Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Патриарха Московского и всея Руси

Опубликовано: 26 февраля 2019

Категории: Новости

26 февраля на заседании Священного Синода было принято решение об избрании заместителя управляющего делами Московской Патриархии, настоятеля храма Илии пророка в Черкизове архимандрита Саввы (Тутунова) викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский» (журнал № 4). 

Место наречения и хиротонии во епископа архимандрита Саввы, за которым сохраняется несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии, оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ ХРАМА ПОМОГ ПОБЕДИТЬ В ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

Четыре ученических проекта, объектом исследования которых стал храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, победили в городской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы – 2018».

Городская исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы — 2018» стартовала в Москве в начале 2018 года. В Олимпиаде принимали участие обучающиеся 1-11-х классов и студенты колледжей. Олимпиада предоставила участникам возможность исследовать историю различных культурных событий, явлений, изменений в жизни города на примере произведений искусства, архитектурных объектов и исторических памятников в культурно-образовательном пространстве Москвы. Задания Олимпиады носили культурологический характер и позволили продемонстрировать умения в области исследовательской деятельности.

15, 16 и 18 мая 2018 года в корпусе общего образования «Лицей «Воробьевы горы» ГБПОУ «Воробьевы горы» состоялось заключительное мероприятие Олимпиады. Школьники с разных концов Москвы приняли участие в очном этапе, представив жюри свои проекты (их было более 500). В те же дни были подведены итоги: в Малом Зале Московского Дворца пионеров состоялось награждение победителей и призеров.

Четверо учащихся начальной школы выбрали объектом своего исследования наш храм и обратились за помощью к сотрудникам. Авторам проектов и их родителям подробно рассказали об истории храма и о той образовательной и социальной деятельности, которую приход ведет в современной жизни. «История Храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев» — такую тему проекта выбрала ученицы 2 класса школы №1078 Пиха Вероника. Первоклассница школы №2033 Юлия Вознесенская вместе со своими родителями изучала и сравнивала архитектуру храмового ансамбля: «Как перекликаются элементы архитектуры здания Воскресной школы при Зосимо-Савватиевском храме c общей архитектурой самого православного храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в Гольянове г. Москвы?». Вероника Гусарова, ученица 3 класса школы №1246, со своей бабушкой заинтересовались вопросом: как храмам даются имена? «Православные храмы востока Москвы: тайна имен. Приоткрывая завесу тайны…» А первоклассники школы №1748 Степан Корякин и Иван Солонин представляли исследование на тему: «Храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев: вчера и сегодня». Ребята доказали свою гипотезу, что храм является центром культурной жизни как в прошлом, так и в настоящем!

Проекты всех учащихся были высоко отмечены жюри, и дети стали победителями этой рейтинговой олимпиады.

Работа, связанная с историей храма, так увлекла и заинтересовала школьников, что они решили не останавливаться на достигнутом. Например, Степан и Иван в следующем учебном году хотят создать в своем школьном музее «Соловецкой школы юнг Северного флота» уголок, посвященный Соловецкому монастырю и чудотворцам, которые оберегали юнг в трудные минуты их жизни.

25 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Из Новокосино в Новый Иерусалим: воспоминания паломницы

Участница Лектория в Новокосино С. Матвеева рассказала о паломничестве в Новоиерусалимский монастырь г. Истры.

В субботу 22 декабря 2018 г. участники православного Лектория по изучению основ Православной веры при храме Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино решились оторваться от суетности повседневной жизни и совершить паломничество на землю Русской Палестины. В Новоиерусалимский монастырь г. Истры. И решились неспроста, ведь Новый Иерусалим — образ Святой Земли, промыслом Божьим созданный под Москвой в ХVIIв. Патриархом Никоном, почти точная её копия в русской миниатюре.

С первого взгляда Новоиерусалимский монастырь поражает своей красотой и благолепием! Все здесь «живет и дышит» Святым Евангелием – от подобия географии до уровня жизни насельников обители. Все напоминает о земной жизни Господа Иисуса Христа, о Его Крестных страданиях и Воскресении из мертвых.

