Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 4 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого… От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5948093.html

Состоялся семинар для общественных методистов

Обучающий семинар для общественных методистов по ОРКСЭ от храмов Восточного викариатства — членов жюри Открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» прошел 1 марта в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В состав экспертных комиссий данной Олимпиады вошли священнослужители, миссионеры и катехизаторы, преподаватели Детских воскресных школ.

В этом учебном году почти 300 учащихся общеобразовательных школ ВАО написали работы, в которых исследовали загадки, связанные с историей и культурой храмов.

Перед общественными методистами стоит непростая задача – дать объективную оценку данным исследованиям и определить победителей и призеров.

Среди членов жюри есть как опытные эксперты, не первый год оценивающие детские работы, так и новички, кто впервые приступит к выполнению данного послушания.

 На семинаре экспертов познакомили с требованиями, которые предъявляются к исследованиям, критериями оценки, рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках.

Опытом работы с собравшимися поделились методист по ОРКСЭ Городского методического центра Департамента образования по ВАО И. В. Тихоновский и советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров № 11 Друшлякова Н. А.

  Закончился семинар практической частью: эксперты коллективно обсудили и оценили два исследования, а затем заполнили листы экспертной оценки, получив опыт работы в качестве члена жюри Олимпиады.

Пресс-служба Восточного викариатства

2 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ

«Хоровые просторы» — первый окружной фестиваль

 Детско-юношеский хор храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево под руководством Ольги Сергейчиковой принял участие в фестивале «Хоровые просторы» в КСК Измайлово посвященном Дню славянской письменности и культуры, став лауреатами данного фестиваля.

14 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

На Преображенке прошла встреча с автором фильма

Приход Николая Чудотворца на Преображенском кладбище снова радует нас свежими новостями:

Наталья Смирнова, Святая блаженная Матрона  Анемнясевская, Касимовск, Династия священников Правдолюбовых… Бабочки….

Всё это слилось в одну интересную встречу с талантливой журналисткой, ведущей  программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», Натальей Смирновой, которая 27 января, приехала в центр святителя Филарета при храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, с показом своего фильма  «Тайна блаженной Матроны Анемнясевской» о святой Матроне Анемнясевской, с которой к сожалению не многие знакомы, история которой тронула сердца пришедших на встречу! А ещё были истории, душевные разговоры, улыбки, добрые слова! То, чего так мало в сегодняшнем мире!


Смотрите хорошее чистое, красивое кино, о добре и преданности , о несправедливости которая покрывается Божией любовью и как в сказке заканчивающаяся добром, потому что у Бога по другому быть не может. Кино снято талантливыми людьми автор Наталья Смирнова, оператор
Виталий Пересыпкин!

27 января 2024
ПОДРОБНЕЕ

Малое освящение храма-часовни в честь Феодоровской иконы Божией Матери

29 августа, в день престольного праздника храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, когда Церковь отмечает память перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, совершен чин малого освящения храма-часовни во имя Феодоровской иконы Божией матери и Божественную Литургию в ней возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевкий Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Cлободе; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Службы Патриаршего протокола, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; настоятели и клирики храмов города Москвы.

Настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко отметил, что Феодоровская икона Божией Матери издавна считается покровительницей семьи, и тех, кто имеет желание ее создать. К тому же каждое воскресенье в храме Спаса Нерукотворного образа служится молебен о семье, ее создании и сохранении.

«Тема семьи для нашего прихода является очень актуальной в силу специфики местонахождения — в непосредственной близости от территории больницы. А глядя на то, как строилась часовня в наших непростых финансовых и экономических условиях, думаю, сама Матерь Божия помогает нам в непростом деле храмостроительства. И еще один немаловажный факт: день памяти этого образа приходится именно на 29 августа, то есть на престольный праздник главного храма», — отметил настоятель храма.

Протоиерей Андрей Бондаренко поблагодарил всех и каждого, кто жертвовал на строительство храма-часовни.

«Считаю, что лучшая помощь от прихожан — это осознание храма как своего родного дома. А все мы, как правило, стараемся воплотить у себя дома всё лучшее, с максимальной заботой обо всём, что в нём есть»,  — уверен управляющий приходом.

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Карпов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы. Он заметил, что храм получил еще одну святыню  — храм-часовню, освященную в честь иконы Феодоровской Божьей Матери. Таким образом, у храма появился третий престольный праздник.

«Второй престольный праздник – в честь бессребреников и чудотворцев. И сегодня же совершается память Диомида врача. И совершая сегодня память этих святынь, мы благодарим Господа за то, что Он дал нам их. Как сегодня мы читали в Евангелии от Матфея: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.Мы же с Вами благодарим Господа, что мы видим эти святыни. С праздником, братья и сестры», — поздравил отец Димитрий Карпов.

По окончании Литургии было совершено праздничное молебное пение.

Затем настоятель протоиерей Андрей Бондаренко приветствовал епископа Пантелеимона и преподнес Его Преосвященству в дар архиерейское облачение. В своем обращении к пастве епископ Пантелеимон передал поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником и пожелал помощи Божией.

Епископ Пантелеимон признался, что испытывает к этому храму особые чувства, поскольку, когда приехал сюда впервые, в роддоме при 70-й городской больнице лежала его дочь, и там родилась его внучка.

«Когда Господь призывает нас к Себе, говорит, что он кроток и смерен сердцем. Когда человек не имеет этих добродетелей, вряд ли в его смущенном бурями сердце может отобразиться Христос. Конечно, мы на это надеемся, когда смущаемся помыслами, когда гневаемся, раздражаемся, обижаемся, гордимся, унываем… Но когда мы хотим быть в этой радости Невечернего Света, нам нужно научиться кротости и смирению. Мы не должны бояться трудностей, скорбей, снисходить к слабостям друг друга, терпеть всё, что посылает нам Господь. Мы должны быть по отношению друг к другу такими солнышками. Не солнцем пустыни, а теплым осенним солнышком, которое светит, но не ослепляет. И такое солнце  — это образ Христа.  Дорогие братья и сестры, мы должны помнить эту самую главную заповедь Христа – кротость и смирение. Мы должны этому учиться у Христа, у Божьей Матери, у всех святых» Аминь», — сказал в своей проповеди владыка Пантелеимон.

После богослужения для всех присутствующих была организована праздничная трапеза.

31 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up