НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ? — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

В день памяти мученицы Татианы Гримблит епископ Верейский Пантелеимон совершил Литургию в храме на Бутовском полигоне

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 сентября, в день памяти святой новомученицы Татьяны Гримблит, в храме святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутово была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. На Литургии присутствовали сестры милосердия и добровольцы православной службы помощи «Милосердие», студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, больничные добровольцы, в том числе добровольцы «красной зоны».

«По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый год мы собираемся здесь в таком большом количестве, для того чтобы помолиться святым новомученикам. И это святое место – не только место скорби, но и, конечно, место радости, — сказал после богослужения викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Верейский Пантелеимон. — Среди тех мучеников, которые сегодня поминаются здесь, особое значение для нас имеет святая мученица Татиана Гримблит. Она помогала заключенным епископам, священникам, мирянам. И она сознательно пошла на это милосердное служение. Поэтому ее светлый образ вдохновляет сестер милосердия, студентов Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, добровольцев на служение Богу и людям».

В 1937 году в этот день в Бутово было убито больше 350 человек. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 762 человека. Общее число пострадавших и захороненных в этом месте неизвестно, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит указанную цифру. 

После Божественной литургии была совершена заупокойная лития по невинно убиенным в годы политических репрессий.

Святая мученица Татиана (Гримблит Татьяна Николаевна) родилась 1 декабря 1903 года в Томске. После окончания местной гимназии в 1920 году поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». После окончания Гражданской войны и начала массовых репрессий она почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах Томска, меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в местную тюрьму. Она стала медсестрой, чтобы помогать страждущим. Также святая мученица Татиана писала стихи.

За активную помощь духовенству, заключенным и репрессированным Татьяна Гримблит неоднократно подвергалась арестам и репрессиям со стороны властей. Последний раз ее арестовали 6 сентября 1937 года по обвинению в «антисоветской деятельности». 22 сентября Татьяну приговорили к расстрелу, а 23 сентября 1937 года она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.

Татьяна Гримблит была причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года.

С 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил епископу Пантелеимону ежегодно в день мученической кончины Татьяны Гримблит совершать Литургию в Бутово и приглашать для участия в ней церковных социальных работников, сестер милосердия, добровольцев православной службы помощи «Милосердие», студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-den-pamyati-novomuchenicy-tatiany-grimblit-sostoyalos-bogosluzhenie-v-khrame-na-butovskom-poligone#


23 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Хиротония алтарника Спасского храма Сергея Соколовского в сан диакона

12 марта 2023 года, во 2-ю Неделю Великого поста, Ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл рукоположил в сан диакона алтарника храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, студента 3 курса бакалавриата Сретенской духовной академии Сергея Соколовского.

Хиротония была совершена во время Божественной литургии в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры.

Сорокоуст диакон Сергий Соколовский будет проходить в Сретенской обители.

Поздравляем сердечно диакона Сергия и молитвенно желаем ему помощи Божией в служении Святой Церкви в этом чине.

Источник: https://spasperovo.ru/news/episkop-zvenigorodskij-kirill-rukopolozhil-altarnika-spasskogo-hrama-sergeja-sokolovskogo-v-san-diakona/

16 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Итоги викариатского этапа XV международного детского конкурса «Красота Божьего мира»

Шестой  год подряд  в приходском доме нашего храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове открывается выставка детских рисунков.

Здесь проходит  второй  этап  ХV ежегодного  международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году конкурс посвящен юбилейной дате: предстоящему 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На конкурс были привезены детские работы со всего Восточного викариатства:  из Церковно-приходской школы «Косинская», из кружков и художественных студий при Детских воскресных школах  храмов Преображения Господня в Богородском, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, Храм Рождества Христова в Измайлове,  из Детской художественной школы №7, из студий ИЗО при общеобразовательных школах №1352, №1502, №1563, 1080 из Лицей духовной культуры во имя преподобного  Серафима Саровского и Центра «Слово» при храме прпп. Зосимы и Савватия.

В этом году в очередной раз  на конкурс привезена икона: ученик ЦПШ «Косинская» 17-летний Михаил Малютин в этот раз написал образ святого Илии Муромца . 

Одна икона и 119 рисунков разместились на выставочных полотнах.

12 октября жюри определило победителей. В состав жюри  вошли: ответственный за религиозное образование и катехизацию в Восточном викариатстве иерей Александр Алешин, директор иконописной школы при Храме прпп. Зосимы и Савватия Алимов Даниил Вадимович, преподаватель изобразительного искусства Смирнова Анна Витальевна, выпускники иконописной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия Лычагина Ирина Сергеевна и Кузина Альбина Михайловна.

Победителями викариатского этапа конкурса в 2019 году стали:

В номинации «Православная икона»: 

Малютин Михаил икона преподобный Илия Муромец 17 лет Церковно-приходская школа «Косинская».

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте до 8 лет:

1 место. Тихов Тимофей 8 лет «После боя» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

2 место. Малашенко Елизавета 7 лет «Победный салют» ИЗО-студия при Храме в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках.

2 место. Пономарёв Сергей 8 лет «На безымянной высоте» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Капырин Владимир 6 лет «Город-герой Москва. Красная площадь» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Шашина Полина 4 года «Цветок мира» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

В возрасте до 9 до 12 лет:

1 место. Земскова Полина 10 лет «9 Мая» ИЗО-студия при школе №1502.

