Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год

Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год.

В обращении редакции журнала к читателям говорится:

«От Момского улуса в Якутии до Куала-Лумпура, столицы Малайзии, тысячи километров, и между эвенами и малайзийцами, казалось бы, нет ничего общего. Однако и в Арктике, и в Юго-Восточной Азии совершают служение миссионеры Русской Православной Церкви. Их цель — донести слово о Христе до всех концов земли. И здесь оказывается, что главное условие миссии — уважать людей, к которым обращена проповедь, и тогда она будет приносить свои добрые плоды. Национальные и культурные особенности станут благодатной почвой, на которой взойдут семена веры. О миссии в самых отдаленных уголках Якутии рассказывает архиепископ Якутский Роман и его помощники, в прошлом году реализовавшие миссионерский проект «Арктический десант». О том, как с помощью миссионерских трудов собирается многонациональная община Русской Церкви на другом конце земного шара — в Малайзии, рассказывается в материале, посвященном 10-летию прихода в Куала-Лумпуре.

Наша миссия всегда опирается на традицию Церкви, которую важно знать и ценить. Новые подробности о начале почитания преподобного Серафима Саровского, одного из самых известных русских святых, раскрывает материал, посвященный 120-летию его канонизации. В начале ХХ века была явлена нашему народу особенная святыня — Державная икона Божией Матери. Пришло время исследовать явленный образ и увидеть историю его существования в веках, что стало возможным благодаря работе реставраторов иконы. О том, как сохранять традиции в современном иконописании, создавая икону не репликой прошлого, а источником для молитвы, говорит выдающийся иконописец современности Ирина Зарон.

Соединение миссии и традиции, бережное сохранение памяти о прошлом — задача каждого члена Русской Церкви в наше время».

Содержание номера

Официальная хроника

  • Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла
  • Четырнадцатая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  • Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации
  • Из поздравлений Святейшему Патриарху Кириллу с четырнадцатой годовщиной интронизации
  • Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХI Международных Рождественских образовательных чтений
  • Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе

Епархия

  • Алексей Реутский. Миссия в Заполярье
  • Архиепископ Якутский и Ленский Роман. Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов

Церковь и общество

  • Дмитрий Анохин. Чтим Державный образ святыни Твоея. Началась научная реставрация одной из самых почитаемых икон Божией Матери

Епархия

  • Дарья Купряхина. Нести благую весть до края земли. К 10-летию православного храма в Куала-Лумпуре

Летопись святости

  • Елена Алексеева. Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов. Неизвестные подробности о жизни и прославлении преподобного Серафима Саровского

Церковное искусство

  • Ирина Зарон. Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию

Выставочный гид

  • Дмитрий Анохин. Весна в российских музеях. Церковно-археологический кабинет осваивает интернет-пространство, Владимиро-Суздальский музей-заповедник открывает масштабную экспозицию, Кремль демонстрирует образы святых воинов

Чтение

  • Книги Издательства Московской Патриархии

Вечная память

  • Протоиерей Владимир Королев
  • Протоиерей Богдан Сойко

Патриархия.ru

12 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось выездное совещание на приходе строящегося храма прп. Сергия Радонежского на ул. Красноярская в г. Москве

8 августа 2021 г. заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Адгур Тофикович Харзалия и главный инженер НП «ЕСЗ МП» Иван Иванович Пойда провели выездное совещание по вопросам строительства храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская, напротив вл. 11.

О ходе работ на объекте доложили руководитель подрядной организации ООО «Юнистройпроект» Сергей Юрьевич Паничкин, староста храма Владимир Алексеевич Иванов, другие ответственные лица.

В настоящее время возводятся наружные кирпичные стены и монолитные железобетонные конструкции (колонны, пилоны, стены) первого этажа храма, выставляется опалубка для устройства перекрытия второго этажа приходского дома. До конца года планируется выполнить «коробку» приходского дома (4 этажа) и установить опалубку сводчатых перекрытий храма.

В ходе совещания обсуждались график работ и вопросы устройства инженерных сетей (в том числе теплосети).

Напомним, на приходе планируется построить большой приходской комплекс с храмом, школой, залом и самыми разнообразными помещениями. Стилистический выбор – архитектура Руси Изначальной. В архитектурном облике читаются мотивы Русского Севера. Храмовый комплекс представляет собой своего рода замкнутое каре с внутренним двором. Фасады лаконичны, монументальны. Входная группа решена с внутренним стеклянным атриумом, в котором по проекту предполагается зимний сад.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/sostoyalos-vyezdnoe-soveshhanie-na-prihode-stroyashhegosya-hrama-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-na-ulitse-krasnoyarskaya-v-g-moskve/

10 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Черкизове возобновляется лекторий

В храме Илии Пророка в Черкизово возобновляются занятия приходской Открытой школы-лектория


Занятия будут проходить очно в здании исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове.

 Ждем вас

По воскресеньям в 16:00 встречи по Основам христианской нравственности (лектор Дарья Куколева) и в 17:00 по Основам Православия (лектор Екатерина Макалец).

По понедельникам в 19:00 беседы по Священному Писанию (лектор священник Александр Николаев)

По четвергам в 19:00 занятия по Современному богослужению и богослужебным текстам (лектор священник Александр Николаев)

Один раз в месяц в 16:00 будет проходить лекция «Психологические основы нравственности» (лектор Ирина Бочковская)

Запись: телеграм +7 916 617 5985 (Екатерина Макалец), электронная почта: kath@hramilii.ru

Первое занятие состоится 20 октября 2024 года.

Если вы по каким-либо обстоятельствам не успели к началу курса, можно присоединиться в течение учебного года.

30 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ

ОСВЯЩЕНИЕ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА В ПЕРОВО

В период рождественских Святок в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово состоялись два торжественных события, объединивших в себе активных прихожан и талантливых гостей.

12 января настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко торжественно освятил новопостроенный Духовно-просветительский Центр. Настоятелю сослужили протоиерей Димитрий Максимов и диаконы Андрей Бойчун и Антоний Данилов.

Уютное здание для познавательных встреч расположилось рядом с храмом. В этот долгожданный вечер в новом Центре собралось несколько десятков человек. Чин предварило слово настоятеля, в котором отец Андрей выразил глубокую радость о свершениях на приходе и о том, что эти достижения – плод совместных с прихожанами молитвы и труда. Последовавший за словом чин под благозвучное пение храмового хора подарил искреннюю радость всем собравшимся.

Следом за чином освящения начался Святочный концерт, который дал возможность всем собравшимся ощутить и духовное, и эмоциональное единство друг с другом. За душевным чаепитием прихожане услышали множество творческих номеров. Это были выступления инструментального дуэта Виктории Холодовой (фортепиано) и Ирина Цирульникова (скрипка). Следом несколько трогательных песен вокально исполнила самая юная участница сегодняшней сцены — Анастасия Романова. Талантливый бард, поэт и композитор Евгений Фокин порадовал слушателей песнями о Боге и душе, о Рождестве и мире, легкой грусти жизни и христианской радости. Под баянный аккомпанемент священнослужители, певчие и прихожане спели несколько рождественских колядок – сначала самостоятельно, а потом вместе с залом.

С такой творческой ноты новоосвященный Центр отныне сможет вмещать в себя лектории и кружки, мастер-классы и видных гостей, обширные трапезы и душевные беседы людей между собой.

15 января 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up