Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

Вручение церковной награды президенту Всероссийского общества слепых

3 сентября 2020 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошло торжественное мероприятие по случаю 95-летия Московской городской организации Всероссийского общества слепых. Во внимание к активной социальной деятельности президент ВОС А.Я. Неумывакин был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, III степени. Награду вручил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

«Я рад, что мы все живем не только видимым миром, но и невидимыми сущностями. Есть вещи, которые важнее, чем то, что мы видим — это совесть, любовь, дружба, Бог, вера, добро, — напомнил собравшимся епископ Пантелеимон. — И в наше непростое время Вы, Александр Яковлевич, помогаете людям, которые нуждаются в поддержке, которые не могут передвигаться без помощи посторонних, которым нужна особая программа для обучения и трудоустройства. На ваших плечах лежит забота о них».

Всероссийское общество слепых было создано людьми с инвалидностью по зрению в 1925 году. ВОС объединяет 75 региональных организаций. В Обществе состоит более 203 тысяч членов, которым оказывается помощь в социальной и профессиональной адаптации. А.Я. Неумывакин возглавляет организацию 36 лет.

Орден святителя Луки — уже третья церковная награда президента ВОС, ранее А.Я. Неумывакин был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

А.Я. Неумывакин поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископа Пантелеимона за награду. Также президент ВОС отметил, что 95 лет для организации — знаменательная дата. «На всем протяжении своего существования городская организация была флагманом в решении реабилитационных вопросов», — пояснил он.

Синодальный отдел по благотворительности взаимодействует с ВОС более пяти лет. В региональных организациях ВОС священнослужители и церковные социальные работники проводят занятия по церковному искусству, православной культуре, организуют паломнические поездки и адресную социальную помощь. Библиотеки ВОС обеспечиваются книгами на Брайле и аудиодисками по православной тематике. В храмах появляется все больше рельефных икон. Незрячие люди поют на клиросах в разных регионах России, привлекаются в качестве экспертов по созданию доступной среды в храмах, преподавателей общецерковных курсов по оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью, созданию методических пособий.

На личные средства А.Я. Неумывакина издано многоформатное учебно-методическое пособие по православной культуре «Прикоснись к невидимому» для слепых и слабовидящих детей, которое бесплатно получат храмы из разных регионов России.

Синодальный отдел по благотворительности регулярно организует курсы по обучению священнослужителей, социальных работников и добровольцев, созданию доступной среды в храмах и оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью. В настоящее время более чем в 30 приходах Русской Православной Церкви окормляют людей с различными нарушениями зрения.

Синодальный отдел по благотворительности ранее издавал пособия «Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения»«Создание доступной среды в храме: комплексный подход»«Как сделать храм доступным для всех: технические нормы и архитектурные решения».

Книги доступны в разделе «Методики» на сайте Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

7 сентября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Одиннадцатая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

1 февраля, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия.

Его Святейшеству сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфриймитрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимирмитрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстанмитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округамитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофиймитрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Днепропетровский и Павлоградский Иринеймитрополит Чебоксарский и Чувашский Варнавамитрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидормитрополит Пермский и Кунгурский Мефодиймитрополит Берлинский и Германский Маркмитрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церквимитрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларионмитрополит Омский и Таврический Владимирмитрополит Антоний (Черемисов)митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергиймитрополит Липецкий и Задонский Арсениймитрополит Евлогий (Смирнов)митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергиймитрополит Виленский и Литовский Иннокентиймитрополит Курский и Рыльский Германмитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отделамитрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимонмитрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоаннмитрополит Таллинский и всея Эстонии Евгениймитрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кириллмитрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосифмитрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизациимитрополит Луганский и Алчевский Митрофанмитрополит Брянский и Севский Александрмитрополит Курганский и Белозерский Даниилмитрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосиймитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгиймитрополит Оренбургский и Саракташский Вениаминмитрополит Саратовский и Вольский Лонгинмитрополит Рязанский и Михайловский Маркмитрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватиймитрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристархмитрополит Бориспольский и Броварской Антониймитрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасафмитрополит Новосибирский и Бердский Никодиммитрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачествоммитрополит Орловский и Болховский Тихонмитрополит Саранский и Мордовский Зиновиймитрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павелмитрополит Тверской и Кашинский Саввамитрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилиймитрополит Владивостокский и Приморский Владимирмитрополит Иркутский и Ангарский Максимилианмитрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафиммитрополит Смоленский и Дорогобужский Исидормитрополит Костромской и Нерехтский Ферапонтмитрополит Мурманский и Мончегорский Митрофанмитрополит Ижевский и Удмуртский Викторинмитрополит Челябинский и Миасский Григориймитрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитриймитрополит Дубнинский Иоанн, управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традициимитрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуремитрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы; сонм архипастырей Русской Православной Церкви.

Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протопресвитер Иоанн Гейт, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалимепротоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детствапротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церквиархимандрит Вассиан (Змеев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; архимандрит Олег (Черепанин), секретарь Таиландской епархии; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы; протоиерей Николай Лищенюк, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах; игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока; иеромонах Питирим (Донденко), секретарь Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии; столичное духовенство.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Кирилле и Церкви Русской, им ведомой.

После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вознес молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви — Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле.

Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва.

По окончании Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил поздравительный адрес Святейшему Патриарху Кириллу от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству мантию и букет цветов.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды:

  1. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 80-летием со дня рождения митрополит Омский и Таврический Владимир удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского I степени;
  2. во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, в связи с 50-летием служения в священном сане и 80-летием со дня рождения старший протодиакон Свято-Троицкой Сергиевой лавры, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протодиакон Владимир Назаркин награжден орденом благоверного князя Даниила Московского I степени;
  3. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения митрополит Новосибирский и Бердский Никодим удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  4. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения епископ Городецкий и Ветлужский Августин удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  5. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Калачевский и Палласовский Иоанн награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени;
  6. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Лысковский и Лукояновский Силуан удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  7. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Минусинский и Курагинский Никанор награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

«Приветствую всех награжденных и всех нас с этим праздником — праздником, который помогает нам почувствовать соборность нашей Церкви, почувствовать биение церковного сердца и возблагодарить Господа за все те труды, которые по милости Его мы со смирением совершаем», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

2 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Викариатский этап Рождественских чтений в Преображенском храме

В субботу 26 ноября 2022 года, по благословению епископа Верейского Пантелеимона, управляющего Восточным Викариатством города Москвы, в московском храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Участниками стали учителя и методисты общеобразовательных светских школ, педагоги и родители общеобразовательных православных и воскресных школ Восточного округа столицы.

На пленарном заседании был представлен доклад Главы Калязинского муниципального района, кандидата исторических наук Константина Геннадьевича Ильина на тему: «Духовное и национальное единение — щит России и залог сохранения человечества». После доклада Константин Геннадьевич ответил на вопросы присутствующих и рассказал, как строится духовно-нравственная работа с населением в Калязинском муниципальном районе.

Далее последовал круглый стол с двумя докладами:

1. Доклад преподавателя истории искусства МБУ ДО «Детская художественная школа» УМР, кандидата культурологии Елены Александровны Резчиковой на тему: «Вызовы современности и ответы воспитательной политики Российской Федерации».

2. Доклад клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы доктора наук в области Славистики, кандидата богословия — иерея Кирилла Киселева на тему «Церковь и общество в эпоху так называемого постхристианства».

Затем была проведена церемония награждения победителей, участвующих от Восточного Викариатства в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», темой которого в этом году стала личность преподобного Сергия Радонежского. Около 40 подростков получили Грамоты и памятные подарки, которые вручил молодым людям настоятель Преображенского храма протоиерей Борис Потапов

В заключительной части встречи прозвучал музыкальный концерт церковных песнопений из Литургического цикла Двунадесятых Праздников. Его исполнил Вокальный ансамбль «Мелос», состоящий из певчих Правого Хора храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы под управлением Григория Жежеля. Музыкальное исполнение сопровождалось объяснениями текстов, их богословского и вероучительного смысла. Были представлены песнопения с Праздников Благовещения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения и Успения Пресвятой Богородицы и несколько песнопений Страстной седмицы Великого Поста.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

29 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный забег и сбор средств

13 мая 2023 года в парке возле храма святого князя Владимира в Новогиреево (Перовская, 64) прошел Благотворительный забег и сбор средств беженцам из Донбасса и Украины.

Это уже седьмой забег, организованный общиной храма и количество участников опять увеличилось. На этот раз на всех дистанциях (1, 2, 5 и 10 км) бежали в сумме более ста человек!

Программа праздника также стала более разнообразной. Участники и зрители порадовались выступлению поэта, композитора, телеведущего телеканала «Спас» Александра Галицкого. Для желающих проводились настольные игры и мечевой бой от наших друзей «Содружество увлечённых».

Результаты соревнований и фотографии забега можно будет увидеть в скором времени на нашем сайте: https://svzabeg.ru/

Организаторы благодарят всех за поддержку и участие! Делать добро легко вместе!! Все собранные средства пойдут на помощь беженцам, отчёт также будет опубликован на сайте забега.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма святого князя Владимира в Новогиреево

15 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up