Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Действия священников при совершении таинств в условиях пандемии

Опубликовано: 16 июня 2020

Категории: Новости

Более 30 человек из различных епархий России и других стран приняли участие в практическом интернет-семинаре, который провел 12 июня 2020 года секретарь Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы, клирик храма благоверного царевича Димитрия при ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова — иерей Михаил Голубков. Он рассказал, как организовано служение больничных священников в Москве, поделился опытом посещения людей, болеющих коронавирусом, разобрал практические случаи и сложности. Вебинар был организован совместно с порталом для священнослужителей «Пастырь».

С просьбой о проведении такого вебинара обратился глава социального отдела Петропавловской епархии протоиерей Виктор Музыкант. В ходе Zoom-совещания XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, которую проводил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению для епархий Дальнего Востока, отец Виктор попросил рассказать о пошаговых действиях священника при совершении таинств и посещении больных с коронавирусом.

Помимо священнослужителей с Камчатки, в вебинаре смогли также принять участие представители других епархий России и Беларуси. Среди участников семинара был и архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, который обратился с приветственным словом.

Отец Михаил Голубков напомнил, что с началом эпидемии в московской Комиссии по больничному служению была сформирована группа священников, подготовленных для окормления больных с COVID-19. Все они проходили специальное обучение и получили инструкции, как действовать, чтобы минимизировать риск заражения и дальнейшего распространения инфекции.

Он подчеркнул, что включение священников в состав таких групп возможно только по их личному согласию.

«Каждое посещение зараженных коронавирусом — это риск, даже с учетом соблюдения всех мер предосторожности и использования средств защиты, — сказал отец Михаил. — Для больничных священников в связи с этим действует то же ограничение, что и в других сферах — тех, кому старше 65 лет и у кого есть хронические заболевания, не подключают к работе с больными».

Со 2 апреля по 15 июня в Москве специальная группа подготовленных священников совершила 384 выезда для совершения таинств к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Наибольшее количество выездов было зафиксировано в течение мая, сейчас наблюдается снижение числа звонков.

Все священники посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. В красную зону (будь то больничная территория или квартира, где живет болеющий человек) священнослужители заходят в такой же защите, что и врачи в медицинских учреждениях: специальный костюм-комбинезон, шапочка, очки, респиратор, две пары перчаток, высокие бахилы. Под костюмом остаются епитрахиль и поручи. Отец Михаил показал в ходе вебинара, как именно следует надевать предметы облачения и средства защиты.

Совместно с эпидемиологами Синодальный отдел по благотворительности выработал специальные правила посещения больных с коронавирусом. В них описаны вопросы подготовки, перенесения и преподания больным Святых Даров. Эти правила детально разъяснил отец Михаил Голубков и дал конкретные практические рекомендации.

Все, что священник вносит в квартиру больного, остается у причащающегося или специальным образом утилизируется после визита. От дома больного до места утилизации все использованные при совершении таинства предметы перевозятся в герметичных пакетах. Защитную одежду утилизируют в больнице как медицинские отходы класса Б.

В Москве за день священник из специальной группы успевает посетить четырех пациентов, но это сложный процесс, отметил отец Михаил. Каждое новое посещение — это новый костюм, новые средства защиты. Для переодевания и подготовки к посещению больных отец Михаил рекомендует приглашать помощника. Правильно надеть средства защиты, не забыть ничего, что понадобится в совершении таинства, подготовить все так, чтобы не перемешать чистые и грязные  — оказавшиеся в красной зоне — вещи и предметы не просто и требует сноровки. Помощники священников также используют защитные средства: специальные халаты, перчатки, маски.

В каждой епархии рекомендуется организовать специальный телефон для вызова священника к больным с коронавирусом, отмечалось в ходе вебинара.

Представители епархий также поделились своим опытом посещения больных коронавирусом. Так, о своей практике рассказал глава Отдела по социальному служению, благотворительности и взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии иеромонах Агафангел (Шкуранков).

