Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 4 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого… От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5948093.html

Рождественский концерт художественного коллектива «Время человека»

12 января в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках художественный коллектив «Время человека» представил прихожанам Рождественский концерт. В программе прозвучали колядки, стихотворения в исполнении авторов, добрые советские песни о любви.

Этот коллектив особенный, т.к. его участники — люди, страдавшие различными зависимостями, пережившие тяжёлые жизненные ситуации, но с помощью Бога вернувшиеся к жизни! Поэтому они и назвали свой коллектив «Время человека», в котором отражено глубинное понимание жизни и судьбы человека в этом мире.
Благодарим наших друзей за прекрасный концерт!
С Рождеством Христовым!

15 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 25-ю по Пятидесятнице

29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам, который был сегодня зачитан во время Божественной литургии, мы слышали такие слова: «Умоляю вас, братья, сохранять единство духа в союзе мира» (см. Еф. 4:1-3). Удивительные слова. Апостол не просит — он умоляет сохранять единство духа в союзе мира, то есть говорит о той реальности, которая только и способна по-настоящему соединять людей.

Есть слово, которое будто покрывает призыв апостола Павла устанавливать особые отношения друг с другом, — это слово «единодушие». Иногда оно подменяется словом «единомыслие», но единомыслие — это лишь часть того, что обнимает собой слово «единодушие». Единомыслие предполагает наличие общих мыслей, общих убеждений; единомыслие абсолютно необходимо в жизни, когда людей объединяют общие цели. Например, если те, кто работает над какой-то сложной проблемой, не достигнут единомыслия, то и результата не будет. Единомыслие нужно в научной работе, производственной деятельности, во многих других областях человеческой жизни, где разные люди участвуют в некоем общем процессе, потому что без единомыслия этот процесс невозможен.

Но единодушие — нечто совсем другое. Единодушие есть единство в духе. А что такое дух? Известно, что Бог есть Дух, а всякие другие объяснения понятия «дух» несовершенны — настолько, насколько ограничено человеческое воображение и насколько ограничено человеческое познание. Мы не знаем, что такое дух, потому что мы не знаем, что есть Бог во всей Его полноте; мы знаем о Боге лишь то, что Он Сам о Себе нам говорит. Единодушие, по всей вероятности, без Бога невозможно. Может быть единомыслие, — мы знаем, как уже было сказано, что многое невозможно совершить в человеческой жизни без единомыслия. Но единая душа, общность, которую люди обретают в духовной жизни, — это великий Божий дар.

Именно поэтому апостол призывает нас к единодушию. К сожалению, о важности единодушия мы задумываемся чаще всего лишь в экстремальных условиях, когда, вне зависимости от глубины нашей веры, даже присутствия или отсутствия веры, мы осознаем, что без единодушия не справиться. Вот слова, которые были обращены в начале войны Сталиным в адрес нашего народа, — не «товарищи», не «граждане», а «братья и сестры». Почему он так сказал? Потому что все условности надо было отодвинуть в сторону, ведь речь шла о мобилизации людей на самое святое дело — спасение страны. А там, где братья и сестры, там единая плоть, единый дух, — значит, то был призыв к единодушию, к сплочению, которого трудно достичь человеческими усилиями, но которое есть дар Божий, и, наверное, без него была бы невозможна Великая Победа.

Единодушие есть Божий дар, но мы можем его обрести только тогда, когда мы готовы принять другого человека в общение с собой, когда мы готовы разделить с другим человеком свои мысли, свою жизнь, когда мы готовы делать добро другим людям. Вот тогда и возникает подлинное единодушие, — потому что не может быть единодушия среди тех, чья деятельность направлена на зло. Никакого общего духа, ибо дух есть от Бога, не может быть среди людей, совершающих зло.

Мы знаем, как часто в светской жизни необходима максимальная солидарность, ведь и создание политических партий в конце концов направлено на то, чтобы обеспечить солидарность для достижения поставленных целей. А всем тем, кто занимается созданием неких общностей людей, построенных на солидарности, нужно помнить, что без единодушия никакой солидарности по-настоящему быть не может, а единодушие приходит от Бога.

