Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Опубликовано: 4 декабря 2021

Категории: Новости, Патриарх

4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 104-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем событие, овеянное определенной тайной и малопонятное с обыденной точки зрения — торжественное восшествие в иерусалимский храм отроковицы Девы Марии. Само Ее вхождение по крутым ступеням Иерусалимского храма, которые были, наверное, почти в Ее рост, уже представляется чем-то чудесным. Но Ее, в присутствии первосвященника, ввели во святая святых — туда, куда только раз в год входил первосвященник, где некогда покоились скрижали завета, данные Моисею на горе Синайской, и сосуды с манной, которой питались иудеи во время своего странствия по Синайской пустыне. В это место сосредоточения святыни первосвященником была введена обычная девочка — все это необъяснимо с точки зрения тогдашних обычаев, тогдашних правил, тогдашнего закона, но это событие прочно вошло в христианское предание с самой глубокой древности, с послеапостольских времен. То есть сомневаться в реальности этого события невозможно, потому что оно никогда не подвергалось никаким сомнениям в Церкви. Так и было: Дева Мария, Отроковица, взошла по ступеням иерусалимского храма и в сопровождении первосвященника вошла во святая святых.

Для Девы Марии это было начало пути — как мы знаем, скорбного пути, исполненного многих страданий и болезней. И Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная Мать Господа и Спасителя нашего, с этого уготованного Ей пути не сошла. Она не убоялась даже того, чтобы пойти на Голгофу, где распинали Ее Сына, где страшные воины стояли вокруг распятия, в любой момент готовые пронзить копьем не только ребра Ее Сына, но и Ее Саму. Она стояла там, вокруг многотысячной улюлюкающей толпы, которая приветствовала своими криками распятие Ее ни в чем не повинного Сына. Дева Мария не отошла от того пути, на который Она вступила, входя в иерусалимский храм.

Сегодня мы вспоминаем и другое очень важное событие, связанное с новейшей историей нашей Церкви. Сегодня годовщина интронизации Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного к лику святых. Это событие произошло меньше, чем через два месяца после революции, и стало, конечно, вызовом новой власти, тем более что оно сопровождалось стечением огромного количества православных людей, какого никогда не видела Красная площадь и прилегающие площади Москвы. Тысячи и тысячи людей, с хоругвями, с крестами, с молитвой, приветствовали интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Это была общая молитва за избранного Патриарха. Это была радость по случаю восстановления Патриаршества в Церкви нашей. Но одновременно это был ответ верующего народа на уже тогда возникшее стремление власти к ущемлению прав православных людей, к гонению на Церковь. Именно так власть и восприняла все это — как некую демонстрацию силы. Но это не было демонстрацией физической силы — это была демонстрация духовной силы нашего народа, и в каком-то смысле она стала последней на многие-многие десятилетия, в течение которых Церковь наша переносила гонения, мучения и казни своих верных сынов и дочерей. Страдания, сравнимые только с гонениями, мучениями и казнями, которые Церковь претерпела в древние времена от языческих императоров.

Святейший Тихон, взойдя на Патриарший престол, по-человечески радовался этому ликованию множества людей, их верности, тому, что не убоялись они новых, опасных для них политических обстоятельств и во множестве собрались вокруг своего Патриарха на Красной площади. Но это было, наверное, последнее торжественное общенародное признание важности Патриаршего служения на Руси. Мы знаем, что очень скоро против Церкви были воздвигнуты гонения, не просто сопоставимые с языческими, а во много превосходящие всякие гонения против Церкви Христовой, где бы они ни происходили в течение всей человеческой истории. Ибо ни в одной стране мира не было ничего подобного тому, что произошло на Святой Руси.

И вот сегодня мы вспоминаем святителя Тихона. Мы молимся ему как покровителю Церкви нашей. Мы стараемся — по крайней мере все архиереи Русской Церкви, которые задумываются о подвиге святителя Тихона, — хоть в малой мере брать с него пример мужества, твердости, непоколебимой веры, способности идти против течения, противопоставляя духам злобы поднебесной (Еф. 6:12) свою веру, свое благочестие и свою молитву. Святитель Тихон умер в больнице, а поскольку никто не был свидетелем его кончины, то, когда возник вопрос о его канонизации, он не был причислен к новомученикам, но причтен к исповедникам. Возможно, он был новомучеником, но сие нам не известно, — известно лишь, что уже самые первые его шаги были направлены на защиту Церкви от безбожной власти.