В Москве люди, болеющие коронавирусом, а также контактировавшие с больным могут пригласить священника для совершения таинств по круглосуточному телефону Комиссии по больничному служению: +7 (903) 660-30-40.

Запись семинара будет опубликована на портале «Пастырь».

Ранее опыт работы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы в условиях пандемии 4 июня представили в рамках интернет-семинара XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, которая была организована Синодальным отделом по благотворительности для епархий Дальнего Востока.

В условиях эпидемии московская Комиссия по больничному служению и Синодальный отдел по благотворительности также проводят онлайн-беседы священников с теми, кто болеет. Беседы проходят каждые среду и воскресенье в 20.00 и одновременно транслируются в социальных сетях и Youtube-каналах Синодального отдела по благотворительности и телеканала «Спас».

В связи с пандемией более 100 тысяч человек нуждаются в срочной продуктовой помощи в России и других странах. В епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На сайте Милосердие.ru открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды. Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ru, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом «Еда» и суммой пожертвования. Например, «Еда 300».

В России и других странах Церковь оказывает всестороннюю помощь нуждающимся в период карантина, связанного с распространением коронавирусной инфекции. Открыты девяносто шесть горячих линий, действуют  более ста добровольческих служб, почти семь тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи.

Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в последней информационной сводке Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/svyashhennikam-pokazali-kak-poseshhat-covidbolnykh

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ РУКОПОЛОЖИЛ ВО ИЕРЕИ КЛИРИКА ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА СЕРГИЯ ЕВТЕЕВА

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве и возглавил Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Евтеева, клирика храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный г. Москвы, в сан иерея.

Сердечно поздравляем отца Сергия с рукоположением!

12 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

В Москве открылась выставка «Россия в ее иконе…»

25 июня 2022 года в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».

В экспозиции — редкие иконы XV-XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, провинциальные образы XVII столетия, памятники эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы, иконы из старообрядческих регионов, искусство иконописцев Палеха и Мстеры. Большая часть работ будет представлена широкой публике впервые.

Выставка поделена на периоды, которые отражают многообразие русской иконописи, — от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Экспозиция открывается крупной группой икон XV-XVI веков, созданных в художественных столицах тогдашней Руси — Новгороде, Москве, Пскове и в городах среднерусских областей. Среди них выделяется одна из самых древних и впечатляющих икон коллекции — «Распятие» рубежа XV-XVI веков. В 1929-1932 годах икона экспонировалось в Великобритании и США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарем и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз, и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным, но несколько лет назад проданную при советской власти икону удалось обнаружить за рубежом и вернуть в Россию.

Образ из легендарной коллекции московского старообрядца Егора Егорова — «Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские» XVI века. Это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930‑е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна. Теперь и этот памятник находится в России.

Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых. Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых. Одна из них — «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.

Важной частью раздела коллекции, посвященного искусству последней трети XVII — начала XVIII столетия, является серия икон Спаса Нерукотворного, композиционно и стилистически связанных с одноименными образами письма Симона Ушакова.

Основу раздела, включающего памятники второй половины XVIII века, составляют столичные иконы эпохи барокко и рококо. Мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых. На последнюю треть XVIII столетия приходится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья, в частности, Романова-Борисоглебска, а также села Павлово на Оке близ Нижнего Новгорода. Одна из жемчужин этого раздела — икона «Страшный суд». Она была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше двухсот лет.

Произведения середины XIX — первой четверти XX века показывают разнообразие путей сохранения и обновления древней традиции в новых культурных условиях. Одним из самых важных явлений в русском церковном искусстве начала XX столетия стал стиль модерн, способствовавший созданию новой версии живописной иконы и существенно повлиявший на традиционное иконописание. На выставке можно увидеть триптих «Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками» 1910 г. Это икона авторства последнего царского изографа Николая Емельянова. Вероятно, императрица Александра Феодоровна, особо почитавшая Серафимо-Понетаевский образ, подарила эту икону полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Феодоровского собора.

