Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде после Литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде после Литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы

Опубликовано: 27 февраля 2020

Категории: Патриарх

23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу.

Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

Повествование о Страшном суде дает нам полное понимание того, что произойдет в конце человеческой истории, когда люди предстанут пред лицом Божиим. Никакая человеческая хитрость, никакая дипломатия, никакая человеческая власть, будь власть государства, власть денег, власть общественного мнения, никакие газеты, журналы, телевизионные программы не смогут более определять, прав человек или виноват, хороший он или плохой. Ведь любая попытка определить степень вины человека, причислить его к праведникам или грешникам, осуществляемая по законам греховного человеческого общежития, не может явить абсолютную правду, мы должны это твердо усвоить. Когда все в один голос говорят о ком-то, что он плохой, не спешите присоединяться к их мнению других, пока на собственном опыте не убедитесь, что человек действительно плохой. Очень просто не только обидеть человека, но и уничтожить его, сформировав в обществе то или иное о нем представление, нередко абсолютно не соответствующее истине. В таком случае те, кто распространяет ложь, несут ответственность пред Богом и людьми, а когда и мы к ним присоединяемся, повторяя с чужого голоса, а сами не имея личного опыта общения с этим человеком, мы берем на себя грех обличителей, которые очень часто используют молву в своих узкокорыстных целях. Поэтому не следует с легкостью принимать на веру так называемое общественное мнение, которое одних возвышает, а других опускает. Не нужно с легкостью воспринимать все, что мы сегодня встречаем в средствах массовой информации, когда одни вдруг превращаются в героев, а другие становятся нерукопожатными лишь потому, что некий человеческий суд вынес такое суждение. Когда речь идет о личности человека, мы никогда не должны бездумно, нерассудительно следовать мнению других. Лишь когда убедимся сами, на собственном опыте, что тот или иной человек не выполняет своих обещаний, обманывает, представляет себя другим, нежели есть, тогда мы имеем право для себя лично и, может быть, для узкого круга своих близких вынести о нем свое собственное суждение. Да и то с большой осторожностью, дабы не впасть во грех.

Но о чем же пойдет речь на том последнем суде, когда Господь соберет народы от востока до запада, со всего мира? Пойдет ли речь о том, что в нашем обществе является значимым, о чем говорят по телевидению, пишут в газетах? Или о чем-то другом? Сегодняшнее Евангелие говорит: суд будет о другом, суд будет о нравственном состоянии человека. И как важно нам — еще раз хочу подчеркнуть — никогда не повторять слова осуждения, если сами не имеем на то оснований, для того чтобы и нас Господь не осудил на том великом и страшном суде. Не судите, да не судимы будете. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление о том или другом человеке. Если этот человек не являет нам свои положительные черты, мы имеем полное право — без всякого осуждения, дабы не подавать никому повода, — не участвовать в его делах. Не принимать его как друга, но просто отойти от него, оставляя все на суд Божий. Вот это и есть христианский ответ на присутствие зла в человеческом общежитии.

Ну, а что же суд Божий? Суд Божий — благой и совершенный. Господь знает о каждом из нас больше, чем мы сами о себе знаем, и, конечно, гораздо больше, чем мы знаем о других. Поэтому результаты этого суда могут показаться совершенно неожиданными и не соответствовать нашей оценке того или иного человека. Для того чтобы суд Божий не посрамил нашу самонадеянность, нашу гордыню, мы должны еще и еще раз пропустить через разум и сердце великие Божии слова: Аз есмь истина и жизнь. Только Господь как единственная абсолютная Истина имеет возможность по-настоящему судить людей и выносить над ними Свой приговор. Тот самый, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда Он отделит овец от козлищ и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую. И это будет окончательное Божественное слово о каждом, кто когда-то пришел на эту землю и оставил на ней свой след.

