ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ ПАТРИАРШЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ I ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЕЙ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ ПАТРИАРШЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ I ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЕЙ

Опубликовано: 8 июня 2018

Категории: Патриарх

Религиозный опыт включает в себя и эстетическую составляющую. Красота церковного убранства в сочетании с пением создает совершенно особую атмосферу в храме, которая оказывает благотворное воздействие на душу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам I Всероссийской конференции древлехранителей.

Участникам и гостям I Всероссийской конференции древлехранителей

Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников I Всероссийской конференции древлехранителей.

Настоящая встреча объединила священнослужителей и мирян, ответственных за сбережение духовно-культурного наследия нашего народа. Еще десять лет назад понятие «древлехранитель» было знакомо немногим, а сегодня уже можно говорить о том, что системная работа Церкви в области сохранения христианских древностей — это уже активно развивающаяся сфера деятельности.

Вопрос бережного отношения к памятникам церковной культуры, их передачи в должном состоянии грядущим поколениям представляется весьма актуальным, поскольку данное культурное наследие составляет неотъемлемую часть православной традиции. Традиция же, в свою очередь, есть не что иное, как действие Духа Святого в Церкви. И потому, совершая столь высокое служение, вы являетесь в некотором смысле хранителями христианского Предания, запечатленного в храмовой архитектуре, иконописи, произведениях ювелирного искусства и предметах утвари.

Есть и еще один важный аспект вашей деятельности. Очевидно, что религиозный опыт включает в себя и эстетическую составляющую. Красота церковного убранства в сочетании с пением создает совершенно особую атмосферу в храме, которая оказывает благотворное воздействие на душу. Для человека же, впервые переступившего порог храма, это внешнее эстетическое впечатление может быть решающим для дальнейшего жизненного выбора, оно способно побудить его вернуться вновь туда, где красота и истина составляют неразрывное и гармоничное единство.

Призывая на ваши труды благословение Христово, хотел бы пожелать вам крепости сил, бодрости духа и неоскудевающей помощи от Бога — Истинного Источника всякой красоты и совершенства.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Всероссийского Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем мученическую кончину святого Иоанна Предтечи, который был по приказу царя Ирода усечен мечом. Сей день Церковь призывает проводить в строгом посте, поскольку именно невоздержание стало причиной произошедшего трагического события. Роскошная трапеза с обилием вина так изменила сознание правителя, что он решил казнить пророка Божия, которого, будучи в трезвом состоянии, «боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его» (Мк. 6:20).

Дабы мы не потеряли духовной бдительности, Русская Церковь, как любящая мать, установила особый День трезвости, возродив замечательную дореволюционную традицию. Опираясь на Божественное Откровение и огромный святоотеческий опыт, Она неустанно свидетельствует о том, что излишества в пище и невоздержанность в употреблении хмельных напитков не могут иметь добрых последствий, что мы и видим на примере царя Ирода.

Любые смущения и тревоги, заботы и трудности, с какими бы людям ни приходилось сталкиваться в жизни, успешно преодолеваются не с помощью алкоголя и других одурманивающих средств, но крепкой верой и преданием себя воле Создателя. Только так в сердце воцаряются мир и радость, которые позволяют человеку адекватно оценивать все происходящее, делать верные выводы и принимать правильные решения.

Итак, «будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6), дабы жизнь наша протекала во всяком благочестии и чистоте, в чем да поможет нам Милостивый Спаситель по молитвам Своего Предтечи и Крестителя Иоанна.

Информационный источник: http://moseparh.ru/obrashhenie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-po-sluchayu-dnya-trezvosti-6.html

11 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Пятидесятницы

12 июня 2022 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день Святой Троицы, с особым чувством мы совершаем богослужение, Литургию и молимся в пределах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она была основана святым преподобным Сергием в один из тяжелейших моментов отечественной истории, когда Русь разделилась на множество княжеств и каждый из князей, движимый властолюбием, подстрекаемый к тому другими силами, стремился в войне со своими братьями добиться господства над остальными. Страна погрязла в междоусобной брани, племя восстало на племя, город восстал на город, и вот именно в то время, в самый, может быть, опасный момент нашей истории, святой преподобный Сергий и произнес такие слова: воззрением на Святую Троицу препобеждать ненавистную рознь мира сего. И создал эту лавру — конечно, тогда еще не лавру, а маленький монастырь в честь Святой Троицы, нераздельной, неразлучной Троицы.

