Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде после Литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде после Литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы

Опубликовано: 27 февраля 2020

Категории: Патриарх

23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу.

Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

Повествование о Страшном суде дает нам полное понимание того, что произойдет в конце человеческой истории, когда люди предстанут пред лицом Божиим. Никакая человеческая хитрость, никакая дипломатия, никакая человеческая власть, будь власть государства, власть денег, власть общественного мнения, никакие газеты, журналы, телевизионные программы не смогут более определять, прав человек или виноват, хороший он или плохой. Ведь любая попытка определить степень вины человека, причислить его к праведникам или грешникам, осуществляемая по законам греховного человеческого общежития, не может явить абсолютную правду, мы должны это твердо усвоить. Когда все в один голос говорят о ком-то, что он плохой, не спешите присоединяться к их мнению других, пока на собственном опыте не убедитесь, что человек действительно плохой. Очень просто не только обидеть человека, но и уничтожить его, сформировав в обществе то или иное о нем представление, нередко абсолютно не соответствующее истине. В таком случае те, кто распространяет ложь, несут ответственность пред Богом и людьми, а когда и мы к ним присоединяемся, повторяя с чужого голоса, а сами не имея личного опыта общения с этим человеком, мы берем на себя грех обличителей, которые очень часто используют молву в своих узкокорыстных целях. Поэтому не следует с легкостью принимать на веру так называемое общественное мнение, которое одних возвышает, а других опускает. Не нужно с легкостью воспринимать все, что мы сегодня встречаем в средствах массовой информации, когда одни вдруг превращаются в героев, а другие становятся нерукопожатными лишь потому, что некий человеческий суд вынес такое суждение. Когда речь идет о личности человека, мы никогда не должны бездумно, нерассудительно следовать мнению других. Лишь когда убедимся сами, на собственном опыте, что тот или иной человек не выполняет своих обещаний, обманывает, представляет себя другим, нежели есть, тогда мы имеем право для себя лично и, может быть, для узкого круга своих близких вынести о нем свое собственное суждение. Да и то с большой осторожностью, дабы не впасть во грех.

Но о чем же пойдет речь на том последнем суде, когда Господь соберет народы от востока до запада, со всего мира? Пойдет ли речь о том, что в нашем обществе является значимым, о чем говорят по телевидению, пишут в газетах? Или о чем-то другом? Сегодняшнее Евангелие говорит: суд будет о другом, суд будет о нравственном состоянии человека. И как важно нам — еще раз хочу подчеркнуть — никогда не повторять слова осуждения, если сами не имеем на то оснований, для того чтобы и нас Господь не осудил на том великом и страшном суде. Не судите, да не судимы будете. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление о том или другом человеке. Если этот человек не являет нам свои положительные черты, мы имеем полное право — без всякого осуждения, дабы не подавать никому повода, — не участвовать в его делах. Не принимать его как друга, но просто отойти от него, оставляя все на суд Божий. Вот это и есть христианский ответ на присутствие зла в человеческом общежитии.

Ну, а что же суд Божий? Суд Божий — благой и совершенный. Господь знает о каждом из нас больше, чем мы сами о себе знаем, и, конечно, гораздо больше, чем мы знаем о других. Поэтому результаты этого суда могут показаться совершенно неожиданными и не соответствовать нашей оценке того или иного человека. Для того чтобы суд Божий не посрамил нашу самонадеянность, нашу гордыню, мы должны еще и еще раз пропустить через разум и сердце великие Божии слова: Аз есмь истина и жизнь. Только Господь как единственная абсолютная Истина имеет возможность по-настоящему судить людей и выносить над ними Свой приговор. Тот самый, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда Он отделит овец от козлищ и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую. И это будет окончательное Божественное слово о каждом, кто когда-то пришел на эту землю и оставил на ней свой след.

