Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

В храме Успения в Вешняках состоялся семинар

21 октября на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках по благословению преосвященного епископа Пантелеимона, викария Святейшего Патриарха, прошел семинар с ответственными за приходское миссионерское служение в Восточном викариатстве. Мероприятие было организовано епархиальной комиссией по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы.

Семинар провели прот. Олег Стеняев – член комиссии и помощник викария по противосектантской работе, и свящ. Димитрий Сериков – ответственный за церковную реабилитацию в Рождественском благочинии г. Москвы.

На семинаре слушатели ознакомились с:

  • задачами по церковной реабилитации в Восточном викариатстве (доклад свящ. Димитрия Серикова);
  • работой комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, в г. Москве (доклад прот. Олега Стеняева);
  • видами неправославных религиозных организаций, действующих в Восточном викариатстве, в том числе на территориях, сопредельных приходу храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (на примере секты неопятидесятников-харизматов) (рассказ свящ. Димитрия Серикова);
  • рекомендациями по поводу того, как разговаривать с людьми других вероисповеданий, доказывающих свою правоту с Библией в руках (на примере секты неопятидесятников-харизматов) (беседа прот. Олега Стеняева);
  • рассказом Бездетнова Игоря Игоревича, бывшего пресвитера Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания России, пресвитера Старокатолической Церкви Московской митрополии, прихода святых апостолов Петра и Павла, ныне прихожанина храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

По ходу семинара и в конце каждого из докладов слушатели задавали много вопросов, что свидетельствует об их  заинтересованности в данной теме и показывает важность и актуальность рассматриваемых проблем.

25 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

День православного волонтера впервые прошел в формате онлайн

4 июля 2020 года впервые в онлайн-формате прошел День православного волонтера. По окончании Божественной литургии добровольцы крупнейшей в России церковной социальной службы «Милосердие» встретились в формате онлайн-конференции на платформе Zoom со своими коллегами из крупнейшей в Европе волонтерской организации «Русская православная диакония в Европе «Доброе дело»».

День православного волонтера проводится в Германии с 2015 года в первую субботу июля. Первоначально планировалось, что он пройдет в Гамбурге, но в условиях пандемии было решено провести его в формате онлайн. В этом году в форуме приняли участие волонтеры из московской службы добровольцев «Милосердие», а также волонтеры из России, Германии, Израиля, Швейцарии, Черногории, Франции и Нидерландов.

Встречу провели председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и руководитель волонтерской организации «Русская православная диакония в Европе «Доброе дело»» Алина Титова.

В Москве встреча проходила на открытом воздухе — в центральном портике, расположенном на втором этаже у входа в храм благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 имени Н.И. Пирогова. Трансляция конференции шла на большом экране.

Пандемия послужила развитию добровольчества в России, отметил епископ Пантелеимон. Как в России, так и за рубежом многие люди активнее стали помогать другим.

По словам руководителя сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по благотворительности диакона Игоря Куликова, за время пандемии коронавируса количество добровольцев в России увеличилось в несколько раз, выросло и количество обращений за помощью в епархиях. По всей России открылась 101 горячая линия для нуждающихся.

О том, как повлияла пандемия на добровольческую помощь в Европе, участникам видеоконференции рассказали Алина Титова и добровольцы из европейских стран.

В Германии отмечают рост количества православных добровольцев. В 26 городах есть группы помощи православной службы «Доброе дело». По словам Алины Титовой, на лечение и поддержку тяжелобольных детей, приезжающих на лечение из русскоязычных стран, при помощи немецких фондов в последние несколько месяцев было затрачено 95 тысяч евро.

Участники видеоконференции рассказали, с какими трудностями столкнулись во время пандемии и как преодолели их, а также о том, чего не хватает для улучшения работы.

Православные добровольцы в Европе покупали для подопечных продукты, отвозили на машине родителей с детьми после лучевой терапии, шили маски, помогали священникам в организации причащения на дому.

Участники встречи обсудили вопросы поддержания мотивации волонтеров и их психологической поддержки.

Видеоконференция включала работу по четырем секциям, посвященным работе волонтеров в группе и роли координатора, помощи в социальных сетях, правовым и практическим аспектам статуса беженца и поддержке психолога.

Алина Титова подвела итоги форума, рассказав, как люди становятся волонтерами в Европе и что должен знать каждый координатор, чтобы организовать группу помощи в своем городе и в своей стране.

Православная волонтерская организация «Доброе дело» была создана в 2012 году. Сегодня она объединяет более 400 добровольцев в 32 городах Германии, а также нескольких городах Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Франции, Англии, Израиля и других стран. Волонтеры ежемесячно поддерживают до 50 тяжелобольных детей, которые приезжают на лечение из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран. Добровольцы организовывают все лечение ребенка — от сбора средств до выписки из клиники. «Доброе дело» сотрудничает с 200 клиниками Европы, преимущественно расположенными в Германии. Одна из главных задач волонтеров — оказать духовную поддержку и помощь людям, которые находятся в чужой стране в трудной ситуации. С 2019 года служба волонтеров «Доброе дело» запустила также новый проект в Черногории — бесплатный реабилитационно-образовательный лагерь «ДоброМоре». Он предназначен для семей с тяжелобольными детьми и детьми, которые перенесли тяжелые заболевания, в том числе онкологические. Стать добровольцем организации «Доброе дело» можно, заполнив анкету на сайте https://www.orthodiakonia.de.

