8 и 9 июня в стенах Марфо-Мариинской обители милосердия прошел третий благотворительный фестиваль «Белые крылья».
Организаторами фестиваля выступили Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, Медицинский колледж № 1, АНО ЦКБ «Больница Святителя Алексия» и Марфо-Мариинская обитель.
Представители Восточного викариатства участвовали как в организации фестиваля, так и помогали в его проведении как волонтеры: встречали и регистрировали гостей у входа, сопровождали их на территории обители, помогали в организации благотворительной ярмарки, участвовали в праздничном концерте.
Программа фестиваля включала увлекательные дискуссии и мастер-классы, а также благотворительную ярмарку.
Два дня для гостей фестиваля студенты и преподаватели совместно с врачами больницы святителя Алексия проводили мастер-классы на 4 площадках: «Безопасный отдых на природе», «Первая помощь при комбинированных травмах», «Первая помощь при неотложных состояниях», «Состав тактической аптечки».
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
22 марта 2023 года в Медицинском Колледже №1 Департамента Здравоохранения г.Москвы прошел Круглый стол «Традиционные ценности наших народов».
Организаторами круглого стола выступили Восточное викариатство г.Москвы, Медицинский Колледж №1 Департамента Здравоохранения г.Москвы и Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.
Основными выступающими стали диакон Георгий Разумовский, клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади, ответственный за работу с ВУЗами и научными сообществами по Восточному викариатству Московской епархии и имам Шамиль-хазрат Арсланов, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ.
Все участники ориентировали слушателей на базовые духовные ценности в процессе построения жизненной и профессиональной траекторий. Беседа плавно перешла в диалог, во время которого молодежь имела возможность получить ответы на интересующие их вопросы о месте религии и веры в жизни современного человека, особенностях взаимодействия образовательных и религиозных организаций, потенциале духовного развития современной молодежи и семейных ценностях в современном обществе.
Студентами-медиками были заданы важные жизненные вопросы: какие изменения претерпевают традиционные ценности наших народов в современных реалиях, к кому прислушиваться молодым людям, что является высшей ценностью и прочной основой здорового общества?
Состоявшийся круглый стол отличался творческой конструктивностью и выявил общность позиций участников по целому ряду актуальных вопросов, а также засвидетельствовал неотложность межрелигиозных усилий в сохранении мира и общечеловеческих ценностей.
11 декабря в 5 здании школы №1598 прошла встреча учащихся 7 классов с писателем и публицистом Василием Давыдовичем Ирзабековым. Миссионерская служба храма прпп. Зосимы и Саввы Соловецких в Гольяново решила познакомить школьников района Гольяново с этим ярким, интересным, глубоким человеком, и таким образом помочь учителям в воспитании подростков, потому что, к сожалению, современному человеку часто приходится слышать бранные слова. Употребление «крепкого словца» иногда даже кажется оправданным, а в детской и молодежной среде ложно считается признаком взрослости, мужественности, «крутости».
Василий Давыдович предложил школьникам задуматься о происхождении скверной лексики и о последствиях её употребления в речи. В течение часа писатель приводил ребятам аргументы, убеждающие, что произносить бранные слова не просто невоспитанно, некультурно, а и очень опасно. Обращаясь к значению и происхождению слов, доказал, что сквернословия и оскорбления приводят к неуспешности, а затем и к разрушению личности, негативно влияют на здоровье, особенно если речь идет о детях в перинатальный период. Закончил Василий Давыдович духовным аспектом, объяснив школьникам, что матерные слова – это хула на Божию Матерь. Для тех же, кто не относит себя к верующим, православным людям, объяснил, что матерные слова – это оскорбления, в первую очередь, в адрес матерей, призывая задуматься, допустимо ли это? Кроме этого, обратил внимание школьников, что в русской культуре Матерью называют Родину, поэтому, употребляя скверную лексику, человек оскорбляет не только женщину, давшую ему жизнь, но и Родину-Мать, свою Отчизну.
По окончании беседы ребята подошли к Василию Давыдовичу и поблагодарили его за интересный рассказ, а также сообщили, что подписались на его телеграм-канал и хотели бы с ним встретиться повторно. Василий Давыдович был рад, что его слова тронули умы и сердца подростков, заставили их задуматься.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Саввы Соловецких в Гольяново
30 апреля 2022 года спортсмены клуба “Илиин Светоч” приняли участие в Иверском забеге. Он в течение 26 лет проводится в Москве от Иверской часовни на Красной площади до бывшего Перервинского монастыря во вторник Светлой седмицы, в переходящее празднование Иверской иконы Божией Матери.
“Вместе с остальными спортсменами, мы встретились в Иверской часовне, прямо у входа на Красную площадь. Совершив соборную молитву, священник окропил нас святой водой и благословил на предстоящее состязание”, — сообщил руководитель спортивного клуба Максим Швец.
В забеге участвовали священнослужители московских храмов. После общей разминки бегуны выдвинулись по маршруту через Красную площадь на Кремлевскую набережную и далее к Николо-Перервинскому монастырю. Каждый бежал в комфортном для себя темпе, среди бегунов были дети, некоторые из них ехали на самокатах. Основная часть дистанции пролегала по набережным Москвы-реки и через город. Из числа спортсменов клуба «Илиин Светоч», впервые на дистанции 15 км дебютировал Давид Себич (он прибежал вторым, уложившись в 1 час 35 минут).
После забега черкизовские спортсмены сделали небольшую заминку (растяжку), поднялись на колокольню Николо-Перервинского монастыря и позвонили в колокола, зашли в собор и приложились к чтимому списку иконы Иверской Божией Матери, — к тому самому, который крестным ходом был перенесён в это святое место 26 лет назад.