По словам владельца коллекции Игоря Сысолятина, первоначально ее концепция строилась на поздней русской иконе, преимущественно XIX века. Затем собрание расширилось, охватив практически все времена и направления, а также центры иконописания России XV-XX столетий. «Сейчас в моей коллекции более тысячи икон. 320 отобраны для выставки. По ним можно проследить всю историю русской церковной живописи за пять веков, с XV по начало XX века, во всей полноте ее проявлений», — рассказал Игорь Сысолятин.

«Музей русской иконы в Москве — один из первых российских музеев икон на базе частного собрания, — отметил в своем выступлении куратор выставки, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Преображенский. — Для этой выставки были отобраны произведения, которые ранее не выставлялись. Экспозиция икон из собрания Игоря Сысолятина включает наиболее сохранные памятники, несущие достоверную информацию об искусстве эпохи, к которой принадлежат».

Коллекция Игоря Сысолятина — одно из крупнейших частных собраний икон.

Выставка продлится до 1 октября.

Адрес музея: ул. Гончарная, д. 3, стр. 1.

Информационный источник: Пресс-служба Музея русской иконы

27 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Антикафе «12 Узлов»

Православное Антикафе «12 Узлов» находится при строящемся храме св. князя Владимира в Перово.

Приставка «анти» означает, что здесь нет еды, как в обычном кафе. Но есть чай/кофе и сладкие угощения. Можно приходить со своей едой и напитками.

Изначально помещение Антикафе было использовано, как приходской дом. В нем проводились занятия воскресной школы, встречи прихожан и некоторые кружки. Пользование помещением преимущественно носило разовый характер (от мероприятия к мероприятию), а арендную плату приходилось уплачивать в полном объеме.

Тогда Марии, старшей дочери О. Алексея Батаногова пришла идея использовать помещение в формате Антикафе. Это значит, что в рабочие часы Антикафе будет доступно для людей, которые могут придти поработать или позаниматься, провести свой праздник, посетить занятие или придти на мероприятие, которые регулярно проходят здесь. «Антикафе «12 Узлов» — это место, которое открыла семья для людей, близких по духу. Это как будто второй дом, здесь хочется остаться. Посидеть с книжкой в плетёном кресле, завести лёгкую беседу с добрым другом, послушать музыку или поиграть на фортепиано», — сказала Мария.

В Антикафе проходит много занятий, рассчитанных на очень разную аудиторию. Проводятся занятия для совсем маленьких гостей и тех кому постарше. Здесь занимаются английским, играют в шахматы, строят корабли. Также проходят беседы о богослужении, о Евангелии, встречи со священником.

Здесь можно устроить свой праздник. Шумно отметить детский день рождения, встретиться с выпускниками или организовать свой музыкальный вечер. Здесь оживает творчество!
А ещё в Антикафе проходят джазовые и литературные вечера, мастер-классы, концерты и даже спектакли для детей и взрослых.

Самая главная трудность в работе Антикафе — это найти, привлечь людей. «12 Узлов» находятся не в центре и не рядом с метро, а люди должны быть близкими по духу. Конечно, здесь рады всем, но всё-таки антикафе в первую очередь православное.

Это семейное дело — здесь всё пропитано особой заботой, уютом и любовью!

6 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон: как встретить праздник Рождества Христова

Статья епископа Пантелеимона в газете «Известия» — о том, как встретить праздник Рождества

Перед Новым годом я посещал больных коронавирусом в «красных зонах». Поздравлял их и с наступающим Рождеством. Вряд ли они смогут прийти в храм 7 января, даже если их до этого выпишут из больницы. Они должны будут находиться дома на изоляции еще две недели. Я предложил им почитать о Рождестве в интернете, послушать трансляцию или посмотреть рождественскую службу по телевизору.

Надеюсь, что вы, дорогие читатели «Известий», сможете прийти в храм на праздник вместе с детьми, которых особенно призывает к Себе Христос.