Дорога заняла около двух часов, но с молитвой они пролетели незаметно. Когда взволнованные паломники подъехали к монастырю, то сразу поднялись на холм, символизирующий в Истре библейскую гору Сион, где и открылась взглядам москвичей святая обитель. Они подошли к входным Святым вратам с восточной стороны, как и Христос когда-то в дни земной жизни «сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:5), входил в город Иерусалим. Вспоминая «Вербное Воскресенье» как бы вслед за Господом, вместе с Ним паломники попали на территорию монастыря. Из глубины арочного проема взору открылся величественный Воскресенский собор, символизирующий собой Небесный Иерусалим – град Царства Небесного. Удивительно, но несмотря на сплошные тучи в тот день, во время Божественной Литургии над монастырем было ясное, голубое небо!

У входа в собор группу встретила экскурсовод Наталья Мягкова, и, слушая ее рассказ, паломники начали таинственное и наглядное путешествие в мир Евангелия.

В Воскресенском соборе множество пределов-церквей, каждая из которых посвящена какому-либо Евангельскому событию. Собор обильно украшен изразцами и внутри и снаружи. Даже изображения на изразцах несут в себе определенный христианский смысл. Одно из самых красивых изразцовых изображений — «Неопалимая Купина», напоминающее образ горящего и не сгорающего тернового куста, из которого Бог говорил с Моисеем (Исх. 3: 1-4). Изображение лилии в центре композиции символизирует собой Пресвятую Богородицу, именуемую в церковных песнопениях «цветом неувядаемым».

Первой запомнилась церковь, называемая Темницей и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь вблизи алтаря располагается небольшая часовня, где хранятся Узы Христовы. По церковному преданию, пока готовились «вещи о Распятии» ноги Господа нашего Иисуса Христа были заключены в камне-колодке с двумя отверстиями.

Далее проходим к приделу Написания Титла, освященного в честь святого Лонгина Сотника. По версии древних церковных сказаний, на этом месте в Иерусалиме была обретена незрячей женщиной глава святого, пострадавшего за Христа, а женщина после обретения главы прозрела.

Следуя мимо предела святого Андрея Критского и церкви Разделения риз Спасителя, группа спустилась в подземную церковь обретения Креста Господня. Тихо произнося молитву Иисусову, новокосинцы прошли все 33 ступени церкви, олицетворяющие 33 года земной жизни Спасителя. Это до боли напомнило богослужения страстной седмицы Великого поста и помогло ещё раз воспомянуть искупительные страдания Христовы. В центре иконостаса выделяется изображение Животворящего Креста Господня, которому по бокам предстоят святые равноапостольные Константин и Елена. И это неспроста: как известно, Святая Елена по прибытии в Иерусалим обрела Животворящий Крест на глубине 6 метров. На этой же глубине в Новом Иерусалиме устроен придел священномученика Кириака, ведь именно этот муж, в миру Иуда, житель Иерусалима – по-нашему старожил и хранитель традиций – указал святой Елене на местонахождение Креста (впоследствии стал Патриархом Иерусалимским и затем исповедником). К тому же достоверно известно, что по промыслу Божию, еще в XVII в. рядом с этим приделом забил святой Живоносный источник, из которого и сегодня можно набрать святой воды во здравие души и тела.

Воспоминания крестного пути Спасителя стали ещё ярче и явственнее при подъеме обратно вверх по лестнице. Она со всей отчетливостью рисует Крестный путь Сына Божия. Следуя по Жалостному пути, участники молитвенного шествия взошли на аналог Святой Голгофы. Именно здесь вот уже более трехсот лет, со времен Патриарха Никона, стоит кипарисовый Крест в меру Животворящего Креста Господня (говорят, Святейший владыка любил молиться на Голгофе, поучая все беды и скорби претерпевать с радостью о Христе). Место особенное, скорбное и в тоже время жизнеутверждающее. И как бы подчеркивая значимость Крестной Жертвы Христа, на Царских вратах алтаря изображено не Благовещение, а момент моления Господа о чаше в Гефсиманском саду и утешающий Его Ангел.

Есть в Истре и трогательное подобие Камня миропомазания. Возле него душа во умилении поет тропарь Великой Субботы:

Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20), – восклицает там сердце вместе с апостолом Павлом, устремившись к главной святыне Нового Иерусалима — Гробу Господню, находящемуся внутри белокаменной часовни-Кувуклии. Восхищает удивительная красота ротонды храма и самой Кувуклии! Изображения на изразцах часовни изображают Таинство Святой Евхаристии, а также Воскресение Христово, Святую Его Церковь. Живописная роспись, изображающая Божию Матерь и Святых Апостолов с орудиями своих страданий в руках, как бы говорят: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). Войдя в Кувуклию, попадаешь в придел Ангела, где лежит русский аналог камня, отваленного от Гроба Господня в ночь Христова Воскресения. Склонившись, через узкий проем, участники группы попали в Святую пещеру, где находится погребальное ложе Спасителя. И тотчас вспомнились слова пасхального песнопения:

…воистину и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения!
А выходя из Кувуклии, люди с радостью приветствовали всех словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!», получая в ответ светоностные слова «Воистину Воскресе!».

