НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ? — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

Прошел семинар для военнослужащих

В конце августа при активной поддержке прихода прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове прошел духовно-просветительский семинар для военнослужащих военно-политических органов войск национальной гвардии с представителями традиционных религиозных конфессий и взаимодействующих организаций.

В мероприятии приняли участие: настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий сектором по взаимоотношениям с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами иерей Роман Богдасаров; представители Центрального духовного управления мусульман и Буддийской традиционной Сангхи России; ведущие российские специалисты в области религиоведения и противодействия сектантству, представители телеканала «СПАС», военнослужащие Центрального округа войск национальной гвардии.

Участники семинара обсудили актуальные вопросы организации взаимодействия военно-политических подразделений войск национальной гвардии и традиционных религиозных конфессий по вопросам духовно-нравственного воспитания личного состава и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях проведения специальной военной операции.

Особый интерес присутствующих вызвали выступления профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, а также ведущего и военного корреспондента телеканала «СПАС» Андрея Афанасьева.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

6 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ

В ходе Рождественских чтений обсудили церковную помощь зависимым людям

В рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений 25-26 января 2023 года состоялся семинар «Актуальные аспекты трезвенной работы в епархиях», 27 января прошел круглый стол «Утверждение трезвости в современном мире».

Организаторы мероприятий — Координационный центр по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» и Российский государственный социальный университет.

Участниками мероприятий стали более 100 человек из 44 епархий — священнослужители, ученые, представители епархиальных социальных отделов и отделов по трезвенной деятельности, общественных организаций, выпускники онлайн-курса «Школа трезвости». Они обсудили церковную помощь зависимым людям.

Программа семинара включала различные форматы работы: доклады, панельную дискуссию, работу в малых группах по решению проблем и задач — мастермайнд. Это своеобразный мозговой штурм, позволяющий за короткое время рассмотреть проблему с разных сторон, составить план по ее решению.

В ходе семинара руководитель отдела по курированию трезвенной деятельности Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илия Шугаев представил доклад об особенностях современной эпохи и трезвении как христианском жизненном пути. Председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин выступил с докладом о роли общества трезвости в жизни прихода. Председатель правления Московского отделения общественной организации «Общее дело» Олег Моисеев ознакомил слушателей с современными формами никотиносодержащих изделий и интернет-зависимостями.

Круглый стол «Утверждение трезвости в современном мире» прошел в Российском государственном социальном университете. Его предварила Божественная литургия в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В ходе богослужения две семейные пары дали обет трезвости.

На круглом столе прозвучали доклады священнослужителей и ученых на темы профилактики и преодоления различных зависимостей, формирования и развития трезвенных убеждений в условиях современных вызовов. Заведующий кафедрой факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета Владимир Тактаров рассказал о влиянии алкоголя на репродуктивное здоровье семьи. Доцент кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Екатерина Бабушкина и заведующая отделением медико-социальных проблем Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Елена Скворцова представили доклады об особенностях потребления алкоголя подростками и факторах, влияющих на этот процесс. Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Людмила Баранская выступила с докладом «Формирование мотивации к отказу от употребления алкоголя у подростков».

В настоящее время в России действуют более 600 православных организаций и проектов, которые помогают алкоголезависимым и их родственникам преодолеть зависимость. В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Открыта бесплатная церковная служба помощи: по номеру телефона 8 (800) 775-36-26 можно получить информацию о центрах реабилитации, обществах и группах трезвости на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Алкоголезависимые и их родственники также могут получить помощь онлайн или узнать о помощи в регионах на сайте Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение».

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко»«Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VKОКViber, на Youtube-канале. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.

Источник: http://moseparh.ru/v-xode-rozhdestvenskix-chtenij-obsudili-cerkovnuyu-pomoshh-zavisimym-lyudyam.html

1 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

День Сухопутных войск России в храме Преображения Господня на Преображенской пл.

Ежегодно 1 октября на основании указа президента РФ, отмечается День Сухопутных войск России. Поскольку храм Преображения Господня является главным храмом этого рода войск, приход принял самое активное участие в военных торжествах.

Празднование началось 1 октября с Божественной Литургии, которую возглавил настоятель храма протоиерей Борис Потапов в сослужении клира храма.

За Литургией молился личный состав главного штаба Сухопутных войск, офицеры и солдаты Преображенского полка, официальные лица Вооруженных сил РФ, и прихожане храма.

По окончании Божественной Литургии участники богослужения направились к памятнику Воинам — преображенцам для отдания воинских почестей и возложения цветов. Далее на плацу рядом с памятником было представлено дефиле с оружием солдат Преображенского полка и выступление военного оркестра.

2 октября прихожане храма были приглашены в Главный Храм Вооруженных Сил РФ, где проходил второй день праздника. Открывал праздник молебен о воинах, который возглавил протопресвитер Олег Овчаров, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, ему сослужил настоятель нашего храма протоиерей Борис Потапов.

Далее мероприятия продолжились на площади, в программе были: выступление почётного караула Преображенского полка; экскурсия по Главному храму; реконструкция боя времён ВОВ; посещение интерактивно музея-галереи «Дорога памяти».

Храм поразил посетителей своей торжественностью, в нем не покидало чувство единства со всей страной, так как строился храм «всем миром», огромное количество мозаик с ключевыми битвами наших войск, которые благословлялись иконами Божией Матери напомнили, что нашей Державой руководит сама Царица Небесная.

В галерее «Дорога памяти» рассказана подробная история каждого дня Великой Отечественной войны, создана атмосфера событий 1941-1945 годов. Там невозможно не вдохновиться подвигом нашего великого народа.

Это была очень актуальная поездка для всего прихода. Прихожане храма выражают благодарность настоятелю и организаторам этого незабываемого праздника, за возможность прикоснуться к живой истории нашей Родины.

Информационный источник: Храм Преображения Господня на Преображенской площади

6 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ

«СПАС» В ГОСТЯХ У «БЛАГОЧЕСТИЯ»

В праздничный воскресный вечер, 13 января, в здании Воскресной школы храма преподобного Александра Свирского состоялась встреча и знакомство участников молодежного движения «Благочестие» и молодежного движения «Спас» храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово. 

Встречи молодежных объединений храмов викариатство становятся доброй традицией. За чаепитием в дружественной обстановке звучали рождественские песнопения в исполнении хора, авторские стихи. С особенным воодушевлением собравшиеся подпевали молодому гармонисту Ивану Игнатенко, который приехал поддержать праздничную атмосферу на встрече. 
Отец Георгий (руководитель Молодежной организации «Благочестие») представил гостям из Новогиреева небольшой рассказ о деятельности молодежки и мероприятиях за прошедший год — это и поход в Музей Русской Иконы, посещение фортепьянного концерта в музее-усадьбе Царицыно, поездки в Покровский, Новоспасский,Перервинский и другие монастыри города Москвы. Год был насыщен интересными мероприятиями и поездками. В очередной раз вспомнили летнюю поездку в республику Карелия в рамках проекта «Общее дело. Восстановление деревянных храмов Севера» и конечно поговорили о планах на предстоящее лето. 
Участники движения «Спас» ждут с ответным визитом молодежь «Благочестия». 

16 января 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up