Тайна Святой Троицы не открыта людям в полной мере. Мы знаем, что Бог един, и одновременно знаем, что три лица Святой Троицы — это Божественная реальность. Мы не знаем и никогда не сможем узнать, как живет Бог в Своей Полноте, абсолютно недоступной для человеческого разума. Но что-то одно нам открылось — а именно то, что законом жизни Бога является любовь. Внутренний закон Божественной жизни — это любовь. А потому, когда Преподобный говорил: воззрением на Троицу препобеждать ненавистную рознь мира, он, конечно, имел в виду препобеждать не мечом, не оружием, не силой, не властью, а тем, что скрепляет Божественную жизнь воедино, что превращает в Единицу Святую Троицу, неразлучную и нераздельную, — любовью. Из праздника Святой Троицы, особенно совершаемого здесь, в обители Преподобного, каждый из нас должен вынести этот дивный урок: рознь препобеждается воззрением на Святую Троицу; а законом бытия Святой Троицы является любовь.

Конечно, кто-то скажет: а как же войны? А как же иные общности людей, которые основаны вовсе не на любви, а на общих интересах? В каких-то случаях это законные объединения людей, и они поощряются государством, но есть ведь и беззаконные, и преступные объединения! Какая же там любовь? Любви нет. А когда люди объединяются без любви, такие объединения не могут быть прочными.

В первую очередь это должны усвоить те, кто вступает в брак: только любовь сохранит ваши отношения. Все то, что привлекает людей, когда они знакомятся или вступают в совместную жизнь, с годами пройдет. И когда пройдет влечение одного человека к другому, обусловленное и возрастом, и определенными силами организма, что сможет удержать людей до гробовой доски? Только любовь!

Особенно те, кто избрал путь служения Церкви, кто считает возможным для себя стать священником, должен помнить: для того чтобы брак был крепким, а через это и пример людям был очевидным, а через это и служение Церкви было благополучным, никакие иные причины, кроме искренней и сердечной любви, не должны связывать тех, кто вступает в брак. Я говорю это именно потому, что здесь присутствуют молодые люди и девушки, которые учатся в стенах лавры. Всякое ведь бывает под влиянием современной массовой культуры, люди, что называется, с тормозов спускают свою волю, и разные обстоятельства влияют на решение о совместной жизни, о браке. Так вот, запомните слова Патриарха: только любовь способна сохранить брак, только любовь способна сохранить единство двух людей! А для того чтобы было так, возгревайте в себе это чувство любовью к ближним. Если же у нас нет любви к ближним, если мы проходим мимо тех, кто страдает, если нам в голову не приходит помочь другим из своих средств, если мы вообще не заботимся о других, — то и с любовью в семье почти наверняка ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва. Нет любви без жертвы. В любви один человек отдает себя другому, что и скрепляет брак до гроба, до самого конца, вне зависимости от того, что происходит с нашей внешностью, с нашим положением, с нашим материальным состоянием. Вот это чувство любви и способно пройти сквозь всю жизнь, соединяя двух в одно.

Пусть Господь всех нас укрепит в том, чтобы сохранить способность любить другого человека. И еще раз хотел бы подчеркнуть, что эту способность можно очень легко протестировать. Спросите себя: а что я делаю для других? Что я делаю доброго? Учусь, работаю, получаю стипендию или зарплату, трачу ее… Честно спросите: а для других что делаю? И если ничего не делаю, то это очень опасный симптом. В таком случае, наверное, и с любовью ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва, это отдача одного человека другому человеку. И это должны хорошо понимать и те, кто вступает в брак, и те, кто живет в браке, и те, у кого семейная жизнь не очень складывается. Тогда подправьте что-то в этой жизни через такое простое дело, как доброе дело для человека, с которым вы живете, и для других людей.

Всеми этими мыслями пронизано сегодняшнее празднование, потому что преподобный Сергий не видел никакой другой силы, которая могла бы преодолеть ненавистную рознь мира сего. Он был проповедником любви. Он призывал к ней наших князей, которые в самое опасное для страны время, находясь под внешней оккупацией, ссорились друг с другом, интриговали, пытались выторговать для себя больше полномочий у иноземной власти и, конечно, ненавидели друг друга, готовые в любой момент столкнуться в братоубийственной схватке. И вот именно из этого места, где мы с вами стоим, была произнесена заповедь: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего, а значит, устроять жизнь в благополучии, мире, спокойствии, любви и счастье.