Углубляясь в тему суда в преддверии Великого поста, мы должны еще и еще раз переосмыслить свое отношение к людям, раскаяться в том, что порой выносили суд поверхностный, определяемый нашим личным отрицательным отношением к тому или иному человеку. В том, что омрачали свою душу, а может быть, доставляли скорбь другим своим неправедным судом. И если с этой темы начнется наше вхождение в поприще Великого поста, начнется наш подвиг покаяния, то Господь сподобит нас подойти ко дню Светлого Его Воскресения реально освобожденными от многих греховных наслоений, от многих греховных мыслей, слов и действий, которые препятствуют каждому быть ближе к Господу и Спасителю.

Пусть предстоящие дни Святого Великого поста помогут всем нам, мои дорогие владыки, отцы и братья, освободиться от груза греховного, который налипает на человеческом теле, на человеческой душе, подобно тому как налипает грязь на упавшего в нее человека. Да поможет нам Господь освободиться от всякой духовной грязи. Да поможет нам Господь предстать пред Ним с чистой совестью и с искренней верой, уповая на Его милость и любовь, освобождающие нас от греха и наполняющие нашу жизнь великим непреходящим Божественным смыслом. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл:от будущего нашего Отечества и нашей Церкви зависит… будущее мира

20 ноября 2022 года, по завершении Божественной литургии, в трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В заключение Святейший Владыка тепло поблагодарил собравшихся за поздравления и поделился своими мыслями о задачах, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью. 

«Радуюсь тому, что имел возможность помолиться в этот день со своими собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства, встретиться с представителями нашего политикума, нашей общественности», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.

«В первую очередь архиерей, тем более Патриарх, должен молиться о пастве, о народе, о преодолении трудностей, соблазнов, искушений, о будущем нашего Отечества. Может быть, недостаточно, но об этом я молюсь каждый день, потому что понимаю: от будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит, в полном смысле слова, будущее мира, — подчеркнул Предстоятель. — Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времен под властью антихриста».

«Мы все, и в первую очередь архиереи, должны очень хорошо это осознавать Благодарю Бога за ту сплоченность, которая сегодня имеет место в нашем архиерейском сообществе. И очень важно, чтобы все духовенство, весь народ Божий был сегодня сплочен, а для этого слово нашей Церкви должно быть особенно убедительным, — продолжил Святейший Патриарх. — Обращаюсь к вам, дорогие владыки, а вы обратитесь к духовенству своему: сегодня проповедь должна быть яркой, убедительной, поддерживающей лучшие устремления нашего народа. И проповедь наша должна ставить преграду для распространения всего греховного, опасного, что может и народ погубить, и стране нашей нанести большой урон».

«Мы с вами, дорогие владыки и батюшки, несем пред Богом ответственность за сердца человеческие, а стало быть, мы сегодня на передовой. Не отстраняйтесь от этой ответственности — ни от патриотического воспитания, ни от личного участия в окормлении нашего воинства, добровольцев. Мы должны их поддерживать — и словом, и делом, и материально. И мы как Церковь должны принимать участие в борьбе нашего Отечества с мировым злом, с этой проказой, с этим антихристовым движением, могущим погубить и весь мир, и Россию», — сказал, обращаясь к архипастырям и пастырям, Святейший Владыка.

«Поэтому я как Патриарх всех вас призываю к бодрствованию, к умножению сил. Нужно укреплять веру наших людей, вдохновлять воинов, работать с нашей интеллигенцией, со средствами массовой информации, чтобы слово Церкви распространялось и помогало людям и жить, и трудиться, и сражаться за Родину», — констатировал Предстоятель.

«Вспоминая, что слово Божие говорит применительно к пришествию в мир антихриста, мы можем сказать, что сегодня Россия — это удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на наша страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут легкие времена. Нужно мобилизоваться. Каждый должен максимально исполнять свой долг, идти туда, куда мы еще вчера не шли, к тем, с кем еще вчера мы не умели правильно говорить. Сегодня мы должны работать, понимая, что мы — на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны нашего народа и нашей страны», — заявил Святейший Владыка.