Углубляясь в тему суда в преддверии Великого поста, мы должны еще и еще раз переосмыслить свое отношение к людям, раскаяться в том, что порой выносили суд поверхностный, определяемый нашим личным отрицательным отношением к тому или иному человеку. В том, что омрачали свою душу, а может быть, доставляли скорбь другим своим неправедным судом. И если с этой темы начнется наше вхождение в поприще Великого поста, начнется наш подвиг покаяния, то Господь сподобит нас подойти ко дню Светлого Его Воскресения реально освобожденными от многих греховных наслоений, от многих греховных мыслей, слов и действий, которые препятствуют каждому быть ближе к Господу и Спасителю.

Пусть предстоящие дни Святого Великого поста помогут всем нам, мои дорогие владыки, отцы и братья, освободиться от груза греховного, который налипает на человеческом теле, на человеческой душе, подобно тому как налипает грязь на упавшего в нее человека. Да поможет нам Господь освободиться от всякой духовной грязи. Да поможет нам Господь предстать пред Ним с чистой совестью и с искренней верой, уповая на Его милость и любовь, освобождающие нас от греха и наполняющие нашу жизнь великим непреходящим Божественным смыслом. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ПОКРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ В ДЕНЬ 20-ЛЕТИЯ ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ

Мы должны научиться правильно воспринимать скорби. Скорбь не должна нас разрушать, не должна надрывать наши силы, — она должна лишь укреплять нашу веру и обострять наше религиозное чувство.

8 марта 2018 года, в день 20-летия обретения честных мощей святой блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие сестры, отцы, братья!

Я хотел бы всех поздравить с замечательным днем, связанным с перенесением мощей святой праведной Матроны Московской с Даниловского кладбища сюда, в эту святую обитель. В этом году исполняется двадцать лет этому судьбоносному событию и пять лет с того времени, когда Священный Синод Русской Православной Церкви летом 2013 года принял решение учредить особый праздник в честь перенесения мощей святой праведной Матроны Московской в Покровский ставропигиальный монастырь.

Всякий раз, когда читаешь о жизни святой праведной Матроны, когда слышишь устные повествования, когда соприкасаешься лицом к лицу с удивительной верой нашего народа в ее цельбоносную помощь, невольно задаешься вопросом, как же получилось, что простая женщина, инвалид, очень ограниченная в своем общении с миром, стяжала такую огромную духовную силу, что уже при жизни к ней обращались многие и многие за советом, за помощью, за молитвой. Множество людей приходило и к могиле на Даниловском кладбище, а после перенесения мощей и прославления святой старицы Матроны Московской ее имя стало особо почитаться во всей Русской Церкви и даже во всем православном мире. Чтобы понять, почему же Господь дал такую благодать Матроне, нужно подумать о том, что совершил Сам Господь Иисус Христос. Он искупил наши грехи, Он стал нашим Спасителем, но для этого Ему Самому нужно было пройти через тяжелейшие страдания, через поругание, через страшную крестную казнь.

И здесь возникает вопрос, который задавали многие мыслители и писатели, тот самый, что находился в центре внимания нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского: что такое человеческое страдание? Мы обычно воспринимаем страдание как некий кошмар, как нечто, чего следует избежать или что нужно немедленно забыть. Соприкасаясь с тяжелыми обстоятельствами жизни, мы порой даже Бога гневим своим ропотом. Но ведь верующий человек, который проходит через страдания, не теряя веры в Бога, действительно становится другим. Если бы в нашей жизни не было череды скорбей, то, наверное, и спасения души бы не было, потому что скорби отрезвляют ум, закаляют волю, укрепляют веру. И если человек воспринимает скорби так, как подобает христианину, то скорбь всегда бывает во спасение.