И да поможет каждому из нас святой преподобный Сергий и словами своими, и служением своим, направленным на спасение Отечества нашего, следовать на нашем жизненном пути его великой заповеди: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5936237.html

14 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день обретения честных мощей прп. Сергия Радонежского

18 июля 2020 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом, в котором поделился размышлениями о том, какие уроки должно извлечь человечество из переживаемой пандемии коронавируса.

Патриаршее служение в день памяти прп Сергия в Троице-Сергиевой лавре

«Мы сегодня в несколько необычной обстановке. В течение жизни каждого из нас, нашего поколения, такой обстановки в день преподобного Сергия, в летнее празднование его памяти, никогда не было, — как и за всю обозримую историю рода человеческого никогда не было того, что сегодня происходит, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. — История знает страшные эпидемии, которые поражали не только отдельные народы или государства, но и целые континенты. Известна чумная эпидемия в Европе, другие эпидемии, которые поражали жителей той или иной страны и даже всего континента, но никогда за всю человеческую историю не было болезни, которую можно по-настоящему назвать пандемией, то есть тем, что распространяется на весь мир».

«Конечно, у разных специалистов есть разные ответы на то, что с нами происходит. Но мы как люди веры должны иметь собственный взгляд на происходящее, — продолжил Святейший Владыка. — Мы знаем: все, что происходит, особенно в глобальном масштабе, попускается Господом, а значит Господь попустил, впервые за всю историю, распространение на весь мир смертельно опасного заболевания, и это произошло как бы на пике человеческого могущества. Ведь никогда не был так силен человек: накоплены огромные знания, на их основе созданы новые технологии, совершенно отличается от всех предыдущих времен устройство человеческого общества. Невероятные достижения человеческого ума привели многих к осознанию или, лучше сказать, к заблуждению относительно полного могущества человека в этом мире».

По словам Его Святейшества, «болезнь человеческой гордыни началась очень давно и постепенно сделалась не только личным духовным недомоганием, но и стала поражать целые цивилизации». «Человек занял в жизни общества и цивилизации то центральное место, которое раньше всегда принадлежало Богу. А почему? А потому что, как сказал классик, «человек — это звучит гордо». Но мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). И греховный человек, став в центре цивилизации, в соответствии со своим мировоззрением и в прямой зависимости от своего греха стал устраивать человеческие отношения и собственную жизнь. А поелику все это сопровождалось огромным интеллектуальным развитием, то греховность стала опасной не только для каждого человека, но и для всего рода человеческого,  — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Мы знаем, какими страшными разрушительными средствами, способными погубить весь род человеческий, уже сегодня обладает греховный человек. Единственное, что удерживает людей, — это совесть, понимание того, что невозможно допустить глобальное истребление всей планеты. Но ведь какой это хрупкий механизм, который удерживает человека от самых страшных злодеяний, могущих привести к трагическим последствиям для всего человеческого рода!»

«Действительно, интеллектуальное могущество, которое не сопровождалось и не сопровождается развитием духа человека, укреплением нравственных основ его бытия; прогресс, в результате которого невероятные достижения ума сделались орудием в руках греховного человека, поставили весь род человеческий в очень опасное положение. И вдруг пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот «умный» вирус умеет обманывать человека», — отметил Святейший Патриарх.

«У нас, верующих людей, нет ответа на вопрос, что это за вирус. Это не наше дело, этим пускай ученые занимаются, но мы должны понять, что этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Но если так, какие выводы нужно сделать? Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, — все это может быть в одночасье разрушено силой Божией», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

«Сегодня действительно есть возможность подумать — тем, кто несет ответственность за страны, за международные отношения, — как необходимо взаимодействовать, чтобы исторгнуть человеческое зло из международных отношений, чтобы люди почувствовали себя одной семьей. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами — Господь», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.

