Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛЕБНЫ, БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК И ПРАЗДНИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ — КАК ОТМЕЧАЛИ ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ В ВОСТОЧНОМ ВИКАРИАТСТВЕ

В этом году уже в 73 раз отмечается годовщина Победы во Второй мировой войне. В храмах Восточного викариатства прошёл ряд мероприятий, посвященных Великому празднику.

Во многих храмах в день 9-го мая были отслужены благодарственные молебны и литии о погибших воинах и ушедших к нашему дню ветеранах. После Божественной Литургии добровольцы ветеранов-прихожан храмов.

Молодёжь храма Воскресения Христова на Семеновской приняла участие в шествии Бессмертного полка. «Мы вместе, шагая в одном строю, рядом с друзьями смогли почтить память наших родных, которые своим подвигом дали возможность жить нам, потомкам. Вечная память героям!» – говорят участники шествия. 

В этот день Илиинская молодежь посетила с поздравлением Свято-Спиридоньевскую богадельню и поздравила ее насельников с этим великим праздником. Ребята исполнили для насельников богадельни песни военных лет и прочли стихи. По окончании выступления, молодые люди подарили каждому по красной гвоздике. После посещения богадельни, молодежь приняла участие в традиционной акции «Бессмертный полк». Ребята прошли по центральным улицам Москвы с портретами своих погибших в Великой Отечественной Войне родственников. «Многие из моих родственников принимали участие в Великой Отечественной Войне. Все они ушли добровольцами на фронт. Например, мой двоюродный дедушка по папиной линии, был летчиком Белорусского фронта, он прошел всю войну, и дошел до Берлина. Его портрет я несла на шествии»- рассказала о своих впечатлениях Александра Малярова, регент молодежного хора “Илиинский светоч“.

В храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово организовали праздник на открытом воздухе.Самые маленькие прихожане сценку о военном времени. Затем с песенно-танцевальной программой выступила хореографическая студия «Карусель», прозвучали песни военного времени. 

В выходные, 12 мая, в храме преподобных Зосима и Савватия Соловецких в Гольянове состоялась масштабная встреча с ветеранами – в храм пришло более двадцати участников Великой Отечественной войны. В храм собрались прихожане, многодетные родители и многие жители нашего района, гостей поздравили с Днем Победы настоятель храма священник Роман Богдасаров, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора генерал-лейтенант В.Я. Шатохин и член Императорского Православного Палестинского Общества Г.Г. Гагарин. На концерте выступали с номерами учащиеся приходских школ храма, курсанты Центра гражданско-патриотического воспитания «Рубеж», другие артисты. А в храме Сергия Радонежского в Гольянове прошли концерт и страйкбольная игра.

Традиционно мероприятия посвященные празднику Победы проводятся при храмах Восточного викариатства каждый год.

12 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Храм Зосимы и Савватия посетили учащиеся школы «Ретро»

12 декабря храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове посетили учащиеся школы «Ретро» г. Москвы.

За Божественной Литургией все ученики смогли приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. К подрастающему поколению со словом наставления обратился клирик храма отец Анатолий Стрельников, рассказав о важности внимательной учебы, послушанию родителям и учителям. За Литургией причастились 60 детей.

Позже все направились на трапезу в Приходской дом, где детям были вручены памятные подарки.

Школа «Ретро» создана в 1991 году как частная школа. Упор в обучении делается на всестороннее развитие личности, ориентированное на отечественные исторические идеалы XIX века, поэтому изучается этикет, основы православия, преподаются два иностранных языка, проводятся занятия по хореографии и различным видам спорта.

14 декабря 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЕМЁНОВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ГОРОДЕ ЛЕТОМ: РАСПИСАНИЕ НА ИЮНЬ

Екатеринински молодёжный центр — объединение храма Воскресения Христова на Семеновской — приглашает всех желающих принять участие в выездных встречах всех, кто был вынужден остаться в городе летом.

Предварительное расписание мероприятий на июнь:

 

10 июня (воскресенье), 13:00 — дружеская встреча с подвижными играми, пикник.
Место проведения: музей-заповедник «Измайлово», построенный при первых царях семейства Романовых. Посещение Храма Покрова Пресвятой Богородицы.

24 июня (воскресенье), 14:00 (время примерное, будет сообщено накануне мероприятия):
Пешая экскурсия по парку Борисовские пруды. Посещение Храма Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово. Экскурсию проводит прихожанка Храма в Орехово-Борисово, Светлана.

30 июня (суббота), 19:30 Молодежная велопрогулка по вечерней Москве.
Место встречи: выход из метро Семёновская, возле велопроката.

Продолжает работу еженедельный Евангельский кружок по воскресеньям в 18:00 в помещении Воскресной школы на втором этаже: 3, 10, 17 и 24 июня.

5 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

КЛУБ «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»: ЗНАКОМСТВО С ХРАМАМИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

20 ноября 2018 года в Городском методентре Департамента образования Москвы прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

Обзорную лекцию о храмах Восточного викариатства провёл ответственный за миссионерское служение в Восточном викариатстве г. Москвы, заместитель директора Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия, зав. кафедрой церковной истории Перервинской православной духовной семинарии, кандидат исторических наук Алексей Вячеславович Конопатченков.

Он рассказал о 12 храмах Восточного округа в исторической хронологии, особенностях их архитектуры, исторических личностях, связанных с этими церквями, о почитаемых святынях.

Рассказ Алексея Вячеславовича вызвал у слушателей большой интерес.

21 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up