Мы знаем, что новая власть, понимая, что прямым фронтальным ударом по Церкви не достичь желаемой цели, не разрушить Православие, решила использовать другую тактику — создать параллельную «церковь». Вроде такую же православную, чтобы там были «иерархи», «священники», «диаконы», чтобы все эти люди служили в православных храмах, но чтобы у этих так называемых «православных» не было законной иерархии и они были просто ряжеными, назначенными быть «митрополитами», «архиепископами», «епископами» светской безбожной властью. И борьба Святейшего Патриарха Тихона была направлена не против гонителей напрямую, а в первую очередь против ряженых «митрополитов», «архиепископов» и «епископов», которые должны были сместить законную иерархию, а значит, лишить народ наш силы благодати Божией, которая передается в Церкви только в том случае, если Церковь хранит законное преемство от Церкви Апостольской, идущей от Самого Господа, если она возглавляется каноническими, то есть законными архипастырями, рукоположение которых идет от самих апостолов. Только в этой Церкви живет и действует Святой Дух. А власть решила создать квазицерковь, подобие Церкви, ввести в заблуждение народ, поставить не законную иерархию, а ряженых, чтобы люди поверили и пришли не к источнику жизни вечной, а к пустому колодцу. Вот такая была новая стратегия борьбы с Церковью — лишить ее благодати. Странно, что этим занимались безбожники, которые не верят ни в какую благодать, но они вознамерились создать «церковь», лишенную всякой благодати, светскую организацию, в которой были бы люди, только облаченные в священные одежды. И что же произошло? А наш народ благочестивый не принял эту «церковь». В нее шли те, кто боялся гонений, люди, которым было что терять в этом мире, но их оказалось ничтожное меньшинство, а все остальные сохраняли верность Святейшему Патриарху Тихону.

В мои руки попал совсем недавно огромной важности подлинный исторический документ. Он был напечатан на машинке самим Патриархом Тихоном и подписан его рукой — это воззвание к Русской Православной Церкви. Святейший пишет, что только недавно ему дали возможность выйти из заключения — это 1923 год, до того он целый год пробыл в заточении, в полной изоляции от Церкви. Святейший пишет: «По милости Божией я обрел возможность обратиться к вам», и предупреждает об опасности обновленческого раскола, созданного властью. Он перечисляет по именам всех обновленческих лидеров и просит народ Божий не принимать этот раскол. Это послание распространялось по всей Русской Православной Церкви. Трудно сказать, в каком множестве оно разошлось, но хорошо знаю, по свидетельству своего благочестивого деда, который был борцом с обновленчеством, что человека могли быть арестовать только за то, что у него находили это послание. И мой благочестивый дед, с риском для своей свободы, а может, и жизни, распространял его в той местности, где он тогда жил, — в Нижегородской губернии; и, конечно, не только он, но и множество других благочестивых людей. И народ услышал слово Святейшего Патриарха Тихона и отверг обновленческий раскол. Святейший, выйдя на короткое время из своего заточения, сумел сделать самое, наверно, важное, что тогда можно было сделать, — остановить развитие опасного раскола, который мог лишить благодати и Церковь нашу, и народ наш.

