритет человеческой жизни. Потому что все другие инструкции распространяются только на внешнюю сторону человеческой жизни, а инструкция, которую мы получаем из слова Божия, простирается на всю человеческую жизнь, как духовную, так и материальную, и на всю жизнь вечную. Будем хранить эту инструкцию и будем идти по тому пути, который Сам Господь указал нам как путь к счастью, путь к подлинной свободе, путь к Его Небесному вечному Царству. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5855601.html

Владыка Пантелеимон рукоположил в сан иерея диакона Олега Заломаева

10 октября 2021 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937), викарий Святейшего Патриарха по городу Москве, управляющий Восточным викариатством Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Черкизово.

Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященный Савва, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского, настоятель храма пророка Божия Илии в Черкизове, клирик храма протоиерей Георгий Чвилев, иерей Андрей Силин, клирик храма иерей Роман Тарабрин, клирик храма иерей Тимофей Готяшвили, клирик храма протодиакон Александр Бахтин, архимандрит Августин Пиданов — настоятель храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, протоиерей Сергий Ефимов — настоятель храма Рождества Христова в с. Беседы, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

За Божественной литургией владыка Пантелеимон рукоположил в сан иерея Олега Заломаева, диакона храма пророка Божия Илии в Черкизове.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон сердечно поздравил всех с воскресным днем, совершением Евхаристии, а отца Олега Заломаева — с рукоположением в сан иерея и пожелал ему Божией помощи в предстоящем пастырском служении.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

13 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

МОЛОДЫЕ ПРИХОЖАНЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА СЕМЕНОВСКОЙ СОВЕРШИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО КО СВЯТЫНЯМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

25 августа 2018 года состоялась паломническая поездка прихожан храма Воскресения Христова на Семеновской по святыням Истринского и Волоколамского районов Московской области.

Паломники побывали в Аносином Борисоглебском женском монастыре, где приняли участие в Божественной литургии . Затем они посетили храм св. блгв. кн. Александра Невского на Княжьем озере, где хранятся великие святыни – Торопецкая икона Божией Матери (XII век) и чудотворный список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы (XVII в). Здесь они приложились к святыням и совершили акафистное пение у Торопецкого образа.

Далее  путь  паломников лежал в Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в конце XV века прп. Иосифом Волоцким. В ходе увлекательной экскурсии по обители гости смогли подняться на башню, в которой долгих шесть лет томился святой прп. Максим Грек. Также они посетили церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с. Спирово, где имели возможность искупаться в святом источнике и приложились к образу свт. Николая Чудотворца с частицей его святых мощей.

Программа поездки завершилась для столичных паломников всенощным бдением в Иосифо-Волоцкой обители.

Официальный сайт храма Воскресения Христова на Семеновской: http://nasemenovs.com/

3 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю по Богоявлении после Литургии в Александро-Невском скиту

23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова — эти слова мы сегодня услышали, когда был прочитан отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 6:10-17). В этом же послании находим и другие слова: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). 

Что же хочет передать нам апостол Павел из того откровения, которое он получил от Самого Господа и Спасителя? Он передает нам то, что человек спасается не своей силой, не своей праведностью и даже не своими добрыми делами, а исключительно силой благодати Божией. 

Благодать — это Божественная энергия, и только она может приблизить человека к Богу. В самом деле: бесконечный Великий Творец вселенной, Господь, явившийся нам в Сыне Своем, — и человек ограниченный, слабый, греховный… Какие бы силы ни напрягал человек, он обременен грехами и не в состоянии, даже несмотря на покаяние, приблизиться к Божественной славе, тем более войти в Божественное Царство, то есть обрести спасение. Поэтому каждый должен помнить: мы спасаемся не своими делами, потому что они ничтожно малы, даже если кажутся нам значительными, а только благодатью Божией. 

Господь изливает Свою благодать на людей, но каждый имеет возможность принять эту благодать или отвергнуть. Вот тут-то и нужно вспомнить о добрых делах. Человек ведь совершает по-настоящему добрые дела не по приказу, не по чьему-то требованию и даже не по чьей-то просьбе, хотя и просьба иногда присутствует. Решающий фактор — это желание самого человека сделать доброе дело, другому помочь. И когда мы совершаем добрые дела, мы открываем себя Божественной благодати.

