Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Опубликовано: 1 мая 2021

Категории: Новости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передается жизнеутверждающее благовестие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими словами мы исповедуем непоколебимую веру в Того, Кому в Страстную пятницу предстояли у Креста, Кого вкупе с учениками и женами-мироносицами оплакивали, молясь перед Плащаницей. Сегодня же вместе с Ангельским Воинством, являя единство Церкви земной и небесной, торжественно возглашаем: «Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Канон Пасхи, ирмос 4-й песни).

Пасха Господня — ярчайшее свидетельство премудрости Божией и безмерной любви Творца к человеческому роду. Начало истории, как мы знаем, было омрачено духовной трагедией: падением прародителей двери Рая были затворены для людей, а страдания и смерть стали с тех пор неизбежным последствием греховности человека. Но, утратив общение с Богом — Источником жизни, люди не лишились Его благости и любви.

Вместе с тем, как пишет Николай Кавáсила, святой XIV века, «любовь Божия была безмерна, а знака, коим бы выразить ее, не было» (Семь слов о жизни во Христе. Слово VI). Любовь обнаруживает себя в совершении добра ближнему и в готовности добровольно претерпевать за него трудности, стесненность и даже страдания, и Спаситель являет и то, и другое. Воплощением Своим Он обновляет поврежденную грехом человеческую природу, Крестным же подвигом избавляет нас от власти зла. «Так мы получили жизнь во Христе, — заключает преподобный Ефрем Сирин, — Тело Господа вкусили вместо плодов древа… праведною кровью Его омыты от проклятия и чрез надежду воскресения… живем жизнью Его» (Толкование на Четвероевангелие, 21).

Воскресение Спасителя открыло человечеству врата Царствия Небесного и наполнило наше земное бытие непреходящим смыслом. Господь даровал Себя всем верующим в Него как образец добродетели и приобрел нетление, дабы по Его стопам шли и все спасаемые, как пишет о том преподобный Максим Исповедник (Амбигвы, 42). А для этого мы должны уже здесь, на земле, научиться дышать воздухом вечности, совлекаясь ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), устрояя свою жизнь по Евангелию и участвуя в Таинствах Святой Церкви — наследницы великих обетований Божиих.

Вера в Воскресение Спасителя угашает пламя житейских треволнений и позволяет возвыситься над мирской суетой, помогает отвергать соблазны греха и преодолевать различные страхи. В ответ на Божественную любовь мы призваны являть «любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). В ответ на Его милосердие — оказывать милость окружающим нас людям. В ответ на Его попечение — заботиться об устроении общественной жизни в согласии с высокими евангельскими идеалами.

Пасхальное торжество, преодолевая национальные и государственные границы, духовно объединяет миллионы христиан, проживающих в разных странах. Сей многоголосый земной хор вместе с сонмом бесплотных Сил Небесных воздает хвалу Господу Иисусу, за всех пролившему Свою Кровь и живоносною ценою искупившему мир (Октоих. Глас 6, стихиры в субботу утра).

Это благодарение из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие победно звучит по всей земле — звучит несмотря ни на какие искушения, трудности и испытания. Не прекращается оно и сегодня, когда мир страдает от губительного поветрия.

В нынешнее непростое время особенно важно поддержать тех, кто болен и немощен, кто скорбит из-за утраты своих родных и близких, кто лишился средств к существованию, кто не может прийти в храм. Окажем посильную помощь страждущим, не пройдем равнодушно мимо тех, кто нуждается в человеческом участии, внимании и заботе.

Совсем недавно из-за эпидемических мер многие из нас не могли посещать богослужения. Приобретенный нами опыт показал, сколь важно ценить и использовать любую возможность для того, чтобы участвовать в совместной молитве, в богослужениях и святых Таинствах, наипаче же — в Божественной Евхаристии, Которая соединяет нас со Христом и друг с другом.

Дорогие мои, сердечно поздравляю вас с великим праздником Пасхи и желаю вам крепкого здравия и щедрот от Жизнодавца ИисусаМилостивый Господь да сподобит всех нас истее причащатися Ему в невечернем дни Царствия Его и радостно свидетельствовать:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова,

2021 год

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — УРОКИ ПРОТОДИАКОНА НИКОЛАЯ ПОПОВИЧА

В больнице святителя Алексия 12 апреля 2017 года умер от рака мой старый знакомый – отец протодиакон Николай Попович. 

