Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

Собрание учредителей: Лицей духовной культуры во имя прп. Серафима Саровского

15 января 2021 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Лицее духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского в Москве состоялось праздничное богослужение.

По благословению управляющего Восточным викариатством Преосвященного Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Божественную литургию возглавил благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове протоиерей Иоанн Ермилов. Ему сослужил настоятель храма святых прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове иерей Роман Богдасаров.

На Литургии молились председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, духовенство и сотрудники лицея.

По окончании богослужения состоялось общее собрание учредителей лицея.

В собрании участвовали учредители лицея и официальные представители: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев), председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), основатель лицея И.А. Кузнецов.

Также в совещании приняли участие сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации: руководитель Аппарата Вячеслав Серегин, руководитель юридической службы Елена Зайчикова, ответственный секретарь Экспертного совета Вячеслав Матвеев.

В качестве приглашенных гостей в собрании участвовали первый проректор РПУ Екатерина Горбунова, помощник председателя Отдела религиозного образования г. Москвы Андрей Теплов, директор лицея Владимир Сидоров.

Участники собрания обсудили вопросы, связанные с текущей деятельностью лицея, перспективами и планами его развития.

Информационный источник: «Православное образование»

18 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ХРАМА ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ

21 июня в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове пригласили детей из многодетных семей прихода.

Началось знакомство с самого интересного – с экскурсии на колокольню, подняться на которую ребятам и взрослым помог алтарник и звонарь Никита. Он рассказал о том, что такое колокольный звон, какие бывают колокола, и показал, как из них извлекаются звуки.

Затем все вместе спустились на второй ярус колокольни и оказались в  потаённой комнате – ризнице. Ребята узнали, что здесь хранятся иконы и облачения священнослужителей, а также, чем отличается священническое облачение от диаконского и какого цвета облачение одевается служителями алтаря на тот или иной православный праздник.

Далее была самая интересная часть программы – перед ребятами раскрылись двери алтаря. Отец Анатолий рассказал, как устроен алтарь, какие священные предметы в нем находятся. Ребятам показали и дали подержать в руках праздничное кадило. Педагог детской воскресной школы Наталия Аркадьевна познакомила ребят с житием великомученицы Наталии, преподобного Сергия Радонежского и ответила на многочисленные ребячьи вопросы.

В завершение была самая вкусная часть: чаепитие. Ребята и взрослые пили чай со сладостями, задавали вопросы, делились своими впечатлениями и планировали, чем было бы интересно заняться в следующий раз. На первую встречу собрались 16 ребят и 4 взрослых. 

24 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

В ФХУ состоялось совещание по строительству храма в Гольянове (ул. Красноярская, напротив вл. 11).

 08 апреля 2021 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов провел совещание по строительству храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского в Гольянове (ул. Красноярская, напротив вл. 11).

В совещании приняли участие настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская иерей Петр Иванов; помощник депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве, Наталья Анатольевна Сулима; заместитель начальника Проектного отдела НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Елена Анатольевна Конева; инженер по надзору за строительством Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Владимир Николаевич Колотилин; инженер-строитель отдела по строительству храмов ФХУ Иван Иванович Шавлов, другие ответственные лица.

На текущий момент залит ростверк под фундамент приходского дома. Продолжается устройство фундамента храма. На совещании также обсуждался график согласования наружных инженерных сетей в МОЭКе, Мосводоканале, ПАО «Россети Московский регион» и др.

***

На приходе планируется построить большой приходской комплекс с храмом, школой, залом и самыми разнообразными помещениями. Стилистический выбор – архитектура Руси Изначальной. В архитектурном облике читаются мотивы Русского Севера. Храмовый комплекс представляет собой своего рода замкнутое каре с внутренним двором. Фасады лаконичны, монументальны. Входная группа решена с внутренним стеклянным атриумом, в котором по проекту предполагается зимний сад.

9 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси

Преосвященным архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области

В последние недели Первопрестольный град и Московскую область посетило вредоносное поветрие, губящее здоровье и уносящее жизни людей. Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.

В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.

К сожалению, санитарные власти сообщают, что в московском регионе ситуация продолжает ухудшаться. На 10 апреля 2020 г. прирост числа заболевших составляет 17%, а в общей сложности болеет почти десять тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям.

Болезнь постигла и священнослужителей нескольких московских храмов. Богослужение в таковых было временно приостановлено, а их клир направлен на обязательную самоизоляцию.

Управлением Московской Патриархии по городу Москве было сегодня получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:

«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:

1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;

1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, надлежит:

1. Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

2. По окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по городу Москве и утешить их отеческим словом.

3. Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (образец объявления прилагается).

4. В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по благословению пасхальных снедей.

В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне — лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.

Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь и да сохранит нас Господь.

Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве, с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.

С любовью о Господе

+Дионисий, митрополит Воскресенский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5620438.html

11 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up