В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4), учит нас Священное Писание. А что такое злохудожная душа? А это та самая душа человеческая, которая исполнена зла, которая не навыкла совершать добрые дела, для которой добродетель есть нечто абсолютно чужеродное. В нее не может войти премудрость Божия, а вместе с премудростью — и спасение. 

От силы благодати Божией зависит человеческий путь, но ведь человек сам идет по этому пути, благодать не ведет его за ручку. Бог не определяет наши поступки, мы сами избираем свой жизненный путь. А на этом пути, который изначально может быть очень правильным, удобным, мы сами воздвигаем себе препятствия — крутые повороты, страшные обрывы, пропасти, множество других обстоятельств, которые могут нас погубить. Не Бог создает эти препятствия — мы сами себе их создаем, а на то, чтобы их преодолеть, никаких наших сил не хватит, если уж мы сами вырыли себе яму. Все исправления недобрых дел нашей жизни, все исправления кривизны нашего жизненного пути можно совершить только силой Божественной благодати. Вот почему и сказано: благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, не от добрых ваших дел, чтобы никто не похвалился.

Сегодня мы научены тому, что благодать Божия нас спасает. По любви Божией Божественная энергия прикасается к нам, помогает нам пройти через все препятствия жизненного пути и обрести спасение. Единственное, что нам нужно делать, единственное, что от нас зависит, — это не ставить средостения между действием благодати Божией и нашей душой, нашим сердцем. А средостения мы выставляем очень умело, поддаваясь на соблазны, когда, например, начинаем размышлять, а есть Бог или нет Его. Но отрицаясь Бога, мы отрицаемся Его благодати. Поэтому замечательные слова из Послания апостола Павла к Ефесянам о том, что благодать есть дар Божий и именно этот дар спасает нас, — являются, может быть, одними из самых важных в Новом Завете. Они помогают нам понять, что нас спасает и, лишившись чего, мы навсегда лишаемся надежды на спасение.

Да поможет нам Господь — через нашу веру, и особенно через веру, подкрепляемую молитвой, и особенно через веру, подкрепляемую добрыми делами! Через все это мы и можем привлечь к себе силу Божественной благодати и этой силой обрести спасение. Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, чтобы мы прошли его без крушений, без несчастных случаев, отнимающих духовное здравие, а иногда погубляющих духовную жизнь. И пусть благодать Божия присутствует со всеми нами, исцеляя наши души и укрепляя наши стопы на пути спасения. Аминь

24 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме святого праведного Алексия Мечёва в Вешняках

22 июня 2021 года в престольный праздник храма Божественную литургию возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Пантелеимону сослужили: митрофорный протоиерей Николай Мальшаков, настоятель храма св. праведного Алексея Мечёва иерей Виктор Мальшаков, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма иерей Виктор Мальшаков обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с престольным праздником.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона в день престольного праздника:

«Дорогой отец Виктор, дорогие братия и сестры! Я всегда очень рад послужить в вашем храме! Ваш храм освящен в честь святого праведного Алексея, старца Московского, который был смиренен, кроток, незлобив, мирен, благочестив, любвеобилен. Он являет нам пример праведного жития. Замечательно, что в нашем викариатстве имеется храм в его честь, что мы можем здесь собираться и просить у него милости и помощи Божией. Вашими трудами и молитвами св. Алексея получается установить очень теплую атмосферу, подлинную христианству. Поэтому очень рад у вас послужить и особо благодарен вам и вашему папе отцу Николаю. Очень благодарен вашему хору за замечательное пение!
Сердечно поздравляю вас с престольным праздником вашего храма! Отец Алексий всегда пребывал в радости, служении Богу и людям. Мы с вами также должны пребывать в постоянной радости и ничего не бояться, потому что с нами сам Господь. Аминь.»

По окончании Божественной Литургии состоялся — крестный ход, после которого была вознесена молитва перед образом святого праведного Алексея Мечёва.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.

25 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up