Когда после крещения в 1984 году я пришел в храм на Преображенке и крестивший меня о.Владимир Полетаев благословил помогать в алтаре, то именно отец протодиакон (тогда просто Николай Петрович, старший алтарник) учил меня читать на церковно-славянском, ходить со свечой перед Евангелием и объяснил, что в алтаре, конечно, ближе к Богу, но как на передовой больше опасностей и искушений.

Когда я навещал его в больнице, он, мой бывший учитель, сумел и перед смертью дать мне несколько важных уроков. Об одном из них я и хочу вам рассказать.

Отец Николай очень горячо и восторженно говорил мне о трудах преподобного Иустина (Поповича) (1894 – 1979), его однофамильца – замечательного святого, богослова, жившего в XX веке в Югославии, претерпевшего много страданий от безбожных гонителей. Я тоже очень люблю преп. Иустина, но никогда не читал его толкования на Евангелие от Матфея, которое порекомендовал мне о.Николай. Я купил эту книгу (она, по-моему, еще не выложена в интернете) и открыл для себя замечательное объяснение Преподобным заповедей блаженства.

В своем толковании преп. Иустин основывается на творении свят. Григория Нисского о блаженствах, но не ограничивается его толкованиями и приводит мнения других святых отцов, излагая их замечательным языком, в удивительной поэтической форме. Я так увлекся чтением этой книги, что до сих пор не могу от нее оторваться и перечитываю ее снова и снова.

Я хотел бы поделиться с вами этим сокровищем, помочь узнать о заповедях, без которых невозможно узнать Христа.

Преп. Иустин Попович пишет, что в сравнении с новозаветным благовестием, с евангельскими словами о блаженной радости, все сказанное и написанное людьми «лишь печальное и трагичное горько-вестие.»

«Жизнь – проклятие, пока проживается она во грехе и смерти, то есть воспринимается как диавольская реальность. Но та же самая жизнь становится блаженством, как только начинает она восприниматься как Божественный дар, как Божественная действительность, как Божественная радость. Это происходит, если человек живет Божественными добродетелями, Божественными истинами, о которых Спаситель говорит в блаженствах. Воплощаемые в жизнь, они вытесняют из человека все греховное и смертное, воцаряя в нем добродетель и бессмертие и человек воспринимает и ощущает жизнь как блаженство».

Приобщаясь ко Христу, человек приобщается к другой реальности, светлой и радостной. И в той степени, в какой эта реальность наполняет его душу и сердце, вытесняется и все зло. Зло не уничтожается усилием воли, невозможно самому исправить последствия греха. Как тьму нельзя разогнать руками – нужно зажечь свет, так тьма наших грехов – неисправима и неизбывна, если душу не озарит Божественная благодать.

«Блаженство – это не какая-то далекая небесная реальность. Нет, оно начинается здесь, на земле, как небесная действительность, а затем вечно и бессмертно продолжается в самом Небесном Царстве».

Свят. Иоанн Златоуст пишет, что Свое «… учение Христос излагает не в виде … повелений, а в виде блаженств, делая … проповедь Свою занимательнее и для всех открывая поприще учения. … все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным – нет никакого препятствия к тому, чтобы тебе быть блаженным, если будешь иметь эту добродетель».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

22 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАЛОМНИЧЕСТВО НОВОКОСИНСКОГО ЛЕКТОРИЯ В СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Во второй главе Евангелия от Луки мы читаем, как старательно и терпеливо, с любовью и духовной жаждой люди в новозаветное время шли из разных уголков Палестины на праздник Пасхи в Иерусалимский храм. Ту же ревность видим в исторических хрониках путешествия русских царей «к Троице» — через пять путевых дворцов шли они пешим ходом, несмотря на наличие рядом московских храмов, на поклонение Богу и преподобному Сергию в Троице-Сергиев монастырь – будущую Лавру. Это стремление сродни тому, о котором писал царепророк Давид: «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс. 68.10)!

И сегодня паломничество – благодатное и излюбленное дело многих миллионов православных людей по всему миру. К этому духовному обогащению регулярно прибегают и участники Лектория «Основы православной веры» из храма Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино.

13 октября группа Лектория предприняла паломничество в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Это один из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в XIVвеке в честь избавления Москвы от нашествия Тимура Тамерлана благодаря чудесному и грозному явлению Богородицы завоевателям, предшествуемому славным сретением Владимирской иконы Божьей Матери из Владимира.