Группа паломников, конечно же, осталась довольна поездкой!

Русская Палестина, находящаяся в 60 км от нас в г. Истра, — это то место, куда хочется приехать не один раз. Приехать в великопостной скорби и пасхальном ликовании души. Здесь можно через прикосновение к святыням как бы «увидеть» Святое Евангелие – его историю и местоположение его событий, и тем еще больше укрепиться в желании читать, изучать Священное Писание и через слышание Благой Вести укрепляться верой в Господа!

24 декабря 2018
ПОДРОБНЕЕ

ХОР «ПРЕДТЕЧА» СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ФЕСТИВАЛЯ «СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА»

Старший хор «Предтеча» храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском стал лауреатом I-й степени 11 Международного детского пасхального вокально-хорового фестиваля «Светлая седмица». Конкурсные прослушивания проходили 10 апреля в Центральном Доме работников искусств.

Выступление хора состояло из 4 произведений:

  1. Тропарь пасхи Афонского распева;
  2. Песнопение «С нами Бог» напева Соловецкого монастыря;
  3. Хор «Ночка» Сергея Васильевича Рахманинова;
  4. Песня Дунаевского «Весна идет» (солист Борис Басанский).

Всего в конкурсе было более ста участников, в том числе семь коллективов воскресных школ. Гала-концерт фестиваля и церемония награждения проходили в Камерном зале Дома музыки 15 апреля.

Также, в рамках фестиваля, хор стал участником Божественной литургии 13 апреля в храме Христа Спасителя, в составе сводного детского хора участников фестиваля.

Международный Детский Пасхальный вокально-хоровой фестиваль «Светлая седмица» начал свое существование в 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и совместной инициативе Детского вокально-хорового ансамбля «Юность России» и Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г.Москвы.

Фестиваль «Светлая седмица» — творческий социально-миссионерский проект, направленный на содействие возрождению, сохранению и приумножению традиций певческой и духовной культуры православной Руси.

22 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ИКОНЫ ПОБЕДЫ НАД СМЕРТЬЮ

Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано «прослезился Иисус». Марфа и Мария припадают к стопам Христа. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Мы намеренно отвлеклись от этих деталей и выбрали самые лаконичные изображения. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек.

Большинство из скупых на эмоции изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов христианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Мы поместили лишь одну сербскую фреску, в которой фигуры Христа и Лазаря доминируют и отделены от других. Однако традиция лаконичной передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Примером упрощения композиции в позднем церковном искусстве служит известный этюд М.В. Нестерова.
Подготовил материал Аресний ЗАГУЛЯЕВ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб в Риме. III в.
Воскрешение Лазаря
Христос («Добрый пастырь») и две сцены чуда; Чудо изведения источника ап. Петром в Мамертинской темнице и Воскрешение Лазаря. Передняя панель мраморного саркофага. 325-350гг.; Италия; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано 
Воскрешение Лазаря
Реликварий из Брешии, сцены Исцеления слепого и Воскрешения Лазаря, ок. 360 г., слоновая кость, Брешия, Музей Чивико.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Боковая панель мраморного саркофага; Италия. Равенна; IV в.; Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано, стекло, золото. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Мозаика Базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в.; Италия. Равенна
Воскрешение Лазаря
Крещение Господне, Преполовение, Воскрешение Лазаря. Фрагмент золотого обручального кольца; Византия. Константинополь; VII в.; США. Вашингтон, Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks); 2.3 см.; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. ; Византия; XII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта; 4.3 x 9.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости. Надписи по-гречески: Гармония, [вокруг края рамки] Господи, помоги рабам Твоим, Петр(у) и Феодоте , по краям группы: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Инициал Т; Византия; XIII в.; памятник: Евангелиарий (ΑΕΙΒ, χγφ. αρ. 2); 31.5 x 24.5 см.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря; Балканы. Сербия. Печь; XIII в.; Сербия, Косово, Печь Патриаршия. Храм во имя Святых апостолов. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Распятие Христово. Боковые регистры иконы; Византия. Константинополь; XIV в.; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей, резьба по камню. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
М.В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. Этюд

8 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up