НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ? — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Опубликовано: 4 февраля 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

Прошла Литературная встреча

6️⃣ октября в храме Святой Троицы при ДГКБ св. Князя Владимира состоялась долгожданная Литература встреча, посвященная творчеству Бориса Пастарнака

Встреча началась с рассказала Елены Орехановой о жизни поэта.
Стихотворение «На Страстной» стало первым, которое стали читать и подробнее разбирать участники встречи. В нем через оригинальное переплетение идиллии и баллады совершается неканоническое с христианской точки зрения Воскресение природы и человека. Стихотворение стало третьим в цикле «Стихотворений Юрия Живаго». Оно датируется 1946 годом – то есть является одним из самых ранних в цикле, который писался до конца 1953 года. В стихотворении задается евангельский сюжет, за который Пастернак, а точнее созданный им поэт Юрий Живаго, еще не взялся. Здесь он буквально прорастает сквозь совершенно идиллическое сознание.

На второй половине встречи, участники читали с большим трепетом подготовленные заранее стихотворения

Очень радостно, что наши встречи посещает с каждым разом всё больше ценителей русской литературы.

❤️Спасибо каждому участнику за тёплую и душевную атмосферу в это осеннее воскресенье!

На Страстной

Ещё кругом ночная мгла.
Ещё так рано в мире,
Что звёздам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Ещё кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрёстка до угла,
И до рассвета и тепла
Ещё тысячелетье.

Ещё земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вто́рить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьёт водовороты.

И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,
И чёрный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу кре́стный ход
Выходит с плащаницей,
И две берёзы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.

И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки ро́здал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь —
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

<1946>

8 октября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный забег пройдет в Новогиреево

10-й Благотворительный забег
в районе Новогиреево, вокруг Большого Перовского пруда «В защиту жизни до рождения»

19 октября в 14.00 стартует благотворительный забег в поддержку матерей с маленькими детьми и беременных женщин, оказавшихся в трудном положении.


«Делать добрые дела проще, чем кажется! А в нашем случае, это не просто благотворительность, а настоящее спасение детей. Только подумайте: благодаря Вашему вкладу мы сбережем от аборта сотни и даже тысячи жизней! Берите всю свою семью, друзей и посвятите день чему-то большому и действительно ценному».


Партнёры НКО «Содружество увлечённых», Московский сувенир «Перовская мурава», клуб реконструкторов «КИР Хорфагре»  проведут для детей мастер-классы по настольным играм, и детскую лотерею, бои на тямбарных мечах,  для всех зрителей турнир  реконструкторов.


Участники могут выбрать одну из следующих дистанций: 1 км 50 м, 2км 100м, 5км 250м, 10 км.
Место проведения забега – берег пруда в парке на ул. Перовская 64

Организатор соревнований: фонд храма святого князя Владимира. Генеральный спонсор «Видеоглаз»

Приходите, будем рады Вас видеть!
Зарегистрироваться на забег и узнать подробную информацию можно по ссылке: https://svzabeg.ru/

4 октября 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Гольянове прошел круглый стол

27 сентября 2024 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Приходском доме храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове прошел круглый стол, посвящённый межнациональному взаимодействию в сфере охраны общественного правопорядка под председательством настоятеля, заведующего сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерея Романа Богдасарова.

В данном мероприятии приняли участие: заместитель начальника Главного военно-политического управления Росгвардии полковник Дмитрий Бушуев, ведущий координатор общественного движения «Русская община» Андрей Ткачук, предводитель Московского дворянского собрания, почетный член Императорского православного палестинского общества князь Григорий Гагарин, заместитель председателя Совета ветеранов Московского ОМОН “Авангард” Сергей Кобыляцкий, бывший командир харьковского отряда спецназа “Беркут”, автор книги “Непокоренный Беркут” Дмитрий Собына, глава ревизионной комиссии храма, инспектор Московского уголовного розыска в отставке, Георгий Фёдоров, Олимпийский чемпион по дзюдо, директор спортивного центра единоборств и физического развития Расул Бокиев.

Собравшихся участников круглого стола встретили воспитанники гимназии Православного Зосимо-Савватиевского Образовательного центра, которые организовали сборы и передали через настоятеля необходимую гуманитарную помощь для раненых военнослужащих, вернувшихся из зоны проведения специальной военной операции.

 В рамках круглого стола была зачитана правительственная телеграмма с приветствием и поздравлением настоятеля с днем священнической хиротонии от заместителя Директора Росгвардии генерал-полковника Алексея Воробьева, в которой прозвучали слова о деятельной работе Сектора по взаимоотношениям с Росгвардией в лице его заведующего, духовном попечительстве о защитниках Отечества. Также свое поздравление направил начальник ГВПУ Росгвардии генерал-лейтенант Денис Ермаков.

Кроме того, в этот день почетный настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков поздравил настоятеля с днем священнической хиротонии и пожелал всем собравшимся плодотворной работы и Божьего благословения на благие труды.

В ходе проведения заседания круглого стола участники обменялись мнениями о важности сотрудничества Церкви, силовых структур и общественных организаций для поддержания общественного порядка и безопасности в столичном регионе.

Также в рамках мероприятия от ветеранов Росгвардии приходу храма была преподнесена картина «Спаси и сохрани» донецкого художника Николая Кривопустова, написанная им в 2014 году.

В завершение круглого стола все собравшиеся подтвердили свою готовность к совместному взаимодействию, подчеркивая значимость единства и взаимопонимания для достижения порядка и благополучия граждан.

Пресс-служба Восточного викариатства и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

28 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Делегация посетила Дальневосточный регион

По согласованию с Начальником Главного военно-политического Управления Росгвардии генерал-лейтенанта Дениса Петровича Ермакова и по благословению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Светлой седмице совместная делегация Синодального военного отдела и ГВПУ Росгвардии совершила поездку в Дальневосточный регион.

В совместной делегации приняли участие:

1. полковник Артем Николаевич Баринов – и.о. руководителя отдела по работе с религиозными организациями Главного военно-политического Управления Росгвардии,

2. иерей Роман Богдасаров — настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий сектором Росгвардии Синодального отдела,

3. иерей Владимир Никитенко – заместитель заведующего сектором Росгвардии, служащий священник Московского ОМОН «Авангард» и СОБР «Столица» при ГУ Росгвардии по г. Москве,

4. диакон Илия Хисматулин — окормляющий 95-ю дивизию Росгвардии. В ходе визита состоялись встречи с архипастырями и духовенством Хабаровской и Камчатской епархий, руководством и личным составом территориальных структур Национальной гвардии городов Хабаровска и Петропавловска-Камчатского.

Программа включала участие в богослужениях, лекции для военнослужащих, рабочие встречи с военным духовенством и представителями других конфессий. Особое внимание уделялось вопросам патриотического воспитания, взаимодействия с религиозными организациями и духовно-нравственной подготовке личного состава. Поездка завершилась торжественным концертом Академического ансамбля песни и пляски Росгвардии, посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

24 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up