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Бог, сказавший эти слова, в Рождество Сам пришел на землю как Младенец.

Каждый год этот Праздник возвращает нас в детство. Каждый год с этим Праздником мы можем начать жизнь заново.

2021 год назад с Рождением Богомладенца Христа на земле началось Новое время. Новый год — для многих самый радостный праздник. Его хорошо праздновать в детстве. Ты веришь в Деда Мороза, тебя радуют недорогие подарки, елочные игрушки кажутся сказочно красивыми. Во взрослой компании на Новый год уже нет той чистоты и ожидания чуда.

Но Рождество Христово — это всегда приобщение к чуду Любви, к чистоте обновленной Богом человеческой природы.

В Рождество мы можем начать новую жизнь, найти новое счастье, обновиться душой. Мы можем заново родиться с Богомладенцем Христом.

Праздник Рождества Христова открывает новый цикл воспоминаний о земной жизни Спасителя. Его жизнь — тайна для современного мира. Узнавшие эту тайну приобщаются к чистой радости детства и к высшей мудрости понимания смысла жизни.

Бог пришел на землю, чтобы прожить трудную человеческую жизнь, исполненную страданий. Он жил среди непонимания, зависти и злобы. Его жизнь была куда труднее, чем для нас — уходящий год. Он прошел через эту жизнь и не удостоился в ее конце благодарности и почета, а принял крестную и позорную смерть.

Но Он воскрес! Воскресение Христово осталось тайной для многих — после Воскресения Он явился только тем, кто верил в Него. Христос оставил Своих учеников, взойдя на Небеса, но не покинул нас. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Господь хочет быть с каждым из нас во все дни нашей жизни.

И Рождество — это предпразднование Его Воскресения, вторая Пасха!

Мы восклицаем в Рождество: «С нами Бог!» — и Он действительно с нами. Он с нами тогда, когда мы верны Его словам, когда стараемся их исполнить.

Он с нами тогда, когда мы приходим в храм, чтобы приобщиться Его Тайнам. Он с нами и тогда, когда мы приходим к больным и несчастным, когда заботимся о нуждающихся.

Бог близок больным и бедным. Те, кому даны здоровье и богатство, должны заботиться о бедных и немощных, чтобы приобщиться ко Христу. Он родился вне домашнего уюта в холодной пещере, кроваткой для Него стала кормушка для скота. И мы в Рождество призваны позаботиться о тех, у кого нет дома, кому голодно, холодно и одиноко, кто болеет и нуждается в утешении.

В Рождестве Христовом соединяются величие и убогость, мудрость и младенческая простота, благолепие и нищета.

Сегодня мы готовимся встретить Христа не в пещере, а в богато украшенных храмах. Но и в этих храмах Он является не в золоте и пышности облачений, а в простоте Хлеба. И каждый храм, как Вифлеем — Дом Хлеба. Не только потому, что так переводится с еврейского название города, где родился Спаситель. Но прежде всего потому, что в храме мы имеем возможность приобщиться Хлебу Жизни, которым Бог стал, придя на землю.

В Рождество мы призываемся прийти и принести Ему дары, подобные тем, которые принесли Ему волхвы. Но вместо смирны мы можем принести смирение, вместо ладана — молитву, вместо золота — любовь.

Для многих был труден и страшен уходящий год. Каким будет год грядущий?

Нельзя забывать, что испытания зачастую попускаются нам для вразумления и исправления. Меня поразила одна женщина в больнице. Она рассказала, как обрела в страдании веру в то, что Бог не попускает ничего, что превысило бы наши силы. Она почувствовала в болезни близость Христа, научилась живой неформальной молитве, осознала свои ошибки и благодарила Бога за помощь.

Праздником Рождества Церковь призывает прожить грядущий год вместе со Христом. Разделить Его унижение, воспринять Его славу и войти в Его радость, превосходящую все удовольствия этой жизни.

Информационный источник: Статья на сайте «Известий»

6 января 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up