Вот как описывает паломничество в обитель Иулиания Зайнутдинова:

«Участники паломничества договорились встретиться у первого вагона метро Новокосино в 10.30. Собрались без опозданий и вскоре оказались на Сретенском бульваре. Здесь начались промыслительные действия. «Случайный» пешеход спросила у нас дорогу, и мы предложили ей присоединиться к нам. Оказалось, что наша новая знакомая приехала из Бреста. Через несколько минут из центра Москвы, с ее суетой и пробками, звуками автомобилей и клаксонов,  мы оказались совершенно в ином – спокойном, тихом, красивом, благодатном – месте, монастыре с более чем 600-летней историей! Оказалось, что здесь не только обитель, но и крупнейшее в России издательство православной литературы и одно из ведущих высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви — Сретенская духовная семинария.

Возле нового храма нас встретил очень профессионально подготовленный экскурсовод, один из учащихся духовной семинарии – Иоанн Шевчук. После приветствия и краткого знакомства, он подробно и увлеченно рассказал нам о главных вехах в жизни обители, её святынях и её людях. Экскурсия проходила в старинном храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери и новом соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Вся группа внимательно слушала рассказ нашего гида. Мы узнали, что древний храм основан в 1397 году, в честь Великого Заступничества Пресвятой Богородицы за народ и землю русскую. На месте встречи иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» и основали обитель.

В Сретенском соборе мы смогли увидеть уникальные фрески XVIIIвека, чудотворные иконы Божьей Матери, одну из которых подарил батюшка Иоанн (Крестьянкин), уникальную икону «Снятие пятой печати», где изображены члены царской семьи (написана по благословению еп. Тихона (Шевкунова) ещё до причисления Царственных Мучеников к лику святых). Оказалось, что в 1925 году храм был закрыт и кощунственно превращен в общежитие НКВД. Территория монастыря примыкала к главному зданию ЧК, и на ней велись расстрелы… В память об этих жертвах, в 1995 году у входа в Сретенский монастырь установлен поклонный крест. Там же мы смогли увидеть копию Туринской плащаницы и узнать о ее феномене, который уже много лет изучают учёные со всего света. Приложиться даже к копии такой святыни, содержащей изображение и частицы божественной крови Спасителя, — это особое чувство!

Затем наша экскурсия продолжилась в новом храме Воскресения Христова и всех святых. Храм выстроен в соборном стиле. Это удивительно уютный и одновременно грандиозный, впечатляющий современный храм с редкими иконами и  потрясающими взор монументальными росписями! В нижнем храме архитектурное решение другое, сводчатое. Зелёный цвет различных оттенков служит хорошим фоном для картин на библейские сюжеты, которые нам знакомы по Лекторию. Особое место здесь занимает купель, расположенная ступеньками в полу с итальянской смальтой различных оттенков, созданной специально для храма.

В храме Воскресения Христова и Всех Святых мы приложились к раке с мощами священномученика Илариона (Троицкого). Архиепископ Илларион был одним из последних настоятелей обители перед её закрытием. Сподвижник святого Патриарха Тихона, он встретил свою смерть в сталинских лагерях.

После насыщенной и действительно одухотворённой экскурсии мы посетили уютную трапезную — литературное кафе «Несвятые Святые» с очень вкусным и разнообразным меню. Трапеза ведь на Руси всегда считалась продолжением духовного дела. Прогулялись по территории монастыря, удивились и обрадовались осенним октябрьским розам. Иначе и не могло быть, ведь в своём большинстве участники группы были женщины!..

Расставаться с обителью не хотелось. Не рассказать словами о нашем экскурсоводе, добром, искреннем и замечательном человеке, отличном знатоке истории, который сумел наполнить нас духовной силой, чувством душевного умиротворения, спокойствия и отрешения от суеты большого города! Но ещё больше в душу запало зерно строгости, величия и непреклонного духа Сретенского монастыря – памяти русской истории и обители несвятых святых!»

Хочется верить, что теперь Сретенский монастырь надолго сохранится в памяти участников этой поездки. А до следующего паломничества рядом с ними всегда будет их светлый храм Российских Святых в Новокосине и, конечно, его душевные встречи и лекции по основам веры и Священному Писанию.