Московская православная служба добровольцев «Милосердие» — один из 26 проектов православной службы «Милосердие» и крупнейшая в России церковная социальная волонтерская организация. В службе добровольцев «Милосердие» более 1500 человек, более 700 новых добровольцев записались в период карантина.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

8 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Отборочный этап VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…»

1 октября 2020 года открывается регистрация для участия в отборочном этапе VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…».

Подробная инструкция, включающая все этапы прохождения регистрации, будет доступна участникам на официальном сайте олимпиады, а также в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте» после 20 сентября.

Помимо сроков регистрации, организационным комитетом олимпиады определены сроки проведения основных ее этапов:

— регистрация участников на сайте олимпиады — с 1 октября по 30 ноября 2020 года;

— отборочный этап — с 1 по 13 декабря 2020 года;

— заключительный этап — с 1 февраля по 5 марта 2021 года.

Как и в предыдущие года в олимпиаде могут принять участие школьники 8-11 классов. Олимпиада проводится по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

С положением и регламентом проведения олимпиады в 2020/21 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете по телефону +7 (495) 626-85-15 или по эл. почте: olimp.rpu@mail.ru.

Олимпиада проводится Российским православным университетом святого Иоанна Богослова при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по взаимодействую с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5690175.html

12 сентября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриарх Кирилл:от будущего нашего Отечества и нашей Церкви зависит… будущее мира

20 ноября 2022 года, по завершении Божественной литургии, в трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В заключение Святейший Владыка тепло поблагодарил собравшихся за поздравления и поделился своими мыслями о задачах, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью. 

«Радуюсь тому, что имел возможность помолиться в этот день со своими собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства, встретиться с представителями нашего политикума, нашей общественности», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.

«В первую очередь архиерей, тем более Патриарх, должен молиться о пастве, о народе, о преодолении трудностей, соблазнов, искушений, о будущем нашего Отечества. Может быть, недостаточно, но об этом я молюсь каждый день, потому что понимаю: от будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит, в полном смысле слова, будущее мира, — подчеркнул Предстоятель. — Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времен под властью антихриста».

«Мы все, и в первую очередь архиереи, должны очень хорошо это осознавать Благодарю Бога за ту сплоченность, которая сегодня имеет место в нашем архиерейском сообществе. И очень важно, чтобы все духовенство, весь народ Божий был сегодня сплочен, а для этого слово нашей Церкви должно быть особенно убедительным, — продолжил Святейший Патриарх. — Обращаюсь к вам, дорогие владыки, а вы обратитесь к духовенству своему: сегодня проповедь должна быть яркой, убедительной, поддерживающей лучшие устремления нашего народа. И проповедь наша должна ставить преграду для распространения всего греховного, опасного, что может и народ погубить, и стране нашей нанести большой урон».

«Мы с вами, дорогие владыки и батюшки, несем пред Богом ответственность за сердца человеческие, а стало быть, мы сегодня на передовой. Не отстраняйтесь от этой ответственности — ни от патриотического воспитания, ни от личного участия в окормлении нашего воинства, добровольцев. Мы должны их поддерживать — и словом, и делом, и материально. И мы как Церковь должны принимать участие в борьбе нашего Отечества с мировым злом, с этой проказой, с этим антихристовым движением, могущим погубить и весь мир, и Россию», — сказал, обращаясь к архипастырям и пастырям, Святейший Владыка.

«Поэтому я как Патриарх всех вас призываю к бодрствованию, к умножению сил. Нужно укреплять веру наших людей, вдохновлять воинов, работать с нашей интеллигенцией, со средствами массовой информации, чтобы слово Церкви распространялось и помогало людям и жить, и трудиться, и сражаться за Родину», — констатировал Предстоятель.

«Вспоминая, что слово Божие говорит применительно к пришествию в мир антихриста, мы можем сказать, что сегодня Россия — это удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на наша страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут легкие времена. Нужно мобилизоваться. Каждый должен максимально исполнять свой долг, идти туда, куда мы еще вчера не шли, к тем, с кем еще вчера мы не умели правильно говорить. Сегодня мы должны работать, понимая, что мы — на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны нашего народа и нашей страны», — заявил Святейший Владыка.

«И да поможет всем нам Господь переосмыслить свое поведение, свой уклад жизни, свои привычки. Пойти туда, куда мы, может быть, еще вчера и не думали идти. Пусть Господь помогает всем нам, чтобы совместными силами, вместе со всеми, кто любит Родину, мы могли сегодня встать на защиту Отечества и делать все для того, чтобы обрести победу», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5978803.html

22 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up