Может быть, именно от непонимания этого и проистекают многие наши беды — и в прошлом, и в наше время? Когда мы напрягаем силы, чтобы объединить людей для свершения какого-то дела, а единодушия нет? Единодушие там, где Бог, там, где вера, там, где подлинное объединение людей исключительно для достижения блага, — потому что для достижения иных целей единодушие по природе своей невозможно.

Нам всем надо проникнуться замечательными словами, которые мы сегодня слышали, и понять, что единодушие — не только в масштабах страны или больших групп людей, но и в семье, и в монашеских общинах, — достигается тем же самым способом. Не может быть подлинного единодушия без веры, без призывания помощи Божией. Не может быть единодушия без того целеполагания, которое предполагает достижение добра.

Если мы все это почувствуем, если осознаем глубину той мысли, которую сегодня обращает к нам апостол Павел, то многое, что представляется труднодостижимым, в том числе в общении между людьми, станет легкодоступным. И да поможет нам в этом Господь! Вразумленные словами Его апостола, будем совершать свой жизненный путь таким образом, чтобы и в радостях, и в скорбях опираться на то единодушие, которое проистекает от единства духа и направлено исключительно на достижение добра. Аминь».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5726951.html

29 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

ПАЛОМНИЧЕСТВО НОВОКОСИНСКОГО ЛЕКТОРИЯ В СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Во второй главе Евангелия от Луки мы читаем, как старательно и терпеливо, с любовью и духовной жаждой люди в новозаветное время шли из разных уголков Палестины на праздник Пасхи в Иерусалимский храм. Ту же ревность видим в исторических хрониках путешествия русских царей «к Троице» — через пять путевых дворцов шли они пешим ходом, несмотря на наличие рядом московских храмов, на поклонение Богу и преподобному Сергию в Троице-Сергиев монастырь – будущую Лавру. Это стремление сродни тому, о котором писал царепророк Давид: «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс. 68.10)!

И сегодня паломничество – благодатное и излюбленное дело многих миллионов православных людей по всему миру. К этому духовному обогащению регулярно прибегают и участники Лектория «Основы православной веры» из храма Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино.

13 октября группа Лектория предприняла паломничество в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Это один из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в XIVвеке в честь избавления Москвы от нашествия Тимура Тамерлана благодаря чудесному и грозному явлению Богородицы завоевателям, предшествуемому славным сретением Владимирской иконы Божьей Матери из Владимира.

Вот как описывает паломничество в обитель Иулиания Зайнутдинова:

«Участники паломничества договорились встретиться у первого вагона метро Новокосино в 10.30. Собрались без опозданий и вскоре оказались на Сретенском бульваре. Здесь начались промыслительные действия. «Случайный» пешеход спросила у нас дорогу, и мы предложили ей присоединиться к нам. Оказалось, что наша новая знакомая приехала из Бреста. Через несколько минут из центра Москвы, с ее суетой и пробками, звуками автомобилей и клаксонов,  мы оказались совершенно в ином – спокойном, тихом, красивом, благодатном – месте, монастыре с более чем 600-летней историей! Оказалось, что здесь не только обитель, но и крупнейшее в России издательство православной литературы и одно из ведущих высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви — Сретенская духовная семинария.

Возле нового храма нас встретил очень профессионально подготовленный экскурсовод, один из учащихся духовной семинарии – Иоанн Шевчук. После приветствия и краткого знакомства, он подробно и увлеченно рассказал нам о главных вехах в жизни обители, её святынях и её людях. Экскурсия проходила в старинном храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери и новом соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Вся группа внимательно слушала рассказ нашего гида. Мы узнали, что древний храм основан в 1397 году, в честь Великого Заступничества Пресвятой Богородицы за народ и землю русскую. На месте встречи иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» и основали обитель.

В Сретенском соборе мы смогли увидеть уникальные фрески XVIIIвека, чудотворные иконы Божьей Матери, одну из которых подарил батюшка Иоанн (Крестьянкин), уникальную икону «Снятие пятой печати», где изображены члены царской семьи (написана по благословению еп. Тихона (Шевкунова) ещё до причисления Царственных Мучеников к лику святых). Оказалось, что в 1925 году храм был закрыт и кощунственно превращен в общежитие НКВД. Территория монастыря примыкала к главному зданию ЧК, и на ней велись расстрелы… В память об этих жертвах, в 1995 году у входа в Сретенский монастырь установлен поклонный крест. Там же мы смогли увидеть копию Туринской плащаницы и узнать о ее феномене, который уже много лет изучают учёные со всего света. Приложиться даже к копии такой святыни, содержащей изображение и частицы божественной крови Спасителя, — это особое чувство!