Матронушка родилась в скорби. У нее не было человеческих радостей. Она не видела лики людей, она не видела голубого неба, она не видела окружающего мира. Невозможно представить, в каком мире, для нас непостижимом, исполненном скорби, она жила, но в ее душе происходило нечто великое, что уже при жизни сделало ее близкой Богу, святой, молитвы которой стали помогать другим людям. Не было бы этих страданий — не было бы Матронушки. Может быть, она бы не была, как ее братья, атеисткой, безбожницей, может быть, она бы сохранила веру, но святой праведной Матроны Московской бы не было. Ведь для того чтобы воссияла такая звезда, нужно было пройти через особую скорбь и особый опыт жизни, который открыл перед ней, никогда не видевшей окружающий мир, видение мира иного. Про таких людей говорят: «Они не верят — они знают». Матрона действительно знала, действительно видела тот мир своими невидящими глазами, и можно себе представить, какой же силы была ее молитва, ведь она обладала не верой, а знанием — знанием Божественного присутствия в человеческой жизни.

Жизнь святой праведной Матроны Московской должна нас многому научить. Мы должны научиться правильно воспринимать скорби. Скорбь не должна нас разрушать, не должна надрывать наши силы, — она должна лишь укреплять нашу веру и обострять наше религиозное чувство. Так и происходит, ведь очень многие, кто стоит сегодня в храме и за его пределами, вряд ли стали бы глубоко верующими, если бы не их собственные скорби, которые им помогла разрешить и преодолеть святая страдалица праведная Матрона Московская.

Пусть же всякий раз, когда Господь проводит нас через трудности, мы будем вспоминать Матрону Московскую, старицу праведную, и дай Бог, чтобы ее пример помогал нам обратить скорбь в духовную силу и внутреннюю радость — радость соприкосновения с горним, высшим миром. Ее молитвами да хранит Господь землю Русскую и всех, кто с верой, надеждой и любовью обращается к ее святому имени. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

11 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ МУРОМА

Потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить.

8 июля 2018 года, в день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня здесь, в городе Муроме, у мощей святых преподобных Петра и Февронии, покровителей семьи, молитвенников о всех тех, кто стремится сохранить любовь и верность в отношениях между супругами, кто хочет устроить свою семейную жизнь, мы совершили торжественную соборную молитву. И, конечно, наша особая молитва к святым была о том, чтобы любовь, которая связывала их до гроба и даже после смерти, продолжала оставаться идеалом современного молодого, и не только молодого, человека.

Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека, навязывает такую практику межличностных отношений, которые разрушают саму способность людей любить друг друга. Но ведь Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Более того, это даже не чувство, это особая реальность, особое состояние человеческой души. Если нет любви — нет жизни; нет любви — нет человеческих отношений; нет любви — нет продолжения рода человеческого. Неслучайно любовь есть определение того, что есть Бог. Потому что Бог — Податель жизни, Творец; и любовь есть творческое начало человеческой жизни и особая сила, подвигающая людей к тому, чтобы становиться лучше.

Наверное, каждый, кто испытал в своем сердце это чувство, особенно в молодые годы, знает, что любовь сопровождается желанием стать лучше. Чувство любви подвигает к тому, чтобы совершать подвиги, получать образование, достигать успеха в профессиональной жизни, с тем чтобы быть достойным любимой или любимого. Любовь — это действительно особая сила, не просто соединяющая людей, но меняющая к лучшему человеческие души и межличностные отношения.

Но хорошо известно, что любовь, которая вспыхивает таким ярким пламенем в молодые годы, когда молодым людям кажется, что они друг без друга жить не могут, в какой-то момент перестает гореть столь же ярко, а иногда просто теплится, да так слабо, что любое дуновение ветра может это пламя погасить, словно от любви ничего и не осталось. Но разве может ничего не остаться от того особенного состояния, через которое человек прошел, любя другого? Конечно же, нет! А почему же так происходит? А потому, что мы сами меняемся. Может быть, мы становимся хуже. Может быть, мы становимся менее возвышенными, более приземленными, более практичными. Из нашей жизни уходит то, что имеет, вероятно, не совсем точное, но всем понятное определение — романтика. Романтика — это когда не только разум, но и сердце; когда не только прагматизм, но и вдохновение. Вот когда все это уходит из жизни человека, то и любовь ослабевает.