«И да поможет всем нам Господь переосмыслить свое поведение, свой уклад жизни, свои привычки. Пойти туда, куда мы, может быть, еще вчера и не думали идти. Пусть Господь помогает всем нам, чтобы совместными силами, вместе со всеми, кто любит Родину, мы могли сегодня встать на защиту Отечества и делать все для того, чтобы обрести победу», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5978803.html

22 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

20 ноября — День рождения Святейшего Патриарха Кирилла

20 ноября 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского.

Предстоятелю Русской Православной Церкви сегодня исполнилось 74 года.

За Литургией Патриарх вознес сугубые молитвы о новопреставленных Святейшем Патриархе Сербском Иринее и митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, скончавшихся сегодня утром.

По окончании Литургии Патриарх совершил литию по почившим Предстоятелю Сербской Православной Церкви и главе Татарстанской митрополии.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5721793.html

20 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки.

16 марта 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Я бы хотел осветить, насколько это возможно в кратком вступительном слове, тему пастырского попечения о студентах, нашей работы в вузах. Эта тема — один из пунктов повестки дня, и я надеюсь, что сегодня мы сможем ее обсудить. Но хотел бы поделиться с вами своими мыслями.

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие из вас посещали западные университеты и знают, что присутствие капеллана — это так же органично, как и присутствие светского профессора. Во многих российских вузах сегодня также создаются домовые церкви и тем самым восстанавливаются дореволюционные традиции.

В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть значение первого храма, открытого при вузе, — церкви святой мученицы Татианы при МГУ. И я хотел бы, чтобы все нас услышали и поняли: это вовсе не клерикальный поход на науку и на высшие учебные заведения, а возрождение той самой традиции, которая существовала в России и сегодня существует во многих странах Европы и Америки.

Но для того чтобы восстановить университетское священство как неотъемлемую органическую часть жизни студентов и преподавателей, нужны значительные усилия. Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям. Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели. Ведь беседы, которые он будет проводить, могут касаться не только духовных тем, но и общекультурного дискурса, который включает, в том числе, научные темы.

Священник должен быть авторитетным участником такого дискурса. Известно, что академическая сфера предполагает особую взыскательность. Благодарю Бога за то, что имел в своей жизни опыт работы в духовной академии, опыт участия в заседаниях Ученого совета при еще живых профессорах дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю, как при полном уважении друг к другу члены корпорации не допускали пустых слов, заявлений, не соответствующих действительности, и могли корректно поправить кого угодно, в том числе ректора. Это был очень важный фактор, если хотите, моего воспитания. Я понимал: если ты публично произносишь слова, ты должен нести за них ответ, потому что всегда может найтись человек, который тебя поправит, скажет, что ты неправ, и докажет твою неправоту.

Собственно говоря, научное сообщество так и функционирует. Ведь что такое защита диссертации? Это и есть разговор о том, насколько заявленная тема раскрыта, насколько сделанные заявления соответствуют истине. Поэтому дискуссии в университетской среде всегда предполагают высокий уровень ответственности, и священник должен соответствовать такого рода взысканиям и ожиданиям.

Служение университетского капеллана немыслимо без свидетельства о вере, но конечно, оно им не ограничивается, ведь молодой человек ищет ответы на острые жизненные вопросы — о призвании, о предназначении, о личностном росте, о любви. Священник должен быть помощником в этом поиске, способным поддержать, явить любовь и внимание. Молодежь внимательна и не прощает лукавства и благочестивого формализма в общении с собой. Надо быть готовым вести честный и открытый диалог. Домовая церковь должна быть местом встречи священника со студентами, преподавателями, профессорами, местом общего духовного возрастания. В стенах храма должна вестись духовническая, пастырская работа, осуществляться диалог, который, несомненно, обогатит обе стороны.

