Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата

23 февраля 2023 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля.

В торжественной церемонии приняли участие ряд архиереев: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий; епископ Видновский Тихон, наместник Екатерининского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря.

Также участвовали секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков), руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, игумении ставропигиальных женских монастырей, благочинные церковных округов и духовенство г. Москвы.

После возложения венка прозвучал гимн России. Затем иерархи и духовенство пропели «Вечную память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим», после чего состоялся торжественный марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

23 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Книга собственными руками

28 Марта 2021 года, в Покровском Соборе в Измайлове после Божественной Литургии прошло занятие воскресной школы приуроченное к Дню Православной книги.

Воспитанники своими руками готовили книги,  посвященные своим небесным покровителям. Первая группа — дети 1, 2, 3 классов в возрасте от 8 до 11 лет преподаватель Светлана Юрьевна Полятыкина.

Во время занятия был заслушан рассказ учителя, состоялась презентация по теме, проведена демонстрация рукописной книги сделанной преподавателем. После чего, детям было предложено сделать самостоятельно страницы книг.

Вторая группа дети 4, 6 и 7 класса в возрасте от 12 до 14 лет. Преподаватели Алена Сергеевна Копытова и диакон Димитрий (Пушкарев). Во время занятия был заслушан рассказ учителя, состоялась презентация по теме.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

28 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Встреча воспитанников воскресной школы с писателем Е.А. Каруниным

04 апреля 2021 года в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово состоялась встреча воспитанников воскресной школы с писателем и поэтом, членом союза писателей России Евгением Александровичем Каруниным.

Встреча была приурочена ко Дню Православной книги. Писатель читал авторскую поэму «Куликово поле». Детям очень понравилось узнать о непростой странице истории нашего народа в поэтической форме, что позволило эмоционально пережить те события вместе с автором.

Все дети остались под впечатлением о столь важном и трагическом моменте в истории нашей Родины.

Информационный источник: Пресс-Служба Восточного викариатства

6 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Российские телеканалы покажут фильмы, посвященные 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла

20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 75 лет. К юбилею Его Святейшества российские телеканалы подготовили ряд фильмов и программ о Святейшем Владыке, а также интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В день юбилея на канале «ОТР» состоится премьера документального фильма Леонида Млечина «75 лет Патриарху Кириллу».

На Первом канале вниманию зрителей будет предложена премьера документального фильма С.Л. Бравермана «Ничего не бойся, кроме Бога».

В эфире телеканала «Россия 1» состоится показ большого интервью, посвященного 75-летнему юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответит на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.

На телеканале «Спас» впервые будет показан документальный фильм Аркадия Мамонтова «Проект Патриарха» о программе строительства храмов в Москве.

Также на телеканале «Спас» состоится показ документальных фильмов «Человек», «Патриарх» и «Патриарх Кирилл. Тайна спасения», снятых в 2016 году к 70-летию Его Святейшества.

20 ноября, в день 75-летия Святейшего Патриарха Кирилла, на телеканале «Спас» также состоится телемарафон, посвященный юбилейной дате.

Информационный источник: http://moseparh.ru/rossijskie-telekanaly-pokazhut-filmy-posvyashhennye-75-letiyu-svyatejshego-patriarxa-kirilla.html

19 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up