«Может быть, для этого все и началось: когда человечество решило практически распрощаться с верой и исторгнуть Бога из своей жизни, Господь напомнил всем нам о Своем присутствии. И дай Бог, чтобы главным уроком из всего, что происходит, было обновление веры, чтобы веру обрели те, кто ее потерял или кто ее не нашел, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — А мы, верующие люди? Мы так привыкли к своей вере, которая превратилась в часть нашего житейского обряда, мы следуем тем или иным традициям и забываем, чему учит нас Евангелие и какими мы должны быть на самом деле. Может, это и для нас очень важный сигнал — обновить свою веру, еще и еще раз открыть Новый Завет, перечитать его священные страницы, задать себе вопрос: «А в каком отношении я нахожусь к этому Божественному тексту? Что он для меня значит? Как я все это исполняю, или я настолько привык, что уже и перестал ставить перед собой эти критические важные вопросы?»»

«То, что происходит с нами, со всем родом человеческим, как уже сказано, — попущение Божие. Но не к смерти, не к гибели, но, верим, к обновлению нашей жизни и, по милости Божией, о том молиться надо, к обновлению всего человеческого рода. Неизвестно, даст ли еще нам когда-нибудь Господь такое удивительное глобальное свидетельство о Его присутствии в мире, как Он дает сейчас, через эту скорбь, побуждая каждого из нас обновить свою веру и вновь осознать, что именно Господь — Царь истории, Он — Творец жизни, Его промыслом управляется мир», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

«Поэтому не со страхом, не со скорбью, но с обновленной верой мы должны воспринимать тяготы, которые обусловлены распространением этого страшного заболевания. Мы действительно должны стать другими, и я стараюсь сказать об этом так громко, чтобы меня услышали все — и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Это действительно шанс для рода человеческого изменить себя, чтобы снова обрести благоволение Божие, а вместе с этим благоволением — и новую жизнь, которая бы устроялась по Божиему закону», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5665416.html

19 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Христос Воскресе!

Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем.

Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство — то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью.

Когда мы говорим о культуре, давайте не забывать, что культура связана с культом, с богослужением, то есть с духовным измерением человеческой жизни. Ну, а что происходит с культурой, когда ее отрывают от этого духовного измерения? Здесь мне можно остановиться и ни о чем не говорить. Каждый из нас, мои дорогие, видит это своими глазами. Люди с пронзительным зрением называют это культурным упадком. Люди, оценивающие это явление культурологически, пожимают плечами и также свидетельствуют: чем дальше современная культура отходит от духовной основы, от вертикального измерения жизни, от высшего Божественного начала, тем менее пригодной она становится для человека. Потому что если в результате конъюнктурного делания совершенствуются только разум и эстетическое чувство, а нравственное чувство человека разрушается, то мало пользы от такой культуры.

Сказанное становится очевидным, когда современный человек, часто далекий от тех мыслей, которыми мы сегодня делимся, начинает не столько рационально, сколько сердцем чувствовать, что что-то не так в той культуре, которая предлагает человеку вместо возвышенного идеала грех. Ведь когда культура предлагает человеку грех в качестве модели поведения, в качестве основного вектора человеческой жизни, когда грех романтизируется и предлагается не только как способ получать наслаждение и удовольствие, но и как непременное условие жизни современного человека, — тогда и происходит упадок культуры. Культура превращается в антикультуру, в разрушительную силу, истребляющую нравственное начало человека.

Совсем не такую культуру предложил нашим далеким предкам этот удивительный духовный тандем двух братьев — просвещеннейших мужей, энциклопедистов, филологов, историков, богословов, соединивших блистательную эрудицию с самым главным — непоколебимой верой и осознанием того, что культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой. Поэтому сегодня для многих людей, особенно работающих в сфере культуры, встает более чем серьезный, жизненно важный вопрос: а какой культуре они служат? А каков результат их участия в культурном делании?

Пусть день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поможет не только деятелям культуры, но и многим из нас ответить на вопрос: когда мы участвуем в некоем процессе — образования, воспитания — на какую культуру мы работаем? К чему мы направляем жизнь следующих поколений — к обладанию подлинной духовной культурой, возвышающей ум и нравственное чувство, или же, напротив, работаем на стороне той силы, которая используя антикультуру, разрушает человека, начиная с его души и сердца?

Да помогут святые равноапостольные Кирилл и Мефодий следовать их путем и нам, и Церкви нашей, и нашей системе образования, и культуре, с тем чтобы укреплялась духовная жизнь, чтобы человек возвышался над животным миром, чтобы все, что делается на этом поле брани, было направлено на разрушение зла и на укрепление начал духа и добродетели. Аминь.

25 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up