23 марта 2023 годах храм всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино организовал и собрал гуманитарную помощь Максатихинской школе-интернату (Тверская область).
Гуманитарная помощь храма составила внушительный объем: одежда (20 мешков), посуда (2 коробки), гель для рук (18 коробок), мука (20 килограммов).
Благодарим всех, кто принял участие в сборе гуманитарной помощи!
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 20 июня посетил в Москве государственный научный центр (ГНЦ) дерматовенерологии и косметологии Минздрава России – ведущий профильный научно-клинический комплекс.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил малое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, находящегося на территории ГНЦ, и встретился с директором медучреждения профессором Анной Кубановой. Храм в научном центре стал 96-м по счету больничным храмом в Москве.
Во время малого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери епископу Пантелеимону сослужили настоятель больничного храма иерей Вячеслав Дробышев и заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности иерей Александр Алешин.
История больничного храма началась в 1901 году, когда в его основание были положены первые камни Преосвященным епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым), Великим князем Сергеем Александровичем и Великой княгиней Елизаветой Федоровной. В советское время он сильно обветшал, и сегодня богослужения могут совершаться только в небольшой выгороженной части храма.
В этот день Святых Христовых Таин причастились около 50 верующих, из них четверо взрослых людей причастились впервые в жизни. Владыка Пантелеимон напутствовал их и призвал общину храма помочь этим людям войти в церковную жизнь, оказав им заботу и попечение.
После службы состоялась рабочая встреча епископа Пантелеимона с директором Центра, академиком РАН, профессором Анной Кубановой. Она рассказала, что в настоящее время ГНЦ помимо своей профильной деятельности уделяет особое внимание проблеме, связанной с новообразованиями кожи, стремясь развивать профилактику и диагностирование онкологических заболеваний на ранней стадии. Кроме того, ГНЦ в настоящее время проходит дополнительное лицензирование для увеличения количества мест в стационаре с 35 до 65 коек.
Для пожилых пациентов, находящихся в Центре, врачи зачастую выполняют и социальную функцию, отметила Анна Кубанова. Также она упомянула об эволюции в лечении лепры, произошедшей в последние 60 лет, и об эффективности современных препаратов, благодаря которым больной перестает быть опасным для окружающих уже через год после начала курса лечения.
Сегодня на территории Москвы в учреждениях здравоохранения действуют 96 храмов и часовен, а также 13 молельных комнат.
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон также является членом Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, сопредседателем Совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения России, членом Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы, заместителем председателя попечительского совета больницы святителя Алексия, настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице Москвы.
27 мая 2018 г. состоялось открытие Молодёжного клуба при храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино. Первая встреча началась с молебна, после которого ребята знакомились и строили планы.
Организацию работы Клуба настоятель храма, протоиерей Михаил Зазвонов, доверил специалистам, имеющим опыт молодёжной работы — клирику храма диакону Антонию Данилову и прихожанке храма Владиславе Гаврилашенко. В теплой атмосфере за чаем с разнообразным угощением собрание проходило в течение 2-х часов. Люди познакомились, высказали пожелания и своё видение работы Клуба. Ведущие провели анкетирование и договорились о создании групп для общения и организационных вопросов в соцсетях.
Всех, кто интересуется православным видением жизни, при этом находящихся в возрасте от 18 до 35 лет, ждут на собраниях клуба, которые проходят в аудитории №1 цокольного этажа храма по воскресеньям в 16:00.
Телефон ответственного за деятельность Клуба диакона Антония: 8-926-14-22-990
2 февраля в Просветительском центре святителя Иоасафа
Белгородского состоялся концерт Виктора и Светланы Золотоног «Переплет дорог
чудесных…»
Виктор – ведущий актер Русского духовного театра «Глас». Он
активно снимается в кино, ведет авторскую передачу «Писатели со всея Руси» на
радио «Глаголь», озвучивает аудиокниги. У Виктора сложился прекрасный
творческий союз с женой Светланой, которая пишет прекрасные стихи и песни, и
сыном Максимом. Они удивили и обрадовали слушателей игрой на гитаре, клавишных,
флейте и даже гуслях.
На концерте прозвучали отрывки из произведений С. Есенина,
Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Пушкина, А. Блока. И конечно же, исполнялись прекрасные
песни на стихи русских классиков и собственного сочинения. Особо хочется
отметить артистичность и обаяние Максима Золотонога, который ничуть не уступает
в профессионализме своим родителям. Зрители единодушно признали его выступление
в песне «Казачья молитва» самым ярким номером вечера.
После выступления Виктор Золотоног записал радиопередачу о
Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского, в которой приняли
участие благочинный Рождественского округа и настоятель храма Казанской
(Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов и
руководители центра Евгений и Татьяна Глуховы.