В сегодняшнем чтении из Послания к Римлянам (Рим. 12:6-14) святой апостол Павел учит нас: чтобы не произошло с любовью то, о чем мы сейчас говорим, нужно избегать греха и прилепляться к добру. Наверное, многие современные люди никак не могут связать потерю любви с тем, о чем говорит апостол. А он учит: потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Давайте громко об этом скажем на весь мир, на всю страну: от нравственного состояния человека зависит способность любить! И с потерей нравственного чувства, с его искажением человек теряет силы к тому, чтобы любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а в конце концов исчезает…

А если обратиться к произведениям сегодняшней массовой культуры? Кажется, нет ни одного фильма без любви, ведь люди должны как-то воспитывать в себе способность любить другого! Но разве хоть один фильм эту способность в нас развивает? Чаще всего фильмы лишь развивают чувство похоти, развивают нашу способность хитрить, так устраивать свою жизнь, что любовь вроде есть, но если в какой-то момент появляется другой предмет любви, то почему бы любовь не предать, не отказаться от нее? Современная массовая культура не помогает людям любить, а значит, не помогает людям становиться счастливыми. А святой апостол Павел помогает и говорит: «Прилепляйтесь к добру, отстраняйтесь от зла, и тогда будет непоколебимой ваша любовь».

Дай Бог, чтобы в сознании наших современников связь нравственного состояния с человеческим счастьем, способностью любить и сохранять любовь была бы не только осознана, но и прочувствована. Тогда сократится количество разводов, тогда у нас будет меньше абортов, тогда у нас будут крепкие семьи, тогда у нас будет сильный народ и сильная страна. «Отстраняйтесь от греха, — учит апостол Павел, — прилепляйтесь к добру», и все будет — и любовь, и семейное счастье, и благополучие и в доме, и в стране.

Всему этому учит нас сегодняшний день. Удивительно совпало чтение отрывка из Послания апостола Павла к Римлянам с днем празднования памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака, любви, верности; но случайных совпадений не бывает. Через сегодняшнее апостольское послание Господь учит нас тайне любви, помогая понять, что любовь там, где есть стремление человека не творить зло, а прилепляться к добру. Все те, кто хочет жить счастливо, поступайте по этому завету, по этой заповеди великого первоверховного апостола, — как следовали ей святые праведные и преподобные Петр и Феврония, покровители семейного счастья. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

11 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Всякий раз, когда мы прославляем Воскресение Христово, мы исповедуем свою веру. Мы исповедуем веру не только в то, что Христос реально жил, но и в то, что Он воскрес из мертвых; и эта вера передается из поколения в поколение.

8 апреля 2018 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие и многочтимые представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Я благодарю Вас, владыка, за добрые слова, которые Вы произнесли, и представителей молодежи за слова, которые тронули мое сердце. Радуюсь видеть всех вас в таком множестве в Храме Христа Спасителя.

Всякий раз, когда мы прославляем Воскресение Христово, мы исповедуем свою веру. Мы исповедуем веру не только в то, что Христос реально жил, но и в то, что Он воскрес из мертвых; и эта вера передается из поколения в поколение.

Люди, лишенные дара веры, нередко спрашивают верующих: «А как вы можете доказать, что Бог есть?» Но я не представляю себе, чем еще объяснить, что Церковь существует, — зная все то, что произошло после пришествия в мир Спасителя, зная, как распространилась вера Христова по всему миру, несмотря на гонения со стороны разных властей, разных политических и идеологических сил на протяжении двух тысяч лет. Ни одна институция не выдержала такого испытания временем. Может ли быть у этого поразительного по силе и по значению явления ложное начало, человеческая выдумка, человеческий обман? Да никогда! Мы знаем, как народ умеет отличать правду от лжи, как он выносит свой суд политикам, государственным деятелям, международным отношениям, как удивительно точно люди определяют, где правда, а где ложь. Если бы в основе бытия Церкви не лежало Божественное начало, то камня на камне не осталось бы не только от Церкви, но и от всего того, что с ней было в истории связано. Сам факт существования Церкви есть великое свидетельство Божией силы и Божиего присутствия в человеческой истории.