Сегодня мне особенно хотелось рассказать вам об удивительном жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона. И хочу еще раз сказать: как Дева Мария, совершив восхождение в храм Господень, начала Свой жизненный путь, исполненный треволнений, болезней, трудов, скорбей, так и Святейший Патриарх Тихон в день сегодняшний начал свое восхождение к Голгофе и, подобно Пречистой Деве Марии, не усомнился в правде Божией, не испугался обстоятельств, но мужественно восходил по тяжелым ступеням своего жизненного пути. И когда мы сегодня наслаждаемся единством Церкви — и дай Бог, чтобы так было до скончания века, — когда мы безбоязненно можем приходить в свои храмы, когда никакие расколы в великорусской части нашей Церкви не терзают нас, мы при этом не должны забывать о расколах на Украине и молиться, в том числе святителю Тихону, о преодолении таковых. Благодаря Бога за новую историческую реальность, мы должны с благодарностью вспоминать также имена тех, кто в прямом или в переносном смысле отдал свою жизнь за единство нашей Церкви и за чистоту Православия. И среди этих угодников особое место занимает Святейший Тихон, Патриарх Всероссийский, — ему слава и поклонение от народа нашего и от Церкви нашей во веки веков. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869447.html

Итоги конференции на тему «Православное воспитание детей»

29 февраля в Храме Преображения Господня на Преображенской Площади прошла конференция на тему «Православного воспитания детей». Перед прихожанами храма и его гостями делились опытом воспитания: настоятель храма – протоиерей Борис (Потапов), клирик храма — иерей Кирилл (Киселев), прихожанка храма – Ермилина Ольга.

Свой доклад «Духовное воспитание детей», отец Борис открыл цитатой Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Если не хотите, чтобы дети пили – не пейте, не хотите, чтобы дети курили – не курите, не хотите, чтобы блудили – не блудите. Воспитывайте детей примером своей собственной жизни». Будучи отцом семерых детей, отец Борис знает, как важен личный пример, что он сильнее всякого слова, сказанного ребенку. Духовное воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя. Далее отец Борис рассказал о важности общения в семье, о том, что нужно говорить с детьми обо всем, вникать в жизнь детей, знать его думы.

«Нам надлежит воспитывать в детях высшую христианскую нравственность, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся мир злом окончательно», — сказал отец Борис.

Основными проблемами воспитания отец Борис назвал:

 — проблема фарисейства — то есть, когда мы говорим одно, а делаем и думаем другое. Если мы сами чего-то не понимаем или не принимаем, не нужно понуждать делать это наших детей, а лучше вместе разобраться.

— отношения в семье. Если в наших отношениях нет религиозного чувства, нет Христа, то ребенок приходит к страшному выводу, что жизнь родителей делится на две неравные части. Религиозную жизнь (суббота и воскресенье в храме) и жизнь обычную, когда этого всего нет.

— проблема общения с самим ребенком. Ребенок ждет от нас искренности – а в религиозной жизни особенно. Важно научиться отвечать на неудобные вопросы, особенно о Боге. Не ругать ребенка и не стыдить, а попытаться объяснить ему все через Евангелие.

Отец Борис закончил свой доклад, также словами Старца Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Мы верим, что если наши дети регулярно в младенчестве причащались Святых Христовых Тайн, то как бы их не носило житейское море, они рано или поздно ввернуться в Лоно Церкви!».

Второй докладчик – Ермилина Ольга, в прошлом профессиональный спортсмен, сейчас массажист-реабилетолог, рассказала о «Физическом воспитании ребенка от рождения до старшего школьного возраста». Были освещены цели, задачи, средства физического воспитания, детей разных возрастов с учетом особенностей развития ребенка.

Завершил конференцию отец Кирилл с докладом «Проблемы воспитания детей». Он подробно раскрыл само понятие «воспитание» с точки зрения научной, социальной, военной, психологической, педагогической. Были сделаны выводы что православная вера никогда не вступала в конфликт ни с одним из этих определений. «Все, что говорит наука, включено в то, что говорит Православная Церковь».

Подводя итоги конференции участники сделали акцент на том, что дети — это отражение родителей.

«Многочисленные вопросы к докладчикам со стороны слушателей дают повод на дальнейшие встречи по данной тематике», — сказал отец Борис.

6 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

Началась II Церковно-певческая олимпиада для детей и юношества

Детское отделение Московского Синодального хора объявляет о проведении II Церковно-певческой олимпиады для детей и юношества в двух возрастных группах: детской (9-14 лет) и юношеской (15-20 лет). Олимпиада приурочена к 300-летию Московского Синодального хора, которое отмечается в 2021 году.

