Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ В СОКОЛЬНИКАХ

В день Торжества Православия, 25 февраля, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством совершил Божственную Литургию и молебен в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.

26 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

«МЕЧЕВЦЫ» СТАНУТ УЧАСТНИКАМИ ТРЕТЬЕГО СЕЗОНА ИГР КЛУБА «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?» УГРЕШСКОЙ СЕМИНАРИИ

16 сентября состоится открытие третьего сезона игр интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Николо-Угрешской духовной семинарии. Заявку на участие в игре открытия подала команда «Мечёвцы» молодёжного объединения при храме святого праведного Алексия Мечёва в Вешняках.

Эта команда участвовала во многих играх прошлого сезона, дважды принимала игру у себя в Вешняках. Среди участников команды два обладателя главного приза игры — Совы: Екатеринаи Татьяна Ковтун. Участники этой команды проявили себя на играх не только как знатоки, но и как авторы интереснейших вопросов, некоторые из которых попали в тройки лучших вопросов игр прошлого сезона.

Первая игра сезона состоится в воскресенье 16 сентября в Колледже автоматизации и информационных технологий № 20 в 14.00.

К участию приглашаются все желающие. Для участия в игре необходимо собрать команду из шести игроков (допускается дополнительно до трех запасных игроков), заполнить заявку и отправить её личным сообщением господину ведущему или по электронной почте club.chgk.nupds@gmail.com

Торопитесь! Максимальное количество команд, участвующих в игре, – 15.

 

Адрес места проведения игры: город Москва, Щёлковское шоссе, дом 52. Проезд: станция метро «Щёлковская», первый вагон из центра, выход на левую сторону. От метро 150 метров пешком.

Контактные телефоны: +7 999 667 95 78 (свящ. Сергий Шилов), +7 966 358 58 68 (Александра).

5 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Великое освящение храма св. прав. Алексия Московского (Мечёва) в Вешняках

12 июля в 10.00 ч. состоится Божественная Литургия возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

На торжественную Божественную литургию приглашаются все желающие, чтобы разделить радость соборной молитвы!

Адрес храма: Вешняковская ул., вл16

10 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЭКСКУРСИЯ В ХРАМ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ ДЛЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ

Масленичная неделя в этом году для нашего Прихода выдалась гостеприимной. Учащиеся 4 классов школ №368, 1352 и 1598, изучающие модуль Основы православной культуры, пришли в храм в гости на экскурсию. Целью этого посещения было познакомить школьников с историей родного района Гольяново, где самым старым зданием является храм в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких, показать внутреннее и внешнее убранство этого храма.

Экскурсия началась на улице, где школьникам было предложено отправиться в прошлое и попробовать представить себе наш район 350 лет назад во времена правления царя Алексея Михайловича. Ребята рассказали о деревнях Гольяново, Черницыно, Калошино, о речке Сосенке и о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери. Именно с этого события, как свидетельствуют архивные документы, и начинается история сначала деревянного, а потом и каменного Зосимо-Савватиевского храма. Также побеседовали о смысле некоторых русских православных традиций, например, такой как, для мужчины — обнажать, а для женщины – наоборот, покрывать голову перед входом в храм. Рассказ же о том, кто такие святые преподобные Зосима и Савватий Соловецкие начался у их иконы в храме, а продолжился в конференц-зале Приходского дома, где есть возможность показать школьникам фотографии далеких Соловецких островов, где подвизались эти святые.

В трапезной после экскурсии, как это и принято на масленицу, школьников ожидало чаепитие с вкусными и румяными блинами. Выражаем благодарность администрации, преподавателям и родителям школ — всем, кто помог организовать приход школьников в наш храм, а также нашим прихожанам, которые помогли нам радушно принять дорогих гостей.

20 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up