17 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

В Метрогородке прошла рабочая встреча с сотрудниками полиции

Настоятель храма в Метрогородке провел рабочую встречу с сотрудниками полиции

3 декабря Ответственный по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Восточного округа столицы, настоятель Патриаршего Подворья при храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке
г. Москвы иерей Михаил Кривошеев по приглашению начальника ОМВД России по району Метрогородок подполковника полиции Тазетдинова Ильгиза Ильдаровича и начальника Отдела кадров подполковника полиции Довбенко Юрия Дмитриевича провел встречу с сотрудниками районного Отдела полиции.

В рамках беседы священнослужитель напомнил о важности сохранения морально-нравственных качеств личности, а также добросовестной жизни по Заповедям Божиим. Отец Михаил отметил, что доблестный образ сотрудника полиции всегда являл собой пример мужества и чести для подрастающего поколения.
Настоятель храма в Метрогородке также отметил важность соработничества Церкви и правоохранительных органов в общем деле укрепления порядка и безопасности, взращивания в сердцах людей любви к Отечеству и его народу.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке

6 декабря 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Москве открылась выставка «Россия в ее иконе…»

25 июня 2022 года в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».

В экспозиции — редкие иконы XV-XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, провинциальные образы XVII столетия, памятники эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы, иконы из старообрядческих регионов, искусство иконописцев Палеха и Мстеры. Большая часть работ будет представлена широкой публике впервые.

Выставка поделена на периоды, которые отражают многообразие русской иконописи, — от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Экспозиция открывается крупной группой икон XV-XVI веков, созданных в художественных столицах тогдашней Руси — Новгороде, Москве, Пскове и в городах среднерусских областей. Среди них выделяется одна из самых древних и впечатляющих икон коллекции — «Распятие» рубежа XV-XVI веков. В 1929-1932 годах икона экспонировалось в Великобритании и США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарем и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз, и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным, но несколько лет назад проданную при советской власти икону удалось обнаружить за рубежом и вернуть в Россию.

Образ из легендарной коллекции московского старообрядца Егора Егорова — «Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские» XVI века. Это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930‑е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна. Теперь и этот памятник находится в России.

Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых. Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых. Одна из них — «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.

Важной частью раздела коллекции, посвященного искусству последней трети XVII — начала XVIII столетия, является серия икон Спаса Нерукотворного, композиционно и стилистически связанных с одноименными образами письма Симона Ушакова.

Основу раздела, включающего памятники второй половины XVIII века, составляют столичные иконы эпохи барокко и рококо. Мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых. На последнюю треть XVIII столетия приходится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья, в частности, Романова-Борисоглебска, а также села Павлово на Оке близ Нижнего Новгорода. Одна из жемчужин этого раздела — икона «Страшный суд». Она была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше двухсот лет.

Произведения середины XIX — первой четверти XX века показывают разнообразие путей сохранения и обновления древней традиции в новых культурных условиях. Одним из самых важных явлений в русском церковном искусстве начала XX столетия стал стиль модерн, способствовавший созданию новой версии живописной иконы и существенно повлиявший на традиционное иконописание. На выставке можно увидеть триптих «Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками» 1910 г. Это икона авторства последнего царского изографа Николая Емельянова. Вероятно, императрица Александра Феодоровна, особо почитавшая Серафимо-Понетаевский образ, подарила эту икону полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Феодоровского собора.

По словам владельца коллекции Игоря Сысолятина, первоначально ее концепция строилась на поздней русской иконе, преимущественно XIX века. Затем собрание расширилось, охватив практически все времена и направления, а также центры иконописания России XV-XX столетий. «Сейчас в моей коллекции более тысячи икон. 320 отобраны для выставки. По ним можно проследить всю историю русской церковной живописи за пять веков, с XV по начало XX века, во всей полноте ее проявлений», — рассказал Игорь Сысолятин.

«Музей русской иконы в Москве — один из первых российских музеев икон на базе частного собрания, — отметил в своем выступлении куратор выставки, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Преображенский. — Для этой выставки были отобраны произведения, которые ранее не выставлялись. Экспозиция икон из собрания Игоря Сысолятина включает наиболее сохранные памятники, несущие достоверную информацию об искусстве эпохи, к которой принадлежат».

Коллекция Игоря Сысолятина — одно из крупнейших частных собраний икон.

Выставка продлится до 1 октября.

Адрес музея: ул. Гончарная, д. 3, стр. 1.

Информационный источник: Пресс-служба Музея русской иконы

27 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up