Феномен веры — это совершенно особый феномен, присущий человеку. Но мы знаем, что сегодня вера подвергается большим испытаниям и о некоторых обществах говорят, что в них религиозная вера вообще угасла. Те, кто путешествует по миру, знают, что в некоторых государствах действительно пустеют храмы, в этих зданиях появляются увеселительные заведения, рестораны или их просто сдают как коммерческую недвижимость. Что же это такое? Те, кто отрицает Божественное начало в церковной истории, утверждают, что это кризис веры: не может современный человек верить в Бога! Он так много знает, он столь многое может объяснить с научной точки зрения, что места для Бога больше не существует.

Нет ничего более ложного, чем это утверждение. Действительно, кризис веры сегодня есть, но он связан с другим кризисом — с кризисом человека, с кризисом его нравственной природы. Подверженный многим соблазнам, современный просвещенный человек устремляет свое жизненное целеполагание на достижение того, что очень далеко от веры в Бога, от Божественных истин и от нравственного закона, провозглашенного Богом через Его слово. Поэтому нужно говорить не о кризисе веры, а о кризисе человека, о нравственном кризисе многих людей.

Все то, что мы сегодня наблюдаем во многих странах, удивительно контрастирует с нашей российской реальностью, и не только российской, — в тех странах, где Русская Православная Церковь несет свое служение, мы также видим возрождение веры. Наблюдая, как кафедральный собор в течение всей Страстной седмицы наполнялся людьми, я могу сказать о том, что произошло в Москве за последние девять лет, в течение которых я имею счастье здесь трудиться и служить в сане Патриарха. Как изменился образ молящейся Церкви! Насколько увеличилось количество людей!

Когда мы приступили к строительству новых храмов в Москве, нам говорили: «У вас и старые-то стоят пустыми!» Но вот вчера, в Великую Субботу, в канун Пасхи, по имеющемуся обыкновению я посещал новые приходы, освящал куличи, пасхи, встречался с духовенством, с народом, — какое же огромное количество людей! И священники говорят: «Полны наши храмы, они слишком малы, их не хватает!» И это происходит в столице, в Москве, в XXI веке!

Так почему же, несомненно, укрепляются начала веры в нашем народе? Может быть, потому, что многострадальное Отечество наше — под особым Покровом Божией Матери. Может быть, потому, что уж очень тяжелые исторические страницы перелистывали наши предки, и как много на этих страницах было горя и страданий! Может быть, потому, что мы приобрели совершенно особый исторический опыт. Когда-то все это должно принести свой плод, и сегодня мы видим, как этот плод вызревает.

Я хотел бы принести сердечную благодарность владыкам, нашим священникам, приходским активистам, которые сегодня трудятся в городе Москве. Во многом благодаря вашим трудам сегодня открываются сердца и умы наших современников, которые с радостью воспринимают весть о Христе Воскресшем. Дай Бог, чтобы динамика развития религиозной жизни в нашем Отечестве сохранялась, чтобы, возрастая в вере, мы возрастали духом, становились еще более сильными, еще более сплоченными, способными как народ решать те непростые задачи, которые стоят сегодня перед нами. И я верю, что Господь, приклонив милость к народу нашему и к Церкви нашей, даст нам силы и разумение совершать свое служение, принося Ему плод веры.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи и желаю всем нам укрепляться в вере, совершать все то доброе, что мы должны совершить, основывая свою жизнь на Евангелии, и со смирением и надеждой на Господа идти в будущее. И верим, что Господь приклонит над нами Свою милость. Аминь!

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

14 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля» (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову). Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына — долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека. Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце — это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу — значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия. Господь требует от нас наблюдать пути Его. Наблюдать пути Божии — значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева. Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний. Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом. Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными. Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя — Триединого Бога — роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2017/2018 гг. Москва

17 января 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up