1 место. Павлова Валентина 9 лет «В бессмертном полку» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Ершова Евгения 11 лет «Ученье – свет!» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Иванова Мария 11 лет «Ожидание» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Кузьмин Стас 9 лет «У разрушенного храма» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Былым Дарья 12 лет «Он вернулся!» ИЗО-студия при школе №1502.

3 место. Верещагин Александр 9 лет «Вырицкий защитник» ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Лычагин Фёдор 9 лет «Воздушный бой»  ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Снегирёва Алёна 13 лет «В блокадном Ленинграде» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Щеглова Полина 13 лет «В блокадном Ленинграде»ИЗО-студия при школе №1502.

3 место. Лик Лера 14 лет «Встреча»ИЗО-студия при школе №1502.

Кроме этого, еще 28 детских работ вызвали симпатии жюри.

  1. Поповцева Анастасия 8 лет «Оборона Севастополя» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
  2. Скворцова Прасковея 8 лет «Добрая весть» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.
  3. Гринёва София 9 лет «Июнь 1941» ИЗО-студия при школе №1502.
  4. Кононова Маргарита 9 лет «Ожидание радости» ИЗО-студия при школе №1502.
  5. Орлова Дарья 9 лет «Светлое воспоминание» ИЗО-студия при Храме в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках.
  6. Покровская Таисия 9 лет «Война пришла» ИЗО-студия при школе №1502.
  7. Андреев Иван 10 лет «Великое спасение» Храм Рождества Христова в Измайлове.
  8. Арифуллина Вика 10 лет «На передовой» ИЗО-студия при школе №1502.
  9. Глинская Дарья 10 лет «Она молилась за Победу!» ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
  10. Грачёва Ирина 10 лет «Вечная борьба добра со злом» школа №1563.
  11. Денисов Денис 10 лет «Возвращение домой»  школа №1563.
  12. Николаев Антон 10 лет «Отдать последнее. Блокада Ленинграда» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  13. Зенкина Екатерина 11 лет «Спасибо деду за Победу!» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  14. Иванникова Мария 11 лет «После битвы» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  15. Масленников Ефим 11 лет «Опять весна на белом свете» Воскресная школа при Храме Святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше.
  16. Пономарёв Александр 11 лет «Разведгруппа»  Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  17. Фесенко Елизавета 11 лет «Концерт в госпитале» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  18. Сергеев Роман 12 лет «Враг не пройдет» ИЗО-студия при школе №1352.
  19. Ермакова Мария 13 лет «У войны не женское лицо» ИЗО-студия при школе №1352.
  20. Комина Юлия 13 лет «Великая Победа!» Детская художественная школа №7.
  21. Мастафова Дарья 13 лет «Севастопольский вальс» ИЗО-студия при школе №1502.
  22. Нечаевы Ольга и Ксения 13 лет «Атака» ИЗО-студия при школе №1502.
  23. Пшеничная Елизавета 13 лет «Освящение танковой колонны «Димитрия Донского» владыкой Николаем в январе 1944 года»  Лицей духовной культуры во имя преподобного  Серафима Саровского.
  24. Ершова Евгения 14 лет «Память» ИЗО-студия при школе №1502.
  25. Иванова Марина 14 лет «Память» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках. 
  26. Соловьева Анастасия 14 лет «Радость Победы» Детская художественная школа №7.
  27. Снегирёва Мария 14 лет «Парад 9 Мая» ИЗО-студия при школе №1502.
  28. Малышева Елизавета 15 лет «Благословение» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

Выставка детских рисунков на 1 этаже Приходского дома при Храме преподобных Зосимы и Савватия продлится до 1 ноября.

18 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

В храме прошла экскурсия детского лагеря

30 июня состоялась экскурсия в Храм Рождества Христова в Измайлове летнего детского лагеря при ГБУ «Окружной общественный центр имени Моссовета» Территориального управления Измайлово «Солнечная страна».

Инициатором мероприятия выступил патриотический клуб при Храме Рождества Христова в Измайлове «Витязи Отечества».

Экскурсию для ребят провел клирик храма диакон Владимир Исаков. Отец Владимир рассказал об истории храма, храмовом пространстве, чудотворных и старинных иконах, побеседовал с ребятами о православной вере и богослужении.

После этого дети под руководством звонаря Сергея Владимировича Нейбурга поднялись на колокольню, где узнали о некоторых азах колокольного искусства и позвонили в колокола.

В завершение встречи гостей познакомили с воскресной школой и напутствовали небольшим угощением.

«И дети, и взрослые остались в восторге. Ребята получили множество впечатлений, которыми потом делились дома с родителями. Было интересно и познавательно! Эта экскурсия повлияла даже на тех детей, которые не являются православными, — отметила заместитель руководителя Территориального управления «Измайлово» ГБУ г. Москвы «Окружной общественный центр имени Моссовета» Лариса Игоревна Карасева. — Такие мероприятия обязательно нужны. Дети должны знать православную веру, основу и опору своей страны, знать, к чему обращаться. Надеемся, что мы продолжим наше взаимодействие и в следующий раз придем уже с новой группой детей».

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

2 июля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up