Олимпиада посвящена развитию интереса к церковно-певческому искусству и проверке знаний по основным направлениям церковно-певческого дела: богослужебному уставу, типам богослужебных песнопений, главным певческим текстам церковного года, истолкованию сложных выражений церковнославянского языка, основам колокольного звона. Она проходит в один тур, дистанционно, на безвозмездной основе, на базе учреждений (воскресных школ, школ церковного пения и т.д.). Призеры будут награждены грамотами.

Расписание мероприятий:

— 29 октября — 19 ноября — сбор заявок на участие;
— 11, 15, 18 ноября — проведение установочных лекций в режиме онлайн. Лекции будут доступны также в записи. Демонстрационная лекция по колокольному звону будет доступна только в записи. Информация о порядке доступа в онлайн-конференцию Zoom будет сообщена всем подавшим заявку на участие;
— 20-30 ноября — проведение олимпиады на местах (день выбирается организацией);
— 15 декабря — объявление результатов на сайтах Московского Синодального хора (http://mossinodhor.ru) и Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения (http://pravpenie.ru).

Дата, время и формат награждения победителей будут определены дополнительно.

Заявки на участие принимаются на электронную почту do_msh@mail.ru по форме: 1) от организаций: название организации с почтовым адресом, список участников (фамилия, имя, возраст), контакты лица, обеспечивающего проведение олимпиады на базе организации; 2) от частных лиц: приход, населенный пункт с адресом, фамилия, имя, возраст участника, контакты родителей или законных представителей, обеспечивающих проведение олимпиады на дому.

Справки по тел. +7 916 273-78-87.

Присланные заявки рассматриваются как согласие родителей (законных представителей) на хранение и использование руководством Детского отделения Московского Синодального хора личных данных участников олимпиады, включая публикацию результатов и фотографий детей с церемоний награждения победителей на общедоступных информационных площадках.

Информационный источник: https://pravpenie.ru/site/article

1 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

МОЛОДЫЕ ПРИХОЖАНЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА СЕМЕНОВСКОЙ СОВЕРШИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО КО СВЯТЫНЯМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

25 августа 2018 года состоялась паломническая поездка прихожан храма Воскресения Христова на Семеновской по святыням Истринского и Волоколамского районов Московской области.

Паломники побывали в Аносином Борисоглебском женском монастыре, где приняли участие в Божественной литургии . Затем они посетили храм св. блгв. кн. Александра Невского на Княжьем озере, где хранятся великие святыни – Торопецкая икона Божией Матери (XII век) и чудотворный список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы (XVII в). Здесь они приложились к святыням и совершили акафистное пение у Торопецкого образа.

Далее  путь  паломников лежал в Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в конце XV века прп. Иосифом Волоцким. В ходе увлекательной экскурсии по обители гости смогли подняться на башню, в которой долгих шесть лет томился святой прп. Максим Грек. Также они посетили церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с. Спирово, где имели возможность искупаться в святом источнике и приложились к образу свт. Николая Чудотворца с частицей его святых мощей.

Программа поездки завершилась для столичных паломников всенощным бдением в Иосифо-Волоцкой обители.

Официальный сайт храма Воскресения Христова на Семеновской: http://nasemenovs.com/

3 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Праздник Жен-Мироносиц в храме Введения

30 апреля, в день Жен-мироносиц, в храме Введения Богородицы во храм в Вешняках была отслужена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства г. Москвы протоиерей Иоанн Ермилов. Ему сослужили: настоятель храма протоиерей Максим Кравченко, иерей Сергий Зеленов и диакон Роман Шелухин.

Вместе с прихожанами храма на Литургии в этот день молились члены клуба байкеров. После Литургии вокруг храма прошёл Крестный ход по Пасхальному чину.

Хоругви и иконы несли участники клуба байкеров. После него отец Иоанн освятил мототехнику, произнёс прочувственное слово о смысле праздника и пригласил всех желающих в храмовый двор, где уже дымилась армейская полевая кухня.

Источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках

30 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up