Затем наша экскурсия продолжилась в новом храме Воскресения Христова и всех святых. Храм выстроен в соборном стиле. Это удивительно уютный и одновременно грандиозный, впечатляющий современный храм с редкими иконами и  потрясающими взор монументальными росписями! В нижнем храме архитектурное решение другое, сводчатое. Зелёный цвет различных оттенков служит хорошим фоном для картин на библейские сюжеты, которые нам знакомы по Лекторию. Особое место здесь занимает купель, расположенная ступеньками в полу с итальянской смальтой различных оттенков, созданной специально для храма.

В храме Воскресения Христова и Всех Святых мы приложились к раке с мощами священномученика Илариона (Троицкого). Архиепископ Илларион был одним из последних настоятелей обители перед её закрытием. Сподвижник святого Патриарха Тихона, он встретил свою смерть в сталинских лагерях.

После насыщенной и действительно одухотворённой экскурсии мы посетили уютную трапезную — литературное кафе «Несвятые Святые» с очень вкусным и разнообразным меню. Трапеза ведь на Руси всегда считалась продолжением духовного дела. Прогулялись по территории монастыря, удивились и обрадовались осенним октябрьским розам. Иначе и не могло быть, ведь в своём большинстве участники группы были женщины!..

Расставаться с обителью не хотелось. Не рассказать словами о нашем экскурсоводе, добром, искреннем и замечательном человеке, отличном знатоке истории, который сумел наполнить нас духовной силой, чувством душевного умиротворения, спокойствия и отрешения от суеты большого города! Но ещё больше в душу запало зерно строгости, величия и непреклонного духа Сретенского монастыря – памяти русской истории и обители несвятых святых!»

Хочется верить, что теперь Сретенский монастырь надолго сохранится в памяти участников этой поездки. А до следующего паломничества рядом с ними всегда будет их светлый храм Российских Святых в Новокосине и, конечно, его душевные встречи и лекции по основам веры и Священному Писанию.

17 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх Кирилл поздравил сотрудников и подопечных «Ангара спасения»

«Ангар спасения» православной службы «Милосердие» более 10 лет занимается помощью бездомным

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил сотрудников и подопечных «Ангара спасения» с Пасхой.

Сотрудникам и подопечным «Ангара спасения»

Дорогие братья и сёстры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными словами сердечно приветствую вас и от всей души поздравляю со светлым праздником Пасхи.

Вера в Воскресение Господа Иисуса — краеугольный камень христианской жизни. В ней мы черпаем силы и утешение, обретаем надежду, укрепляемся в любви и добре. Однако это удивительное событие — не просто чудесный факт прошлого. Оно имеет непосредственное отношение к каждому человеку, вне зависимости от звания, социального статуса и материального положения.

Спасительная пасхальная весть, которую обращает Церковь ко всему миру, заключается в том, что Сын Божий, пострадав и умерев на Кресте, воистину воскрес, победил грех и смерть. Так проявилась огромная любовь Творца к людям: любовь жертвенная и всепрощающая — любовь, призывающая всех нас к вечной жизни с Господом, чтобы нам называться и быть Его детьми (1 Ин. 3, 1). Помните о том, что каждый человек, каждый из вас — возлюбленное чадо Божие, за которого Он отдал Себя Самого. Пусть радость о Воскресшем Христе всегда согревает ваши сердца, отгоняет страх и уныние, ободряет в скорбях и вдохновляет в добрых начинаниях.

С особой признательностью хотел бы отметить самоотверженные труды работников «Ангара спасения», являющих пример подлинно христианской любви и сострадания, стремящихся словом и делом поддержать тех, кто оказался в тяжёлых обстоятельствах.

Свет великой Божественной любви да озарит каждого из вас и придаст силы на жизненном пути. Ещё раз поздравляю всех с пасхальным торжеством и призываю на вас благословение Воскресшего Господа.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Источник: https://www.diaconia.ru/svyatejshij-patriarkh-kirill-pozdravil-sotrudnikov-i-podopechnykh-angara-spaseniya-s-paskhoj

17 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up