МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Опубликовано: 3 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

По материалам miloserdie.ru

Открывается набор в Школу церковного пения

Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово открывает набор учащихся в Школу церковного пения Школа Церковного Пения — Песчанский хор ! 

Принимаются все желающие: взрослые без возрастных ограничений (уровень «с нуля» и выше) и дети с 8-ми лет
на занятия:

Церковно-певческий обиход
Хоровое сольфеджио
Постановка голоса
Изучение богослужебного устава
Церковное чтение

А также:
много богослужебной практики на клиросе 
участие в концертах и хоровых фестивалях
участие в мероприятиях Сводного хора Восточного Викариатства!

Руководитель Школы церковного пения —
Резникова Екатерина Петровна
выпускница Московской регентско-певческой семинарии (2004г.) по специальности регент церковного хора, выпускница Государственного музыкально-педагогического института им.М.М. Ипполитова- Иванова (2012г) по специальности Дирижёр академического хора, а также окончила курсы Международного института сертифицированного образования и повышения квалификации по теме «Физиологические,анатомические и акустические аспекты работы с певческим голосом».
С 2008 года — регент правого хора в храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово.
С 2018 — организатор, руководитель и преподаватель Школы церковного пения при храме; руководитель учебного любительского коллектива «Песчанский хор».
С 2021 г. — руководитель Сводного хора Восточного викариатства г.Москвы (состав хора до 60 человек). Сводный состав принимает участие в молодежных мероприятиях и архиерейских богослужениях Восточного викариатства города Москвы.
В 2023, 2024 Сводный хор стал участником I и II Молодежного Форума и Патриаршей Молодежной Литургии в Храме Христа Спасителя.

Запись на прослушивание и вся информация по телефону: 89261172655 Екатерина Петровна (ватсап, телеграм)

30 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Гольяново прошел концерт для прихожан и жителей района

В воскресенье 27 августа в храме священномученика Гермогена в Гольянове после Божественной литургии и молебна перед началом учебного года прошел концерт для прихожан и жителей района.

Супруги Петр и Елена, артисты Московской филармонии, исполнили для слушателей музыкальные классические произведения.

Прозвучали знаменитые произведения Баха, Шуберта, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Дворжака и Сен-Санса.

На территории храма также проводились мастер-классы для детей, благотворительная ярмарка и настольные игры.

Сердечно благодарим Петра и Елену за великолепную возможность приобщится к великой классической музыке, организаторов и участников мероприятия.

Подобное в храме проходит впервые, но, надеемся, что это послужит началом доброй культурной традицией.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма священномученика Гермогена в Гольянове

27 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иногда я в разных аудиториях прошу собравшихся назвать известные им заповеди Божии. Всегда называют заповеди «не убий», «не укради» и другие заповеди из Ветхого Завета, но очень редко вспоминают о заповедях блаженства.

Десять ветхозаветных заповедей – это общие заповеди для всех т.н. традиционных религий, а девять заповедей блаженства из 5 главы Евангелия от Матфея являют совершенную высоту и красоту, для которой создан человек. Эти заповеди поют на каждой воскресной литургии, но мало кто помнит их.

Первая заповедь выражена в очень красивой поэтической форме: «БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ», т.е. блаженны, радостны в наибольшей степени те, кто осознал свою нищету, свое несовершенство; блаженны те, кто добровольно обнищал от всех привязанностей к земному; блаженны те, кто как нищие просят у Бога милости. Наверное, кого-то может возмутить то, что он должен, как нищий просить милости; что он должен осознавать себя несовершенным и недостойным. Хочется быть достойным и хорошим. Но нищие духом, это те, кто познал на своем собственном примере испорченность человеческой природы. Что толку в том, что мы замечаем в себе столько достоинств, но подвластны смерти и иногда смерти внезапной? Что толку в нашей высокой оценке себя, когда мы часто не можем совладать с собой, со своим гневом, со своими плохими мыслями и желаниями?  Осознавшему свою нищету, открывается путь к приобретению духовного богатства; увидевшему свои болезни, дается лекарство для исцеления.

Вот как пишет об этой заповеди преп. Иустин (Попович):

«Нищ духом тот человек, который всем существом ощущает, что его человеческий дух крайне скуден, крайне недостаточен, крайне убог, чтобы мог он жить сам по себе, но что ему всегда необходим Тот, Кто только и богат духом. <…> Это чувство духовной нищеты – начало христианства. Ибо оно непрестанно побуждает человека богатеть в Бога».

«Второе имя нищеты духа – это смирение. Смирение – это источная добродетель и начало всех добродетелей, подобно тому как гордость – источный грех и начало всех грехов.  … без него любая «добродетель» становится пороком.  <…> В области мышления смирение проявляется как смиренномудрие… Смиренномудрие заключается в том, чтобы скромно мыслить, смиренно размышлять, держа свой ум в пределах веры и святости. Смиренномудрие требует от человека долгого и неустанного благодатного упражнения в царствовании над своими мыслями, чувствами, хотениями, настроениями.  Здесь человек любую свою мысль, и чувство, и настроение ограждает огненным поясом смирения, веры и молитвы, чтобы не свернули они, не заблудились в чарующих дебрях греховных похотей и не сорвались бы в притягательные бездны лукавых страстей».

Как часто мы блуждаем в этих «чарующих дебрях», как притягивают нас эти адские бездны, прикрытые лукавым дьяволом и кажущиеся нам местом отдохновения и наслаждения!

Заповеди блаженства – лестница, спущенная с неба. Под руководством святых отцов мы можем восходить по ней и обрести подлинное блаженство; настоящую, нескончаемую радость.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

14 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба прошла в Косино

11 июня в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косине епископ Егорьевский Мефодий совершил Божественную литургию в сослужении клириков:
протоиерея Димитрия Бабьева, настоятеля храмового комплекса Успения Пресвятой Богородицы в Косине; протоиерея Алексея Воробьева, настоятеля храма преподобного Серафима Саровского в Кожухове; протоиерея Михаила Зазвонова, клирика храма мучеников Флора и Лавра (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Зацепе; протоиерея Бориса Токарева, заштатного клирика Восточного викариатства; иерея Феодора Яновского, настоятеля храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косине; иерея Иоанна Паскевича, клирика Храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; иерея Арсения Уланова, клирика храма Преображения Господня в Тушине.

11 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up