Получение высшего образования — это важнейший этап в формировании личности. Упорный труд, дружба, верность, профессионализм — всё это складывается в пору студенчества. Священник призван поддержать студента, предложить ему ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом. Храмы в вузах — это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви в целом. Для многих это первая ступень к Богу. Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о Православии. Мы должны заботиться о том, чтобы вузовские храмы были очагами любви, нравственными камертонами в университетском пространстве, чтобы благодаря этим храмам стирались стереотипы, в том числе относительно того, что наука и религия находятся в вечном конфликте. Работа капелланов призвана помочь студентам и профессорам отвечать на критические вопросы, которые обращаются в адрес Церкви. Церковь отвечает на них в меру сил, но не всегда наши ответы достигают университетской среды. Поэтому важно, чтобы диалог Церкви и общества осуществлялся и на уровне высших учебных заведений, помогая молодому поколению, будущим ученым, будущей элите нашего общества понять, что делает Церковь сегодня, какова цель ее миссии, что происходит в ее внутренней жизни, — с тем, чтобы люди могли получить внятные, убедительные ответы на вопросы, которые сегодня возникают в сфере церковно-общественных отношений. Считаю, что мы должны обратить очень большое внимание на развитие капелланства в студенческой среде.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

23 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными.

5 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть два ключевых текста к пониманию смысла сегодняшнего дня. Первый: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Этот текст мы слышали сегодня за Божественной литургией, потому что в соответствии с церковным уставом в этот день полагается чтение данного фрагмента Евангелия от Иоанна. А второй принадлежит святому Иоанну Златоусту: «Свойство истины таково, что она возвращается даже тогда, когда против нее восстают многие».

Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской. И вот первый текст, который я привел, — «истина сделает вас свободными». У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь?

Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти.

В чем же тогда их свобода? А свобода их в том, что они оказались сильнее власти, сильнее машины угнетения. У людей, которые их допрашивали, истязали и, наконец, расстреливали, была власть над ними. Они могли лишить их свободы передвижения, но они не могли лишить их свободы мысли, свободы веры и подлинной свободы выбора. И наши великие предшественники, мученики и исповедники Церкви Русской, захороненные здесь, на Бутовском кладбище, явили образец той свободы, о которой Господь говорит словами Евангелия от Иоанна, удивительно созвучными сегодняшнему дню.

Но истина, которую проповедовал Господь, истина, ради которой погибли новомученики Церкви нашей, в том числе захороненные здесь, в Бутове, действительно, по слову Златоуста, имеет свойство возвращаться. Разве могли представить себе те, кто отправлял сюда грузовики с приговоренными к смерти, разве могли подумать те, кто их расстреливал и сбрасывал в ров, что память убиенных будет так торжественно прославляться? Что истина, которую они исповедуют, станет истиной для миллионов людей? Что вера возродится в народе нашем и на этом месте скорби мы будем совершать торжественное молитвенное поминовение их подвига, вспоминать силу их веры, вспоминать их подлинную духовную свободу, которая бросила вызов гонителям, которая возвысила их над историческим моментом и ввела их в вечность как святых и героев духа, исповедников и новомучеников Церкви нашей?

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными. Наверное, это послание о подлинной свободе является одним из самых важных, которые несет миру Церковь Христова. И как же далеко это послание от множества толкований свободы, с которыми человечество сталкивалось на протяжении минувших двух тысячелетий! Как часто борьба за ложно понятую свободу сопровождалась страшными преступлениями, одним из которых стал Бутовский полигон! Как бесконечно далек идеал подлинной свободы от той, что становилась политическим фетишем, лозунгом, способом подчинить себе людей! Господь открывает нам подлинный смысл многого, и, может быть, одна из самых великих и важных истин, которые Он помогает нам понять, касается свободы. Вот и сегодня мы вспоминаем мучеников — борцов за подлинную свободу не только для себя, но и для всех нас, потому что, по слову Златоуста, невозможно ограничить истину, а вместе с истиной и свободу.

Да хранит Господь Церковь нашу! Да хранит Господь Отечество наше, всю историческую Русь! И да укрепляет нас в вере православной, которая способна через подлинную свободу человеческого духа ввести нас в Небесное Божественное Царство, открытое нам через пасхальную тайну Воскресшего Христа. Аминь! Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up