Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Велопрогулка в храм Преображения Господня в Богородском

12 сентября 2021 года приходом храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове была организована велопрогулка для воспитанником Воскресной школы с посещением старинного храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы, где клириком храма о. Андреем Тихоновым было проведена экскурсия по храму и воскресной школе.

Под покровительством благоверных князей Даниила Московского, Александра Невского, преподобного Александра Свирского и Константинопольских патриархов, помолившись и получив благословение настоятеля о. Романа Богдасарова, воспитанники Воскресной школы отправились в любимый парк Лосиный остров. Самой маленькой участнице велопрогулки было всего 7 лет. Возглавлял колонну велосипедистов иерей Евгений Бадыло, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

«Целью нашей поездки было не просто прокатиться по дорожкам осеннего парка, мы направлялись в район Москвы Богородское, чтобы узнать историю храма Преображения Господня.«, — сказал отец Евгений.

Когда все участники велопрогулки прибыли в храм, то там уже ожидал клирик храма Преображения Господня в Богородском о. Андрей Тихонов, который с большим интересом начал проводить экскурсию по храму для молодых ребят.

«Деревня Богородское 2 века назад не входила в состав столицы, протекавшая здесь река Яуза тогда имела очень живописные берега, где и расположились дачные участки. Особенно приглянулось Богородское русским художникам и музыкантам. В разные годы в нем подолгу жили П. И. Чайковский, А.П. Бородин, И. И. Шишкин. Дач было «до 200, в оных около 1000 душ православных…означенные дачи находятся от ближайших церквей в довольно дальнем расстоянии,» — так докладывал священник Епархиальному начальству. Так было принято решение о строительстве храма. Как и тогда, в конце XIX века, так и сейчас храм был деревянным, поэтому дважды в нем происходили пожары. Но в несчастьях этих явлены были чудеса, а храм возрождался еще более красивым. Так при первом пожаре, когда выгорело все, чудесным образом остались в целостности и сохранности образы Божией Матери Тихвинской и святителя Николая. Очень запомнился нам эпизод из истории храма, когда во время второго пожара в момент возгорания в храме проходило венчание. Молодым выпало непростое испытание, но священник отец Дмитрий Фролов обряда не прервал и завершил его по всем канонам.», — поделился воспоминаниями о. Андрей Тихонов.

Приложившись к храмовым Святыням, ребята оправились в здание Детской воскресной школы, в нижнем этаже которого расположен интересный музей старинных церковных предметов, которые имеют отношение к Преображенскому храму. 

Участники велопрогулки от всей души благодарят клирика храма Преображения Господня в Богородском иерея Андрея Тихонова за живой, увлекательный, проникнутый глубокой любовью к родному храму рассказ.

Информационный источник: http://hramgolyanovo.ru/veloprogulka-v-bogorodskoe/

18 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Команда МКАД из Восточного округа заняла 3-е место в Первой интеллектуальной викторине

В 27 ноября 2021 года команда МКАД от храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново приняла участие в Первой тематической интеллектуальной викторине среди православных молодежных объединений г. Москвы. Викторина была посвящена 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Всего было двенадцать команд из разных приходов г. Москвы. В итоге команда МКАД из Восточного викариаства храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново заняла почетное 3-место!

От всей души поздравляем наших участников с почетным 3-м местом в Первой исторической викторине среди молодежных объединений г. Москвы.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.

1 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба прошла в Измайлово

11 мая 2025 г. в храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово епископ Егорьевский Мефодий совершил Божественную литургию в сослужении протоиерея Иоанна Ермилова, благочинного Рождественского округа, настоятеля храма; протоиерея Александра Дасаева, благочинного Воскресенского округа; протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, духовника Восточного викариатства; настоятелей храмов Восточного викариатства.

После Божественной литургии был совершен Крестный ход, на котором были освящены мотоциклы прихожан-байкеров.

В завершении богослужения владыка приветствовал всех собравшихся. Протоиерей Иоанн Ермилов поблагодарил владыку Мефодия и преподнес ему пасхальное яйцо.

11 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ

Прошли мероприятия памяти митр.Иоанна (Вендланда)

Духовенство и прихожане храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново приняли участие в мероприятиях памяти митрополита Иоанна (Вендланда).

25 марта 2024 года исполнилось 35 лет со дня кончины митрополита Иоанна (Вендланда). Владыка на протяжении 17 лет управлял Ярославской кафедрой. Именно митрополит Иоанн в 1972 году тайно рукоположил в сан священника Глеба Александровича Каледу, будущего известного всероссийского пастыря протоиерея Глеба. Отец Глеб много лет и до самой кончины Владыки приезжал к нему на исповедь как к своему духовнику.

В памятный день молитвенно почтить память архипастыря в Феодоровском соборе Ярославля, рядом с которым погребен владыка Иоанн, собрались священнослужители и миряне. Панихиду у могилы совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.

За панихидой молился митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново иерей Роман Богдасаров, клирик храма протоиерей Анатолий Стрельников, священнослужители и миряне.

После панихиды в Ярославской духовной семинарии состоялся вечер памяти митрополита Иоанна (Вендланда), в которых также приняло участие духовенство храма Зосимы и Савватия Соловецких. Открыл вечер памяти митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.

На вечере были показаны видео воспоминаний архиепископа Михея (Хархарова) и протоиерея Игоря Мальцева, долгие годы служивших вместе с владыкой Иоанном, и Любови Башировны Шишхановой, народной артистки России. В актовом зале, где проходила встреча, была организована выставка фотографий и личных вещей владыки, бережно хранящихся духовными чадами.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

27 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up