Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА СОКОЛИНОЙ ГОРЕ

30 апреля Православная Церковь отмечает обретение мощей прп. Александра Свирского. В этот день приход храма святого преподобного Александра Свирского на Соколиной горе отмечает свой Престольный праздник.

Храмовый (престольный) праздник – это торжественное празднование священного события или святого, в честь которого освящен главный или предельный престол. В храме на Соколиной горе особо чтут своего святого: каждый вторник читают акафист, совершают паломнические поездки к преподобному в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, прославляют дни его памяти.

К престольному празднику прихожане готовились особо —  украсили храм, накануне исповедовалис причастились Святых Христовых Тайн за Божественной Литургией. Обращаясь к прихожанам со словами проповеди настоятель храма, о. Василий поздравил всех с престольным праздником и пожелал всем обрести истинную веру в Христа, так же, как и святой покровитель храма, преподобный Александр Свирский и своими делами свидетельствовать о Христе.

После Божественной Литургии совершилось небольшое чудо. В храм должна была приехать установка для проведения геологических изысканий. В течении недели по дороге сломались и не доехали две машины. Каково было удивление прихожан, когда после окончания Литургии все вышли из храма и увидели стоящую буровую установку. Мастер-бурильщик благополучно пробурил нужные скважины, отметив при этом, что все прошло сравнительно легко и быстро.

13 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

БАТЮШКИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА ОНЛАЙН

Во многих храмах возле церковной лавки можно увидеть ящичек с объявлением: «Здесь можно оставить письмо с вопросом батюшке». Ответы на такие вопросы даются либо по указанным в письме контактным данным, либо на встречах духовенства с приходом. Всё большую популярность в соцсетях набирает формат ответов на вопросы, когда пользующийся некоторой известностью священник в заданное время отвечает на присланные ему онлайн вопросы.

В храме святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве объединили два этих явления — теперь вопросы батюшкам (и отцу настоятелю, протоиерею Алексею Батаногову, в частности), можно задать через сайт храма, а ответ получить в видеоформате. В группе храма в социальной сети опубликовано уже два выпуска ответов на вопросы прихожан, в одном из которых отец Алексей пообещал сделать такие записи регулярными.

18 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ БОЛЕЕ ТРЕХСОТ ЧЕЛОВЕК ОКУНУЛОСЬ В КУПЕЛЬ ХРАМА В НОВОКОСИНО

С 18 по 21 января 2018 г. в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино жители района соприкоснутся с Великим праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа. 

Как всегда были совершены праздничные богослужение и великое освещение вод, все желающие могли набрать домой крещенской воды.

В этом году впервые было организовано крещенское купание на территории храма. В строящемся крестильном храме купель была обшита деревом, сделаны раздевалки и комфортная температура. 
Купель работает с 18 по 21 января. Только в первые часы работы ней искупалось более 300 жителей района. 

20 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. ФЕДОРА УШАКОВА В ПЕРОВЕ

15 октября 2018 г. в храме на Перовской улице престольный праздник — день блаженной кончины святого праведного воина Феодора Ушакова, доблестного адмирала флота Российского, командующего Черноморским флотом, русско-турецкой эскадры в Средиземном море, проявившим себя блестящим военачальником и истинным христианином. 

Он не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Освобожденная им Греция до сих пор почитает его как своего освободителя и национального героя. В сражениях он одерживал верх над значительно превосходящими силами противника, был милостив к пленным, справедлив к подчинённым, заслужил уважение врагов. Свой праведный жизненный путь Феодор Ушаков завершил в молитвах в Санаксарском монастыре, где по сей день пребывают его святые мощи. На иконе, написанной специально для храма, он изображён вместе со Спиридоном Тримифунтским, мощи которого он нёс на острове Корфу, и Николаем Угодником, мощи которого пребывают в г. Бари, освобожденном Ушаковым от французов.
По случаю престольного праздника Божественную Литургию возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством. Несмотря на будний день храм был переполнен и Владыка, уже по традиции, вышел с Чашей на улицу. После службы владыка благословил общее чаепитие на улице для всех пришедших на службу.

16 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up